Историко-философское развития понятия «бытия».. Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
Advertisements

Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Домашнее задание §14 читать, материал лекции учить.
Практическая работа 2 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
Движение. Как решен ОВФ? «Материя как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем.
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ ПЛАН 1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ 2. ВИДЫ БЫТИЯ 3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Цели урока: выяснить значение биосферы; формировать понятие «биосфера»; раскрыть роль живых организмов в биосфере; выявить взаимосвязи в круговороте веществ.
{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
ПЛАН 1.АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО». 2.ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА. ОБЩАЯ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ КАЧЕСТВА. 3. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА. ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА. 4. МОДЕЛЬ.
Адаптация Автор: Байбухтин Дмитрий. Адаптация Это процесс приспособления, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Типы социальной динамики. Общество постоянно изменяется, и его развитие происходит быстрее и интенсивнее, чем изменения окружающей среды.. Общественное.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Транксрипт:

Историко-философское развития понятия «бытия».

Уже на уровне повседневности можно заметить непрерывное изменение всего и всех. Изменчивость мира не подлежит сомне- нию и гераклитовское «все течет, все изменяется» по-прежнему остается житейской констатацией этого факта. В привычном для нас окружении исчезают одни признаки и появляются другие и ты начинаешь осознавать что перед тобою тот же мир и уже другой, ибо «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Под изменением понимается любое приобретение объектом новых признаков или свойств, или напротив, утрата уже имею- щихся.

Традиционно различают три типа изменений:

1. Изменения имеют место, но объект сохраняет свое качество. Речь идет об изменениях внешней формы, не затрагивающих со- держание объекта. Это может быть увеличение или уменьшение размеров, появление новой окраски и т. д. В целом речь идет о количественных изменениях. 2. Объект наблюдения изменяется существенным образом, но проходит определенное время и он возвращается к своему исход- ному состоянию. Это так называется циклические изменения. 3. Изменения затрагивают содержание наблюдаемого объекта и носят необратимый характер. В этом случае можно констатиро- вать качественные изменения, которые по своей сути равны раз- витию.

Развитие это необратимое, направленное, закономерное из- менение, которое ведет к новому качественному состоянию объекта. Для развития характерны следующие признаки: изменение структуры, необратимый характер, определенная направленность, закономерное становление нового качества, момент преемствен- ности. Исследуя развитие конкретного объекта, необходимо устано- вить причину развития, его источник; выявить механизм разви- тия и определить направленность развития. Философия Если форма и содержание объекта гармонично вписываются в среду обитания, а сам объект исчерпывающим образом выполня- ет свое назначение, то необходимость его развития исключается.

Другими словами, в развитии нуждается то, что недоразвито, то, что демонстрирует свое несовершенство. Отсюда следует, что глав- ным мотивом эволюции мира природы была рассогласованность между средой и ее обитателями. На «старте» биосферы присут- ствовало много видов и родов, но к финишу пришли те, кто смог настолько изменить свою морфологию, что она позволила им ком- фортно существовать в определенной эконише. Это не означает, что они обрели состояние вечного комфорта. Состояние комфорта относительно и определяется периодом со- гласованности среды и ее обитателей. Поскольку среда находится в постоянном изменении, то это обстоятельство заставляет посто- янно изменяться и ее обитателей. И тот, кто не успел или не сумел адекватно ответить на «вызов», тот прекратил свое существова- ние, исчез из мира биосферы.

В процессе развития изменяется качество. Качество это су- щественная определенность, благодаря которой объект является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает структур- но организованную взаимосвязь составляющих его элементов. Итак, развитие это не просто изменение, а качественное из- менение. Традиционно под качественным изменением понима- ют прежде всего изменение структуры объекта; изменение его со- става. Изменение структуры (т. е. совокупности связей между состав- ляющими объект элементами) и изменение состава (т. е. входящих в объект составных частей) вызывают или возникновение новых связей, или трансформацию старых, что делает объект уже не тем, чем он был раньше. Он обретает иную определенность, становит- ся другим объектом.

Качественные изменения происходят не сразу, а постепенно, в ходе небольших количественных изменений, которые, накаплива- ясь, исподволь подтачивают старое качественное состояние, что- бы в один момент наступило новое качество. Развитие, как явствует из сказанного выше, не есть одномоментный акт. Оно предполагает, что между исходным и конечным состоянием лежит промежуток, заполненный количественны митрансформациями. Этот промежуток измеряется временем. И в этом смысле время, как форма осуществления бытия в мире, составляет существенную характеристику развития. В нем протекает развитие объектов, оно же позволяет определить направленность развития. Временный диапазон процессов развития обширен от миллиардов лет в становлении геологический природы до нескольких мгновений, в которые укладывается реакция ядерного синтеза. Время неразрывно с идеей развития, потому что характеризует становление качественно иной определенности. Существенную характеристику развития составляет и пространство. Оно выступает формой проявления развития, ибо нельзя пред- ставить качественное изменение объекта, проигнорировать его протяженность и структурность, отношение с другими объектами бытийной реальности.

Становление это переход от одной определенности бытия к другой, формирование его нового качества. Понятие становления своими истоками уходит во времена античности. Гераклит рассмат- ривает мир как становящееся, текущее, вечно изменчивое целое. Пределом чувственно-материального становления в философии Платона выступают идея, эйдос, образ. Характеристикой направ- ленности становления в философии Аристотеля является энтеле- хия форма, которая осуществляется в вещах; это активное на- чало, которое превращает возможность в действительность. Гете называет аристотелевскую энтелехию «моментом вечности», ко- торый обеспечивает становление жизни.

Идея о становлении нашла свое продолжение в учении Г. Лей- бница. а позже в классической немецкой философии. Так, в фило- софии Ф. Шеллинга природа рассматривается как потенциальный субъект в процессе своего становления, а в философии Г. Гегеля это переход «абсолютной идеи» из неопределенности в свою про- тивоположность определенность. В современной философии становление рассматривается как метафизическая реальность. Оно обеспечивает отличие развития от простого изменения, движения. Становление задает «необра- тимость изменения», и в этом заключается его методологическое значение.

Развитие проходит через чередование количественных измене- ний. Отчасти изменения обеспечивают подгонку элементов систе- мы, отчасти они обеспечивают оптимальное отношение объекта и среды. Изменения носят, как правило эволюционный характер. Но возникновение нештатной ситуации обусловливает необходи- мость скачкообразного изменения, которое ведет в новому каче- ству и носит необратимый характер. В качестве примера можно рассмотреть смену способа производства, обусловленную измене- ниями в структуре производительных сил, потребовавших изме- нения структуры производственных отношений. Развитие означает постоянное изменение бытия. В нем проти- востоят начала гармонии и дисгармонии, порядка и беспорядка, нового и старого. Гармония и порядок это конструктивные начала бытия, а дисгармония и беспорядок деструктивные. Раз- витие можно понимать как перманентный процесс возникновения дисгармонии и последующее ее преодоление, обретение гармонии. Дисгармония обнаруживается через рассогласованность бытия, т. е. через противоречия, которое и выступает в качестве универ- сального источника развития.

Ход развития обеспечивается системой «передаточных звень- ев», своеобразным механизмом развития. В неживой природе это могут быть химические реакции, геологические катастрофы. Уни- версальным механизмом развития в живой природе выступает меж- и внутривидовая борьба, противоречие «ойкумены», а в обще- стве рыночная конкуренция, социальные коллизии, деятель- ность «ключевых» личностей, потребности и интересы людей, необходимость их осуществления. Поскольку развитие определено как саморазвитие системы, т. е. разворачивание некоего исходного состояния, то можно согласить- ся с тем фактом, что цель развития как бы заранее предопределе- на. Но это вовсе не означает, что движение к ней может быть стро- го однообразным. И философия и наука определились, что суще- ствуют различные способы достижения этой цели.

Исследование феномена развития показывает, что: развитие есть определенный тип изменений, когда объект обретает новое качество, иную определенность; развитие это такие качественные изменения, которые ре- ализуют потенциал, изначально заложенный в системе. Цель развития имманентно присутствует в развивающемся объекте; источником развития выступает противоречие между сис- темой в целом и ее элементами. Это противоречие оцени- вается как рассогласованность системы, как угроза суще- ствованию и ее, и входящих в нее элементов; механизм развития это количественно-качественные пре- образования. Постепенное накопление количественных (внешних, несущественных) изменений приводит к появле- нию нового качества; критерием развития являются структурные изменения, ве- дущие к новому качеству системы; развитие осуществляется во времени и пространстве; развитию подчинены все сферы бытия мира: природа, об- щество, человек.

Отсутствие развития означает, что ступень, которой достигла развивающаяся система, находится в состоянии временного рав- новесия, согласованности, гармонии. Это состояние может длить- ся и секунды, и миллионы лет. Однако затем вновь возникает по- требность в развитии, т. е. в приведении этой системы в новое ка- чественное состояние согласованности ее элементов.

Боровикова Алёна Гусарова Алина 1МЭУ