ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – МЕГАПРОЕКТ РУССКОГО МИРА Руководитель проектной группы А.А. Попов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интенсификация обучения в условиях открытого дополнительного образования Попов Александр Анатольевич.
Advertisements

Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Методический центр Работа педагога более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. К.Д. Ушинский Процесс обучения, как и дети,
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 25 1 Маркова Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Активизация обучения Практико-ориентированный характер обучения Делегирование учащимся инициативы в организации своего учебного познания.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Сопровождение деятельности педагогов в ДОУ Система работы.
Транксрипт:

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – МЕГАПРОЕКТ РУССКОГО МИРА Руководитель проектной группы А.А. Попов

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Введение. «Открытое образование» «Школа самоопределения» «Конструирование возможностей»

Страна, позиционирующая себя на мировой карте не как объект, а как субъект мировых отношений, может делать это в трёх рамках. Геополитика: обозначение своих территорий и недопущение действий иных стран как субъектов на этих территориях. Геоэкономика: обозначение уникальных ресурсов и производственных технологий в мировых экономических цепочках. Геокультура: обозначение уникальной идентичности и уникальных технологий работы с идентичностью, развития человеческого потенциала и его капитализации.

Россия Геополитика: отказ играть по правилам «демократического блока» с его двойными стандартами, создание политических технологий защиты от «оранжевых революций». Геоэкономика: включение в экономические схемы новой индустриальной кооперации (BRICS). Геокультура: внятно современная Россия в этом поле не позиционирована. В самом деле, что мы можем противопоставить макдональдсам, микки- маусам и трансформерам, кроме берёзок, матрёшек и балалаек?

Геокультурные ресурсы: Литература, сумевшая обозначить тематику нравственного выбора и рефлексии ещё в 19 веке и по-прежнему удерживающая эту тематику, в том числе в форме, доступной для современных подростков. Технологии организации коллективного мышления в проблемных ситуациях, позволяющие преодолеть ограничения конкретных областей знания. Образование, выстроенное на основе культурно- исторической теории и деятельностного подхода.

Образование: Развивающее обучение, позволяющее одновременно эффективно учить детей писать, читать, считать и учить спорить, сомневаться, договариваться и соглашаться. В начальном школьном возрасте. Возрастная школа, позволяющая устроить образование так, чтобы взрослеющий человек логично проходил этапы взросления, от учебного действия через познавательный интерес к жизненному интересу Школа самоопределения, помогающая выстроить: образ себя; способ определения себе подобных, взаимодействий и взаимоотношений с ними; собственный образ объективной действительности. Всё это в совокупности даёт картину мира.

«Школа самоопределения» строится на принципах: открытость ситуации, возможность каждого ученика поставить свои цели, опираясь на свой стартовый уровень и свои интересы; множественность типов знаний и подходов, научное знание сопоставимо с практическим умением, интуицией, всё это вместе собирается в общее действие; наличие сложной задачи, именно такой, которая требует совмещать разные знания и подходы, допускает разные стартовые уровни и интересы.

Примеры таких задач: снять кино или поставить спектакль в соответствии с собственным замыслом, которые через двадцать лет показывали бы, кого мы считаем героями своего времени; издать газету или создать блог, который было бы интересно читать не только друзьям и одноклассникам, но и… всем школьникам страны, всем взрослым, кого интересуют школьники, всем школьникам мира; найти модель экономических отношений, которая будет одновременно эффективной, как капиталистическая, и справедливой, как социалистическая, и проиграть эту модель в придуманной стране; придумать колесо (для детской или инвалидной коляски), которое само могло бы подниматься или спускаться по лестнице, сделать это колесо и движущееся благодаря ему устройство; восстановить логику решений Екатерины Великой и императорского двора, приведших к созданию основной военно-морской базы на Чёрном море в Севастополе, заодно проиграть возможные исторические альтернативы; на примере таких авторов, как Лев Выготский или Аркадий и Борис Стругацкие выяснить, при каких условиях люди могут сказать Я психолог. А кто тут ещё психологи. Или Мы пишем фантастику. А что, кто-то ещё умеет писать фантастику? построить алгебраическую теорию точек зрения; придумать и создать такую социальную рекламу, благодаря которой никому не будет приходить в голову ломать зелёные насаждения или топтать траву во дворах.

Организация «школы самоопределения» открытое дополнительное образование. Массовое образование строится по схеме «один вход– один выход», единые условия готовности к образованию и единые требования к образовательным результатам. Сложившееся дополнительное образование позволяет индивидуальные образовательные запросы и заказы, но не умеет ставить задачи, выходящие за пределы массовых ожиданий; например, умеет хорошо учить английскому языку, но не умеет учить английской этике. Открытое дополнительное образование заранее предполагает индивидуальные образовательные запросы и заказы и умеет адаптироваться под индивидуальную ситуацию ученика, его стартовые условия и ожидаемый образовательный результат.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Открытое дополнительное образование как ресурс регионального развития

Социально образовательная ресурсность региональной дифференциации. Схема 1 «Региональной сборки - интерпретации» Схема 2 «Моделирования региона – организации пробы» Схема 3 «Капитализации региона – компетентностного роста»

Региональные приоритеты и мега-проекты в дополнительном образовании (несколько параллельных блок-схем): Мегаполис столичного типа => капитализация школьниками многообразия мегаполиса => проектно-аналитическая игра: квест, социальное моделирования, прямые продуктивные действия. Крупный экономический и культурный центр => освоение школьниками современных практик и развитие способности к инновациям => конкурс деятельностных образовательных форм. Административный центр => развитие способности к территориальному позиционированию => тренинг гуманитарной географии; программа тренингов по самоуправлению освоение современных практик => деятельностные лаборатории. Культурный центр => освоение и осмысление культуры как капитала => система деловых и ролевых игр. Моногород => преодоление стереотипов, развитие уверенности и творческих способностей => массовый тренинг; самоопределение в горизонтах современного мира => культурно- просветительские программы деятельностного характера.

Деградирующий город => развитие способности верить в себя => массовый тренинг социальной компетентности; освоение современных практик => деятельностные лаборатории; развитие способности менять обстоятельства => система проектно-образовательных игр по социальному творчеству. Преуспевающее сельское поселение => освоение и капитализация мировой культуры => культурно- просветительские программы деятельностного характера; становление «новых сельских хозяев» => проектно- образовательные модули и квесты. Деградирующие сельские поселения => расширение горизонтов школьников => культурно-просветительские программы деятельностного характера; развитие способности верить в себя => массовый тренинг социальной компетентности; формирование современных трудовых навыков => деятельностные практикумы; компенсация дефицитов основного образования => тренинги и интенсивные модули по школьным предметам.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Этапы внедрения новой системы дополнительного образования и новая оргструктура открытого ДО

1 этап. Прецеденты (от 1 до 3 лет). (направление => базовая деятельность) Система конференций и слётов => Содержательное управление за счёт аналитики, переговоров, методического оформления опыта. Конкурс образовательных программ и технологий => Выявление и внедрения новых единиц образования. Кадровая школа => подготовка и переподготовка специалистов («квалифицированных исполнителей» и «лидеров»), выращивание проектных замыслов. Проведение «образцовых» интенсивных школ (зимний и летний модули) => непосредственное внедрение технологий включения учеников в современные практики. Форум одарённых детей в форме компетентностной олимпиады => выявление школьников с рекордными данными и работа с ними в особом подходе. Организационно-управленческие семинары => планирование и программирование работ, инициирование субъектов. Экспериментальные площадки => разработка и внедрение перспективных технологий. Методические объединения => выявление, оформление и тиражирование существующего опыта. Создание базы данных по дистанционным программам и олимпиадам => картирование возможностей, сообщение о них педагогам и детям. Разработка и утверждение программ развития дополнительного образования и молодежной политики => установление основных ориентиров и норм.

2 этап. Оформление (от 2 до 5 лет). Создание/оптимизация нормативно-правовой базы => нормирование, преобразование деятельности в соответствии с нормами. Кадровые школы для авторов образовательных программ и педагогов дистанционного образования => подготовка квалифицированных разработчиков и управленцев. Система летнего образовательного отдыха на конкурсной основе => превращение пространств «досуга» в пространства образования и развития; выявление и подготовка разработчиков и управленцев в этом сегменте. Конкурс образовательных программ в муниципалитетах => тиражирование и массовизация устоявшихся единиц образования; выявление новых разработчиков и управленцев; массовизация разработок среди педагогов. Слёт добровольческих движений => внедрение новой нормы социально-образовательного проекта, управление школьными общественными объединениями. Создание центров дистанционного образования => массовизация дистанционного образования, управление им, методическое обеспечение его.

3 этап. Институционализация (от 2 до 5 лет). Уравнивание программ интенсивных школ, практиумов, путешествий с учреждениями ДО => институционализация, легитимизация, нормирование эффективных форм. Переход на новую систему кадровой политики, штатных расписаний, оплаты труда => приведение системы обеспечения эффективных форм и институтов в соответствие с их реальными потребностями. Внедрение новых систем оценивания образовательных результатов (для школьников и педагогов) => приведение мониторинга и контроля качества новых форм и институтов в соответствии с их реальными задачами. Внедрение системы образовательного подряда => внедрение эффективных схем управления, привлечение новых ресурсов, расширение круга технологий и их субъектов. Создание центров технологических разработок => упорядочение технологического обеспечения и содержательного наполнения сферы, увеличение её управляемости. Внедрение сетевых образовательных программ и сообществ => концентрация ресурсов и расширения спектра образовательных возможностей. Конкурс программ дистанционного образования => расширение круга дистанционных программ, оптимизация управления ими, адаптация их к потребностям школьников. Слёт историко-культурных объединений школьников => внедрение новой нормы культурно-образовательного проекта, управление школьными исследовательскими и творческими объединениями. Проведение межрегиональных и международных образовательных проектов => расширение образовательных возможностей, капитализация образовательных ресурсов.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Содержание открытого дополнительного образования и новые программные направления

Программные направления Существующие системы дополнительного образования созданы в индустриальную эпоху, готовили детей к включению в существующие стабильные системы в качестве функционера. В наше время индустриальное производство и управление деградирует/начинает выполнять обслуживающие функции. Экономический рост и социокультурное развитие за счёт сетевых проектов и программ, реализуемый гибко меняющимися сообществами. Система открытого дополнительного образования готовит детей к освоению практик и систем деятельности, к включению в изменяющиеся системы производства и динамичные сообщества в качестве субъектов, к конструированию новых экономических цепочек.

Традиционное дополнительное образование: техническое творчество моделирование сложных технических объектов; исполнительское мастерство в разных видах искусств; основы профессионального (ремесленного) мастерства; дополнительные знания по учебным предметам. Новое, открытое дополнительное образование: введение в основные современные практики в качестве (со)автора целостных проектных замыслов; овладение принципами исследования, управления (в том числе, капитализации и стратегирования), создания нового (творчества); овладение способностью управлять собой; формирование системных представлений о мире, которые можно использовать при самоопределении и в деятельности.

НАПРИМЕР: технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред; технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами; антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития; технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы; инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи; визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.); сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернет.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ Принцип организационного обеспечения

В традиционном дополнительном образовании: соорганизация «приказная», исполнители не субъекты, руководители функционеры и иногда субъекты, в результате никто не обеспечивает целостный результат; организация образовательного процесса «конвейерная»: каждый педагог выполняет свою функцию и не может даже сам для себя разрабатывать методики; принципы оплаты труда: зависит от количества выработанных часов, наполняемости групп, побед школьников на формальных конкурсах; принципы финансирования расходов: финансируются основные фонды, заработная плата согласно штатному расписанию и, в меньшей степени, расходные материалы из стандартного набора.

В открытом дополнительном образовании: соорганизация: кооперативная, исполнители либо субъекты своего блока задач, либо соучастники общего замысла, руководители заведомо субъекты общего замысла, команда за счёт специальных процедур согласования решений и самоопределения её членов обеспечивает общий результат; организация образовательного процесса: целостная через удержание образовательных задач и обеспечение их решения, через формирование и поддержание процессов, через конструирование образовательного пространства; принципы оплаты труда: сдельная по сложности решаемых задач (требуемые затраты умственных и физических сил, требуемая квалификация), по характеру образовательных результатов (системность, прочность, значимость для становления и самоопределения ученика), по роли в достижении общей цели образовательного проекта/программы; принципы финансирования расходов: в соответствии с задачами образовательных проектов и спецификой технологий, для обеспечения необходимого конкретного результата.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Смена дидактических форм и образовательных технологий

Традиционное дополнительное образование Задача: дать ЗУНы, общие представления о чём-либо, опыт «отдельных случаев», дополнительные к основному образованию, но соотносящиеся с ним. Отсюда методы, близкие к школьным, но с большей долей самостоятельной практической работы над конкретным продуктом, культурная значимость которого не принципиальна, а новизна часто вредна. Открытое дополнительное образование Задача: формирование компетентностей, введение в современные практики, появление картины мира, самоопределение, субъективация (вместе с овладением «инструментами субъектности», в том числе, проектной деятельностью). Отсюда методы, обеспечивающие сопровождение собственных действий школьника, оптимизирующие пространство его действия с точки зрения получения нужного опыта, воссоздающие для него максимально полную и объективную ситуацию современного мира и его собственных возможных будущих действий: игровое моделирование действительности и деятельности; решение проблемно организованных задач, связанных с практикой; учебные проекты, в том числе, производственного характера; практико-ориентированные исследования; образовательные путешествия разных масштабов; индивидуальное сопровождение (тьюторство, коучинг, и т.п.); открытые образовательные среды, в том числе, виртуальные; квесты, связанные с посещением различных пространств, в том числе, специально выстроенных как образовательные; компетентностные олимпиады.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ Результативность «Школы самоопределения» Русского мира (Открытого образования)

Для школьника: субъектность => возможность управлять своей жизнью; установка на успешность; способность осваивать новые знания; способность продуктивно действовать; способность кооперироваться; способность выстраивать комфортную социальную среду; способность побеждать. Для экономической ситуации: квалифицированные специалисты; новые бизнесы; новые разработки. Для социальная ситуация: стабильность (людям незачем бунтовать, они сами строят свою жизнь); удовлетворённость; инструменты постоянного развития (за счёт общественных инициатив); корпоративность (за счёт способности и необходимости кооперироваться).

Для культуры: повышение её востребованности (великая русская культура нужна людям: а) рефлексивным; б) деятельным; в) уверенным в себе); возможность развития её традиций и новых достижений. Для международного позиционирования: русские компетенции; русские инновации; комфортная среда деятельности, легко интегрирующая иностранцев; сочетание «инициативного/субъектного» и «устойчивого/корпоративного» характера нового российского пространства.

OPENCU.RU