МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей» г. Перми Рифей – бренд «Рифея» Образовательный проект Авторы проекта: Лебедева Ирина Александровна, заместитель директора по УВР; Скокло Ольга Викторовна, заместитель директора по УВР; Ягубков Николай Александрович, заместитель директора по НМР
Рифей и Гиперборей – Уральские горы
Дети говорят «Рифей – это … любимое место на Земле маленький уголок детства частица каждого из нас талант, дружба и любовь к искусству
Легенды и тайны седого Рифея
Проблема современного общества В условиях разрушения традиционной народной культуры все острее встает вопрос сохранения национального самосознания, формирование этнокультурной компетентности у детей уже с самого раннего в о зраста
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «… программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно- региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом»
Концептуальные идеи проекта игра и праздник как наиболее адекватная детскому возрасту форма познания организация социально-значимой практической деятельности использование особенностей дополнительного образования создание творческой среды реконструкция среды бытования
Цель проекта: Приобщение детей к опыту традиционной народной культуры Прикамья как к источнику нравственного начала через развитие бренда «Рифей» и в ходе сетевого взаимодействия ДЮЦ «Рифей» с образовательными учреждениями района
1 Задачи проекта: Провести анализ образовательных возможностей школ района по использованию этнокультурных особенностей Прикамья для духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника
2 1 Задачи проекта: Проанализировать спектр запросов участников проекта по развитию мотивацию к познанию традиционной народной культуры, семейных традиций, культурных традиций народов Урала, истории родного района, города, края
3 2 1 Задачи проекта: Провести длительную досуговую программу «Легенды и тайны седого Рифея » на площадках школ – сетевых партнеров по проекту с включением в действие детских творческих коллективов дополнительного образования
Задачи проекта: Провести для педагогов и учителей организационно-деятельностные мероприятия по реализации проекта
Задачи проекта: Обобщить накопленный в ходе реализации проекта опыт и транслировать на территории г. Перми и Пермского края
Длительная досугова я программа П рограмма, осуществляемая на основе свободного выбора и интереса учащихся и представляющая собой совокупность творческих игровых и других форм деятельности, объединённых общей идеей, темой и осуществляемых в течение учебного года И.М. Карелова, к.п.н., заведующая кабинетом научно-методического сопровождения досуговых игровых программ Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных
Структурная модель традиционной народной культуры Обряды коллектив Этноэтикет Этническая психология Народная педагогика Религия Хозяйственно- культурный тип экономик Народная хореография Народная музыка Эмпирические воззрения народа Словесный фольклор Язык Декоративно- прикладное искусство Народное зодчество Игровой фольклор Традиционный быт Обычаи личность Драматический фольклор
Легенды и тайны седого Рифея Просветительские программы; Экскурсионные программы; Игровые программы; Праздники народного календаря; Семейные праздники национальной кухни; Спектакли по мотивам сказок народов Урала.
Праздник «Покров» Обеспечить субъектную позицию каждого участника программы, как исполнителя, так и зрителя путем включения его в событие через предъявление приобретенных умений и навыков. Организовать совместный творческий поиск Начать исследовательскую работу по народным традициям
Рождественские гадания Организовать совместный творческий поиск Начать исследовательскую работу по народным традициям Создать ситуацию успеха и формирования элементов социализации для всех участников события
Праздник «Масленица» В атмосфере праздника ребёнок наиболее остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществляется свободное общение Формировать понятие о празднике как о проявлении всех форм и видов культуры коллектива
Авторский семейный праздник- конкурс национальной кухни Объединить в процессе творческой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов Способствовать формированию этнотолетарного мышления
Игровые программы Подведение итогов исследовательской деятельности Содействовать развитию у детей с помощью игры навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями
Культурный обмен Предъявить на международном уровне лучшие образцы традиционной культуры народов Прикамья в аспекте современной жизни (в парадигме: традиция – инновация – адаптация) Научить детей видеть общие черты традиционных культур народов мира
Индустриальный район г. Перми Механизмы реализации проекта школа 115 школа 108 школа 102 лицей 8 школа 136 школа 122 школа 140
Организация социальной практики участников проекта
Ресурсы предпринимательские кадровые научно-методические финансовые материально-технические информационные
Актуальность и новизна проекта Интеграция УДО и школ ; Интеграция образовательных областей ; Включенность коллективов дополнительного образования, работающих на базе школ ; Среда бытования как воспитательная технология. Интеграция образовательной и досуговой деятельности в единое пространство;
Перспективы развития проекта Создание новой инновационной длительной программы «Венок дружбы народов Прикамья» ; Расширение географии проекта ; Использование возможностей многоканального финансирования ; Консолидация ресурсов школ и ДЮЦ «Рифей» в реализации программ, направленных на решение задач Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России