Подвижные игры в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников Выполнил : Вагнер Наталья Руководитель: Цицорина Любовь Николаевна
Цель: выявить эффективность воздействия подвижных игр в рамках спортивно- оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников
Задачи: 1. Проанализировать научно- методическую литературу по данной теме. 2. Подобрать программу, внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления для обучающихся в начальной школе. 3. Выявить эффективность воздействия данной программы у детей младшего школьного возраста.
Содержание Ведение Глава 1. Литературный обзор 1.1. Анатомо-Физиологические и психические особенности детей младшего школьного возраста 1.2.Подвижные игры, применяемые в рамках спортивно- оздоровительного направления внеурочной деятельности с учетом физиологических особенностей школьника Глава 2. Подвижные игры в рамках спортивно- оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников 2.2. Методические подходы к использованию подвижных игр 2.3. Учет состояния здоровья при подборе подвижных игр Заключение Литература Приложение
Формы организации Школа Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр.
Семья Вторая половина учебного дня, выходные дни Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность
Учреждения дополнительного образования детей Вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря Каникулы Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)
Спортивно-оздоровительная работа организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее. Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста – игра.
Подвижные игры Подвижные игры – не только одно из основных средств физического воспитания детей, они также способствуют развитию психических процессов у детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Для развития выносливости и координации движения в занятия по внеурочной деятельности используются такие игры, как «Волк и козлята», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука», «Охотники и утки». Эти игры преимущественно с бегом. Для восстановления организма включаю такие игры: «Класс, смирно!», «Запрещенное движение», «Цапля и лягушка» и др
Реализация деятельности по спортивно- оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.Для решения задачи по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни мной была подобрана программа внеурочной деятельности по спортивному направлению «Подвижные и командные игры».
«Подвижные и командные игры». Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Проведения соревнований, различных эстафет, спортивных праздников. Формы контроля:
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь». Простые и усложненные
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
Игры с быстрым нахождением своего места В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота».
Зимние игры на снеговой площадке В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб
Игры с сопротивлением и борьбой Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».
Заключение На основании анализа литературных источников по теме курсовой работы, мы установили, что особая роль в физическом воспитании принадлежит подвижным играм. Подвижные игры позволяют ликвидировать дефицит двигательной активности у детей младшего возраста, а степень удовлетворения определяет, в свою очередь, физическое развитие детей, формируя органы и системы детского организма. Широкое применение подвижных игр в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников обеспечивает оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Вывод В подвижных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Следовательно, игра должна присутствовать в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности младших школьников в той мере, в какой она необходима для создания «гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок» (О.С. Газман), коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.
Список литературы 1. Башкиров П.М. Учение о физическом развитии человека - М.: Издательство МГУ, Былеева Л.В. Подвижные игры. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е, перераб. и дополнит., изд. – М., «Физкультура и спорт», 2012 г. 4. Детские народные подвижные игры/Сост. А. В.Кенеман, Т. И.Осо-кина и др. М., Зимкин Н.Ф. Физиология человека – М.: ФиС, Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учеб. пособие ля студентов пед. ин-тов по спец «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: «ФИС», 2009г. 8. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / Сост. М.И.Логинова. - СПб., Скопинцев А.Г. Народные спортивные игры. М., Лаврентьев В.В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры Начальная школа. 2011, Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть Дошкольное воспитание. 2005, Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников. 2012, 8