Конкурентоспособность региона и национальная система оценки и сертификации квалификаций 18 марта 2014 г., г.о. Самара Международная научно-методическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Advertisements

«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Транксрипт:

Конкурентоспособность региона и национальная система оценки и сертификации квалификаций 18 марта 2014 г., г.о. Самара Международная научно-методическая конференция: «Образование в современном мире: Роль ВУЗов в социально-экономическом развитии региона»

Указы Президента РФ В.В. Путина (7 мая 2012 г.) Государственные программы (ноябрь – декабрь 2012 г.) РФ 2013 г. 3,4% 1,5% Самарская область 2013 г % 3,5% Курс доллара. Девальвация. Рост цен. Дорожание кредитов. Рост безработицы. Замедленный рост. Депрессия. Стагнация. Кризис. События на Украине. Безопасность. Производительность труда. Темпы роста ЭТО: АКТУАЛЬНОСТЬ Задачи 2014 г % ВРП = «Шикарные» условия для прорыва ИЛИ = дежурные «слюнявки» для оправданий Слайд 2

Динамика индекса производства Слайд 3

Уровень конкурентоспособности продуктов на мировом рынке Слайд 4

Рентабельность Слайд 5

Модель регулирования темпов 5 Слайд 6

Основные барьеры 1. Дефицит конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров на: -уровне корпораций; -уровне государственного управления. 2. Неэффективные механизмы координации усилий Слайд 7

Радикально изменить систему управления, стратегию социально-экономического развития и конкурентоспособности как Самарской области, так и каждого предприятия. Скорректировать координацию и целеполагание ПРЕДЛОЖЕНИЕ Слайд 8

Мастер-класс руководителя рабочей группы КПП и КСП «Стратегическое развитие и конкурентоспособность предприятий» В.И. Герасименко 06 ноября 2013 г. На ОАО «КуйбышевАзот» состоялось выездное заседание Клуба Директоров Самарской области. Прияло участие около 50 руководителей организаций. Слайд 9 Программа мероприятия: -Экскурсия по предприятию -Заседание с повесткой: «Обмен опытом управления сложным промышленным предприятием на примере ОАО «КуйбышевАзот» Рассмотрены вопросы: -Концепция стратегического развития и повышения конкурентоспособности ОАО «КуйбышевАзот». -Современные системы управления в ОАО «КуйбышевАзот». -Направления развития интегрированной системы менеджмента (ИСМ) на ОАО «КуйбышевАзот». Основные результаты: 1. Сформирована и «заточена» на стратегические цели команда. 2. Четко определены приоритеты на краткосрочный и долгосрочный период. 3. Организован активный маркетинг на Российском и Мировом рынках.

Основные результаты деятельности рабочей группы КПП и КСП «Системы менеджмента качества, бережливое производство, энерго- и ресурсосбережение» - Консолидирована деятельность ВУЗов региона (СамГТУ, СГАУ и др.), а также РОР СРСО и ТПП Сам. Обл. -Представители РОР СРСО вошли в состав Общественной комиссии по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности в промышленности при Губернской Думе. -Внесено предложение во вновь создаваемый Закон Самарской области об обязательном повсеместном внедрении систем энергоменеджмента. -Направлены предложения в МинЭнерго по созданию системы стимулирующих мер по повышению энергоэффективности. Слайд 10 Руководитель – О.А. Золотарева

Для реализации системного подхода необходима ответственная политика руководителей конкретных предприятий, городов, региона. Реализацию системного подхода в энергосбережении продемонстрировали на ОАО «Алкоа СМЗ»; аналогичные решения реализованы в ООО «Газпром трансгаз Самара». Все позитивные результаты при существующих условиях достигнуты за счет сбалансированных решений руководства и команды специалистов. Слайд 11

Мастер-класс руководителя рабочей группы КПП и КСП «Интегрированные производственные системы» (IT-технологии, цифровая фабрика) Содержание: -Элементы системы, основные фазы и уровни внедрения. -Методология 5«S». Рациональная организация рабочего места. -Всеобщий уход за оборудованием (Total Prodictive Maintenance - TPM). -Ежедневное управление. Почасовое планирование работы участника. Основы эффективного решения проблем с помощью почасового планирования. -Общая эффективность работы оборудования (ОЕЕ). -Решение проблем. Методология и практическое применение на производственных участках. -Кайзен. Непрерывное улучшение процесса путем устранения потерь. -Коммуникации на предприятии: цели, задачи, типы коммуникации. -Системы предложений. Система признания и поощрения сотрудников. -Центр совершенства. Обучение сотрудников. Основные результаты: 1. Внедрение ТРМ позволило в 2,5 раза снизить простои оборудования. 2. Решать проблемы на тех уровнях, где они возникают. 3. Методология Кайзен позволяет увеличить производительность, увеличить выход годного, сокращать потери. Количество предложений > 500 в месяц. 4. Сокращение потерь за 6 лет > $45,1 М. Экономическая эффективность > 35 млн. руб. Слайд 12 Дата: г. Тема: Теория и практика внедрения Бережливого производства на примере Бизнес-системы Алкоа (Alcoa Business System - ABS) М.Г. Спичак

Мастер-класс руководителя рабочей группы КПП и КСП «Техническое перевооружение и модернизация» С.В. Тюлевин Проведен цикл мероприятий, создающих понимание у специалистов методологии успешного перевода предприятий машиностроения Самарской области на высокотехнологичный уклад производства. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ Конструкторско-технологическая подготовка производства - Рабочее место конструктора по оснастке. - Рабочее место технолога по разработке техпроцессов. - Рабочее место руководителя. - Рабочее место программиста по моделированию обработки деталей на станках с ЧПУ. - Система передачи управляющих Программ - Рабочее место настройки инструмента вне станка. - Система управления паллетным складом и сменой паллет Слайд 13 Основные результаты: Новая парадигма позволяет: сократить цикл конструкторско-технологической подготовки в 2 – 3 раза; вести непрерывную сквозную подготовку руководителей – конструкторов – технологов – наладчиков – операторов – сервисменов; Повысить производительность обработки в 4 – 5 раз; Обеспечить стабильное качество изделий.

Предложение рабочей группы «Сетевые модели, кластерный подход, аутсорсинг» Руководитель – Цлаф В.М. Вариант А Выделение обслуживающего подразделения (службы) одним предприятием и переход на обслуживание по договорам Выделение однородных обслуживающих подразделений несколькими предприятиями для образования: инструментального завода; завода технологического оснащения; заводов (фирм) сервисного обслуживания: энергетического оборудования; металлорежущего оборудования; зданий и сооружений; Дата-Центр. центра коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию и подготовки производственно-ориентированных высококвалифицированных кадров в системе много уровневой непрерывной подготовки. Слайд 14 Вариант Б Опыт ОАО «СМЗ - Алкоа» ОАО «Тольяттикаучук»

Какие требуются темпы развития экономики региона? И почему? Слайд 15 Из Послания Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. (26 декабря 2013 г.) Нам нужно наверстывать упущенное и одновременно работать на опережение. Сегодня тот, кто только догоняет, отстает навсегда. Мы должны равняться не на средних, а на лучших, и стремиться все делать лучше, чем они. Нам надо выйти на 7 – 8% рост ВРП. … В полной мере восстановить управляемость, которая в свое время ослабла под напором экономической неразберихи и, в определенной мере, некомпетентности и коррупции. … Задачи, которые перед нами стоят, уникальны по своим масштабам, сложности и исторической значимости. Решить их мы сможем только сообща, только вместе, думая и действуя как одно целое, как одна команда. … Уверен, что и сегодня мы сможем ответить на любые вызовы времени. Нам все по силам. И мы должны ставить перед собой самые амбициозные задачи и активно двигаться вперед.

Главный вопрос – почему достижения лидеров не стали достоянием всех ( = 100% = ) членов Союза. А так же других участников экономики региона? Слайд 16 Можно и нужно ли переходить от отдельных мастер-классов к новой системе (парадигме) управления (регулирования) экономикой Самарской области? Реализовать мастер-школу Губернатора Целенаправленно, целостно, комплексно, системно Патриотизм, инициатива, ответственность, профессионализм

Основные индикаторы развития экономики предприятий Самарской области на 2014 – 2015 г.г. Слайд 17 Доля инвестиций в активы предприятий от добавленной стоимости (накопленный капитал) > 35% Доля производства изделий мирового уровня> 35% Доля рабочих мест, соответствующих мировому уровню > 35% Повышение производительности труда ежегодно> 35% Средняя зарплата> 35 т.р.

Таблица многоуровневого подхода к систематизации показателей оценки экономического роста Слайд 18

Таблица многоуровневого подхода к систематизации показателей оценки экономического роста Слайд 19

Таблица многоуровневого подхода к систематизации показателей оценки экономического роста Слайд 20

ФАКТОРЫ Слайд 21 + (плюсы) есть понимание необходимости и целесообразности: - реализации кластерного подхода - глубоких структурных изменений наличие сети учебных учреждений, охватывающей практический перечень профессиональных квалификаций; географическое положение, наличие всех видов транспорта; достаточность энерго- водо- газообеспечения; конкуренция; свобода в экономических отношениях. - (минусы) многоотраслевой характер экономики; отсутствие прямого регулирования (управления) предприятиями правительством региона; многими (особенно крупными предприятиями) управляют нанятые менеджеры, а не собственники (акционеры); Контрольные пакеты акционерных обществ находятся вне Самарской области (в том числе госкорпорации, олигархи); Отличие интересов акционеров, топ-менеджеров и работников.

Инструменты стимулирования инновационной деятельности Слайд 22 Закон об основах промышленной политике Самарской области. Закон об основах промышленной политике Самарской области. Закон об инвестиционной деятельности. Закон об инвестиционной деятельности. Закон об инновационной деятельности. Закон об инновационной деятельности. Стратегия инновационного развития машиностроительного комплекса. Стратегия инновационного развития машиностроительного комплекса.

Перечень мероприятий к государственной программе «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 год» Слайд 23

Перечень мероприятий к государственной программе «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 год» Слайд 24

МОДЕЛЬ МАСТЕР-ШКОЛЫ «ВПЕРЕД, САМАРА» Слайд 25 I этап Разделы деятельности КЛАСТЕРЫ Базовые (головные) предприятия по 2 – 3 от каждого кластера (16 – 27 предприятий) II этап ВНУТРИ КЛАСТЕРОВ (сетевой, аутсорсинговый подход) ~ 300 – 400 предприятий III этап Предприятия (фирмы) МСП ~ 2000 – 2500 фирм

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ – ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Стратегии развития региона, предприятий и товаров Конкурентоспособность региона, предприятий и товаров Системыменеджментакачества Бережливоепроизводство Информационныетехнологии Современный уровень производственныхсистем Техническое перевооружение Кластеры, сетевые системы, ауторсинг Современные системы управления персоналом Слайд 26

Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию г. Слайд 27 «Я предлагаю создать Национальный Совет профессиональных квалификаций. И не при каком-то ведомстве, а как действительно независимый орган. В его работе должны принять участие ведущие деловые объединения и профессиональные ассоциации. За два года Совет должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов». «Под требования стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования». «Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – ВУЗов, которые воздавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки». «Прошу наших коллег из бизнеса, упомянутых мною объединений не уклоняться от этой работы. Это, в конце концов, в ваших интересах».

Роли государственных и общественных структур в организации проведения независимой оценки квалификации (НОК) Слайд 28 Федеральные органы государственной власти Минтруд России Общероссийские профсоюзы Общероссийские объединения работодателей Участие в работе Координационного органа НОК утверждение примерного положения о НОК участие в работе Координационного органа НОК организация формирования и ведения федерального реестра утверждение формы и изготовление бланков квалификационного сертификата утверждение положения о порядке применения результатов НОК Участие в работе Координационного органа НОК формирование Координационного органа НОК установление порядка наделения полномочиями Организаторов, порядка определения (создания) центров сертификации, порядка проведения НОК выполнение функций и(или) определение Организаторов НОК В составе Координационного органа НОК: определение стратегии развития НОК Координация НОК Формирование общих требований к процедурам, Организаторам и Центрам сертификации наделение полномочиями Организаторов Общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей Общественные и иные некоммерческие организации общероссийского уровня, предоставляющие профессиональное сообщество Отдельные работодатели, являющиеся членами объединения работодателей – Организатора НОК выполнение функций Организатора НОК В качестве Организатора НОК: установление методики проведения НОК, требований к экспертам выполнение функций и (или) определение (создание) Центров сертификации методическое сопровождение НОК (подготовка экспертов, создание банков оценочных средств) мониторинг деятельности центров сертификации и применения результатов НОК определение (создание ) Центров сертификации предоставление ресурсов и услуг для оценки заказчики и потребители НОК

Структура системы независимой оценки квалификации Слайд 29 Федеральные органы государственной власти Минтруд России Общероссийские профсоюзы Общероссийские объединения работодателей Координационный орган независимой оценки квалификации Уполномоченная (базовая) организация Организаторы независимой оценки квалификации Эксперты Центры сертификации квалификации Организации – партнеры Ресурсные базы Соискатели Федеральный реестр независимой оценки квалификации

Основные отличия независимой оценки квалификации от аттестации персонала Слайд 30 Независимая оценка квалификации Аттестация персонала ПринципДобровольность Как правило, обязательность Область применения Нет ограничений, в том числе по отношению к незанятым лицам; занятым лицам, не состоящим в трудовых отношениях; обучающимся; иностранным гражданам и лицам без гражданства Только в рамках трудовых отношений Содержательная основа (требования к квалификации) Профессиональные стандарты, иные квалификационные требования, утверждаемые в установленном законодательством порядке Требования конкретного работодателя Возможность использования результатов оценки при переходе работника к другому работодателю Отсутствие ограничений, т.к. обеспечивается единый методический подход к оценке кадрового ресурса в соответствии с потребностями сферы труда Имеются существенные ограничения

Кто оплачивает независимую оценку квалификации? Слайд 31 СОИСКАТЕЛЬ РАБОТОДАТЕЛЬ Иное заинтересованное лицо Потенциальные работодатели Службы занятости Кадровые / рекритинговые агентства Организации, осуществляющие образовательную деятельность Иные организации и физические лица 1 2 3

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ системы оценки и сертификации квалификаций в Самарской области (определены в Положении об оценке и сертификации квалификаций) Слайд 32

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ системы оценки и сертификации квалификаций (определены в Положении об оценке и сертификации квалификаций) Слайд 33

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ системы оценки и сертификации квалификаций (определены в Положении об оценке и сертификации квалификаций) Слайд 34

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСОРЦИУМА «КАДРЫ – 21 ВЕКА» Слайд 35 С КЕМ Коммуникации КАК Организация процедур оценки и сертификации СУДЬИ КТО Формирование состава экспертов и системы аккредитации методических центров и центров сертификации КАКОГО КАЧЕСТВА Согласование стандартов образования с требованиями бизнеса КАКОГО КАЧЕСТВА Согласование федеральных стандартов квалификации с требованиями бизнеса региона КОГО, СКОЛЬКО Мониторинг, прогноз, координация потребности и подготовки персонала

Цели и задачи создания системы сертификации квалификаций в Самарской области Слайд 36 - укрепления институтов социального партнерства, оказания квалифицированной экспертной и организационной поддержки работодателям, профессиональным сообществам, образовательным учреждениям, органам государственной власти Самарской области в сфере практического внедрения и развития национальной системы профессиональных квалификаций; - развития рынка труда и повышения эффективности использования трудовых ресурсов региона; -внедрения системы непрерывного профессионального образования граждан, с учетом потребностей социально- экономического развития региона.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 37 POP CPCO: - формирование политики в области профессионального образования и обучения, подготовка предложений по корректировке образовательных программ, формирование целевого заказа на подготовку специалистов; - создание и ведение информационно-аналитической базы данных (о профессиональных кадрах, их состоянии, основных факторах развития профессиональных компетенций и т.д.); - планирование и реализация мер по повышению уровня квалификации конкретных категорий персонала; - контроль эффективности действующих профессиональных стандартов.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 38 Конкретным предприятиям: -Возможность управлять сохранением и развитием кадрового потенциала организации через владение информационной базой профессиональных кадров; - Возможность подбора более компетентного персонала; - Получение реальной независимой оценки уровня профессиональной квалификации работников, качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, сопоставление соответствия персонала требованиям профессионального стандарта; - Возможность формировать рекомендации по направлениям внутрифирменного обучения персонала, активизировать профессиональный рост сотрудников; - Стимулирование персонала на повышение уровня квалификации; - Повышение общей конкурентоспособности организации, обеспечение требований международных рынков труда, продукции, товаров и услуг; - Повышение имиджа организации на российском и международном рынках, допуск к участию в международных тендерах и проектах; Возможность получения приоритетности инвестирования, кредитования; -Подтверждение партнерам по бизнесу своей надежности и др.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 39 Выпускникам учебных заведений -Знакомство с требованиями работодателя (профессионального стандарта); - Подтверждение своей компетентности через независимую оценку результатов обучения, вхождение в Единый реестр сертифицированного персонала (имидж); -Социальную устойчивость и мобильность на рынке труда. - Возможность определения собственного уровня личностно- профессионального развития; -Планирование своей карьеры и дальнейшего развития; - Повышение востребованности на рынке труда, упрощение и сокращение сроков поиска подходящей работы, преимущество трудоустройства.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 40 Образовательным учреждениям: -Подтверждение качества образования, его соответствие требованиям рынка труда; - Результативность и востребованность образовательных программ; - Конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, приоритетное получение заказа на подготовку; - Трудоустройство (востребованность) выпускников; - Стимулирование повышение профессиональной компетентности преподавателей; - Эффективность использования бюджетных средств.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 41 Работникам предприятий: -Подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства на текущий момент времени; - Документально оформленное свидетельство профессионализма, что определит их ценность для рынка труда; - Повышение шансов трудоустройства с учетом качества своей подготовки; - Приоритетность продвижения по служебной лестнице. - Подтверждение качества и надежности всех выполняемых работником операций; - Дополнительное основание для повышения заработной платы; - Обеспечение психологической комфортности и уверенности в собственных возможностях; - Повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата.

ЧТО ДАЕТ СЕРТИФИКАЦИЯ? Слайд 42 Населению региона - Обеспечение гарантии качества продукции и услуг, представленных на рынке; - Стимулирование обучения и повышения квалификации.

ОПЫТ ДРУГИХ РЕГИОНОВ: Слайд АНО «Тамбовское региональное агентство развития квалификаций» 2. АНО "Агентство Развития Квалификаций", г. Калининград 3. АНО «Центр дополнительного профессионального образования и сертификации «Региональное агентство развития квалификаций», г. Казань 4. АНО «Агентство развития квалификаций Удмуртии» 5. АНО «Агентство развития квалификаций «ЭКОС», г. Калининград 6. АНО «Астраханский центр сертификации квалификаций» 7. АНО «Региональное агентство развития квалификаций», Челябинск 8. АНО «Уральское региональное агентство развития квалификаций», г. Екатеринбург 9. АНО «Южное агентство развития квалификаций», г. Ростов-на-Дону

Что сделано в Самаре? Слайд Подготовлено и готово к рассмотрению и подписанию Соглашение о создании Консорциума. 2. Проведены переговоры с руководством НАРК, получено принципиальное согласие по дальнейшему взаимодействию. 3. Проведены переговоры с представителями заинтересованных сторон в создании Консорциума, получена поддержка и согласие на участие в создании Консорциума.

ЗАДАЧИ Слайд Ускорить создание производственно-образовательного Консорциума «Кадры XXI века» во главе с организацией - лидером POP «CPCO». 2. Заключить соглашение с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). 3. Определить управляющую (базовую, специализированную) организацию. 4.Разработать регламенты и процедуры деятельности по оценке и сертификации квалификаций на региональном уровне. 5.Сформировать региональную структуру по аналогии с Федеральной.

Вице-Президент Регионального объединения работодателей «Союз работодателей Самарской области» (РОР СРСО) Почетный авиастроитель, Почетный машиностроитель, Доктор технических наук, профессор КУЛАКОВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Спасибо за внимание!