МОУ Урлядинская ООШ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Овчинникова Г.А. РМО Ноябрь 2010г
Проблема компетентности личности обозначена как приоритетная цель современного образования в «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования (2001), а в «Федеральной целевой программе развития образования на гг.» в разделе «Совершенствование и технологии образования» используется компетентностный подход и его ключевые понятия «компетентность» и «компетенции». В России компетентностный подход разрабатывается в контексте Болонского процесса
При реализации компетентностного подхода в теории и практике географического образования важно учитывать его культурологическую направленность. Целью географического образования является становление культурной личности, обладающей географическими знаниями, культурно- географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе созидания и «сотворчества» с природой
Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим выделяют пять основных видов компетенций *мотивационные, *ценностно-нормативные, *информационно-познавательные, *коммуникативные * практико-созидательные.
Последовательность формирования культурно- географической компетентности должна отражать процесс культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант географического пространства. В связи с этим нами выделены три этапа: *культурно-адаптационный, *культурно- смысловой, *культурно-творческий
Этапы формирования культурно- географической компетентности Этап Формирующаяся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Культурно -адаптаци- онный Мотивационная, ценностно- нормативная, коммуникативная 1)Надо 2)Хочу 3)Стремлюсь Большую роль играет образное познание – чувственная опора для формирования знаний, поэтому целесообразно использовать методы и приемы, обеспечивающие эмоциональную привлекательность культурно – географических объектов
ЭтапФормирующа- яся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Куль- турно- смысл о-вой Информаци- онно- познаватель- ная, ценностно- нормативная, коммуника- тивная 1. Знаю, что 2. Знаю, как 3. Знаю, почему
ЭтапФормирующаяся компетенция Уровни развития компетенции Особенности Культур- но- творчес- кий Практико- созидательная, ценностно- нормативная, коммуникатив- ная По уровню самостоятел ьной активности и субъектного опыта: 1. Низкий 2. Средний 3. высокий Познавательная деятельность направлена на получение нового продукта
* низкий уровень: ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу; *средний уровень: ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей, с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу; *высокий уровень: ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации (по Т.В.Кудрявцевой М.ИМахмутову, А.К.Осницкому).
Тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение. Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Определено, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей
Этапы формирования компетентности Этап формирования компетентности Практическая работа Уровни сформированности компетенции Культурно- адаптационный Подбор стихотворных или прозаических отрывков, картин художников, фотографий, характеризующих природные зоны России, в которых удалось побывать ученикам Какое ощущение ты испытывал, выполняя задание: 1) это очередная практическая работа 2) мне понравилась форма работы; 3) эта работа нужна для того, чтобы создать более полный образ природной зоны
Культурно- смысловой Составление схемы «Влияние компонентов природной зоны на материальную (одежда, пища, жилище, занятия) и духовную (верования, фольклор, характер) культуру населяющих ее народов» Продолжи одно из предложений (на выбор): 1 Я знаю, что... 2 Я знаю, как... З Я знаю, почему...
Культурно- творческий Работы на выбор: 1) Как человек приспособился к жизни в тайге? 2) Иностранный друг попросил вас описать типичный российский ландшафт. О чем вы ему расскажете и почему? З) Напиши свои размышления по поводу изученной темы и озаглавь их 1) Низкий уровень 2) Средний уровень 3) Высокий уровень
В журнале «География в школе» 4 и предлагаются «Практические работы и игры на местности для 6 класса» авторы В.А.Блаженов, Э.Г.Байкова Этапы формирования культурно- географической компетентности в предлагаемых работах раскрываются в полной мере. Приведу пример: практическая работа «Стань почвоведом»
Изучите местные почвы и определите их плодородие. Для этого вам понадобятся весы, одноразовый стакан и металлическая посуда. 1. В металлическую посуду наберите 100 г почвы со своего огорода или дачного участка. Почвы должно быть ровно 100 г. 2. Залейте почву горячей водой (примерно 1 стакан). Тщательно размещайте получившуюся смесь до тех пор, пока вода не станет совсем черной, а сама почва светлой. Почва это смесь песка, глины и гумуса. Гумус растворяется в воде, а песок и глина нет. Вам надо сделать так, чтобы весь гумус растворился в воде. Тогда на дне стакана останется промытый песок и глина. Если гумус растворяется плохо, можно добавить в воду немного уксусной кислоты. В кислотной среде гумус растворяется лучше. З. Аккуратно слейте черную воду из металлической посуды в стакан. Следите за тем, чтобы в него не попали песок и глина, осевшие на дне. Стакан нужно предварительно взвесить на весах, чтобы точно знать его вес. Если вы используете легкие пластиковые одноразовые стаканы, то их весом можно пренебречь.
4. Поставьте стакан в теплое место на несколько дней. Подождите, пока вся вода не испарится из стакана. Тогда на дне стакана останется слой черного налета. Это гумус. 5. Взвесьте стакан вместе с гумусом. Потом отнимите от полученного веса вес самого стакана, и вы узнаете, сколько гумуса содержится в 100 г почвы. Именно благодаря гумусу почва плодородна. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва. 6. Теперь определите, у кого самая плодородная почва. Для этого сравните данные исследований. Самая плодородная почва будет у того, у кого окажется больше всего гумуса в 100 г почвы.
Данную тему можно продолжить. М.С.Соловьев в статье «Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов» (География в школе 4 и г) предлагает на экскурсии или в походе изучить детально почвы.
Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам. Можно описывать почву также по естественному обнажению обрывистого берега реки, склона оврага. Рекомендуется осматривать и описывать свежие искусственные выемки силосные ямы, траншеи, канавы под фундамент различных построек. В полевом дневнике или бланке учащиеся делают схематическую зарисовку почвенного профиля (желательно с натуральными мазками из всех горизонтов). Горизонты индексируют, записывают их мощность (глубину верхней и нижней границ от поверхности почвы в сантиметрах) и другие показатели в следующем порядке: цвет (окраска), влажность, механический состав, структура, плотность, сложение, новообразования, включения, наличие и обилие корней растений, граница и характер перехода в нижележащий горизонт. Следует обратить внимание на степень деградации почв и земель, о которых можно судить по следующим показателям: содержание гумуса (%); уменьшение мощности почвенного профиля; увеличение кислотности (щелочности), рН; уплотнение увеличение плотности (%); эрозия площадь, подверженная эрозии; подтопление площадь подтопленных территорий.
Компетентностный подход к образованию невозможен без практико- и личностно ориентированного характера обучения. Практические работы особенно уместны на культурно-смысловом и культурно-творческом этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения у учащихся формируется информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели).