МБОУ «Н ОВО –Л ЕНИНСКАЯ СОШ». Н ОМИНАЦИЯ : «Т ВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СОХРАНЯЮЩИХ И ОБЕРЕГАЮЩИХ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ МОЕГО КРАЯ ». Т ЕМА РАБОТЫ : «Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа посвящена исследованию влияния семейного воспитания на формирование физической культуры и изучению народных традиций семейного воспитания для возрождения.
Advertisements

Востриков Николай Сергеевич Педагог дополнительного образования МОУ ДОД МЦ «Развитие», м.р. Алексеевский Более 35 лет возглавляет военно-патриотическое.
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров.
«Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно»
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
«Я выбираю профессию» Автор: Сатырдинова Александра, ученица 8а класса, МОУ «Основной общеобразовательной школы 3» МОУ «Основной общеобразовательной школы.
Любви моей неиссякаемый источник …. Начиная работать в школе, я прекрасно понимала, что быть учителем - огромная ответственность. Умение понять, почувствовать.
Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад 4 «Ласточка» опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад 4 «Ласточка» Грибовой Светланы.
Родная старина МОУ Вигская СОШ 2010 год. Введение Многократно проверено и подтверждено всей историей человечества: каждому из нас важно чувствовать себя.
«Спорт учит честно выигрывать, Спорт учит с достоинством проигрывать. И так, спорт учит всему – учит жизни». Э. ХЕМИНГУЭЙ.
Выполнила: воспитатель Балакина Ольга Михайловна р.п. Воротынец 2015 г.
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Поэтому возрастает роль общечеловеческой культуры во всех сферах общественной жизни,
Подготовила: учитель географии Вагулинской средней школы Вяткина Е.С.
Минералогические музеи, относящиеся к естественно - научным или, шире, к естественно - историческим музеям, имеют своей главной целью сохранение природного.
«Чествую тебя, мой учитель». Учитель – это человек, который жизнь свою посвящает детям. Он живет детскими радостями и печалями, успехами и неудачами.
Детский сад основан в 1984 году, расположен в 8 микрорайоне города Тобольска в типовом здании, рассчитан на 250 мест. В настоящее время функционируют 13.
Публичная презентация педагогического опыта учителя начальных классов МКОУ Дракинская СОШ Лискинского района Воронежской области Боковой Ольги Ивановны.
Высшее Образование – высшее, Воронежский педагогический университет, 1995 год первая Категория –первая 22 года Стаж работы -22 года Мое педагогическое.
Выполнила: ученица 10 класса МОУ СОШ с. Берёзово Гришунина Валентина.
Транксрипт:

МБОУ «Н ОВО –Л ЕНИНСКАЯ СОШ». Н ОМИНАЦИЯ : «Т ВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ, СОХРАНЯЮЩИХ И ОБЕРЕГАЮЩИХ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ МОЕГО КРАЯ ». Т ЕМА РАБОТЫ : «Л ЮБЛЮ, ГОРЖУСЬ …». А ВТОР : Б АЗАРОВ Б АТО 8 КЛАСС, 14 ЛЕТ. Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА : Б АТОРОВА Л.Б. К ОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :

А КТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Мой бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями, которые бережно создавались на протяжении многих столетий. Знание фольклорных традиций народа своего родного края и самобытного искусства помогает вырасти нам, юной смене, умной, доброй, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Поэтому я решил рассказать об одной интересной, незаслуженно забытой нами, традиции- бурятские народные игры на примере творческого портрета Хамгушкеева Николая Матвеевича, моего деда.

Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Ц ель проекта: Составить творческий портрет Хамгушкеева Николая Матвеевича, как одного из исследователей бурятских национальных игр. Задачи проекта: 1. Проанализировать литературу по данной теме и собрать материал по биографии Хамгушкеева Н.М. 2. Изучить обычаи бурятского народа. 3. Изучить национальные игры бурят с целью их возрождения и популяризации. 4. Выяснить, в какие игры играли в бурятских семьях.

У ЧИТЕЛЬ ОТ БОГА Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он не только олицетворенный метод обучения, но и само воплощение принципа воспитания. Адольф Дистервег

Э НТУЗИАСТ СВОЕГО ДЕЛА. В нашей школе работает много прекрасных, умных и справедливых учителей. Но я хочу рассказать о своем дедушке, зовут его Николай Матвеевич Хамгушкеев. Он один из тех, кто не только сохраняет и оберегает фольклорные традиции родного края, но и бережно передает их нам, подрастающему поколению. Он работает в самой обыкновенной школе, в самом обыкновенном районе учителем физической культуры и тренером. «Мы должны научить наших детей и внуков играть в национальные игры, воспитать в ученике потребность заниматься спортом всю жизнь, - всегда говорит он. Приехав в прошлом году в Ново – Ленинскую школу, я увидел какую большую работу проводит мой дедушка. Очень строгий учитель, в то же время очень добрый, много и интересного рассказывает про спортивную жизнь села, района, знает много фольклорных традиций и обычаев своего родного края.

Разбираясь в чем – то новом, никогда не останавливается, пока не поймет в чем суть. Много лет тому назад Николаю Матвеевичу пришла идея не только возобновить национальные игры наших предков, но и научить ребятишек играть в них. Он уверен, что любовь к своему народу, национальной культуре закладывается в детстве. Мы должны знать народные традиции и обычаи, чтобы не потерять свою самобытность. И на сегодня бурятские национальные игры являются неотъемлемой частью уроков физической культуры, в школе стало традицией проведение состязаний по таким играм как «Табан яhан», «Урилдаан», «Тутхааха», «Дойбод» и многим другим. Эти мероприятия собирают рекордное количество поклонников народных игр. И я с гордостью могу сказать, что это благодаря моему деду. И я решил, что тоже буду учителем и достойно продолжать его дело.

Л УЧШИЕ ЛЮДИ Б УРЯТИИ. 21 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА «Б УРЯАДАЙ ТУРУУ ХУНУУД » ( «Л УЧШИЕ ЛЮДИ Б УРЯТИИ »). В НЕМ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ УВАЖАЕМЫЕ ЛЮДИ НЕ ТОЛЬКО РЕСПУБЛИКИ, НО И У СТЬ -О РДЫНСКОГО, А ГИНСКОГО ОКРУГОВ, БУРЯТСКИХ ДИАСПОР ВСЕЙ Р ОССИИ, А ТАКЖЕ У КРАИНЫ, М ОНГОЛИИ И К ИТАЯ. П ОБЕДИТЕЛЕМ НОМИНАЦИИ «В ЕРШИНА МУДРОСТИ » СТАЛ МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕД. Л АУРЕАТОМ ОН СТАЛ НЕСЛУЧАЙНО : ЕГО РЕКОМЕНДОВАЛИ КОЛЛЕГИ, ПЕДАГОГИ - УЧЕНЫЕ ЗА ВНЕДРЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДНЫХ БУРЯТСКИХ ИГР. П РИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ, ДАЮЩАЯ ХОРОШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРИЗНАНИЕ ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ БЫВШИХ И НАСТОЯЩИХ УЧЕНИКОВ, НЕ ОСТАЛАСЬ НЕЗАМЕЧЕННОЙ. Р АЗРАБОТАННАЯ ИМ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БУРЯТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ УЖЕ МНОГО ЛЕТ И НАХОДИТ ДОСТОЙНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ И СТОРОННИКОВ.

Учитель и автор Николай Матвеевич работает по своей авторской программе «Бурятские народные игры». Является автором учебного пособия «Национальные игры в учебно - воспитательном процессе», имеет авторское свидетельство. «Игра – основная деятельность любого народа. Она способствует физической закалке детей, развивает у них инициативу, навыки первоначальных элементов трудовых процессов, приучает их к коллективизму, наблюдательности. Национальные игры – это прежде всего отражение уклада, мировоззрения, носителем которого является данный народ. Если проследить эволюцию игр бурят в ее историческом развитии, то в ней ярко отражаются древние формы охотничьего, скотоводческого и земледельческого хозяйства. И не случайно первоначально игры носили подражательный характер, имитировали повадки животных, диких зверей. Игра помогает всестороннему физическому, психическому и умственному развитию людей, особенно молодого поколения. Трудно переоценить значение игрового фольклора в народной педагогике», - так считает мой дед. И я полностью согласен с ним.

МНОГИЕ ДЕТСКИЕ ИГРЫ – ПОДРАЖАНИЕ СЕРЬЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ь ВЗРОСЛЫХ. ХАРАКТЕРИЗУЯ ВОЗРАСТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, МОЙ ДЕД ОТМЕЧА е Т ОГРОМНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В ИГРЕ. ДЕТИ ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И ХОТЯТ ИГРАТЬ, НО ПОРОЙ НЕ УМЕЮТ ЭТОГО ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ ИГРЫ ДЕТЕЙ ЛЕТ НАЗАД, ТО ОН ОТМЕЧАЕТ ИХ БОЛЬШЕЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ В ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ. ТО, ЧТО НАРОДНЫЕ ИГРЫ ПОЧТИ ИСЧЕЗЛИ ИЗ ДЕТСТВА, ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНО ГЛУБОКИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ. ПО СЛОВАМ НИКОЛАЯ МАТВЕЕВИЧА: « НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЯВЛЯЮТСЯ НАШИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ БОГАТСТВОМ. ОНИ ПОМОГАЮТ СТАТЬ ЛОВКИМИ, СИЛЬНЫМИ, МЕТКИМИ, ПРИОБРЕСТИ ВНИМАНИЕ И ЧУВСТВО ЮМОРА, РАЗВИВАЮТ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Наиболее популярным видом массового развлечения бурятских детей были игры: «шагай», «шагай наадан» («бараньи кости»). Эти игры являются отражением основного занятия народа – скотоводства, поэтому бараньи кости означают пять видов животных: «хонхо» – козлик, «бухэ» – овца, «морин» – конь, «ухэр» – бычок, «тэмэн» – верблюд. В старину в бедных бурятских семьях не было игрушек, поэтому эти игры стали самыми доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали и хранили их для детских игр.

Н АРОДНЫЕ ИГРЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ У НОВО – ЛЕНИНСКОЙ ДЕТВОРЫ

Памятный подарок – алмаз Якутии за участие в международной научно- практической конференции «Физическая культура и спорт: его тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона» г. Якутск

Е РДЫНСКИЕ ИГРЫ "М Ы ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ И ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ОБЫЧАЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ ". У ПОДНОЖЬЯ СВЯЩЕННОЙ ГОРЫ Ё РД НЕДАЛЕКО ОТ Б АЙКАЛА ПРОШЕЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТНО - КУЛЬТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "Ё РДЫНСКИЕ ИГРЫ ". В НЁМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ МАЛЫЕ НАРОДНОСТИ НЕ ТОЛЬКО ИЗ Р ОССИИ, НО И С ДРУГИХ СТРАН. С ОСТЯЗАНИЯ, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ, ИМЕЮТ ИСТОРИЮ В НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛЕТ. "Н ЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КАКОЕ У НАС МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ К ВЗАИМНОМУ ДОБРОМУ ПОНИМАНИЮ ". Х АМГУШКЕЕВ Н.М., УЧАСТНИК ФЕСТИВАЛЯ.

С ЕМЬЯ – ЭТО ТА ПЕРВИЧНАЯ СРЕДА, ГДЕ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ТВОРИТЬ ДОБРО. В.А.С УХОМЛИНСКИЙ П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ Х АМГУШКЕЕВЫХ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ 300 ЛЕТ

БОЛЕЕ 40 ЛЕТ В ЛЮБВИ И ДРУЖБЕ ЖИВЕТ ЧЕТА Х АМГУШКЕЕВЫХ Н ИКОЛАЯ М АТВЕЕВИЧА И А НТОНИНЫ А ППОЛОНОВНЫ. В ЫРАСТИЛИ ТРОИХ ДЕТЕЙ, ВСЕ ОНИ СВЯЗАЛИ СВОИ ЖИЗНИ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. С ЕЙЧАС У НИХ 5 ВНУКОВ, ДОСТОЙНЫХ ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ РОДА Х АМГУШКЕЕВЫХ.

С ТРЕЛА ПОЛЕТИТ В ЦЕЛЬ Визитная карточка областного КСП «Сур-Хапбан-2013 г.» с. Оса

Т УРНИР ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА ПАМЯТИ А.А.Б АГАЕВА.

ВСЯ ГОРДОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УЧЕНИКАХ, В РОСТЕ ПОСЕЯННЫХ ИМ СЕМЯН. Любовь к своей профессии учитель сумел передать многим воспитанникам, 18 учеников пошли по его стопам, среди них «Отличники народного просвещения»: Балханов Ефрем, Батюрова Светлана, «Отличник образования республики Якутия»: Магданов Сергей, заслуженные работники УОБАО: Тармаев Абрам – тренер по конному спорту, Шалтыков Анатолий – директор Улейской средней школы, Ербатков Анатолий – мастер спорта, тренер по боксу и многие другие. Его воспитанники достойно продолжают дело Николая Матвеевича, работая тренерами- преподавателями в школах района, округа и республики. 18 лет он проработал руководителем РМО учителей физической культуры и щедро делился своим опытом. Является участником и лауреатом муниципальных, окружных и региональных конкурсов учителей физической культуры.

С О СЛОВАМИ БЛАГОДАРНОСТИ И УВАЖЕНИЯ К НАСТАВНИКУ Х АМГУШКЕЕВУ Н. М. «Я СЧИТАЮ, ЧТО НАМ ПОВЕЗЛО В ЖИЗНИ, ЧТО У НАС ТАКОЙ УЧИТЕЛЬ, ТРЕНЕР, НАСТАВНИК И ПРОСТО ДРУГ …» С ЕРГЕЙ Х АЛМАКШИНОВ. Н ИКОЛАЙ М АТВЕЕВИЧ ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАТОРОМ ТРАДИЦИОННЫХ РАЙОННЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО КРОССУ НА ПРИЗЫ СВОЕГО ВОСПИТАННИКА, МАСТЕРА СПОРТА СССР ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С ЕРГЕЯ Х АЛМАКШИНОВА, ЧЕМПИОНА Д АЛЯНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО МАРАФОНА В К ИТАЕ (1990 ГОД ), СЕРЕБРЯНОГО ПРИЗЕРА Д ЮССЕЛЬДОРФСКОГО МАРАФОНА В ФРГ (1991 ГОД ), БРОНЗОВОГО ПРИЗЕРА Т ЕЛЬ – А ВИВСКОГО МАРАФОНА В И ЗРАИЛЕ (1993 ГОД ).

ВМЕСТЕ С ОЛИМПИЙСКОЙ ЧЕМПИОНКОЙ ИРИНОЙ РОДНИНОЙ ХАМГУШКЕЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ 18 НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ, ТАКИХ КАК «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» (Г. УЛАН – УДЭ, 1995 Г.), ДИПЛОМАНТ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА – ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ» (Г. МОСКВА, 1996 Г.), «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ» (Г. ИРКУТСК, 2006 Г.), «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ: ЕГО ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ АЗИАТСКО – ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА» (Г. ЯКУТСК, 2004 Г.), ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА «ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ» (Г. МОСКВА, 2005 Г.), МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН: КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ» (П. БОХАН).

И СПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бурятские народные игры, Улан-Удэ 2011, Хамгушкеев Н.М. 2. Статья «Бурятские народные игры», Молодежь Бурятии, М.Смирнова 3. Статья «Вершина мудрости», Знамя труда, Сметанин 4. Статья « Сур-Харбан», Земля и люди, О. Ланина 5. Статья «Настоящий учитель и наставник», Информполюс, М. Смирнова 6. Статья «Работа на «отлично»» Знамя труда, В.Петров 7. Статья «Тринадцатый традиционный…как всегда на стержне», Буряад унэн Статья «Поиск», Алексеева, Знамя труда 9. Статья «Физкультурын багша», К. Балдаев, Усть-ордын унэн

С ЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ В. Мархаев, депутат Государственной Думы Российской Федерации,полковник милиции, кавалер высшей государственной награды России – Орден Мужества, герой Дагестана, вспоминает: «С 1971 года, когда он начал работать в нашей Верхне – Идинской школе молодым специалистом, сумел сразу заинтересовать нас любовью к урокам физкультуры, а позже мы вместе проучились на спортивном факультете Бурятского государс- твенного университета. Николай Матвеевич добродушный человек с неиссякаемой энергией, большим энтузиазмом, отличный специалист своего дела».

З АКЛЮЧЕНИЕ В результате исследования я пришел к выводу, что мой дед Хамгушкеев Николай Матвеевич является неординарной личностью. Он пользуется заслуженным уважением у своих коллег, общественности, и, самое главное, его любят ученики. Я с полным правом могу назвать моего любимого деда патриотом своей малой Родины. Николай Матвеевич приобщает нас, школьников, к ценностям национальной культуры, воспитывает любовь к своему народу на основе народных традиций. Неудивительно, что изучая народные игры наших предков, знакомясь с их терминами на бурятском языке, слушая воспоминания старших родственников, я лучше начал представлять жизнь моих предков. Ведь дошедшие до нас из глубины веков народные игры были непосредственно связаны с различными сторонами быта и трудовой деятельностью бурятского народа. В бурятских национальных играх воспитываются все необходимые кочевникам качества - ловкость, быстрота, терпение. После изучения этой интересной темы на уроке классного часа, посвященного жизни наших предков, я выступил с сообщением об истории и роли народных игр в борьбе с гиподинамией. Классом решили расширять познания учеников через внедрение моего проекта, разнообразить программу традиционных соревнований по бурятским играм в рамках Сагаалгана и выступить судьями. В 2014 году хочу выступить с инициативой о проведении национальных игр в селе с привлечением взрослого населения. Мы должны помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством. Они помогают стать ловкими, сильными, меткими, приобрести внимание и чувство юмора, развивают сообразительность и смекалку.