Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», декабрь 2011 года О РЫНКЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И ЕГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», Российская Федерация Ноябрь 2011 года Проблемы интеграции в сфере управления.
Advertisements

Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», Российская Федерация Декабрь 2015 года Проблемы интеграции в сфере управления.
Об эффективности электронного документооборота и государственном регулировании сферы ДОУ Афанасьев С.И. – исполнительный директор РОО «Гильдия Управляющих.
О стандартах и сертификации в сфере управления электронными документами Афанасьев С.И. – исполнительный директор РОО «Гильдия Управляющих Документацией»
Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», Май 2012 года Стандарту следовать нельзя игнорировать.
О стандартах и эффективности документационного обеспечения управления в отечественном бизнесе Афанасьев С.И. – исполнительный директор РОО «Гильдия Управляющих.
Новое качество национального рынка систем электронного документооборота Афанасьев С.И. – исполнительный директор РОО «Гильдия Управляющих Документацией»
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Афанасьев С.И. – исполнительный директор РОО «Гильдия Управляющих Документацией» Апрель 2011 года О стандартах и сертификации в сфере управления электронными.
Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», Декабрь 2013 года От количества к качеству.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
©DIN GOST TÜV Реформа системы аккредитации в сфере добровольного и обязательного подтверждения соответствия в Германии и ЕС.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Баласанян В.Э., председатель ПК6, ген.директор компании ЭОС, к.т.н. Москва, 2009 О работе технического подкомитета по стандартизации «Жизненный цикл электронного.
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
«Роль университетов в кадровом обеспечении реального сектора экономики в условиях меняющихся требований рынка труда» Г.В. Майер, Г.В. Можаева Томск 2009.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Транксрипт:

Афанасьев С.И. – исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией», декабрь 2011 года О РЫНКЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИИ

О проблемах рынка программных продуктов в сфере управления электронными документами, его государственном регулировании заставили высказаться размышления якобы эксперта по электронному документообороту и якобы знатока рыночной экономики, которые последовали за очередным форумом ИНФОДОКУМ. Следует ли государству вмешиваться в вопросы качества программного обеспечения? Нужны ли стандарты, единые требования к системам управления электронными документами? В России применяются несколько десятков различных систем. Созданы они по правилам, стихийно сформировавшимся в течение 25 лет. Отсутствие типовых требований к СУЭД вызвали большое количество проблем, связанных с их качеством, взаимодействием, функциональностью. Почему о государственном регулировании рынка?

Качество европейских программных продуктов, ориентация их на стандарты, сертификация имеющихся на рынке систем электронного документооборота на протяжении более чем десяти лет находится в поле зрения Европейской Комиссии. Работы по формированию «Типовых требований к СУЭД» были поручены межгосударственной ассоциации, объединяющей профессионалов в сфере Records Management - DLM-Forum. На выполнение поручения руководства Европейского Союза потрачены сотни тысяч евро, работы продолжаются и по ныне. Сложно стихийно добиться высокого качества товаров и услуг не имея ориентиров качества в виде стандартов и систем сертификации согласно этим стандартам. Это аксиома современных рыночных отношений. Европейский опыт государственного регулирования в сфере электронного документооборота

Государство косвенно вмешивается в рыночные отношения, исправляя то, что рынок самостоятельно делать не будет. Главное для любого бизнеса – добиваться выпуска максимально возможного объема продукции и получения сверх прибылей. Если действия бизнеса противоречат нуждам населения, государство вмешивается в рыночные процессы. Неконтролируемый и нерегулируемый государством рынок существовал в семнадцатом-восемнадцатом веках, когда максимальная прибыль создавалась за счет нещадной эксплуатацией труда, природных ресурсов, экологии. Рынок самостоятельно думать об экологии, безопасности труда и качестве продукта не будет без вмешательства государства. Этот конфликт государства и бизнеса существует не одно столетие и цивилизованные, развитые страны его успешно разрешают. Должно ли государство вмешиваться в рыночные отношения?

Удивляет элементарная экономическая безграмотность публичных высказываний мнимых экспертов о том, что рынок регулируется самостоятельно и не требует вмешательства государства, рынок сопротивляется стандартизации и сертификации, значит госты и сертификация ему противопоказаны, если проблема не решается быстро о ней, не следует говорить повторно, поскольку это признак де-жа-вю. Работы по созданию европейских типовых требований MoReq начались еще в прошлом веке, и не повторять или не обсуждать ход реализации проекта, значит лишиться коллективного мнения и активной поддержки профессиональной общественности и, в конечном счете, требуемого качества документа. Рынок сопротивляется стандартизации и сертификации

К сожалению, без арбитра и гаранта правовых отношений на рынке товаров и услуг не обойтись. Таким арбитром и регулятором взаимоотношений контрагентов может быть только государство. Однако речь не идет о прямом вмешательстве государства в рыночные отношения. Государство не покушается на ценообразование и свободу предпринимательства, выбор средств труда и номенклатуры производимых товаров и услуг. В руках у государства инструменты цивилизованных рыночных отношений: пошлины, квоты, лицензирование, стандартизация, акцизное регулирование и пр. Чем сертификация, например, хуже налогового регулирования, к которому мы уже привыкли, как к закону Ома. Пределы вмешательства государства в рыночные отношения

Существует мнение, которое высказывается в основном малыми компаниями или неуверенными в качестве своей продукции разработчиками о том, что сертификация программных продуктов нарушает баланс рынка и ставит в неравные условия крупные и малые компании или те, что только выходят на рынок. Предлагается не показывать реальную картину качества СУЭД, т.е. обманывать потребителя, скрывать от него действительное состояние дел и, тем самым, сохранять одинаковые рыночные условия для добросовестных производителей и производителей, желающих «половить рыбку в мутной воде». Это не рынок, это «базар» с принципами работы: кто кого обманет. В цивилизованных рыночных отношениях продавец не должен заведомо скрывать от покупателя качество своей продукции, а покупатель имеет право знать, что он покупает. Сертификация ставит в неравные условия субъектов рынка

По ходу реализации сложных проектов возникают проблемы, которые следует выносить на обсуждение многократно по мере их решения или не решения. Называть это «де-жа-вю», значит не понимать многосложность процессов проходящих в ходе реализации проекта от идеи до полного его завершения. Можно ли быстро решить проблему создания национального стандарта? Наверное, можно при достаточном финансировании, наличии серьезной команды и аналога в международной практике, упрощении процедуры утверждения госта, что получить одновременно в наших условиях практически невозможно. На протяжении десяти лет DLM Forum не перестает проводить многочисленные встречи и конференции, с повестки дня которых не сходят вопросы создания типовых требований к СУЭД, поскольку такую задачу, сформулированную правительством, быстро смогут решить только «писаки» в своих опусах. «Быстро только кошки родятся»

Руководители страны обращают внимание исполнительной власти на то, что сегодня, в промышленности мало инженеров, но много экономистов и бухгалтеров. Вместе с тем, одного и даже десяти выступлений не достаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию, потребуются годы кропотливого труда, чтобы качественных инженеров стало много и они все были бы востребованы экономикой государства. В настоящее время следует говорить не о том, как часто обсуждается проблема, а как создать условия для скорейшей разработки необходимых нормативных актов. Потребность в новых нормативных документах весьма велика, однако в связи с ограниченными сроками работ качество их оставляет желать лучшего, а реализация серьезных проектов, зачастую, проходит без должной законодательной подготовки. Мало инженеров, много экономистов и бухгалтеров

Проект МЭДО (межведомственного электронного документооборота исполнительных органов власти) реализовывался без разработки предварительных требований к СУЭД, выработанных стандартов? Построить космический корабль, не имея технических требований и чертежей, весьма затруднительно. Взаимодействие различных систем строится посредством индивидуальных решений для каждой пары СУЭД. Это можно легко осуществить когда десять, даже двадцать пар, но когда их сотни стоимость работ исчисляется астрономическими цифрами. Не проще ли создать универсальный алгоритм в виде стандарта, а сертификационный центр будет давать заключение о соответствии очередного решения установленным требованиям. Строить космический корабль без чертежей и технических требований

Требования к СУЭД, применяемым в федеральных органах власти, разработаны Минкомсвязи и утверждены Минюстом в ноябре с.г. Наконец появился первый документ, который определит технологические рамки для систем, работающих в аппаратах государственного управления. Требования создавались ускоренными темпами, и по объему существенно отличаются от европейских. Видимо, процедура выработки новых гостов должна быть более демократичной и разработчики программного обеспечения, создатели СУЭД, должны участвовать в обсуждении требований к ним, вносить свои предложения и замечания. Детальные обсуждения стандартов широко применяются в международной практике, в результате чего окончательный документ становится более продуманным и конструктивным. Реализация проектов опережает законодательный процесс

Президент призвал использовать международную практику при разработке национальных стандартов. Однако многие из них до сих пор не переведены на русский язык и это наносит определенный ущерб работе над российскими аналогичными документами. В настоящее время ждут своей очереди ряд международных стандартов. Однако государственная поддержка этой работе сегодня отсутствует. MoReq 2010 имеет более 500 листов текста и на общественных началах, как это было прежде, осуществить перевод весьма сложно. На очереди приложения к MoReq требования к сертификации программных продуктов; международные стандарты серии ИСО 300-й серии (Management System for Records (MSR), Management Interoperability Services (CMIS) и ряд других международных стандартов. О государственной поддержке создания национальных стандартов

В настоящее время рынок весьма настойчиво предлагает «облачные технологии», современные и удобные в применении услуги. Однако, как всегда мало кто задумывается о правовой основе их существования. Вопросов и недоверия к этим новациям много, но и соблазна активно их применять также достаточно. В частности многих волнует проблема безопасности, конфиденциальности информации в «облаках». Видимо следует подумать о законодательном регулировании новейших технологий, формировании стандартов для их функционирования и применения в различных сферах. Кто будет думать об этих проблемах? Почему Минкомсвязи ждет очередных указаний правительства, а не действует с опережением согласно целесообразности? «Облака» без государственного надзора

Согласно национальному законодательству принятые стандарты носят рекомендательный характер. Кто будет определять соответствие программных продуктов имеющимся стандартам, или достаточно заверения разработчика в том, что работа им сделана в соответствии с установленными требованиям. Европейской системе сертификации СУЭД на соответствие MoReq уделяется ничуть не меньшее внимание, чем созданию самого стандарта. Разрабатывается комплекс мер по оценке качества программных продуктов, создается региональная система регистрации и лицензирования сертификационных центров. Существенные усилия и затраты имеют под собой основание и мы не должны в своей работе пренебрегать международным опытом. Система сертификации согласно существующим и будущим требованиям

Одна из проблем СУЭД состоит в том, что их создают специалисты «информационщики» слабо разбирающиеся в документоведении. Назрела давно необходимость в подготовке специалистов, которые одинаково глубоко разбирались как в делопроизводстве, так и информационных технологиях, но Минобразования не спешит расширить перечень специальностей. Работа председателем дипломной комиссии Государственного университета управления показала, что выпускники вуза не могут правильно выбрать СУЭД, оценить её качества, вмешаться в процесс доработки. Саратовский государственный университет принял революционное решение и, не ожидая министерских указаний, готовит специалистов по работе с электронными документами. Кадры решают всё

Кадровые агентства зачастую предлагают «кота в мешке» поскольку профессионального уровня специалиста в сфере ДОУ они определить не могут, не являясь компетентными в этой профессиональной сфере. Государство не применяет систему аттестации работающих специалистов, управляющих документацией. Специалист в сфере ДОУ может представить работодателю в лучшем случае диплом об образовании и несколько свидетельств о дополнительном обучении, что не может в полной мере характеризовать уровень его квалификации. Как оценить квалификационный уровень специалиста в сфере ДОУ на рынке труда?

Теория и практика электронного документооборота развивается весьма бурно и специалист учится управлять СУЭД в процессе профессиональной деятельности. Оценка уровня специалистов не менее актуальна, чем подготовка кадров. Уже в конце текущего года первые соискатели получат сертификаты соответствия «ДОУСЕРТИФИКАТ». Начинает действовать система сертификации специалистов в сфере управления документацией. Каждый желающий сможет пройти тестирование и получить заключение о своей квалификации, находясь в любой точке страны. Кадровой службе легче не ошибиться в выборе специалиста, когда у него на руках сертификат первой, второй или третьей «Гильдии Управляющих Документацией», а его обладателю проще получить лучшее место работы. Специалист первой, второй или третьей «Гильдии Управляющих Документацией»

Многие проблемы нерационального и негармоничного развития быстро растущей отрасли управления как бумажными, так и электронными документами связано с тем, что этим занимаются многие государственные учреждения, и ни одно из них не является «локомотивом», отвечающим за весь комплекс проблем, за стратегическое планирование движения всего «эшелона». Поднятые в выступлении проблемы находятся в компетенции государства, однако большинство до сих пор остаются вне его поля зрения. Видимо, уже назрела необходимость создания координационного центра, который определял бы стратегию и регулировал перспективные вопросы управления как бумажными, так и электронными документами и, находился бы он в Аппарате Правительства Российской Федерации, координатора деятельности органов исполнительной власти. «У семи нянек дитё без глаза»

Тел. (495) , (499) Афанасьев Сергей Иванович исполнительный директор «Гильдии Управляющих Документацией»