НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 14-я международная научно-практическая конференция 28 января 2014 года Применение технологий "1С" для повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мероприятия по подготовке организации, реализующей дополнительные профессиональные программы, к работе с Профессиональными стандартами Северо-Западный.
Advertisements

Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
Информатика и вычислительная техника Профессия «Информатика и вычислительная техника» Основные требования :
УМК «Информатика и вычислительная техника» Профессиональные и образовательные стандарты - пути сопряжения и возможности взаимодействия Профессиональные.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Специальность « Организация защиты информации»
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
«Разработка типовой конфигурации для автоматизации учебно-производственного отдела ОАО «ЖБК» в среде программирования 1С Конфигуратор » Дипломный проект.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
Транксрипт:

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 14-я международная научно-практическая конференция 28 января 2014 года Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования Жеребина Ольга Георгиевна, руководитель направления, методист-эксперт, фирма «1С» Новый профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам»

Профстандарты в области ИТ, разработанные АП КИТ, среди участников конференций гг используют 59 УЗ из 28 городов 2

3 Основания для разработки профстандарта «Специалист по информационным системам» Разработка профессионального стандарта (профстандарта) «Специалист по информационным системам» осуществлялась во второй половине 2013 года в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по разработке профессионального стандарта в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от р. Приказ Минтруда России 147н от «Об утверждении Макета профессионального стандарта», зарегистрирован в Минюсте Приказ Минтруда России 148н от «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», зарегистрирован в Минюсте , Приказ Минтруда России 170н от г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста России от /66036-ЮЛ). Тексты профстандарта и пояснительной записки к нему опубликованы на сайте Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ): Новый макет содержательно мало отличается от прежнего, НО все пояснения для пользователей, которые раньше были в тексте самого профстандарта, теперь вынесены в отдельный документ (файл) «Пояснительная записка» (читать обязательно!).

Специалист по информационным системам – кто это такой? Данный стандарт описывает профессиональную деятельность специалистов, вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы в организациях различных форм собственности. Для профессионального создания и эксплуатации таких систем необходимы специалисты достаточно широкого профиля, владеющие обширным спектром современных информационных технологий, навыками проектирования, программирования и сопровождения систем, пониманием предметной области автоматизируемых бизнес-процессов и задач организационного управления (учета, анализа, планирования, контроля, реализации и т.д.), а также методами и технологиями проектного управления ведением работ. Описываемые стандартом специалисты призваны реализовывать все этапы создания информационной системы для заказчика: от прояснения потребностей организации до ввода созданной информационной системы в промышленную эксплуатацию и последующего сопровождения, а также оказывать содействие в своевременной замене/выводу из эксплуатации. 4 ИТ ИС Предмет ная область Управле- ние работами Этап 1 Этап 2 Этап 3

Специалист по информационным системам – это актуально? «В любой сфере востребованы люди, которые могут эффективно решать актуальные рабочие задачи. А для этого, как правило, требуется разбираться и в смежных специальностях». Иван Тютюнджи, HeadHunter «Такие волшебники востребованы всегда и везде, а особенно в регионах и в небольших стартапах. Профессионалы, тем более в такой быстро меняющейся среде, как IT, не могут и не должны замыкаться на одной специализации». Иван Тютюнджи, HeadHunter «С точки зрения дальнейшего развития профессий на рынке IT можно отметить два важных тренда. С одной стороны, продолжает расти потребность в узкоспециализированных кадрах (например, разработчики для конкретных платформ). А с другой стороны, очевиден общий ориентир на развитие кроссплатформенных продуктов и, вместе с тем, востребованность специалистов «широкого профиля», которые одинаково хорошо разбираются в разных областях». Вероника Гедгафова, директор по персоналу Mail.Ru Group. 5 Актуальность такой профессии, которую можно охарактеризовать, в том числе как «и швец, и жнец, и на дуде игрец», достаточно высока на существующем рынке труда в области ИТ. А ведущие специалисты в области управления персоналом склонны еще и говорить о том, что такая широкая и универсальная специализация – будущее современной ИТ-отрасли. Анализ вакансий в области создания и запуска в эксплуатацию ИС показал, что в настоящее время востребованы специалисты широкого спектра направленности, что вызвано необходимостью повышения эффективности работ в области создания и эксплуатации ИС на фоне тех изменений в мировой экономике, которые привнес последний глобальный экономический кризис.

Что сделано в ходе разработки нового профстандарта «Специалист по ИС» В ходе разработки был проведен анализ: профессионального стандарта «Специалист по ИС» гг., международных и отечественных стандартов, вакансий на ведущих интернет ресурсах в данной области. По результатам проведенного анализа рабочей группой был создан обобщенный (типовой) классификатор функциональных областей на основе международных и отечественных стандартов и современных технологий ведения работ, включающий прототипы перечней трудовых функций и трудовых действий в каждой функциональной области (полный текст классификатора представлен в Пояснительной записке к профессиональному стандарту «Специалист по информационным системам»). Данный классификатор может быть использован при разработке профессиональных стандартов для других профессий в области ИТ. Использование данного классификатора и прототипов перечней трудовых функций и трудовых действий при создании нового профстандарта «Специалист по информационным системам» позволило более полно и системно по сравнению с версией гг. осуществить описание профессиональной деятельности указанных специалистов, отразить актуальные требования к профессии. Среди отличительных особенностей нового профстандарта «Специалист по информационным системам» необходимо отметить полноту покрытия стандартом деятельности специалистов по информационным системам, глубину детализации трудовых функций и трудовых действий, достаточную для применения в трудовом законодательстве, сфере образования, в кадровых службах организаций всех форм собственности, для идентификации профессии трудовыми ресурсами. 6

Что изменилось Цель профессиональной деятельности Создание, модификация и сопровождение информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) предприятий различных форм собственности Создание (модификация) и сопровождение информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы в организациях различных форм собственности с целью повышения эффективности деятельности организаций- пользователей ИС Количество квалификационных уровней 5 с 4 по 7 (всего 9 уровней) 4 с 4 по 6 (всего 9 уровней) Суммарное количество трудовых функций (на всех квалиф. уровнях) = =170 Минимальные требования к образованию (по квалиф. уровням) 1 – СПО 2,3 – бакалавр, специалист 4,5 – магистр, специалист 1 – СПО 2,3,4 – бакалавр Что изменилось в профстандарте «Специалист по информационным системам»

Обобщенные трудовые функции «Специалиста по информационным системам» Ур. кв. Обобщенная трудовая функция Требования к образованию и обучению ОКСО 4 Техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения информационных систем (далее ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена Повышение квалификации по программам обучения, рекомендованным производителем ИС Прикладная информатика (по отраслям) Вычислительные машины, комплексы, системы и сети Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей 5 Выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес- процессы Высшее образование – программы бакалавриата Повышение квалификации по программам обучения, рекомендованным производителем ИС Информационные технологии Прикладная математика и информатика Бизнес-информатика Прикладная информатика Информатика и вычислительная техника Информационные системы 6 Выполнение работ и участие в управлении работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес- процессы 7 Управление работами по сопровождению и проектами по созданию (модификации) ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес- процессы 8

Классификатор функциональных областей для «Специалиста по информационным системам» Функциональная область (Key Process Areas) 1.Предконтрактные работы (Presale) 2.Управление коммуникациями (Communication Management) 3.Моделирование бизнес-процессов заказчика (Business Process Modeling) 4.Управление требованиями (Requirements Process) 5.Процесс разработки (Development process) 6.Развертывание/ Внедрение (deployment, implementation) ИС 7.Управление изменениями (Change Management) 8.Управление безопасностью (Security Management) 9.Управление качеством (Quality Management) 10.Управление закупками (Purchasing) 11.Конфигурационное управление (Configuration Management) 12.Управление договорными отношениями (Contract Management) 13.Поддержка заказчика (Customer Support) 14.Управление документацией (Documentation Control) 15.Управление персоналом (Human Resource) 16.Управление организацией (Organization Management) 9 Полный текст классификатора приведен в Пояснительной записке в ПС СИС. Классификатор с трудовыми функциями «Специалиста по ИС» см. в Сборнике тезисов.

Примеры описания трудовых функций «Специалиста по ИС» в разрезе функциональных областей Функциональ ная область 4 Кв. уровень 5 Трудовые функции Кв. уровень 6 Трудовые функции Кв. уровень 7 Трудовые функции Моделирова- ние бизнес- процессов заказчика (Business Process Modeling) Документирование существующих бизнес- процессов организации заказчика (реверс- инжиниринг бизнес- процессов организации) Разработка инструментов и методов документирования существующих бизнес-процессов организации заказчика (реверс-инжиниринга бизнес-процессов организации) Разработка модели бизнес- процессов заказчика Разработка инструментов и методов проектирования бизнес-процессов заказчика Адаптация бизнес- процессов заказчика к возможностям типовой ИС Адаптация бизнес- процессов заказчика к возможностям ИС Разработка инструментов и методов адаптации бизнес-процессов заказчика к возможностям ИС 10 Управление требованиями (Requirements Process) Инженерно- технологическая поддержка планирования управления требованиями Планирование управления требованиями Сбор данных для выявления требований к типовой ИС в соответствии с трудовым заданием Выявление требований к типовой ИС Выявление требований к ИС Организационное и технологическое обеспечение выявления требований Анализ требований Разработка инструментов и методов анализа требований Согласование и утверждение требований к типовой ИС Согласование и утверждение требований к ИС Организационное и технологическое обеспечение согласования и утверждения требований

Функциональ- ная область Кв. уровень 4 Трудовые функции Кв. уровень 5 Трудовые функции Кв. уровень 6 Трудовые функции Кв. уровень 7 Трудовые функции Управление качеством (Quality Management) Планирование качества выполнения работ по созданию (модификации) и вводу ИС в эксплуатацию Реализация процесса обеспечения качества в соответствии с регламентами компании Организационно- технологическая поддержка процесса обеспечения качества Проведение физических аудитов в области качества в соответствии с трудовым заданием Проведение аудитов качества в соответствии с планами проведения аудита Реализация процесса контроля качества в соответствии с регламентами компании Организационное и технологическое обеспечение процесса контроля качества Демонстрация заказчику выполнения его требований к ИС в соответствии с трудовым заданием Проведение приемо- сдаточных испытаний (валидации) ИС в соответствии с установленными регламентами Организация проведения приемо-сдаточных испытаний (валидации) ИС Организационное и технологическое обеспечение проведения приемо-сдаточных испытаний ИС 11 Конфигураци- онное управление (Configuration Management) Планирование конфигурационного управления Идентификация конфигурации ИС в соответствии с трудовым заданием Идентификация конфигурации ИС в соответствии с регламентами компании Идентификация конфигурации ИС Организационное и технологическое обеспечение идентификации конфигурации Предоставление отчетности по статусу конфигурации в соответствии с трудовым заданием Предоставление отчетности по статусу конфигурации в соответствии с регламентами компании Ведение отчетности по статусу конфигурации Организационное и технологическое обеспечение ведения отчетности по статусу конфигурации ИС Проведение физических аудитов конфигурации ИС в соответствии с трудовым заданием Проведение аудита конфигураций в соответствие с полученным планом аудита Осуществление аудита конфигураций Организационное и технологическое обеспечение аудита конфигурации ИС Организация репозитория хранения данных создания (модификации) и ввода ИС в эксплуатацию Организация репозитория проекта создания (модификации) ИС Управление сборкой базовых элементов конфигурации ИС Управление выпуском релизов ИС

Пример ТФ 4 уровня кв. Функциональная область – Процесс разработки (Development Process) 12 В области ИТ В области экономики и управления Надпрофес- сиональные знания В области проектного управления ведением работ Знания

Пример ТФ 5 уровня кв. Функциональная область - Управление изменениями (Change Management) 13 В области ИТ В области экономики и управления Надпрофес- сиональные знания В области проектного управления ведением работ Знания

Профстандарт модернизировали – что дальше? Работодатели ИТ-индустрии ждут от сферы образования подготовленных специалистов, отвечающих современным требованиям ИТ-отрасли. Изучайте профессиональные стандарты – в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» (273-ФЗ) теперь необходимо учитывать их положения не только при формировании ФГОС профессионального образования, но и при разработке конкретных программ профессионального обучения: 11.7 «При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов» «Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Глобальные перспективы: отражение положений профстандартов во ФГОС, профессионально-общественная аккредитация. 14

Профстандарт модернизировали – что дальше? Ближайшие возможности: Мы готовы в этом содействовать, в частности, преподавателям ИТ- дисциплин, желающим разобраться в сложном мире быстроменяющихся технологий и потребностей на рынке труда. Проект фирмы «1С»: сотрудничество с вузами по включению в их образовательные программы сертифицированных курсов «1С», подробнее на сайте Подготовлено 2-е издание книги «Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы вузов»: Новый профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам» в ней уже учтён. За символические 100 руб. эту книгу можно приобрести в фойе. А в 18:10 сегодня в Большом зале доклад Андрея Юрьевича Филипповича «Концепция и назначение типовой образовательной программы "Разработчик 1С"». 15

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 14-я международная научно-практическая конференция 28 января 2014 года Спасибо за внимание! Буду рада вашим вопросам. Жеребина Ольга Георгиевна, руководитель направления, методист-эксперт, фирма «1С»