МОУ Урлядинская ООШ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Овчинникова Г.А. РМО Ноябрь 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование ключевых компетенций на уроках географии Жукова Ольга Владимировна Учитель географии МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» 2011.
Advertisements

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Основное направление модернизации образования Идеякомпетентностно-ориентированного образования и её применение в практике преподавания.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Формирование культурно-географической компетентности учащихся при изучении курса «География России»
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Обобщение опыта работы учителя начальных классов МКОУ СОШ 12 с. Николина Балка Петровского района Ставропольского края.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
ФГОС общего образования Стандарт – это норма, которой что-то или кто-то должен соответствовать. При сравнении результата со стандартом формулируется вывод.
Транксрипт:

МОУ Урлядинская ООШ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Овчинникова Г.А. РМО Ноябрь 2010г

Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования (2001), а в «Федеральной целевой программе развития образования на гг.» в разделе «Совершенствование и технологии образования» используется компетентностный подход и его ключевые понятия «компетентность» и «компетенции». В России компетентностный подход разрабатывается в контексте Болонского процесса

При реализации компетентностного подхода в теории и практике географического образования важно учитывать его культурологическую направленность. Целью географического образования является становление культурной личности, обладающей географическими знаниями, культурно- географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе созидания и «сотворчества» с природой

Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим выделяют пять основных видов компетенций *мотивационные, *ценностно-нормативные, *информационно-познавательные, *коммуникативные * практико-созидательные.

Последовательность формирования культурно- географической компетентности должна отражать процесс культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант географического пространства. В связи с этим нами выделены три этапа: *культурно-адаптационный, *культурно- смысловой, *культурно-творческий

Этапы формирования культурно- географической компетентности Этап Формирующаяся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Культурно -адаптаци- онный Мотивационная, ценностно- нормативная, коммуникативная 1)Надо 2)Хочу 3)Стремлюсь Большую роль играет образное познание – чувственная опора для формирования знаний, поэтому целесообразно использовать методы и приемы, обеспечивающие эмоциональную привлекательность культурно – географических объектов

ЭтапФормирующа- яся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Куль- турно- смысл о-вой Информаци- онно- познаватель- ная, ценностно- нормативная, коммуника- тивная 1. Знаю, что 2. Знаю, как 3. Знаю, почему

ЭтапФормирующаяся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Культур- но- творчес- кий Практико- созидательная, ценностно- нормативная, коммуникатив- ная По уровню самостоятел ьной активности и субъектного опыта: 1. Низкий 2. Средний 3. высокий Познавательная деятельность направлена на получение нового продукта

* низкий уровень: ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу; *средний уровень: ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей, с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу; *высокий уровень: ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации (по Т.В.Кудрявцевой М.ИМахмутову, А.К.Осницкому).

Тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение. Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Определено, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей

Этапы формирования компетентности Этап формирования компетентности Практическая работа Уровни сформированности компетенции Культурно- адаптационный Подбор стихотворных или прозаических отрывков, картин художников, фотографий, характеризующих природные зоны России, в которых удалось побывать ученикам Какое ощущение ты испытывал, выполняя задание: 1) это очередная практическая работа 2) мне понравилась форма работы; 3) эта работа нужна для того, чтобы создать более полный образ природной зоны

Культурно- смысловой Составление схемы «Влияние компонентов природной зоны на материальную (одежда, пища, жилище, занятия) и духовную (верования, фольклор, характер) культуру населяющих ее народов» Продолжи одно из предложений (на выбор): 1 Я знаю, что... 2 Я знаю, как... З Я знаю, почему...

Культурно- творческий Работы на выбор: 1) Как человек приспособился к жизни в тайге? 2) Иностранный друг попросил вас описать типичный российский ландшафт. О чем вы ему расскажете и почему? З) Напиши свои размышления по поводу изученной темы и озаглавь их 1) Низкий уровень 2) Средний уровень 3) Высокий уровень

В журнале «География в школе» 4 и предлагаются «Практические работы и игры на местности для 6 класса» авторы В.А.Блаженов, Э.Г.Байкова Этапы формирования культурно- географической компетентности в предлагаемых работах раскрываются в полной мере. Приведу пример: практическая работа «Стань почвоведом»

Изучите местные почвы и определите их плодородие. Для этого вам понадобятся весы, одноразовый стакан и металлическая посуда. 1. В металлическую посуду наберите 100 г почвы со своего огорода или дачного участка. Почвы должно быть ровно 100 г. 2. Залейте почву горячей водой (примерно 1 стакан). Тщательно размещайте получившуюся смесь до тех пор, пока вода не станет совсем черной, а сама почва светлой. Почва это смесь песка, глины и гумуса. Гумус растворяется в воде, а песок и глина нет. Вам надо сделать так, чтобы весь гумус растворился в воде. Тогда на дне стакана останется промытый песок и глина. Если гумус растворяется плохо, можно добавить в воду немного уксусной кислоты. В кислотной среде гумус растворяется лучше. З. Аккуратно слейте черную воду из металлической посуды в стакан. Следите за тем, чтобы в него не попали песок и глина, осевшие на дне. Стакан нужно предварительно взвесить на весах, чтобы точно знать его вес. Если вы используете легкие пластиковые одноразовые стаканы, то их весом можно пренебречь.

4. Поставьте стакан в теплое место на несколько дней. Подождите, пока вся вода не испарится из стакана. Тогда на дне стакана останется слой черного налета. Это гумус. 5. Взвесьте стакан вместе с гумусом. Потом отнимите от полученного веса вес самого стакана, и вы узнаете, сколько гумуса содержится в 100 г почвы. Именно благодаря гумусу почва плодородна. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва. 6. Теперь определите, у кого самая плодородная почва. Для этого сравните данные исследований. Самая плодородная почва будет у того, у кого окажется больше всего гумуса в 100 г почвы.

Данную тему можно продолжить. М.С.Соловьев в статье «Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов» (География в школе 4 и г) предлагает на экскурсии или в походе изучить детально почвы.

Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки силосные ямы, траншеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке учащиеся делают схематическую зарисовку почвенного профиля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель, о которых можно судить по следующим показателям: содержание гумуса (%); уменьшение мощности почвенного профиля; увеличение кислотности (щелочности), рН; уплотнение увеличение плотности (%); эрозия площадь, подверженная эрозии; подтопление площадь подтопленных территорий.

Компетентностный подход к образованию невозможен без практико- и личностно ориентированного характера обучения. Практические работы особенно уместны на культурно-смысловом и культурно-творческом этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения у учащихся формируется информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели).