Курсовая работа задание, которое выполняется студентами высших и средне - специальных учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подробный план создания исследовательской работы.
Advertisements

Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. «Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, имеющей профессиональную направленность,
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Общие требования к оформлению печатного варианта исследовательских работ.
Исследовательская работа Автор презентации - к.п.н., замдиректора по НМР ГБОУ лицей 82 Модестова Т.В.
Правила оформления студенческих работ. 2 Реферат Курсовая работа ( проект ) Дипломная работа ( проект ) Титульный лист Содержание Введение Основная часть.
Указания по написанию курсовой работы. Цель курсовой работы по курсу– закрепить и обобщить полученные в процессе обучения знания, провести самостоятельное.
Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Правила оформления исследовательской работы Старновская Ольга Викторовна, учитель русского языка литературы Талаканской СОШ 6 Амурской области Бурейского.
Транксрипт:

Курсовая работа задание, которое выполняется студентами высших и средне - специальных учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям. Целью курсовых работ второго курса является: закрепление и углубление студентом теоретических и практических знаний по выбранной специальности, их применение для решения конкретных творческих и научных задач.

Задачи курсовой работы на втором курсе: развитие навыков самостоятельной работы с литературой; овладение методами и методиками исследования; освоение программ статистических расчетов; формирование умений грамотно излагать материал, убедительно обосновывать выводы и составлять практические рекомендации.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговая аттестационная работа студента, которая выполняется им на выпускном курсе. Цель выпускной квалификационной (дипломной) работы заключается в определении исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности.

Задачи дипломной работы: систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их применение при решении конкретных научных задач; совершенствование профессиональной компетентности студента путём изучения научной, справочной, научно- методической литературы; развитие навыков использования информационных технологий в исследовательской и практической деятельности; воспитание у студентов чувства ответственности за выполненную ими работу и сформулированные выводы, умения обоснованно защищать их; закрепление в процессе выполнения работы полученных ранее исследовательских умений и навыков самостоятельной работы; овладение методами научного исследования.

Общими требованиями к курсовой и дипломной работе являются: целевая направленность; чёткость построения; логическая последовательность; глубина исследования и полнота освещения вопросов; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность и достоверность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций; грамотное оформление.

Профиль дипломной работы специалиста определяется перечнем дисциплин ФГОС его вариативной части, разработанной в СурМК. Любое научное исследование начинается с постановки проблемы, выделяемой для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?».

Формулировка темы (названия) курсовой и дипломной работы Количество слов в теме должно быть не более тринадцати, включая предлоги. Темы курсовых работ после согласования с научным руководителем утверждаются на заседании соответствующих МО. Темы дипломной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются на заседании МО, методического совета, педагогического совета и приказом по колледжу.

Структура работы должна отвечать требованиям, предъявляемым к непубликуемым научным документам. Обязательными структурными частями работы являются: титульный лист; содержание (оглавление); введение (не более 3х страниц); теоретическое обоснование исследования в виде обзора литературы (8 – 12 страниц);

материалы и методы исследования (6 – 8 страниц); результаты собственных исследований и их обсуждение: организация исследования (описание эксперимента), изложение полученных результатов (5 – 10 страниц); заключение или выводы (1 – 2 страницы); список использованной литературы (30 – 50 источников).

Решением педагогического совета по представлению методических объединений назначаются руководители дипломных работ из числа преподавателей колледжа. Руководителями могут быть научные сотрудники и высоко квалифицированные специалисты других учебных и академических заведений, учреждений и организаций.

Процесс подготовки дипломной работы можно представить как выполнение студентом следующих исследовательских операций: выбор темы исследования; составление графика работы; изучение научно-методической литературы; обоснование актуальности, определение противоречий и проблемы исследования;

определение объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; разработка рабочей гипотезы; выбор методов исследования; подготовка и проведение экспериментальной части исследования; математико-статистическая обработка результатов исследования; обобщение и интерпретация результатов исследования;

формулировка выводов и практических рекомендаций; оформление работы; предварительное обсуждение работы на заседании МО (предзащита); подготовка текста выступления; подготовка ответов на замечания рецензента; защита дипломной работы. Рассмотрим подробнее основные этапы выполнения работ и возможное содержание некоторых разделов.

Выбрав тему будущей работы, студент совместно с руководителем определяет характер и примерное содержание работы. Студенту выдается задание на ВКР. Задание представляет собой краткий план работы, в котором раскрывается содержание ее будущих глав и подразделов. Цель составления задания - представление содержания, которым автор собирается наполнить дипломную работу.

Так, типовое задание должно содержать следующую информацию: тема работы; Ф.И.О. студента, группа, специальность; Ф.И.О. научного руководителя, ученая степень, ученое звание, должность, место работы; Ф.И.О. рецензента (если уже известно), ученая степень, ученое звание, должность, место работы; краткое содержание по главам (не более трех строк на главу);

справочный аппарат (наличие приложений, указателей, иллюстративного материала, протоколов первичного исследования). Образец бланка задания к выпускной квалификационной работе – в Приложении1. Руководитель составляет график работы над ВКР или курсовой.

В качестве важнейших этапов работы в графике должны быть предусмотрены: составление программы исследования; подготовка аналитического обзора темы; сбор исходных эмпирических данных; обработка и анализ полученной информации; выполнение проектно-расчетных работ (если таковые имеются); подготовка и оформление текстовой части дипломной работы, (проекта); подготовка и оформление наглядного (графического) материала. После составления графика студенту следует приступить к подбору литературных источников и сбору первичной информации.

Во введении даётся обоснование выбора темы, структуры и содержания работы. Оно должно быть написано кратко и предельно чётко. Обычно введение состоит из следующих пунктов: Постановка проблемы. Обоснование выбора темы, определение актуальности исследования. Определение границ исследования (объект, предмет исследования, хронологические рамки).

Определение цели работы и подчинённых ей более частных задач, гипотезы исследования. Указание теоретической и практической значимости исследования. Методы исследования, примененные при написании работы. Характеристика основных этапов работы. Во введении к дипломной работе должна быть добавлена информация о наличии выступлений по данной теме на семинарах и конференциях или опубликованных работ (апробация работы).

Актуальность научного исследования - это аргумент в пользу проведения работы. Актуальность означает необходимость выполнения исследования, сформулированного в теме, в данный момент времени, его своевременность, соответствие потребностям дня. Объект исследования - это часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующая независимо от нашего знания о ней, явление или процесс, выбранный для изучения. Один и тот же объект может исследоваться разными науками.

Предмет исследования отражает ту сторону объекта, которую изучает данное исследование. Предмет должен фигурировать в теме работы. Цель - это представление о результате, т.е. какой результат намерен получить исследователь по завершении работы. Цель работы должна быть сформулирована на основе проблемы, объекта и предмета исследования. Чтобы ее грамотно представить, к формулировке цели работы необходимо добавить один из глаголов: «исследовать», «проанализировать», «изучить», «разработать», «обосновать», «определить», «охарактеризовать», «оценить» и т.д.

Гипотеза исследования - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза, как метод развития научного знания заключается в выдвижении предположения, экспериментальной проверки, которая или подтверждает ее и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза. Гипотеза исследования должна быть сформулирована в предположительном виде, и отображать предположительную зависимость (или независимость) двух и более факторов. Она может быть выражена в следующих формах: «Можно предположить, что... будет способствовать...», «...повлияет на...», «...позволит улучшить...», «Можно

При разработке гипотезы учитываются следующие положения (гипотеза должна): обладать принципиальной проверяемостью; объяснять тот круг аналогичных вопросов, которые со­ставляют сущность изучаемого явления; иметь приложение к широкому кругу педагогических явлений; не противоречить ранее установленным научным фактам; быть принципиально простой; содержание гипотезы, не должно включать тех понятий, которые сами могут стать предметом исследования; носить характер вероятности.

Теоретическая значимость должна отражать результаты проведенного исследования для развития теории и практики избранной области деятельности. Теоретическую значимость целесообразно строить в формулировках: «разработаны...»; «обоснованы...»; «выявлены...»; «раскрыты...»; «установлены...» и. т.д. Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования. Положения, выносимые на защиту, формулируются в виде утверждения, исходя из полученных выводов по результатам проведенного исследования.

Обзор современных и классических источников научной и методической литературы – основа для проведения исследования и анализа полученных результатов. В обзоре литературы автор представляет объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных, представленных в таких источниках, как: монографии, сборники научных трудов, статьи в российской и зарубежной печати (в том числе в реферируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ), документальные материалы, цифровые ресурсы.

Студент должен внести в параграфы литературного обзора следующие данные: общие аспекты и важность научной проблемы; краткая история развития научной проблемы; обзор частных аспектов проблемы; связь с проводимым исследованием.

Метод исследования представляет собой некоторые действия, которые помогают в достижении цели работы. Студент может использовать следующие методы: 1.Анализ литературных источников: аннотирование; конспектирование; реферирование и рецензирование; выборки и заметки; анализ документальных материалов.

2. Опрос: анкетирование; интервью; беседа. 3. Наблюдение. 4. Эксперимент: 5. Специфические методы: физиологические; функциональные; биохимические

Анализ литературных источников Цель метода – представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Изучение литературных источников требует, прежде всего, их подбора по конкретной тематике исследования. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки используемой информации; логичность изложения и композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, чёткость и лаконичность изложения.

Одной из распространённых ошибок при написании работы является неправильное понимание сущности метода теоретического анализа, когда вся дипломная работа сводится к конспектированию целых страниц из нескольких источников. Серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на автора и соответствующий источник. Написание дипломной работы предполагает глубокое изучение темы. Поэтому рекомендуется шире изучать новые периодические и научные издания, монографии, диссертации.

Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками: Аннотирование - составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с его критической оценкой. Конспектирование - последовательное краткое изложение содержания работы без расчленения (или с расчленением) текста на соподчинённые части. Реферирование и рецензирование - изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора. Выборки и заметки - извлечение из материалов, иногда сопровождаемые комментариями исследователя. При анализе литературных источников обязательно ссылаться на авторов.

Анализ документальных материалов. Регламентирующая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности отображена в различных документах официального характера (законодательно- нормативные) и личные (индивидуальные). К официальным документам относятся законы, акты, положения, нормативы, программы, учебные планы и др. Личными документами являются дневник исследователя, врачебно-физкультурные карты и т. д.

Например, врачебно-физкультурная карта даёт возможность выявить: рост и вес обследуемых, индекс массы тела; самочувствие учащихся, их субъективную оценку собственному состоянию; физиологические показатели сердечно- сосудистой и дыхательной систем в покое; функциональный ответ сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузку; жизненную ёмкость лёгких; силу мышц верхних конечностей.

Опрос - психологический вербально – коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Цель опроса – получить информацию с помощью специфических вопросов, грамотно построенного собеседования или многопланового обсуждения научной проблемы. Опрос позволяет охватить достаточно большое число респондентов. Проведение опроса возможно в различных формах.

Анкетирование - это метод получения информации путём письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, имеющим научную ценность, зависит: от характера наблюдаемых явлений; от степени варьирования результатов наблюдения; от уровня вероятности исследуемого явления;

Интервью - это метод получения информации путём устных ответов респондентов на систему вопросов, задаваемых исследователем. Беседа - это метод получения информации путём двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. К недостаткам метода относится поверхностное отношение респондентов к анкетированию, неискренность при собеседовании и интервью. Чтобы этого не произошло, следует заранее проинструктировать респондентов о целях и задачах опроса.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Цель метода – получение информации о процессе, явлении, объекте в естественных для него условиях. Научное наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку изучаемого процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса. Наблюдение подразумевает: планомерность и конкретность объекта наблюдения; наличие специфических приёмов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и т.д.); последующую проверку результатов наблюдения.

Эксперимент - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Цель эксперимента – получение информации путем моделирования и воспроизведения конкретных условий. Проведение эксперимента обязательно для написания работ экспериментального и эмпирического (исследовательского) типа. В научных работах могут быть использованы различные виды экспериментов.

Например, лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды. Он характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создаёт и изменяет условия, при которых это явление протекает. Например, организация обследования с помощью различных программ «стресс-теста».

Физиологические методы исследования Наружный осмотр. Проводящий обследование находится между источником света и исследуемым, который стоит в свободной позе на расстоянии 2-3 шагов от него. Поворачивая обследуемого, проводят его осмотр спереди, сзади и в профиль. Начинают с оценки осанки, далее оцениваются форма грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно- двигательного аппарата.

Функциональные методы исследования При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и время возвращения их к исходному уровню, позволяющее определить и характер восстановительного периода. В функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной интенсивности. Широко применяются физические нагрузки в виде бега на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др.

Наиболее часто используется нагрузка в виде 20 приседаний, после чего в течение трех минут измеряются пульс, артериальное давление и другие показатели. Очень важным при функциональных пробах с физической нагрузкой является качество их выполнения и дозировка по темпу выполнения движений. Проба с 20 приседаниями должна быть проведена за 30 сек., причем необходимо, чтобы приседания были глубокими. При каждом из них руки вытягиваются вперед, при вставании - опускаются. Изучая реакции организма на то или иное воздействие, следует обращать внимание на степень изменения определенных показателей по сравнению с исходными данными и длительность возвращения этих показателей к исходным данным. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем исследуемого.

Заключение - мысль, утверждение, являющееся выводом, следствием из чего-нибудь. Заключение характеризует итог всей работы. Оно должно содержать основные выводы по работе и результатам исследования. Этот фрагмент работы не имеет жестких стандартов по объему и оформлению. Обычно здесь на 2-4 страницах в тезисном виде перечисляются основные этапы работы от планирования до получения наиболее важных результатов. Здесь логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы, к которым студент пришёл в результате исследования. Это, по сути, синтез полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами исследования, сформулированными во введении. В заключении делаются выводы по работе в целом.

Заключение нельзя перегружать цифровыми выкладками, затрудняющими восприятие читателем хода авторской мысли. Студенту следует избегать безапелляционных утверждений и терминов, смысл которых ему до конца не ясен, например: «перманентный мониторинг, интегральная функциональная система, динамическое изменение, иерархическая многоуровневая функция» и др. Допустимы ссылки на результаты, описанные в предыдущих главах.

Также в данном разделе дипломной работы приводятся пронумерованные рекоменда­ции для специалистов-практиков. Все выводы, предложения и рекомендации должны носить не рекомендательный, а объективный, конкретный характер и обязательно доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит анализ исследуемой проблемы в первой главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт и конкретные исследовательские планы студента.

С помощью выводов студент фактически отчитывается в реализации цели своей работы. Формулируются выводы в виде кратких и пронумеро­ванных тезисов (положений), которые должны отражать резуль­таты решения каждой сформулированной автором задачи. Должен соблюдаться принцип построения выводов: от частных к общим и важным положениям. Кроме конкретных выво­дов на поставленные задачи допускается приведение одного - двух обобщающих выводов в конце работы.

Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Цель аннотации к выпускной квалификационной работе студента – презентация ВКР. Аннотация составляется студентом совместно с научным руководителем и представляется впервые на заседании МО, где утверждается тема дипломной работы, затем – на методическом совете. Аннотация должна в кратком виде (в объёме до двух машинописных страниц) содержать данные об авторе выпускной квалификационной работы, научном руководителе, рецензенте. Она включает также тему, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования, научную новизну и практическую значимость дипломного исследования, данные о методах исследования и источниках литературы.

Текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Текст должен быть набран в редакторе Win Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный. Поля документа: слева – 30мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20мм. Нумерация глав обозначается римскими цифрами, разделы и подразделы – арабскими. Каждая глава начинается с новой страницы. Абзацный отступ - 1,25 – 1,26. До и после названий разделов и глав пропускается одна строка.

Орфография и пунктуация должны соответствовать принятым правилам грамматики русского языка. Изложение должно быть кратким, чётким, исключающим возможность субъективного или двойственного толкования. Математические знаки следует применять только в формулах, в тексте их заменяют словами, например: вместо «температура воздуха = 20 о С», необходимо писать «температура воздуха равна 20 о С». Знаки, % и другие применяются только при цифрах или буквенных величинах. В тексте их выражают словами, например: «номер колонки», «процентное соотношение», но не « колонки», «% соотношение».

При ссылке на дату необходимо ставить число, месяц и год арабскими цифрами, разделяя их точкой, например: г. К числам не следует присоединять падежных окончаний, например: «5-го октября 1972-го года» следует писать «5 октября 1972 г.» Если называется многолетний период, то между годами ставится тире, цифры не сокращаются, слово «год» пишется во множественном числе, например: в гг. Произвольные сокращения в тексте недопустимы. Следует пользоваться только общепринятыми сокращениями слов.

Титульный лист считается первым листом работы и содержит следующие сведения: полное наименование министерства и окружного ведомства; наименование учебного заведения; название темы ВКР; название вида документа (дипломная работа или диплом­ный проект) ; сведения об исполнителе (ФИО студента-дипломника, группы, подпись); сведения о научном руководителе и (если есть) консультанте (ФИО, ученая степень, ученое звание, должность, место работы, подпись) ; сведения о допуске ВКР к защите (дата допуска). Титульный лист оформляется по образцу, данному в Приложении 2. На титульном листе номер страницы не ставится.

Содержание - это путеводитель по работе. Его помещают после титульного листа. В содержании необходимо выделить взаимную подчинённость глав, разделов и подразделов. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и словесной формулировке, в какой они приводятся в работе. Сокращать название глав, разделов и подразделов и давать их в другой редакции, по сравнению с текстом работы, нельзя. С правой стороны на расстоянии 2-2,5 см от края листа указываются номера страниц, с которых начинаются главы, разделы и подразделы. Содержание оформляется по образцу, данному в Приложении 3.

Все страницы работы (за исключением приложений) должны иметь сквозную нумерацию. Страницы с рисунками, графиками, таблицами, титульный лист и содержание не нумеруются, но учитываются. Первым листом работы считается титульный лист. Номер страницы ставится на нижнем поле страницы арабскими цифрами справа, без каких-либо дополнительных обозначений (букв, тире, скобок). Обычно работа делится на главы, все главы должны быть озаглавлены, и иметь порядковую нумерацию, обозначаемую римскими цифрами, например: Глава I. …………...

Если глава делится на разделы и подразделы, то их нумеруют арабскими цифрами. Номер раздела состоит из номера главы и номера раздела, разделённых точкой. Номер подраздела состоит из номера главы, раздела и подраздела. В конце номера должна быть точка, например: (третий подраздел четвёртого раздела второй главы). После номера идёт название раздела (подраздела) с заглавной буквы. Введение, заключение и каждая из глав начинаются с новой страницы. Разделы и подразделы с новой страницы не начинаются, а продолжаются по тексту.

Заголовки печатаются с абзацного отступа (красной строки) или располагаются по центру страницы. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой (или необходимым знаком препинания). Перенос слов в заголовках и тексте курсовой или дипломной работы не допускается.

Названия заголовков не следует подчёркивать, их выделяют более крупным или более жирным шрифтом. Расстояние между заголовком главы и заголовком раздела, заголовком подраздела и предыдущим и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Названия разделов и подразделов нельзя помещать в нижней части страницы без сопровождающего текста. Объём глав должен быть примерно одинаков. Не должно быть непропорционально объемных или маленьких глав. Названия глав не должны полностью повторять название самой работы.

Цитата воспроизводит точное изречение автора. Цитирование должно производиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой в квадратных скобках или между двумя косыми чертами. В скобках указывается номер источника по списку литературы и, через запятую, страница с которой взята цитата, например: «Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции, и многое другое» [32, С.28], [86, C ].

Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Ссылка на автора может быть приведена после собственной интерпретации его данных. Ссылки делаются на источники статистических данных, таблиц, формул и т.п. В этих случаях ссылки ставятся в конце предложения после точки. Точка после ссылки в скобках в названии рисунка или таблицы не ставится, например: Рис.1. Смертность на территории Сургутского района за гг. (по Александрову В.Н.) [21, С.86]

Не допустимо цитирование и использование чужих мыслей и информации без ссылки на авторство. Если как источник рассматривается мнение нескольких авторов по вопросу, то ссылка ставится после перечисления фамилий, без указания номера страницы, например: По мнению Н.Н. Баранского, В.П. Максаковского [4, 36] следует... Если таблица, рисунок, карта и т.п. составлены автором по разнообразным источникам, то после их названия в круглых скобках указывается «составлено по...» и перечисляются ссылки на источники, например: Рис. 2.Частота заболеваемости школьников г. Сургута и района (составлено по Иванову В.В. [5, С.7], Андрееву Г.В. [38, С.6])

При использовании в работе таблиц необходимо каждой из них присвоить номер в порядке расположения в работе. В верхнем правом углу пишется «Таблица 1», затем ниже строчкой по центру идёт заголовок, и затем сама таблица. Заголовки таблиц печатаются полужирным шрифтом 14 размером с заглавной буквы. Сама таблица печатается 14 или 12 шрифтом. Межстрочный интервал в таблице – 1 или 1,5. При использовании в работе большого количества разнообразных таблиц возможна нумерация таблиц в каждой главе. При этом сначала идет номер главы, а затем номер таблицы.

Например: Таблица 2.3. (третья таблица второй главы). Если таблица содержит не более пяти горизонтальных строк и/или пяти вертикальных колонок, то она может быть помещена в работу по тексту, после первой ссылки на неё. При этом таблица не должна разрывать предложений и абзацев текста. Если таблица содержит более пяти горизонтальных строк и/или пяти вертикальных колонок, то её выносят на отдельный лист, на котором проведены стандартные рамки по полям. Лист с таблицей помещается в работу после первой ссылки на неё. Листы с таблицами, заполняющими весь лист, не нумеруются, но учитываются.

Широкие таблицы размещают по ширине листа (альбомная ориентация). При этом левое поле (шириной мм) должно находиться над заголовком таблицы. Таблицы, продолжающиеся на трёх и более листах, выносятся в Приложение. При этом они нумеруются по расположению в Приложении. При выполнении таблиц ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, слов и символов не допускается. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то в графе (колонке) ставится прочерк. Графы (колонки) вообще без данных не приводятся. Не допускаются таблицы, в которых цифровой материал размещён в одну горизонтальную строку.

При ссылке на таблицу по тексту допускается сокращение, в заголовках слово «таблица» не сокращается, например: «Результаты эксперимента представлены в таблице 3». Сокращение допускается только в том случае, если ссылка на таблицу дается в скобках, например: «Были проанализированы основные показатели естественного движения населения за период гг. (табл. 3.)». Пример оформления таблицы дан в Приложении 4. Для большей наглядности изложения материала рекомендуется прибегать к иллюстрациям. К ним относятся диаграммы, графики, схемы, фотоснимки и т.п.

Размер листов должен соответствовать тому формату, на котором пишется текст работы. Все графические материалы должны иметь стандартные рамки по полям толщиной 1-1,5 мм. Фотоснимки наклеиваются на отдельные листы того же формата, что и текст либо печатаются на бумаге соответствующего формата. Все иллюстрации, независимо от их характера, обозначаются одним наименованием «Рисунок». Они нумеруются арабскими цифрами по порядку расположения в работе. Каждому рисунку даётся тематическое название. В названии не следует указывать вид графического материала, например : «Детский травматизм в г. Сургуте за гг.».

Тематическое название подписывается под рисунком (а не над ним) с указанием его номера. При подписях слово рисунок даётся в сокращении «Рис.», а номер без знака, например: Рис.1. Подписи под рисунком выполняются тем же шрифтом, что и весь текст работы, примечания к таблицам и рисункам могут быть набраны более мелким шрифтом (10 или 8). Шрифт подписей на протяжении всей работы должен быть одинаковым. Все рисунки в работе выполняются в компьютерных редакторах. Использование фломастеров и цветных карандашей недопустимо.

Пример оформления рисунка приведен в Приложении 5. При необходимости в работе могут быть представлены светокопии (ксерокопии) рисунков, фотографий, карт. Но злоупотреблять ими не следует. По возможности, их следует заменять самостоятельно выполненными графическими материалами. Листы с рисунками в работе размещают непосредственно за страницей, на которой они упоминаются впервые. При ссылке на иллюстративный материал слово «рисунок» может даваться сокращённым, например: «Динамика роста ЗППП в регионе представленная в виде графика (рис.4)».

В случае необходимости листы с картами и таблицами могут иметь формат больше А4. В этом случае они складываются и подшиваются в Приложение так, чтобы края не выступали за листы основной части работы. При наборе работы на компьютере графические материалы могут быть выполнены в различных графических редакторах и системах. В этом случае все иллюстрации должны быть выполнены в компьютерном варианте.

При защите работы студент демонстрирует графические материалы, которые наглядно подтверждают защищаемые положения. Графическая наглядность может быть представлена в виде таблиц, графиков, схем и т.п. Они выполняются по стандартным правилам оформления компьютерных презентаций. Возможно выполнение наглядности в виде слайдов, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint и др. В этом случае для демонстрации наглядности применяется мультимедиа проектор с экраном или широкоформатный монитор. При построении графических материалов рисунок располагается на слайде симметрично относительно всех сторон листа и должен занимать не менее 80-85% его площади.

Все виды графической наглядности должны иметь тематический заголовок, который приводится в верхней части листа параллельно верхней рамке. Шрифт заголовка должен иметь высоту не менее 40 мм, шрифт надписей – не менее 20 мм. Лучше убавить количество текста, чем употреблять мелкий шрифт. При выполнении графической наглядности рекомендуется использовать цветовую гамму. Для демонстрации на защите следует представить только ту графическую наглядность, которая используется при докладе. Минимальное количество наглядности для курсовой работы – 5, для дипломной работы – 7 слайдов.

Под термином «источники литературы» понимаются все печатные и рукописные документальные материалы, выступающие в качестве научно-теоретической базы для собственного исследования автора. Всю информацию, содержащуюся в различных источниках, можно разделить на: фактическую – данные об экспериментальных исследованиях различных объектов; теоретическую – результаты исследований закономерностей функционирования и развития объектов; библиографическую – сведения о научных трудах по безопасности жизнедеятельности.

Фактическая информация может быть первичной и вторичной. Первичную информацию исследователь собирает самостоятельно из документов, фондов, научных отчётов различных организаций и органов статистики. Вторичная информация содержится в справочных и информационных опубликованных материалах и др. Теоретическая информация содержится в различных научных трудах, изданиях, посвящённых проблемам соответствующей отрасли науки.

Список литературы должен содержать перечень всех использованных в работе источников, не зависимо от того, опубликованы они или нет. Весь список нумеруется – от первого до последнего названия. Описание каждого источника начинается с абзаца. Алфавитное расположение – наиболее простая форма организации библиографических описаний и наиболее часто применяется в работах. При алфавитной группировке описания книг и статей их располагают в общем алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг и статей (если автор не указывается).

ГОСТ Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ Р УС ОРД. Требования к оформлению документов. М.: Изд-во стандартов, Библиографическое описание книги включает следующие сведения: автор (авторы); заглавие; подзаголовок (если он есть); дополнительные сведения об авторстве; сведения о повторном издании; место издания; издательство (издатель); год издания; число страниц.

Например: Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б.С. Мастрюков. - М.: АСАДЕМIА, с. Все сведения о книге берутся не с обложки или переплёта, а только с титульного листа (или его оборота). На обложке сведения могут быть даны в сокращении или вообще отличаться от данных на титульном листе. Если авторов несколько, то они приводятся в том порядке, в котором упомянуты на титульном листе.

Например: Педагогика: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др./Под. ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия» – 288 с. Пример описания диссертаций : Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни : Дис.... канд. психол. наук: Москва, – 197 с. – РГБ ОД, 61:06-19/77.

В Приложении следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Приложение включает промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, рисунки, диаграммы, инструкции, методики, конспекты уроков, занятий и другие, усиливающие значимость текста работы документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчёты, результаты исследований и т. д. В качестве приложения могут использовать документы, имеющие самостоятельное значение, образцы анкет, бесед и интервьюирования, протоколы наблюдения, с помощью которых проводилось исследование.

Приложение к дипломной работе может содержать: материалы, используемые в ходе эксперимента: методики и протоколы наблюдений, бесед, используемая в ходе экспериментальной работы наглядность, опросники, анкеты, тесты; результаты экспериментальной работы: таблицы с результатами эксперимента, диаграммы, графики, фотографии; описание того, что исследователь хочет получить- эталоны выполнения ситуационных задач, описание основных существенных и несущественных признаков, отличающих их составные части и другие возможные особенности решений.

Правила представления приложения: все приложения располагаются в конце дипломной работы; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный (тематический) заголовок; приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» без знака ; приложения должны иметь общую с остальной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц; на все приложения в основной части дипломной работы должны быть ссылки.

В дипломной или курсовой работе могут быть представлены вспомогательные указатели, в их состав могут входить: список сокращений; список условных обозначений; указатель авторов; указатель таблиц; указатель иллюстраций; указатель приложений и др. Состав вспомогательных указателей дипломной работы определяется студентом-дипломником и научным руководителем исходя из особенностей представления её содержания.

Список сокращений оформляется в виде алфавитного перечня принятых в тексте дипломной работы сокращений и аббревиатур и соответствующих им полных обозначений понятий. Список условных обозначений оформляется в виде перечня используемых в тексте условных обозначений соответствующей их расшифровки. Указатель авторов оформляется в виде алфавитного перечня фамилий и инициалов авторов документов, использованных при подготовке текста работы с указанием соответствующих им порядковых номеров документов в списке литературы. Указатель таблиц и приложений оформляется в виде перечня названий таблиц (приложений), упорядоченных в соответствии с их порядковыми номерами, с указанием страниц, их места расположения в тексте дипломной работы.

После того, как работа проверена руководителем, устранены все его замечания, работа оформлена, необходимо провести окончательную проверку. Законченную работу необходимо внимательно прочесть, обратив внимание на последовательность и правильность оборотов речи. Такой анализ позволит устранить ошибки в работе, которые в черновике трудно было заметить, и сделать точными формулировки. После тщательной проверки работа предоставляется на рассмотрение научному руководителю. После проверки и подписания титульного листа руководителем, работа может быть переплетена. При этом следует проверить последовательность расположения страниц работы. Законченная и подписанная руководителем курсовая работа допускается к защите.

Цель предварительной защиты - определение степени готовности ВКР. Задачи предзащиты : заслушать выступление дипломника; отметить сильные и слабые места; выявить погрешности работы в результатах или процедуре изучения и раскрытия темы; задать все возможные вопросы, возникшие у слушателей в ходе доклада студента.

В исключительных случаях в качестве предзащиты может быть принято выступление студента-дипломника на межвузовской студенческой научной конференции, если тема его выступления полностью совпадает с темой ВКР. Выступление студента-курсовика на любой студенческой научно-практической конференции или неделе науки в СургМК по теме курсовой работы может быть зачтено как защита курсовой решением МО.

К предварительной защите текст работы должен быть окончательно готов в черновом варианте. На предзащите студент демонстрирует графическую наглядность и делает доклад на 7-10 минут. В докладе сообщается тема работы, её актуальность, цели, задачи, основные положения и выводы по работе. Доклад может включать содержание введения, основных положений исследования и заключения. По окончании доклада слушатели (преподаватели кафедры и студенты) задают вопросы, делают критические замечания по содержанию и форме доклада, оформлению и содержанию графической наглядности, манере держаться и т.д. После предзащиты дипломник приступает к оформлению и окончательной проверке работы.

После окончательной проверки дипломной работы руководитель пишет отзыв о работе. После этого работа передается на рецензирование. В противном случае работа возвращается на доработку до определённого срока (одна неделя). В качестве рецензента могут выступать преподаватели других учебных заведений, медицинских учреждений или преподаватели СурМК. Образцы бланков отзыва научного руководителя и рецензии приведены в Приложении 6, 7, 8 В период рецензирования дипломной работы студент редактирует свой доклад с учётом замечаний, сделанных на предзащите. На защиту студент предоставляет один сшитый и подписанный экземпляр работы с рецензией и отзывом руководителя.

Дата защиты определяется учебной частью, расписание государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за месяц до начала испытаний и утверждается директором. Защита дипломных работ проводится в соответствии с расписанием государственной аттестационной комиссии. Порядок защиты определяется председателем комиссии. Присутствие на защите научного руководителя обязательно, рецензента - по его усмотрению.

Для успешной защиты необходим грамотно составленный доклад. На доклад при защите курсовой работы студенту отводится 5-7 минут, на доклад по дипломной работе 7-10 минут. Своё выступление дипломник начинает с обращения к председателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты! Разрешите представить Вашему вниманию доклад на тему»... и далее строит своё выступление согласно подготовленному докладу.

Выступление на защите ВКР должно быть: лаконичным; содержательно точным; эмоционально окрашенным и убедительным; доклад не следует читать с листа; необходимо помнить об использовании графической наглядности, сопровождая своё выступление показом; говорить нужно чётко, уверенно, достаточно громко, правильным литературным языком.

После доклада студенту могут быть заданы вопросы по его работе и теме исследования. Отвечать на них необходимо корректно, сжато, не уклоняясь от темы вопроса. Предварительно нужно поблагодарить слушателя, задавшего вопрос. Необходимо помнить, что вопросы и ответы могут носить характер свободной дискуссии. После ответов студента на вопросы на защите дипломных работ секретарем ГАК зачитываются рецензия и отзыв руководителя (если руководитель присутствует на защите, он может зачитать отзыв сам). Слово предоставляется рецензенту, который характеризует качество оформления, оценку полученных результатов и анализ недостатков.

Структура ответа студента рецензенту: первое, что делает дипломник - благодарит рецензента за его труд, внимание, проявленное к его работе. Затем выбирает замечания для ответа. Как правило, с большинством замечаний соглашается и для ответа выбирает только принципиальные замечания, которые являются проявлением позиции дипломника, например: «Соглашаясь с замечаниями (имя…, отчество)…, в целом, мне бы хотелось остановиться на некоторых из них и высказать свою точку зрения…». Или: «Замечания…(имя…, отчество) будут учтены, но некоторые я бы хотел проанализировать для более точного изложения своей позиции» и т. д. Ответ на замечания рецензента длится не более 5-7 минут. Нет необходимости отвечать на каждое замечание рецензента. Отвечая на некоторые из них, студент подчёркивает тем самым, что с остальными он согласен.

После выступлений рецензента и научного руководителя председатель выясняет, удовлетворён ли рецензент, научный руководитель и члены ГАК ответами студента и просит присутствующих выступить по существу дипломной работы. Должен идти свободный обмен мнениями по теме дипломной работы. В нём могут принять участие председатель и члены ГАК, руководитель, консультанты, рецензенты, студенты и другие лица, присутствующие на защите. Ответное слово студента участникам дискуссии: краткое выступление (не более пяти – семи минут), в процессе которого необходимо поблагодарить всех, кто проявил интерес к работе, а также защитить или разъяснить положения, которые встретили возражения или вызвали недоумения слушателей, ответить на сделанные замечания, представить необходимые справки, протоколы и т. п.

Далее следует заключительное слово студента: слова благодарности председателю и членам ГАК, рецензенту, научному руководителю, консультанту и т.д.- кого студент сочтёт необходимым назвать. Строится заключительное выступление в произвольной форме и должно занять не более 1-2 минут. Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. Открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка. Голосуют только члены комиссии. При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студента, качество выполнения расчётов, самостоятельность обсуждения полученных результатов, качество оформления и ход защиты работы.

Каждый член ГАК даёт свою оценку работы, председатель собирает оценки всех членов комиссии и после обсуждения выносит окончательное решение о выставляемом балле. При равенстве голосов, голос председателя является решающим. По завершении обсуждения в аудиторию приглашаются студенты, защитившие дипломные работы, и все гости. Председатель ГАК подводит итоги защиты дипломных работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные исследования. Решение об оценке ВКР принимается на закрытом заседании государственной комиссии путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично. Количество защит ВКР в день не должно превышать 10.

Защита дипломной работы заканчивается выставлением оценок. «Отлично» выставляется за следующую дипломную работу: работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, глубокий исследовательский анализ, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента; при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, использует во время доклада наглядные пособия ( таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за следующую дипломную работу: носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;

имеет положительный отзыв научного руководителя и рецензента; при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, использует во время доклада наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу: носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа; При защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу: не носит исследовательского характера, не содержит анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры; не имеет выводов, либо они носят декларативный характер;

в отзывах руководителя и рецензента имеются критические замечания; При защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.