Айнагуль Шарипбаева Центр исследований Сандж, 2013 год Совершенствование регулирования статуса наемных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Advertisements

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия «Нам необходимо.
П Р И Н Я Т И Е Н А Р А Б О Т У И Н О С Т Р А Н Н О Г О Г Р А Ж Д А Н И Н А П Р И Н Я Т И Е Н А Р А Б О Т У И Н О С Т Р А Н Н О Г О Г Р А Ж Д А Н И Н А.
Ю. Флоринская Центр миграционных исследований Объединения памирских мигрантов в России – помощь в адаптации или сохранение связей с родиной?
ОФОРМЛЕНИЕ ПАТЕНТА НА РАБОТУ ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ Патент – это документ, который дает право иностранному гражданину прибывшему в Россию в безвизовом.
Укрепление управления системой социального обеспечения МОТ, Достойный труд и международные трудовые стандарты.
Предоставление учителям общеобразовательных учреждений социальных выплат на оплату первоначального взноса за приобретаемое жилье и компенсацию по уплате.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Правовой анализ МООРПХ. Подача заявления на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников в Федеральную миграционную службу.
1 2 В 2008 году Уполномоченным по правам человека в Пермском крае: Принято обращений 7042 (на 18,2% больше, чем в 2007 году) Принято обращений 7042 (на.
Поддержка мигрантов на протяжении миграционного цикла Международная Организация по Миграции Москва 2011 Региональная программа в области трудовой миграции.
Модуль 4: Охрана материнства в сфере труда: основные заинтересованные стороны – кто они?
Предприниматель Заявка на получение кредита Банки-партнеры Фонда: -Сбербанк России; - Россельхозбанк; - Крайинвестбанк; - и другие.
Комитет общественных связей города Москвы ГУ г. Москвы «Дом общественных организаций» Московский городской ресурсный центр 2011 год.
Долгосрочные решения. Определение Долгосрочное решение – любые средства, с помощью которых можно найти удовлетворительное и постоянное решение проблем.
Сила профсоюза – в ее массовости, в сплоченности членов, в энергичном и принципиальном профсоюзном комитете, который: Протягивает руку помощи! Решает.
Научная работа по предмету: Право. На тему: Труд несовершеннолетних. Сидоров Олег 10 класс.
« Систематические наблюдения, анализ и прогнозирование состояния и выполнения требований законодательства РФ и Московской области в сфере образования в.
П РАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РК.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Транксрипт:

Айнагуль Шарипбаева Центр исследований Сандж, 2013 год Совершенствование регулирования статуса наемных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве. Анализ ситуации и рекомендации.

Информация об исследовании Цель исследования : Оценка текущей ситуации и выработка рекомендаций для заинтересованных сторон по улучшению правового регулирования статуса сезонных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве Казахстана. География исследования : Алматинская область, Енбекшиказахский район. Выборка : 67 респондентов : 52 сезонных трудовых мигрантов занятых в сельском хозяйстве, 15 фермеров ( табаководы, овощеводы ), привлекающих для работ сезонных мигрантов. Методика : опрос трудовых мигрантов занятых в сельском хозяйстве и фермеров работодателей проводился в Енбекшиказахском районе, в селах : Чилик, Кайрат, Достык, Ащисай, Махаббатсай, Таусугур, Корам, Каратурык, Масак. Для получения информации были использованы количественные и качественные методы ( анкетирование, фокус - групповые дискуссии, глубинные интервью. Партнеры проекта : Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района.

Кто они – трудовые гости ? Мужчины – 54% Женщины – 46% Узбеки – 29% Киргизы – 52% Турки – 19% Табак 33% Овощи - 33% табак + овощи 34% 83%10%7% Сферы работы Семейный состав

Материальное положение На Родине, % В Казахстане, % Вывод Денег не хватает, во всем отказываем 330 Материальное положение трудовых мигрантов с / хозяйства в Казахстане значительно улучшается Денег хватает только на питание 2319 Покупаем еду, одежду 4233 Живем нормально, можем купить дорогое 242 Ни в чем себе не отказываем 06

Сезонные трудовые мигранты В ряде стран мигранты составляют почти 80% рабочих в сельском хозяйстве. Работодатели предпочитают мигрантов в основном из-за недостатка предложения местной рабочей силы. «Мы, фермеры Енбекшиказахского района, сталкиваемся ежегодно с проблемой нехватки рабочих рук. Местное население не заинтересовано в таких работах, поэтому мы привлекаем мигрантов из Узбекистана, Киргизии. В наших хозяйствах примерно 80% – это трудовые мигранты. По нашим прогнозам, примерно лет через пять, на сельскохозяйственных полях не останется ни одного работника из местного населения, местное население потеряет навыки работы в сельском хозяйстве. Казахстану либо надо принять такую ситуацию, либо применять меры по увеличению привлекательности сельскохозяйственного труда для местного населения» (ФГД с фермерами). Эксперты: необходимо продвигать такие экономические стратегии, которые могли бы, с одной стороны, обеспечить понятную и прозрачную систему легального трудоустройства иммигрантов в Казахстане, а с другой – внедрять технологии, замещающие неквалифицированный сельскохозяйственный труд более высокооплачиваемым и интересным для местных кадров.

Политика приема и трудоустройства. Квотирование иностранной рабочей силы Квота по странам исхода для сезонных работников с/х устанавливаются при наличии международных договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции, ратифицированных РК (из Правил установления квоты…). Кыргызстан: предоставление квот предусмотрено двусторонним межправительственным соглашением «О трудовой деятельности и защите прав трудящихся мигрантов» от 30 июня 2006 года 618 Узбекистан - ? соглашение не заключено.

Проблемы в квотировании Предполагается, что квоты регулирует количество трудовых мигрантов, но основная масса трудовых мигрантов прибывает в Казахстан из стран с безвизовым режимом, то есть свободно и в гости. Информационная закрытость процесса нормирования и распределения квот, отсутствие консультаций с работодателями. Долгие сроки ожидания результатов по разрешенной квоте (около 7-8 месяцев с начала сбора информации в районах до окончательного получения результатов фермерами); Трудности в перспективном планировании трудовых ресурсов на предшествующий календарный год для мелких крестьянских хозяйств. Нежелание фермеров мелких к/х участвовать в процессе формирования квот: (1) отсутствие опыта и незнание законодательных процедур; (2) нет необходимости (фермеры не утруждаются поиском мигрантов). Недостаточное количество квот для сельскохозяйственных работ (размер заявки сокращают, мотивируя необходимостью привлечения местных кадров).

Несоответствие цели въезда, цели, указанной в миграционной карточке 92% мигрантов, указали, что основной целью приезда в является получение работы и заработка. В миграционной карточке цель приезда «на работу» у 17% опрошенных, 41% прописали цель «в гости», 42% отказались от ответа. Цели указанные в миграционных картах, (респонденты-мигранты)

Получение разрешений на привлечение иностранной рабочей силы Низкая правовая грамотность: 24% опрошенных фермеров знают хорошо законодательные процедуры официального привлечения иностранной рабочей силы, 48% не имеют представления о данной процедуре, у остальных знания поверхностные. 3 практики привлечения труда мигрантов фермерами: официальное привлечение трудовых мигрантов через прохождение законодательных процедур; неофициальное привлечение к работе трудовых мигрантов. использование услуг ТОО «Мигрант» (прим. ТОО существовало до весны 2013 года);

Официальное привлечение мигрантов (барьеры) 67% фермеров считает процедуру получения разрешений «слишком сложной и растянутой по времени». Долгие сроки ожидания: 56 рабочих дней, при условии, что заявление будет принято с первого раза. Низкая правовая грамотность фермеров. Трудности с формированием списка сезонных мигрантов в стране исхода для оформления разрешения. Наличие административных барьеров (сроки, отсутствие полной информации, некомпетентность специалистов) Частые отказы в получении разрешений. Трудности с возвратом депозитов.

Доля У мигрантов нет необходимого пакета документов 76 Официально трудно получить разрешение 67 Требуется большое количество документов 67 Долгие сроки ожидания получения разрешения 62 Незнание работодателями правил и законов 57 Нежелание работодателями оформлять все официально 57 Отсутствие информации 57 Некомпетентность госслужащих 52 Мигранты сами готовы работать неофициально 52 Дорогая стоимость медицинской страховки 43 Долгие процедуры по справке платежеспособности, невозврат денег 43 При неофициальном приеме на работу можно сэкономить на налогах 38 Вымогательство и взятки со стороны чиновников 33 Неофициального мигранта проще уволить 33 В неофициальных случаях не требуется заключение контракта 19 Рейтинг причин отказа фермеров от официальных процедур найма трудовых мигрантов

Процедура неофициального найма Фермер собирает у мигрантов уд.личности, мигр.карточки Фермер в миграционке оформляет временную регистрацию на 1 месяц Через1 месяц Мигрант просит у фермера работу Мигрант выезжает на родину и вновь въезжает в Казахстан, возвращается к фермеру и получает новую временную регистрацию. Либо не выезжает, нарушая сроки пребывания, но фермер закрывает на это глаза. Проблемы с миграционкой мигрант решает сам. Мигрант 1 месяц работает у фермера без официального разрешения

Каналы трудоустройства Мигранты Енбекшиказахского района находят работу через следующие каналы: Помощь родственников, друзей, знакомых – 56% Самостоятельно – 12% Посредники из Кыргызстана – 8% ТОО «Мигрант» - 8% Пригласил работодатель – 6%. Важно: отмечено два случая обманного, принудительного эксплуатирования: «Привезли обманным путем и продали. Документы забрали» Фермеры Енбекшиказахского района находят трудовых мигрантов через: обмен между фермерами информацией, пассивный поиск: мигранты сами приходят к фермеру с просьбой взять на работу, через посредников из Кыргызстана. «Есть свои контакты с Ошской и Узгенской областью в Киргизии, если нужны рабочие руки, я их зову» «В 1998 году мигрантов привезли в село на автобусе, я взял на работу двух мигрантов, потом пришли 3 семьи мигрантов с Узбекистана и до сих пор работают у меня»

Занятость и условия труда Диаграмма. Причины найма трудовых мигрантов фермерами, % положительных ответов

Из интервью с фермерами Для местных, виды предлагаемых работ на полях и оплата за них - это тяжелый и малооплачиваемый труд. Местные хотят работать с 8.00 утра до вечера, обед с до Требуют, чтобы была транспортная развозка. Мигранты работают с 5.00 утра и до позднего вечера. Живут на полях. Они более ответственны, их не надо контролировать. Согласны работать за тенге, а местные даже за тенге не соглашаются. Мигранты универсальны, могут выполнять любую работу.

20% опрошенных фермеров Енбекшиказахского района имеют официальное разрешение на привлечение труда иностранных работников. Следовательно, законодательно могут заключить договора. Но, тем не менее 95% фермеров отметили, что заключают договора с мигрантами в письменной форме 50% мигрантов отметили, что фермеры заключили с ними письменные договора. 96% письменных договоров среди табаководов; 4% среди овощеводов.

Условия труда и оплаты Уровень удовлетворенности мигрантов условиями труда – 88%. НО: Лишь 42% говорит, что их трудовые права не нарушаются. Наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие возможности получить медицинскую помощь на рабочем месте отсутствие индивидуальных средств защиты

Вид работМестный работникТрудовой мигрант Сбор табака25 тенге за шнур Вспашка поля тенге за 2 га тенге за 3 га. Культивирование поля, ломка, сборка 3га. в день 7000 тенге 7 га. в день тенге Выпас скота тенгев месяц тенге в месяц Выращивание клубники $ за сезон7000 $ за сезон Выращивание моркови7 000 $ за сезон2 500 $ за сезон Полное выращивание табака 70% от суммы реализации 50% от суммы реализации 21% мигрантов считает, что за одинаковый труд заработная плата мигрантов ниже зарплаты местных кадров;

Социальные гарантии. Барьеры в образовании Дети мигрантов с неурегулированным статусом по закону не могут посещать образовательные учреждения Постановление Правительства РК 1427 ограничивает право на образование требованием предоставить ИИН ребенка. Противоречия в Законах. Приказ МОН РК 398 дает право на обучение «трудовым мигрантам, работающим в РК в соответствии с миграционным законодательством», но в Законе РК «Об образовании», «О правовом положении иностранцев» изменения не внесены. Географическая отдаленность сельскохозяйственных полей от населенных пунктов. 40% опрошенных мигрантов имеют детей школьного возраста, из этого числа 29% детей не посещают школу

Жилищные вопросы Закон РК «О миграции» п. 2 ст. 42: «Работодатели, привлекающие сезонных иностранных работников, обязаны предоставить им временное жилье, отвечающее санитарным и иным нормам, установленным законодательством РК». 62% 92% НО, в доме: сырость, теснота, нет удобств 36% мигрантов проживают на бесплатной основе, 40% оплачивают только коммунальные платежи, остальные покрывают расходы самостоятельно.

Интеграция 77% опрошенных мигрантов участвуют в культурных мероприятиях местного населения, 46% в субботниках, 35% в защите прав собратьев-мигрантов. «Являюсь волонтером Фонда местных сообществ, помогаю всем мигрантам, особенно в информировании по вопросам соблюдения их прав, помощи при возвращении на родину» (из анкеты мигранта)

Правовая грамотность. Доступ к информации 58% опрошенных мигрантов едут на работу в Казахстан, совершенно не зная, какие в стране существуют законодательные нормы трудовой миграции. Существующие источники информации: друзья/родственники- 33%, работодатели – 23%, миграционная полиция – 12%, собственный опыт работы в Казахстане – 10%, центры поддержки мигрантов –8%. Желаемые источники информации: Фонды поддержки мигрантов – 42% Работодатели – 52% Буклеты, брошюры – 28%; Миграционные службы – 20%; СМИ – 16%;

Принятые изменения в миграционном законодательстве Сокращение количества справок вызвало положительный отклик среди фермеров и мигрантов, особенно по части справки о несудимости и медицинской страховки. Что касается медицинской справки, то, по мнению большинства, медицинский профосмотр необходимо осуществлять по месту трудовой деятельности мигранта, контроль возложить на местные участковые клиники, и ответственность на фермеров. Не получили рассмотрения моменты по подтверждению платежеспособности. Особенно в плане возврата сумм с депозитов. Существуют неучтенные проблемы затрудняющие доступ к образованию и здравоохранению: необходимость предоставления ИИН, несоответствие статуса неурегулированных сезонных мигрантов миграционному законодательству и др.

Предлагаемые изменения Введение патентной системы 75% мигрантов и 80% фермеров положительно воспринимают введение патентов. РИСКИ: патенты не распространяются на сезонных трудовых мигрантов занятых в сельском хозяйстве. Фермеры будут привлекать мигрантов для работы у себя в подсобном хозяйстве как у физического лица. Мигранты не будут отражать реальную зарплату: если сумма уплаченных в течение налогового периода предварительных платежей по ИПН превышает сумму ИПН, исчисленную за отчетный налоговый период, то сумма не является излишне уплаченной и не подлежит возврату или зачету. Если же, сумма уплаченных предварительных платежей по ИПН меньше суммы ИПН, исчисленной за отчетный период, то разница отражается в декларации и должна быть уплачена не позднее 10 календарных дней после срока предоставления декларации по ИПН.

низкая финансовая грамотность --- ошибки в исчислении платежей ---- штрафы и наказания со стороны налоговых органов. Привязанность патента к местности трудовой деятельности и к определенному работодателю, ставит мигранта в затруднительное положение в случае того, если работодатель не будет выполнять условия контракта, так как мигрант не сможет искать новую работу. В противном случае придется переоформлять патент, а это новые временные и финансовые затраты.

Общие рекомендации Подписать и ратифицировать Конвенцию ООН о правах всех трудящихся- мигрантов и членов их семей, Конвенцию о трудящихся-мигрантах 97, Конвенцию о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 143. Создать профсоюзы трудящихся-мигрантов, занятых в сельском хозяйстве. Использовать потенциал профсоюзов: проведение информационных кампаний, защита прав мигрантов и фермеров, организация тренингов, семинаров. Сделать процедуры найма иностранной рабочей силы более понятными, прозрачными и рациональными, чтобы сделать экономически выгодным законопослушное поведение работодателей и мигрантов, а не обход закона, когда выгодней заплатить штраф или дать взятку; Пересмотреть систему квотирования, чтобы она в большей степени отражала реальные потребности работодателей как по численности, так и по сокращению времени согласования и одобрения заявок местными властями, а также была более прозрачной на всех стадиях принятия решений; Сделать заявки работодателей открытыми, на их основе формировать электронную базу данных для Казахстана и Центральной Азии, которая была бы доступна для работников, агентств и центров занятости.

Создавать преференции для работодателей, использующих новые технологии и привлекающих высококвалифицированный персонал, в том числе в сфере сельского хозяйства; Создать законные и надежные каналы найма временных и сезонных трудящихся-мигрантов путем заключения двусторонних соглашений со странами их происхождения, проводить широкую разъяснительную кампанию как в стране, которой требуется сезонная рабочая сила, так и в потенциальных странах ее происхождения. Расширять сеть частных агентств занятости, как в «странах исхода» мигрантов, так и в Казахстане, которые могли бы быть как информационными каналами. Выдавать сезонным трудящимся-мигрантам, принятым на работу согласно законодательным процедурам, разрешение на работу, предоставляющее им, в числе других прав, доступ в полном объеме к гарантиям социального страхования в принимающей стране. Создать возможности по присвоению индивидуальных идентификационных номеров (ИИН) трудящимся мигрантам (в том числе сезонным), что позволит их интегрировать в налоговую и систему соцстрахования;

Чтобы заполнить нехватку сезонной рабочей силы, необходимо разрешить приезжим сезонным работникам получить визу на 1 месяц с продлением ее до 4 месяцев при условии заключения контракта, а также необходимо распространить действие патентов на фермеров, чтобы те имели возможность нанимать мигрантов; Облегчить и сделать более доступным механизм временной регистрации иностранцев, из стран, с которыми Казахстан имеет безвизовый режим. Возможно, сделать регистрацию уведомительной и предоставить возможность ее продления при отсутствии нарушений правил и норм со стороны мигранта. Обеспечить введение и соблюдение соответствующих правовых норм, предусматривающих наложение санкций на работодателей, использующих нелегальную рабочую силу в сельском хозяйстве, а также на поставщиков нелегальной иностранной рабочей силы; мера наказания должна соответствовать тяжести нарушений, быть достаточной для оказания эффективного профилактического воздействия и увеличиваться в случае повторных нарушений; Создать межведомственную комиссию из представителей заинтересованных государственных структур, ассоциаций работодателей, трудящихся, в том числе мигрантов, для контроля над эффективностью применения системы санкций.