Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 ©Пузанова Ж.В. Проективные методики и проективные вопросы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Сенситивные вопросы и проективные методики.
Advertisements

Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Проективные вопросы и семантический дифференциал.
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
Креативные фокус-группы. ? Качественные методы Какие вопросы чаще всего задают производители и рекламные агентства? Почему потребителям нравятся или не.
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
Тема родительского собрания: «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка»
Маркетинговые исследования. Понятие МИ Маркетинговые исследования - это деятельность, которая связывает потребителя, покупателя, общество с маркетинговыми.
- сформировать у школьников первичные умения критически оценивать любую социальную ситуацию и представляющуюся возможность и делать обоснованный выбор.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
1 Поведение потребителей: основные подходы Конечная цель всех маркетинговых технологий; «Кто оплачивает ваши счета?» Выбор потребителей обусловлен большим.
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Сравнительная оценка влияния позитивного мышления на удовлетворенность трудом лиц молодого и старшего возраста.
Презентация «Социометрический метод Дж. Морено». Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО.
«Знают ли школьники свои права.» Жилкина Ксения учащаяся 9-Б класса школы 101.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
понимать ответственность гражданина за судьбу страны и свою судьбу, роль гражданина в формировании органов власти; осознать необходимость овладения политической.
Транксрипт:

Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 ©Пузанова Ж.В. Проективные методики и проективные вопросы

Проблема неискренних ответов в опросах Л.Я.Аверьянов: неискренних ответов «не бывает, есть только высказанное респондентом мнение» С.А.Беланоский «проблема преувеличена» В.Ф. Журавлев «не столь уж распространенное явление» «теория правдивого респондента» («гуманистическая» (кооперативная) парадигма) Эмоционально-нейтральные вопросы (80-90 % искренны) Деликатные вопросы (от 15-45% (зарубеж.) до 32-50% (Антонов, Медков – Фоломеева) Искажаются и возраст, уровень дохода, стаж работы… проблема не измерима, не контролируема, не решаема, не поддаются корректировке (при обработке)

Сенситивные вопросы («угрожающие», деликатные) = вопросы, направленные на получение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать… ВОПРОС: «Сенситивность» конкретного вопроса определяется: культурными традициями страны; психологическими особенностями респондента; социальным статусом респондента; ценностными установками конкретного индивида; всем вышеперечисленным.

Рекомендации по выбору формата вопросов и ответов в исследованиях сенситивных проблем (в результате методических экспериментов): 1)вопросы о частоте совершения социально нежелательных действий лучше формулировать в качестве открытых и достаточно длинных; 2)при разработке блока сенситивных вопросов для массового опроса необходимо апробировать их в пилотаже; 3)не следует «давить» на респондента, использовать вопросы-ловушки, неоднократно повторять вопросы; 4)лучше спрашивать респондента о прошлом, нежели о положении дел в настоящем; 5)повышение анонимности опроса (например, Интернет- опрос); 6)рутинизация 7)рандомизация

Снижение риска неискренних ответов – на стадии проектирования Вопросные методы стимулирования искренности: контрольные вопросы (А.Кроссли, 1930-е гг.) использование закрытых, косвенных, безличных и проективных вопросов (в эмоциональных, деликатных темах) смена объекта и предмета оценивания, смещение акцента с мнения респондента на мнение окружающих (повышение субъективной анонимности), эффективность не доказана (?) 1975 г. М.Сиркен: вопрос о «трех близких друзьях» «перекрестный контроль», «проекция», «рутинизация»

Проективные методики В основе проективных методик лежит открытая Г. Юнгом возможность при помощи косвенных воздействий вызывать реакции, эксплицирующие неосознаваемые, но значимые для человека области переживаний и опыта, т.е. индивидуальный способ видения жизни Проективные методы – группа методов, в которых обследуемым предлагается выразить реакцию на неопределенную/многозначную ситуацию. Ответы на задания не могут быть расценены как правильные или неправильные – характер ответов респондента определяется особенностями его личности

Часто реальное положение вещей не осознается человеком, так как скрывается от его сознания с помощью психологической защиты (регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта) Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту Обсуждение интимных проблем, связанных со здоровьем, сексуальной жизнью и т.д. В некоторых случаях респонденты не могут вербализовать мотивы собственного поведения, так как не осознают их. При обсуждении «горячих» тем, то есть подразумевающих наличие различных точек зрения и воспринимающихся эмоционально (например, политика), респонденты не склонные спорить и отстаивать свою точку зрения, скорее всего, будут подсознательно стремиться согласиться с большинством.

Проективные методики (например: в маркетинге) отрицательное отношение к стране-производителю исследуемого продукта мешает выяснить особенности восприятия самого продукта. российские потребители часто стесняются отрицательно отзываться об исследуемом продукте (т. К. подсознательно не хотят обижать модератора) материальная неспособность приобрести какой-либо продукт или услугу является причиной отрицательного отношения потребителей к этому продукту или услуге. требуют от респондентов напряжения фантазии, творчества (+игра) - используются в разогревающей части фокус-групп (креативных гр.)

Примеры проективных методик 1. Ассоциативные (Association) – Словесные ассоциации, – Персонификация, – Картинки и слова, (ассоциации на визуальные стимулы) 2. На завершение задания (Completion) – Незаконченные предложения – Незавершенные рисунки – Бранд мэпинг (Brand mapping)

Примеры проективных методик (продолж.) 3. Конструирующие (Construction) – Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, Мюррей) – Баблз (Bubble drawing) – Коллаж – Проективные вопросы 4. Экспрессивные (Expressive) Психорисунки –Ролевые игры 5. Ранжирование (Choice-ordering)

Проективные вопросы Описание гипотетической, воображаемой или реальной ситуации Необходимость выбора (закрытый или открытый вариант проекции) Воспринимаются как игра, а не как «допрос» Проецирование ситуации на себя, или себя в ситуацию (выход на личностный уровень)

Пример: П: Представьте себе, что на работу референтом в солидную фирму пришли устраиваться две молодые женщины. Одна из них – модно одета и внешне привлекательна, но не обладает должной квалификацией; вторая - одета аккуратно, но не модно, «серая мышка», обладает большим профессиональным опытом. Как Вы думаете, которую из них предпочтут? 1)«Модную» 2)«Опытную» Т: Как Вы думаете, для профессиональной карьеры женщины важнее ее внешняя привлекательность или опыт? 1)Привлекательность 2)Опыт 3)Другое. Что именно? ________________ 50 % 80 % 20 %

Варианты формулировок проективных ситуаций Представьте себе, что вы обратились в какое-нибудь государственное учреждение за получением необходимой вам справки, выдача которой затягивается, но вам прозрачно намекают на то, что вопрос можно решить в вашу пользу и это зависит исключительно от вас. Вы предпочтете: «Дать» Найти знакомого, который позвонит «нужному» человеку Обратиться с жалобой к непосредственному начальнику этого чиновника, а если не поможет – в суд

Варианты формулировок проективных ситуаций Представьте себе, что вы приняли участие в телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером?» и выиграли миллион. На что бы вы его потратили? Отметьте что-нибудь одно, наиболее соответствующее вашему вероятному поведению. 1.Вложил в дело, в бизнес 2.Отправился в кругосветное путешествие 3.Купил машину (квартиру) 4.Раздал родственникам и друзьям, особенно нуждающимся в деньгах 5.Прогулял, не задумываясь 6.Оставил на черный день

Пример измерения ценностных установок (политических и гражданских) Представьте себе, что вы решили выйти на демонстрацию со своим собственным лозунгом. Что бы вы скорее всего написали на нем? Представьте себе, что вы решили выйти на демонстрацию или митинг со своим собственным лозунгом. Составьте его из слов, которые написаны ниже. В вашем лозунге должно быть не более трех слов. Начните его с призыва «Да здравствует» или «Долой», как вам больше нравится. 1.Россия 2.Мир 3.Социализм 4.Путин 5.Частная собственность 6.Православие 7.Демократия 8.Равенство 9.Олигархи 10.Советская власть 11.Свобода 12.Русский народ

Нереалистические ситуации в проективных вопросах Представьте себе, что «колесо истории» повернуто вспять. В каком времени вы бы остановили его, имея в виду благо не только свое но и большинства наших сограждан? 1.При Брежневе 2.При Хрущеве 3.При Сталине 4.При Ленине 5.В дореволюционной России. В правление какого государя ___________ Представьте себе, что вы проснулись президентом России. Какой первый указ вы бы издали? __________________________________

Возможность выйти на уровень «социального бессознательного» (нерефлексивный уровень) Представьте себе, что вам дали маленькую фотографию В.В.Путина и предложили вписать это лицо в одну из картин, названных ниже. Какую из них вы бы скорее всего выбрали? 1.«Праздничная демонстрация на Невском проспекте» 2.«Пустынная аллея осеннего парка» 3.«Кабина пилота сверхзвукового истребителя» 4.«Вся семья в сборе» 5.«Чтение лекции в университетской аудитории» 6.«Трибуна Мавзолея» 7.Можете придумать собственную картину. Как она будет называться? ______________________________ ( вопрос использовался как косвенный контрольный индикатор в восприятии целостного символического образа В.В.Путина студ.молодежью)

Метод «множественных идентификаций»: кросскультурное исследование этнических стереотипов (В.Ф.Петренко) Испытуемые оценивают вероятность каждого из 90 поступков по 6-балльной шкале (0 до 5) с ролевый позиций: Я сама Моя мать Идеал женщины с моей т.зр. Идеал женщины, принятый в обществе, Типичная женщина, Женщина 40 лет назад Женщина через 20 лет Женщина с неудавшейся личной жизнью Презираемая мною женщина; русская/ азербайжанка Грузинка; Эстонка

Поступки в тесте «мн. идент.» ПоступокЯ Моя мать ….. Идеал мой Познакомиться с парнем на улице, поддержав связанный разговор 18 / 710/5218/56 Послать брачное объявление в газету0/200/58/13 Испытывать постоянную потребность в новых людях 82/6771/3281/68 Стремиться к высшему образованию88 /8745/5576/95 Изменить мужу в ответ на измену8/381/1412/30 Рассказать сослуживцам о конфликте с мужем4/512/118/0 Шить и вязать для семьи63/8080/9191/92 В присутствии друзей мужа сделать ему замечание0/448/460/33 Скрыть от мужа, что сделала дорогую покупку11/168/196/4 ………..…… Обработка: 1)Коэффициенты парных корреляций (по ролевым позициям) 2)Дифференциал между ролевыми позициями 3)Факторный анализ

Проективные (косвенные) вопросы: критическая рефлексия Безличные проективные вопросы воспринимаются двояким образом: ориентация на прямой смысл (оценить мнение окружающих) или как обращенные лично к ним: 48 / 52 Как Вы считаете, люди обычно говорят правду или неправду, отвечая на вопросы социологов о том, за кого они собираются голосовать на выборах? Какой канал пользуется сегодня наибольшей популярностью и доверием народа? – Отвечая на этот вопрос на что Вы ориентировались (на свои предпочтения? Или популярность?) Ставят респондента в сложную, двусмысленную ситуацию (тупиковую) экспертные функции Какую партию поддерживаете Вы? А большинство?

Домашнее задание Придумайте по 3проективных вопроса (разных модификаций (роль, ситуация, вымышленная ситуация). Объясните, что измеряет этот вопрос. Почему Вы сочли необходимым поставить проективный вопрос в этом случае? Внимательно изучите существующие проективные методики. Подумайте, какие из них можно использовать для изучения Вашей темы (темы Вашего диплома / диссертации)?