1 Последовательность проведения комплексного экономического анализа Блок 1 Предварительный комплексный обзор обобщающих показателей Блок 2 Анализ технико-организационного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 2.4. Статистика издержек производства. материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Advertisements

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1. Понятие себестоимости, состав затрат и общая оценка себестоимости продукции (работ, услуг) 2. Анализ затрат на рубль.
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
ТЕМА АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1. Понятие себестоимости, состав затрат и общая оценка себестоимости продукции (работ, услуг) 2. Анализ затрат на.
АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. 1.Цели и содержание управления себестоимостью 2. Факторный анализ себестоимости 3. Анализ затрат на один рубль произведенных.
Hinnakujundus Ценообразование Euroakadeemia 2013.
ТЕМА : Учет хозяйственных процессов. ВОПРСЫ : 1. Оценка и калькуляция – основа стоимостного измерения затрат 2. Учет процесса снабжения ( заготовления.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates Анализ затрат на производство.
Издержки предприятия. Значение имплицитных издержек в предпринимательской деятельности. Выполнила: Полухина Екатерина Леонидовна.
Тема 7. СЕБЕСТОИМОСТЬ. СЕБЕСТОИМОСТЬ – выражение в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализации продукции. Себестоимость продукции.
Технико – экономическое планирование. Цель технико – экономического планирования это разработка системы планов, обеспечивающих выполнение государственных.
9. СТАТИСТИКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 9.1. Показатели прибыльности и рентабель- ности Статистическое изучение прибыли Статистическое изучение.
8. СТАТИСТИКА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 8.1. Понятие и показатели себестоимости продукции Статистическое изучение изменения себестоимос- ти однородной.
Значение метода « директ - костинг » - получение оперативной информации, не искаженной косвенным распределениям части расходов, которые относительно неизменны.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт Менеджмента Организация и технология проектирования предприятий.
Резаева Г.С. Малышева В.В.1 Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Экономический анализ хозяйственной деятельности М.Ю. Иванов, 2012.
Лекция по дисциплине «Финансы организаций» на тему: «Доходы»
Тема 2. Классификация затрат Лектор Д.э.н., профессор Маняева В.А.
Классификационные признаки распределения затрат по месту их возникновения в производстве: - основное производство ; - обслуживание основного производства.
Транксрипт:

1 Последовательность проведения комплексного экономического анализа Блок 1 Предварительный комплексный обзор обобщающих показателей Блок 2 Анализ технико-организационного уровня, социальных, природ- ных и внешнеэкономических условий производства Блок 3 Анализ состояния и использования ОПФ Блок 4 Анализ использова- ния ОС Блок 5 Анализ использова- ния труда и ЗП Блок 7 Анализ величи- ны и структуры авансируемого капитала Блок 8 Анализ объема, струк- туры и качества продукции Блок 11 Анализ рентабельности ХД Блок 12 Анализ финансового состояния и платежеспособности Блок 9 Анализ оборачи- ваемости про- изводственных средств Блок 10 Анализ прибыли и рентабельности продукции Блок 13 Обобщающая оценка эффективности работы предприятия Блок 6 Анализ себесто- имости продукции

2 Учебные вопросы: 1. Система показателей и классификация зат- рат на производство. 2. Особенности анализа прямых и косвенных, постоянных и переменных затрат. 3. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Тема 5. Тема 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции Занятие 1. Занятие 1. Управление затратами и себесто- имостью продукции (лекция)

3 Литература. а) основная: 1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. 1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М , с Дудко Ю.М. 2. Дудко Ю.М. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Ярославль: ЯФВФЭУ , с Дудко Ю.М., Долматович И.А. 3. Дудко Ю.М., Долматович И.А. Издержки производства и себестоимость продукции: Уч. пособ. – Яр-ль Савицкая Г.В. 4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск, 2000, с , б) дополнительная: 1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы органи- зации». ПБУ 10/99. Ковалев В.В. 2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процеду- ры. - М.: Фин. и стат., 2001, с , Ковалев В.В. 3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капита- лом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Фи- нансы и статистика, 1996, с

4 С/стоимость пр- ции как экон. категория Элементы, цели, содержа- ние системы управления затратами на пр-во Задачи анализа затрат на пр-во Сметный расчет с/сто- имости продаж пр-ции Анализ косвен- ных затрат Особенности анализа постоянных и переменных затрат Цели маржина- льного анализа Графический спо- соб анализа взаи- мосвязи S, Q, P Аналитический спо- соб анализа взаимо- связи S, Q, P Структурно-логическая схема лекции 1-й вопрос: 2-й вопрос: 3-й вопрос: Основные показатели, характеризу- ющие затраты на производство Классификация затрат на произ- водство Анализ пря- мых затрат Система управле- ния затратами на производство

5 1 вопрос Система показателей и классификация затрат на производство.

6 Себестоимость продукции Себестоимость продукции – это выраженные в дене- жной форме текущие затраты предприятия на произ- водство и реализацию продукции. Значение себестоимости: служит основой для учета и контроля уровня затрат; является базой для формирования оптовой цены на продукцию и определения прибыли и рентабельно- сти; отражает эффективность использования ресурсов и ТОУП; является элементом экономического обоснования управленческих и инвестиционных решений организа- ции.

7 Себестоимость выступает как средство управления при­ былью: Прибыль (фин. рез-т) = Выручка (без НДС и акцизов) - - Полная себестоимость продукции ( П Р = В Р - S П ) Функции системы управления пр-ми затратами: нормирование и планирование затрат; учет затрат; контроль за отклонениями в затратах; анализ затрат; анализ взаимосвязи S,P,Q; регулирование затрат.

8 Основные показателизатрат на производство (объекты анализа ): Основные показатели затрат на производство (объекты анализа ): 1. Затраты по смете; 2. Полная с/стоимость ТП; 3. Производственная с/стоимость ТП; 4. С/стоимость РП; 5. С/стоимость вида продукции; 6. С/стоимость единицы продукции; 7. Затраты на 1 руб. продукции; 8. С/стоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности; 9. С/стоимость по элементам затрат и статьям калькуляц.

9 Классификация затрат на производство Признак клас-ции Вид группировки затрат 1. По месту возн-ия Затраты предприятия, подразделения, цеха, участка 2. По видам пр-ции, Затраты на производство вида продукции (работ, услуг) 3. По характеру пр-ва Затраты основного производства, Затраты основного производства, Затраты вспом., обслуживающего производств Затраты вспом., обслуживающего производств 4. По связи с объемом пр-ва пр-ва Постоянные затраты (амортизация, арендная плата), Постоянные затраты (амортизация, арендная плата), Переменные (материалы, энергия) Переменные (материалы, энергия) 5. По способу отнес. на ед. продукции на ед. продукции Прямые затраты, относимые на конкретное изделие; Прямые затраты, относимые на конкретное изделие; Косвенные (накладные) расходы, относимые на всю Косвенные (накладные) расходы, относимые на всю продукцию продукцию 6. По времени воз- никновения затрат никновения затрат Затраты прошлого периода, Затраты прошлого периода, Фактические затраты текущего периода, Фактические затраты текущего периода, Ожидаемые расходы будущих периодов Ожидаемые расходы будущих периодов 7. Для определения прибыли прибыли Входящие затраты, Входящие затраты, Затраты текущего периода, Затраты текущего периода, Исходящие затраты. Исходящие затраты. 8. По признакам калькуляции калькуляции По элементам затрат По элементам затрат По статьям калькуляции. По статьям калькуляции.

10 Взаимосвязь между различными видами расходов Администрат.-хоз. и произв. расхо- ды, не зависящие от V пр-ва Общепроизвод- ственные и ком- мерч. расх. зави- сящие от V пр-ва Переменные расходы, VC Усл.– постоянные (периоди- ческие) расходы, FC Затраты организации Прямые ма- териальные затраты (ПМЗ) Прямые рас- ходы на оп- лату труда (ПТЗ) Прямые затраты (основные расходы) Косвенные затраты (Накладные расходы) Полная себестоимость продукции ПМЗ + ПТЗ + НР = VC + FC = ТС = С полн

11 Задачи анализа затрат для целей управления 1. Анализ затрат для оценки достигнутых результатов; 2. Анализ затрат для управления прибылью; 3. Анализ затрат с целью их контроля и регулирования

12 Схема формирования себестоимости реализованной продукции ПМЗ в производстве И Т О Г О производственные расходы (ПР) ПТЗ на оплату труда производ. персонала Общепроизводствен- ные расходы (НР) С/стоимость то- варной пр-ции И Т О Г О производствен- ные расходы Незаверш. пр-во на конец периода Незавершенное пр-во на нач. п. С/стоимость реализованной продукции Запасы ГП на конец периода С/стоимость тов-ной пр-ции Запасы ГП на нач. периода плюс равно плюс равно минус плюс минус равно ПМЗ + ПТЗ + НР = ПР – НЗП нп + НЗП кп = С ТП + ОГП нп – ОГП кп = С РП

13 Полная себестоимость Сырье и материалы Возвратные отходы (вычитаются) Покупные комплектующие изделия и полу - фабрикаты Топливо и энергия на технологич. цели Транспортно-заготовительные расходы Основная ЗП производственных рабочих Доп. ЗП производственных рабочих Отчисления на социальные нужды Общепроизводственные (цеховые) расходы Общехозяйственные расходы (адм.-упр. расх.) Потери от брака и проч. непроизвод-е расходы ( - ) Прочие производственные расходы (хозяйст. расх.) Коммерч. расходы, связанные со сбытом пр-ции Классификация затрат в калькуляции себестоимости продукции ПМЗПМЗ ПТЗПТЗ КЗКЗ КЗКЗ Цеховая себестоимость Производственная себестоимость Себестоимость вида

14 2 вопрос. Особенности анализа прямых и косвенных, постоянных и переменных затрат

15 Обобщающие показатели прямых материальных затрат (ПМЗ) Уд. вес ПМЗ на 1 руб. пр-ии (ПМЗР или М е ПМЗ ) в общих затратах на 1 руб. пр одукци и (ЗР), % М/отдача по ПМЗ Уд. расход ПМЗ( i -го вида) на 1 руб. общего объема пр-ии (частная м/емкость) Материалоемкость продукции по ПМЗ (ПМЗР) Уд. вес ПМЗ в полной с/стоимости пр одукции Уд. вес ПМЗ в производственной с/стоимости продукции, % Формула расчетаПоказатели

16 Факторн ый анализ ПМЗ : Исходная модель для анализа: ПМЗ = (q · z), где z – ПМЗ на ед. пр-ции (руб.), z = Н · Ц 1) общее отклонение величины ПМЗ: 2) влияние изменения фактического объема продукции на изменение ПМЗ: q ПМЗ = q ф z пл – q пл z пл 3) влияние изменения материальных затрат на единицу продукции на изменение ПМЗ:

17 Факторы, влияющие на с/стоимость продукции со стороны ПМЗ: Исх. модель: ПМЗ = (q i · z i ) = (q i · Н i · Ц i ) влияние фактора норм Δ норм С j i = [(Н j i ф – Н j i пл ) · Ц j i пл ] · q i ф, влияние фактора цен влияние фактор а замены zфzф z пл

18 Обобщающие показатели прямых трудовых затрат (ПТЗ) ПоказателиФормула расчетаУсл. обозначения Зарплатоем- кость пр-ции по ПТЗ ПТЗ – величина ПТЗ Q – объем продаж пр- ции в стоимостном выражении Общая зарпла- тоемкость продукции ЗП см – заработная плата по смете затрат на производство Уд. вес зарпла- тоемкости по ПТЗ в общей зарплатоем. Зарплатоотда-ча по ПТЗ

19 Расчет влияния ПТЗ на себестоимость продукции: 1) Определяется темп роста производительности труда: 2) Рассчитывается темп роста средней заработной платы: 3) Вычисляется уд. вес ЗП в с/стоимости пр-ии по смете затрат: У зп см = ЗП / С см 4) Рассчитывай коэф. опережения (отставания) темпов роста производительности труда над темпами роста ЗП: 5) Выявляется влияние на с/стоимость опережающего роста (отставания) W:

20 Анализ косвенных (накладных) расходов Обобщающие показатели для оценки косвенных расходов Показатели Расчет Усл. обознач. Уд. вес накладных расхо- дов в производственной с/стоимости продукции НР – сумма накладных расходов Уд. вес накладных расхо- дов в полной с/стоимости продукции Накладные расходы, приходящиеся на 1 руб. объема продукции (НРР) или накладоемкость (Н е ) Доля накладных расходов на 1 руб. продукции в затратах на 1 руб. продукции (У НРР ЗР )

21 Размер фактической экономии на условно-постоянных расходах: Размер фактической экономии за счет амортизацион- ных отчислений:

22 3 вопрос. Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли

23 Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли (С, Q, П) прибыли (С, Q, П) Безубыточность Безубыточность – это величина выручки, при которой нет ни прибыли, ни убытков. Зона безопасности (зона прибыли) Зона безопасности (зона прибыли) – это разность меж- ду фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж Основная задача анализа безубыточности Основная задача анализа безубыточности – устано- вить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем продаж на один или несколько %. Принцип связи между П, Q, С: Принцип связи между П, Q, С: прибыль зависит не толь- ко от количества проданной продукции, но и от доли постоянных расходов на единицу продукции, (т.е. воз- никает возможность экономии условно-постоянных расходов).

24 Графический метод определения точки безубыточности Построен на разделении затрат на постоянные и переменные Дано: q = 1000 ед.; Ц ед = руб.; FC = 4 млн. руб.; vc = руб. Решение: Q = В р = q · Ц ед = 1000 ед · 20 тыс. руб. = 20 млн. руб.; VC = vc · q = 12 тыс. руб. · 1000 ед = 12 млн. руб. П = В р – (FC + VC) = – 12 = 4 млн. руб. у (Q, С) ВРВР FC Прибыль, П Постоянные затраты, FC Зависимость между П, Q, С Зона прибыли ТБ Убытки Марж. доход П м = В р – VC Переменные затраты, VC FC VC S=FC+VC ВрВр 16 ЗБ q

25 Аналитический расчет точки безубыточности и ЗБ 1. ТБ в натуральном измерении (х): х = FC/(Ц ед – vc) = 4 млн.р. : (20 тыс.р.– 12 тыс.р.) =500 ед. х = FC / ПМ ед = 4 млн. руб. : 8 тыс. руб. = 500 ед. 2. ТБ в стоимостном измерении (Х): Х = В р ·(FC /ПМ) =20 млн.р.·(4 млн.р./8 млн.р.) = 10 млн.р. 3. Зона безопасности, %: ЗБ = FC / ПМ = 4 млн. руб. / 8 млн. руб. = 0,5 (50 %) ЗБ = (ВР– Х)/ВР=(20 млн.р.–10 млн.р.)/20 млн.р.= 0,5 (50 %) ЗБ = (q - х) / q 4. Объем реализации продукции (q) для получения за- данной суммы прибыли (П): q=(FC+П)/(Ц ед –vc)=(4 м.р.+2 м.р.)/(20 т.р.–12 т.р.)=750 ед.