Управление заемным капиталом 1. Заемный капитал : состав и политика его привлечения Заемный капитал Заемный капитал – это капитал, который привлекается.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Advertisements

Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Ссудный процент: сущность, роль, факторы, его определяющие Подготовили: Студенты 2-го курса ЭФ Шибанов Иван Еременко Егор.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Инвестиционная деятельность – это вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного.
Курс ФОДК Тема 6. Кредит и его роль в развитии экономики Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Кредитный продукт «Стань фермером» Департамент развития малого бизнеса.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
В договоре об аренде должны быть отражены: цель аренды; арендуемое имущество; срок действия аренды; права и ответственность обеих сторон; форма и размер.
ВЫПОЛНИЛА АКСЕНОВА ЮЛИЯ Презентация на тему «Сравнительный анализ облигаций и банковского кредита»
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Предоставление компенсационных займов в целях выплат процентных платежей по кредитам, полученным в банках.
Кредит Кредит – это движение денежного капитала, предоставляемого в ссуду на основе срочности и возврата за плату в виде процента. Кредит – это движение.
Оценка экономической целесообразности привлечения заемных средств.
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Финансирование и кредитование ВЭД. Финансирование Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами. Выделение денежных средств, финансовых ресурсов.
Транксрипт:

Управление заемным капиталом 1. Заемный капитал : состав и политика его привлечения Заемный капитал Заемный капитал – это капитал, который привлекается предприятием со стороны, в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие - либо гарантии. Коробко С. А. 1 Финансовый менеджмент

Виды заемного капитала Долгосрочный Краткосрочный Долгосрочные кредиты банков Прочие долгосрочные обязательства Долгосрочные кредиты небанковских учреждений Текущие обязательства по расчетам Кредиторская задолженность за товары Краткосрочные кредиты банков За ЗЗааёмныйёмныйКапитКапиталалЗЗааёмныйёмныйКапитКапиталал Коробко С. А. 2 Финансовый менеджмент

Заемный капитал как источник финансирования Недостатки Возникновение риска снижения финансовой устойчивости Уменьшение прибыли на величину ссудного процента Зависимость стоимости от состояния финансового рынка Сложность процедуры привлечения Достоинства Широкие возможности привлечения Обеспечение роста финансового потенциала Сравнительно низкая стоимость Способность генерировать прирост финансовой рентабельности Коробко С. А. 3 Финансовый менеджмент

Классификация п ривлекаемых заемных с редств По целям привлечения По источникам привлечения По периоду привлечения По форме привлечения По форме обеспечения Коробко С. А. 4 Финансовый менеджмент

По ц елям п ривлечения : для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов для пополнения оборотных активов для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей Коробко С. А. 5 Финансовый менеджмент

По и сточникам привлечения : привлекаемые из внешних источников привлекаемые из внутренних источников ( текущие обязательства по расчетам ) Коробко С. А. 6 Финансовый менеджмент

По п ериоду п ривлечения : на долгосрочный период ( более 1 года ) на краткосрочный период ( до 1 года ) Коробко С. А. 7 Финансовый менеджмент

По ф орме п ривлечения : в денежной форме ( финансовый кредит ) в форме оборудования ( финансовый лизинг ) в товарной форме ( товарный или коммерческий кредит ) в иных материальных и нематериальных формах Коробко С. А. 8 Финансовый менеджмент

По ф орме о беспечения : необеспеченные заемные средства обеспеченные поручительством или гарантией обеспеченные залогом или закладом Коробко С. А. 9 Финансовый менеджмент

Управление привлечением заемных средств целенаправленный п роцесс и х формирования и з р азличных источников и в р азных ф ормах в соответствии с п отребностями предприятия в з аемном к апитале н а различных э тапах е го р азвития. Коробко С. А. 10 Финансовый менеджмент

Этапы п роцесса у правления привлечением з аемных с редств : Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко - и долгосрочной основе. Определение форм привлечения заемных средств. Определение состава основных кредиторов. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. Коробко С. А. 11 Финансовый менеджмент

1 Э ТАП : А нализ п ривлечения и и спользования заемных с редств в п редшествующем п ериоде Цель - выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. 5 шагов : изучается динамика привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде определяются основные формы привлечения заемных средств определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного кредитов изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии Коробко С. А. 12 Финансовый менеджмент

2 Э ТАП : О пределение ц елей п ривлечения заемных с редств в п редстоящем п ериоде. Цели привлечения заемных средств : пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов обеспечение формирования переменной части оборотных активов формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов обеспечение социально - бытовых потребностей своих работников Коробко С. А. 13 Финансовый менеджмент

3 Э ТАП : О пределение п редельного о бъема привлечения з аемных с редств Основные условия : Предельный эффект финансового левереджа обеспечение достаточной финансовой устойчивости предприятия С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности. Коробко С. А. 14 Финансовый менеджмент

4 Э ТАП : О пределение с оотношения о бъема заемных с редств, п ривлекаемых н а кратко - и д олгосрочной о снове Расчет потребности в объемах кратко - и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. В долгосрочном периоде : - для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов В краткосрочном периоде : - для всех остальных целей использования Цель расчета необходимого размера ЗС – установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго - и краткосрочных их видов. Коробко С. А. 15 Финансовый менеджмент

Сроки и спользования з аемных с редств : Полный - это период времени с начала поступления ЗС до окончательного погашения всей суммы долга. 3 Временных периода : срок полезного использования льготный ( грационный ) период срок погашения Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практики установления льготного периода и срока погашения. Средний - это средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Определяется по формуле: ССз - средний срок использования заемных средств; СПз - срок полезного использования заемных средств; ЛП – льготный (грационный) период; ПП – срок погашения. Коробко С. А. 16 Финансовый менеджмент

Полный срок использования заемных средств Полный срок использования заемных средств - период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга Он включает в себя три периода : срок полезного использования срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности ; льготный ( грационный ) период льготный ( грационный ) период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга ; срок погашения срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Коробко С. А. 17 Финансовый менеджмент

Пример : Срок полезного использования заемных средств ( СПЗ ) 5 лет, льготный ( грационный ) период ( ЛП ) 2 года, срок погашения ( ПП ) 2 года. Сколько составляет средний срок использования заемных средств ( ССЗ )? ССз = СПз /2+ ЛП + ПП /2 ССз = 5/2+2+2/2 = 5,5 ( лет ) Ответ : Средний срок использования заемных средств составляет 5 лет и 6 месяцев. Коробко С. А. 18 Финансовый менеджмент

5 Э ТАП : О пределение ф орм п ривлечения заемных с редств. Дифференцируются в разрезе : банковского кредита финансового лизинга товарного ( коммерческого ) кредита облигационного займа Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности. Коробко С. А. 19 Финансовый менеджмент

6 Э ТАП : О пределение с остава о сновных кредиторов. - определяется формами привлечения заемных средств. Основные кредиторы : постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи коммерческий банк, осуществляющий его расчетно - кассовое обслуживание. Коробко С. А. 20 Финансовый менеджмент

7 Э ТАП : Ф ормирование э ффективных условий п ривлечения к редитов. срок предоставления кредита Оптимальный срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения. ставка процента за кредит по формам : - процентная ставка / учетная ставка по видам : - фиксированная ставка % та / плавающая ставка % та условия выплаты суммы процента - выплата всей суммы % та в момент предоставления кредита ; - выплата суммы % та равномерными частями ; - выплата всей суммы % та в момент уплаты суммы осн. долга условия выплаты суммы основного долга - частичный возврат суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита ; - полный возврат всей суммы долга по истечении срока использования кредита ; - возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. прочие условия, связанные с получением кредита Коробко С. А. 21 Финансовый менеджмент

8 Э ТАП : О беспечение э ффективного использования п ривлеченных к редитов Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала. Оборачиваемость заёмного капитала = Объём продаж / Среднегодовая стоимость ЗК Рентабельность заёмного капитала = Чистая прибыль / Заёмный капитал Коробко С. А. 22 Финансовый менеджмент

2. Управление привлечением банковского кредита Банковским кредит - Банковским кредит - денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент. Имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. Коробко С. А. 23 Финансовый менеджмент

Виды банковского кредита Бланковый кредит Контокоррентный кредит («овердрафт») Сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга Открытие кредитной линии Револьверный кредит Онкольный кредит Ломбардный кредит Ипотечный кредит Ролловерный кредит Консорциумный (консорциальный) кредит банковский кредит Коробко С. А. 24 Финансовый менеджмент

Бланковый ( необеспеченный ) к редит – это кредит, предоставляемый без обеспечения товарно - материальными ценностями, дебиторской задолженностью и / или ценными бумагами. Повышенный кредитный и портфельный риск На короткий срок или с повышенным % Клиенты - с устойчивым финансовым состоянием Для получения : заявление - ходатайство на фирменном бланке обоснованность суммы не проверяется Решение о выдаче кредита принимается на базе анализа финансовой отчетности заемщика Широта применения бланкового кредита зависит от устойчивости экономических ситуаций. Коробко С. А. 25 Финансовый менеджмент

Контокоррентный к редит ( овердрафт ). – это кредит, предоставляемый банками клиентам по единому счету - контокорренту ( текущему счету ). лимит кредитования ссудный счет одновременно служит для клиента расчетным счетом Банки - кредиторы, предоставляя клиентам овердрафт, получают контроль над деятельностью клиента и движением его средств по текущему счету. предоставляются клиентам, имеющим с банком тесные формальные и неформальные связи Расчеты проводятся на регулярной периодической основе, оговоренной в кредитном соглашении Коробко С. А. 26 Финансовый менеджмент

Сезонный к редит ( с е жемесячной а мортизацией д олга ) – предоставляется обычно на формирование переменной части оборотных активов на период их возрастания в связи с сезонными потребностями предприятия. Ежемесячное обслуживание кредита ( ежемесячная выплата % по нему ) ежемесячная амортизация ( погашение ) основной суммы долга Коробко С. А. 27 Финансовый менеджмент

Кредитная л иния – это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода кредиты в пределах согласованного лимита. Коробко С. А. 28 Финансовый менеджмент

Револьверный ( автоматически возобновляемый ) к редит – это один из видов банковского кредита, предоставляемого на определенный период, в течение которого разрешается как поэтапная выборка " кредитных средств, так и поэтапное частичное или полное погашение обязательств по нему. Внесенные в счет погашения обязательств средства могут вновь заимствоваться предприятием в течение периода действия кредитного договора Коробко С. А. 29 Финансовый менеджмент

Онкольный к редит – предоставляется заемщику без указания срока его использования ( в рамках краткосрочного кредитования ) с обязательством последнего погасить его по первому требованию кредитора. Применяется в практике банков развитых стран. Предоставляется под обеспечение векселями, товарами и ценными бумагами. Коробко С. А. 30 Финансовый менеджмент

Ломбардный к редит – может быть получен предприятием под заклад высоколиквидных активов, которые на период кредитования передаются банку. Высоколиквидные активы : - векселя - государственные краткосрочные облигации Коробко С. А. 31 Финансовый менеджмент

Ипотечный к редит – может быть получен от банков, специализирующихся на выдаче долгосрочных займов под залог основных средств или имущественного комплекса предприятий в целом. Предприятие, передающее в залог свое имущество, обязано застраховать его в полном объеме в пользу банка. Коробко С. А. 32 Финансовый менеджмент

Ролловерный к редит – представляет собой один из видов долгосрочного кредита с периодически пересматриваемой процентной ставкой. Коробко С. А. 33 Финансовый менеджмент

Консорциумный ( консорциальный ) к редит – кредит, предоставленный банковским консорциумом. Банковские консорциумы - добровольные временные объединения банков, как правило, специализируются по регион, или отраслевому признаку. оформляется договором, где определяются доля и взносы каждого участника, проценты, комиссионные Заемщик выплачивает единовременную комиссию банку - менеджеру ( до 0,5% суммы кредита ) за переговоры, а также др. банкам - участникам (0,2- 0,5%). Коробко С. А. 34 Финансовый менеджмент

Основные э тапы у правление б анковским кредитом : 1. Определение целей использования привлекаемого банковского кредита. 2. Оценка собственной кредитоспособности. 3. Выбор необходимых видов привлекаемого банковского кредита 4. Изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов кредитов. 5. Выравнивание " кредитных условий в процессе заключения кредитного договора. 6. Обеспечение условий эффективного использования банковского кредита. 7. Организация контроля за текущим обслуживанием банковского кредита. 8. Обеспечение своевременной и полной амортизации суммы основного долга по банковским кредитам. Коробко С. А. 35 Финансовый менеджмент

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ ЛИЗИНГОМ Финансовый лизинг представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору. Коробко С. А. 36 Финансовый менеджмент

Кредитные отношения финансового лизинга характеризуются многоаспектностью, проявляемой в достаточно широком диапазоне. Эти кредитные аспекты финансового лизинга заключаются в следующем: 1. финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала долгосрочном кредите. 2. финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах. 3. Финансовый лизинг автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения. 4. финансовый лизинг обеспечивает покрытие налоговым щитом " всего объема привлекаемого кредита. 5. финансовый лизинг обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга. 6. финансовый лизинг обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга. 7. финансовый лизинг характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковской. 8. финансовый лизинг обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива. 9. финансовый лизинг не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амортизации. Коробко С. А. 37 Финансовый менеджмент

1. По составу участников лизинговой операции: Прямой Косвенный 2. По региональному размещению членов лизинговой операции: Внутренний Внешний (международный) 3. По лизингируемому объекту Движимого имущества Недвижимого имущества 4. По формам лизинговых платежей Денежный Компенсационный Смешанный 5. По характеру финансирования объекта лизинга Индивидуальный Раздельный (леверидж- лизинг) Коробко С. А. 38 Финансовый менеджмент

Этапы управления финансовым лизингом 1. Выбор объекта финансового лизинга. 2. Выбор вида финансового лизинга. 3. Согласование с лизингодателем условий осуществления лизинговых операций. 4. Оценка эффективности лизинговых операций. 5. Организация контроля за своевременным осуществлением лизинговых операций. Коробко С. А. 39 Финансовый менеджмент

Первый этап Выбор объекта финансового лизинга Такой выбор определяется необходимостью обновления или расширения состава операционных внеоборотных активов предприятия с учетом оценки инновационных качеств отдельных альтернативных их видов. Коробко С. А. 40 Финансовый менеджмент

Второй этап. Выбор вида финансового лизинга В основе такого выбора лежит классификация видов финансового лизинга и оценка следующих основных факторов : страна - производитель продукции, являющейся объектом финансового лизинга ; рыночная стоимость объекта финансового лизинга ; развитость инфраструктуры регионального лизингового рынка ; сложившаяся практика осуществления лизинговых операций по аналогичным объектам лизинга ; возможности эффективного использования лизингополучателем актива, являющегося объектом лизинга. В процессе выбора вида финансового лизинга учитывается механизм приобретения лизингуемого актива, который сводится к трем альтернативным вариантам : а ) предприятие - лизингополучатель самостоятельно осуществляет отбор необходимого ему объекта лизинга и конкретного производителя продавца имущества, а лизингодатель оплатив его стоимость передает это имущество в пользование лизингополучателя на условиях финансового лизинга ; б ) предприятие - лизингополучатель поручает отбор необходимого ему объекта лизинга своему потенциальному лизингодателю, который после его приобретения передает его предприятию на условиях финансового лизинга ; в ) лизингодатель наделяет предприятие - лизингополучатель полномочиями своего агента по заказу предполагаемого объекта лизинга у его изготовителя и после его оплаты передает приобретенное им имущество лизингополучателю на условиях финансового лизинга. Таким образом, процесс выбора вида финансового лизинга совмещается обычно с процессом выбора и потенциального лизингодателя. Коробко С. А. 41 Финансовый менеджмент

Третий этап Согласование с лизингодателем условий осуществления лизинговой сделки Это наиболее ответственный этап управления финансовым лизингом, во многом определяющий эффективность предстоящей лизинговой операции. Коробко С. А. 42 Финансовый менеджмент

Четвёртый этап. Оценка эффективности лизинговой операции. В основе такой оценки лежит сравнение суммарных потоков платежей при различных формах финансирования активов. Эффективность денежных потоков (потоков платежей) сравнивается в настоящей стоимости по таким основным вариантам решений: приобретение активов в собственность за счет собственных финансовых ресурсов; приобретение активов в собственность за счет долгосрочного банковского кредита; аренда (лизинг) активов. Основу денежного потока приобретения актива в собственность за счет собственных финансовых ресурсов составляют расходы по его покупке. Эти расходы осуществляются при покупке актива и поэтому не требуют приведения к настоящей стоимости. Основу денежного потока приобретения актива В собственность за счет долгосрочного банковского кредита составляют процент за пользование кредитом и общая его сумма, подлежащая возврату при погашении. Основу денежного потока аренды (лизинга) актива составляют авансовый лизинговый платеж (если он оговорен условиями лизингового соглашения) и регулярные лизинговые платежи (арендная плата) за использование актива. Коробко С. А. 43 Финансовый менеджмент

Пятый этап Осуществление контроля за своевременным осуществлением лизинговых платежей. Лизинговые платежи в соответствии с графиком их осуществления включаются в разрабатываемый предприятием платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности. В процессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовые нормы его регулирования в нашей стране еще не установлены или разработаны недостаточно. В этих условиях следует ориентироваться на международные стандарты осуществления лизинговых операций с соответствующей их адаптацией к экономическим условиям нашей страны. Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Коробко С. А. 44 Финансовый менеджмент

Основная цель управления эмиссией облигаций предприятия- обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида 4. Управление облигационным займом Коробко С. А. 45 Финансовый менеджмент

Преимущества : эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов Коробко С. А. 46 Финансовый менеджмент

Недостатки : облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга очень высок после выпуска облигаций средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации Коробко С. А. 47 Финансовый менеджмент

ЦЕЛЬ - обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида. 1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия. 2. Определение целей привлечения средств облигационного займа. 3. Оценка собственного кредитного рейтинга. 4. Определение объема эмиссии облигаций. 5. Определение условий эмиссии облигаций. 6. Определение стоимости облигационного займа. 7. Определение эффективных форм андеррайтинга. 8. Формирование фонда погашения облигаций. Коробко С. А. 48 Финансовый менеджмент

kd - значени e стоимости источника « облигационный займ »; kd - доходность ; T- ставка налога на прибыль ( в долях единицы ); M - нарицательная стоимость облигации ( величина займа ); Pdp - чистая выручка от размещения одной облигации или ( всего займа ); p - ставка процента облигационного займа ( в долях единицы ); k - срок займа ( количество лет ); k d * ( 1- T ) = M * p + ( M – P dp ) / k ( M + P dp ) / 2 * ( 1- T ) a k d = a Коробко С. А. 49 Финансовый менеджмент

Пример : Доходность облигации ( К d ) равна 4%. Величина облигационного займа ( М ) составляет 10 млн руб., чистая выручка от размещения одной облигации ( Р dp ) 1000 р., ставка % облигационного займа (p) равна 10%, а срок займа (k) 10 лет. Найти значение стоимости источника « облигационный займ ». = ( * ( – 1000)/10) (1- 0.2) / (( )/2) * (1- 0.2) = 3,2 % = 4 * (1- 0.2) = 3.2% Ответ : значение стоимости источника « облигационный займ » составляет 3.2%. Коробко С. А. 50 Финансовый менеджмент

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ТОВАРНОГО ( КОММЕРЧЕСКОГО ) КРЕДИТА Товарный ( коммерческий ) кредит кредит, предоставляемый предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары и получающий все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Коробко С. А. 51 Финансовый менеджмент

Преимущества товарного ( коммерческого ) кредита Это более маневренная форма финансирования ; Сырье, материалы и товары не рассматриваются как имущественный залог ; Он сглаживает сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств ; В нем заинтересованы как предприятия - заемщики, так и их поставщики ; Низкая стоимость товарного кредита по сравнению со стоимостью финансового кредита ; Он сокращает общий период финансового цикла ; Его проще оформить по сравнению с другими видами кредита. Коробко С. А. 52 Финансовый менеджмент

Недостатки товарного кредита Узкий характер целевого использования ; Ограниченный характер во времени ; Он несет в себе повышенный кредитный риск в сравнении с другими кредитными инструментами. Коробко С. А. 53 Финансовый менеджмент

Виды коммерческого кредита Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям договора Товарный кредит с оформлением задолженности векселем Товарный кредит по открытому счету Товарный кредит в форме консигнации Коробко С. А. 54 Финансовый менеджмент

1. Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта. Это наиболее распространенный в настоящее время вид товарного кредита, который оговаривается условиями контракта на поставку товаров и не требует специальных документов по его оформлению. Коробко С. А. 55 Финансовый менеджмент

2. Товарный кредит с оформлением задолженности векселем. Это один из наиболее перспективных видов товарного кредита, получивший значительное распространение в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемый в нашу хозяйственную практику. Вексельный оборот по товарному кредиту обслуживается простыми и переводными векселями. Векселя по товарному кредиту выдаются по согласованию сторон со следующими сроками исполнения: а) по предъявлению; б) в определенный срок после предъявления; в) в определенный срок после составления; г) на определенную дату. Коробко С. А. 56 Финансовый менеджмент

3. Товарный кредит по открытому счету. Он используется в хозяйственных отношениях предприятия с его постоянными поставщиками при многократных поставках заранее согласованной номенклатуры продукции мелкими партиями. В этом случае поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого предприятию, которое погашает свою задолженность в обусловленные контрактом сроки ( обычно раз в месяц ). Коробко С. А. 57 Финансовый менеджмент

4. Товарный кредит в форме консигнации Он представляет собой вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик ( консигнант ) отгружает товары на склад торгового предприятия ( консигнанта ) с поручением реализовать его. Расчеты с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленный товар реализован. Консигнация рассматривается как один из видов товарного ( коммерческого ) кредита, который носит для предприятия самый безопасный в финансовом отношении характер. Коробко С. А. 58 Финансовый менеджмент

1. Формирование принципов привлечения товарного ( коммерческого ) кредита и определение основных его видов. 2. Определение среднего периода использования товарного ( коммерческого ) кредита. 3. Оптимизация условий привлечения товарного ( коммерческого ) кредита. 4. Минимизация стоимости привлечения товарного ( коммерческого ) кредита. 5. Обеспечение эффективного использования товарного ( коммерческого ) кредита. 6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному ( коммерческому ) кредиту. Коробко С. А. 59 Финансовый менеджмент

Определение с реднего п ериода и спользования товарного ( коммерческого ) к редита. - средний период задолженности по товарному кредиту, в днях ; СКЗ - средняя сумма остатка задолженности по товарному кредиту в рассматриваемом периоде Оо – однодневный объем реализации продукции по себестоимости. Коробко С. А. 60 Финансовый менеджмент

Пример : Средняя сумма остатка задолженности по товарному кредиту на предприятии равна ( СКЗ ) 6000 тыс. руб., однодневный объем реализации продукции по себестоимости ( Оо ) равен 4000 руб. Сколько дней составит средний период задолженности по товарному кредиту ? = / 4000 = 1500 ( дней ) Ответ : средний период задолженности по товарному кредиту составит 1500 дней. Коробко С. А. 61 Финансовый менеджмент

4. Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита 62 ЦС - размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию, выраженный десятичной дробью ; ПО – период предоставления отсрочки платежа в соответствии с условиями товарного кредита, в днях. Коробко С. А. Финансовый менеджмент

63 Коробко С. А. Минимизация стоимости товарного (коммерческого) кредита определяется: а) размером ценовой скидки чем ниже этот размер, тем соответственно ниже будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на предприятие. б) периодом предоставления отсрочки платежа чем выше этот период, тем соответственно ниже будет стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита на предприятие.

Финансовый менеджмент 64 Коробко С. А. 5. Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита. 6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту.

6. Управление текущими обязательствами по расчетам Финансовый менеджмент 65 Коробко С. А. Текущие обязательства по расчетам характеризуют наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Основные особенности текущих обязательств по расчетам: 1. Являются для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. 2. Выраженный в днях оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. 3. Сумма формируемых предприятием текущих обязательств по расчетам находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь от объема производства и реализации продукции 4. Прогнозируемый размер текущих обязательств по расчетам по большинству видов носит лишь оценочный характер. 5. Размер текущих обязательств по расчетам по отдельным их видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат погашения обязательств) начисленных средств.

Управление текущими обязательствами по расчетам Основной целью управления текущими обязательствами по расчетам предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в их состав. Основные этапы управления текущими обязательствами по расчетам предприятия : 1. Анализ текущих обязательств по расчетам предприятия в предшествующем периоде. 2. Определение состава текущих обязательств по расчетам предприятия в предстоящем периоде. 3. Установление периодичности выплат по отдельным видам текущих обязательств по расчетам. Финансовый менеджмент 66 Коробко С. А.

Этапы управления текущими обязательствами по расчетам предприятия 4. Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам текущих обязательств по расчетам. Такое прогнозирование осуществляется двумя основными методами : а ) методом прямого расчета. б ) статистическим методом на основе коэффициентов эластичности. Финансовый менеджмент 67 Коробко С. А.

Этапы управления текущими обязательствами по расчетам предприятия 5. Прогнозирование средней суммы и размера прироста текущих обязательств по расчетам по предприятию в целом. 6. Оценка эффекта прироста текущих обязательств по расчетам предприятия в предстоящем периоде. Этот эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием. 7. Обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов текущих обязательств по расчетам. Финансовый менеджмент 68 Коробко С. А.