Шульга Татьяна Ивановна Доктор психологически х наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии МГОУ, эксперт Комитета по делам семьи женщин и детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приоритетные функции воспитания. Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о.
Advertisements

Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ.
ВОСПИТАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ (В свете идей ФГОС). Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Система воспитательной работы школы как основа формирования ценности образования.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Транксрипт:

Шульга Татьяна Ивановна Доктор психологически х наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии МГОУ, эксперт Комитета по делам семьи женщин и детей ГД ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2

Модернизация системы образования в России в XХI веке ориентирована на реализацию принципов гуманизации Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности современных образовательных организаций и повышение роли дополнительного образования 4

В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования, которые смещаются с обслуживания интересов государства на… Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности удовлетворение потребностей социальных групп удовлетворение потребностей личности удовлетворение потребностей общества 5

Все современные трактовки цели образования отражают главную идею - приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации 7

Идеи управления развитием личности, психолого- педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития обучающихся близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются в практике современного образования В то же время управление процессом социализации личности, на наш взгляд, еще не в полной мере освоено практическими работниками образования и нуждается в теоретическом обосновании и выделении роли дополнительного образования 8

Каково соотношение, взаимосвязь процессов воспитания, дополнительного образования и социализации индивида? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности? Какую роль играет дополнпительное образование? Что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной и позитивной? Что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной и позитивной? Вот те вопросы, которые требуют раздумья, поиска, теоретического обоснования и определения путей реализации на практике. 9

Процессы социализации Процессы воспитания Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга Проблема: как обеспечить влияние процесса воспитания на процесс социализации личности? Общее между этими процессами - они направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Эти процессы возможны только при достижении успехов школьников в разных видах деятельности, а не только в учебной Процессы воспитания Процессы социализации 10

Так, на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, т.е. формируется социальный опыт: опыт познания, отношений и деятельности. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. А.В.Мудрик 13

Если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности, знания остаются мертвым капиталом. Не случайно мы ставим задачу, из школы знаний преобразовать ее в школу развития и самоопределения личности. обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый. 14

Однако мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, но не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на нее, возможно более полной самореализации в процессе социализации». "В идеале, - отмечает А.В.Мудрик, - социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам 15

Мы живем во время перемен, являемся свидетелями и участниками глобального процесса социализации всего нашего общества в связи с кардинальными переменами исторических, политических и социально-экономических условий. В то же время молодому поколению удается более успешно освоить реалии формирующейся рыночной экономики. При этом мы реально наблюдаем, как непросто вхождение старших поколений в новые условия жизнедеятельности. 18

Сопоставление возможных вариантов социализации личности позволяет сделать принципиальный вывод о том, что каждый ребенок должен найти себя для реализации собственных интересов, способностей, возможностей. Цель дополнительного образования – развитие личности, ее способностей, возможностей, нахождения себя это прежде всего означает: дополнительное образование должно способствовать тому, чтобы обучающие были готовы к социализации, нашли себя 21

Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы ? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой ? Теперь мы можем конкретизировать цель обучения, воспитания- как развитие личности, готовой к социализации в обществе ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать ? 23

Нередко феномен выученной беспомощности мы наблюдаем и в наши дни Он проявляется в неспособности человека найти выход из неблагоприятной ситуации, в стремлении обвинять окружающих, руководителей, власть в своих бедах и неудачах вместо того, чтобы разобраться в себе самих Нередко феномен выученной беспомощности мы наблюдаем и в наши дни Он проявляется в неспособности человека найти выход из неблагоприятной ситуации, в стремлении обвинять окружающих, руководителей, власть в своих бедах и неудачах вместо того, чтобы разобраться в себе самих В 1988 году на конференции по проблемам личности физиологом Ротенбергом В.С. было введено понятие «выученной беспомощности» и «поисковой активности» 24

Дети из начальной школы, где учителя, как правило, хорошо знают своих питомцев и умеют дойти до каждого, найти возможность для реализации себя переходят в основную школу УЧЕНИКИУЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЯ Можно реально увидеть, как педагогический процесс образовательной организации формирует у определенной части школьников феномен «выученной беспомощности» У одних школьников все получается в учебе, они хорошо учатся, их достижения отмечают все(учителя, родители, сверстники). Часть школьников не имеют достижений в учебной деятельности, они стараются, но успеха нет. Именно у этой части школьников появляется потребность найти себя. Для них наиболее значимой деятельностью является допобразование 25

УЧИТЕЛЯ УЧЕНИКИ сильные слабые средние В этих условиях даже самые умелые и добросовестные педагоги вынуждены опираться на сильных и помнить о том, чтобы не упустить самых слабых. И в каждом классе формируется «благополучная» середина, успевающая на твердую тройку. Много учеников в классе, у которых достижения в учебной деятельности не проявляются. Педагоги вынуждены работать на наиболее способных учащихся – ГИА, ЕГЭ- показатели деятельности 26

Требуется особая забота педагога, чтобы создать им ситуацию успешности, включить в ту деятельность, где они смогут проявить себя, почувствовать себя значимыми для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. Что же происходит, если из года в год молчит эта благополучная середина? Они отвыкают говорить,появляется страх вызова к доске, страх экзамена. Формируется феномен выученной беспомощности, который в данном случае проявляется в неуверенности в своих силах, боязни высказывать свое мнение,застенчивости, чувстве недееспособности, снижении мотивации учебной деятельности 27

Итак, прежде всего, развить в ученике поисковую активность, которая проявляется… в познавательной и творческой активности, в самостоятельном поиске источников необходимой информации, в готовности к принятию решений в ситуации выбора. Дополнительное образование является именно такой деятельностью, где поисковая активность приводит к ситуации успеха, а ученик становится успешным. Итак, прежде всего, развить в ученике поисковую активность, которая проявляется… в познавательной и творческой активности, в самостоятельном поиске источников необходимой информации, в готовности к принятию решений в ситуации выбора. Дополнительное образование является именно такой деятельностью, где поисковая активность приводит к ситуации успеха, а ученик становится успешным. 28

Важная функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок, подросток не уверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 55

Мы стремимся развивать доброжелательность и сострадание, отзывчивость и милосердие, терпимость к другому мнению, к другой культуре, толерантность как проявление нравственной ценности. И в это же время культ силы и насилия, жестокости и неразборчивости средств достижения цели пронизывает телевизионные фильмы и шоу. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Даже детские передачи, популярные мультфильмы не лишены сцен жестокости и насилия. 61

По данным Международного молодежного фонда, социализация детей, подростков, молодежи в семье переживает острый кризис: Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Принятие ребенка таким, как он есть. Понимание причин его замкнутости или агрессивности как защитной реакции на неблагополучие отношений. В этих условиях компенсаторная функция дополнительного образования предполагает прежде всего компенсацию недостатка семейного тепла благодаря гуманизации позиции педагога. Развод и размолвки между родителями - это трагедия для ребенка, причина тревожности, дискомфорта, чувства отчужденности 50

Не унижая, не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только в этом случае мы воспитаем не потребителей искусства, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Чему может противостоять деятельность дополнительного образования? 62

Целеустремленность и настойчивость в достижении цели Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели. целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса обучения и воспитания 29

с учетом сложившейся ситуации в отношениях между ними и между учащимися и педагогами с учетом индивидуальных особенностей детей Имея в виду эти целевые установки, важно определить задачи, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности в дополнительном образовании Имея в виду эти целевые установки, важно определить задачи, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности в дополнительном образовании 30

Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, 31

это качество ведь тоже не сразу развивается. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников. 32

- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. Причем труднее всего учителям начальных классов развить стремление доводить начатое до конца. 33

организации образовательной и воспитательной деятельности, выдвижения актуальных и перспективных задач развития личности, они решаются всеми средствами и всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения. 39

Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить? Вот это и будут частные, ситуативные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых. Причины могут быть разные: не сформированы необходимые умения, навыки; не хватает волевых усилий, не хватает усидчивости; не ясна цель деятельности При всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д. возникло затруднение. 34

Психологическая служба приступила и реализовывает новые формы оказания помощи и поддержки как учащимся, так и педагогам: 1. Разработан план психологического сопровождения ФГОС (по новым стандартам в начальной школе) 2. Разработана и осуществл яется совместная работа учителей и психологов по развитию метапредметных умений в начальной школе 3. Во вторых классах психологами может быть реализована новая программа надпредметного курса «Мир деятельности» 4. Идет обобщение опыта работы разных регионов Российской Федерации по стартовой диагностике учащихся 1 класса для сопровождения начальных классов в соответствии с ФГОС, создана папка методических материалов 5. Разрабатывается тематика просвещения для учителей школы по вопросам повышения качества образования учащихся

Активное участие в проектной деятельности школы: Создание инициативной группы учащихся, заинтересованных в теме социального проекта, Привлечение к созданию проекта «трудных» детей для их успешной социализации и коррекции выявленных проблем, Подбор необходимых материалов, работа со СМИ, Интернет, Включение учащихся в исследовательскую и аналитическую деятельность, Самостоятельная презентация и защита проекта перед аудиторией

Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте: Развитие этих качеств совпадает с потребностью подросткового возраста в общении, взаимодействии, проявлении самостоятельности. коллективизм; готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной поддержке; самостоятельность и общественная активность, коммуникативные качества личности. 37

А вот старший подростковый и младший юношеский возраст характеризуются процессом индивидуализации, стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, способностью определить путь жизненного и профессионального самоопределения. А вот старший подростковый и младший юношеский возраст характеризуются процессом индивидуализации, стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, способностью определить путь жизненного и профессионального самоопределения. Для них готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора особенно значима. 38

определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия; воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целенаправленный процесс организации деятельности способен влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции; гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить симпатию, создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе;

возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей. выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов; расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой; обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов; расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой; обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целенаправленный процесс способен влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет С.Маршак С 76

Проявляется явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации» Центром кристаллизации может стать воспитательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте. Проявляется явление интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации» Центром кристаллизации может стать воспитательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в небольшом населенном пункте. 63 определяет развитие позитивных потребностей детей и населения микрорайона, города, создает условия для развития индивидуальных способностей каждого, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения.

на каком-то этапе человек не испытывает воспитательных воздействий ( имея в виду именно воспитательное воздействие, а не самовоспитание), Как же может воспитание целенаправленно влиять на стихийный, непрерывный процесс социализации? 12

Социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 16

Идейно-политическое нравственное патриотическое трудовое эстетическое физическое другие направ- ления воспитания Говоря о всестороннем, гармоническом развитии личности, мы имели в виду В предшествующие десятилетия выдвигали в качестве цели воспитание всесторонне развитой, гармонической личности. Что это идеал, к которому стоит стремиться, но вряд ли можно достигнуть. Была еще одна причина несостоятельности выдвинутой тогда цели. И к какому выводу пришли? а не личность, не учитывали целостность процесса развития личности. 22

Потому что у детей этого возраста предметно-образный характер мышления, а планирование, прогнозирование требует развитого логического мышления. Почему не удается ни в 1, ни во 2 классе сформировать такое важное качество, как Этот тип мышления развивается позже, и научиться составлять план деятельности, ответа могут учащиеся к окончанию начальной школы, а еще успешнее в 5, 6 классе. 35

Планирование Из-за того, что задача обучить планированию ставилась несвоевременно, наши старшеклассники, как правило, сначала пишут сочинение, а потом составляют его план. 36

По мере взросления дети отдаляются от нас, взрослых, закрываются, уходят в свой внутренний мир, потому что не уверены, что мы можем их правильно понять. Тем более важно, чтобы у подростка, юноши был человек, которому он доверяет, может поделиться сокровенным. 53

За последние десятилетия наблюдается постоянный рост наркомании и токсикомании в детской подростковой среде Если он не встретит такого в организованном воспитательном пространстве, он будет искать его в неформальном общении, будет искать свою нишу, где он будет принят. И этот контакт может оказаться неблагоприятным для его позитивной социализации. 54

Поэтому перестройка самоощущения воспитанника, создание благоприятного нравственно-психологического климата в первичном коллективе, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими – условие влияния воспитания на позитивную социализацию 56

Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью воспитательной системы, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных возможностей социальной среды для обогащения воспитательного пространства. Воспитание в данном случае осуществляет функцию расширения социального опыта детей. 57

- все это в комплексе расширяет кругозор, оказывает влияние на становление структуры ценностей, помогает самоопределиться и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии. Дополнитель- ное образование краеведение, экскурсии в музеи, картинные галереи встречи с представителями разных профессий организация социально направленной деятельности: благоустройство архитектурно- пространственной среды, уход за мемориалами, памятниками истории и культуры, выступление с концертами перед населением и т.п, 58

С другой стороны, воспитание предполагает предотвращение или, по крайней мере, нивелировку возможного влияния негативных факторов социальной среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности в подростковой среде, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей и подростков. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения. 59