Теория менеджмента. Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логистика управления запасами Тема 1.1. Содержание Основные понятия управления запасами ABC и XYZ анализ Системы управления запасами.
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ. Причина существования запаса – расхождение характеристик входящих и выходящий материальных потоков.
В промышленности производственный процесс делится по ряду признаков. По составу готового продукта По характеру воздействия на сырьё По роли организации.
В промышленности производственный процесс делится по ряду признаков.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Мотивация Тема 7. План Сущность и основные понятия мотивации Сущность и основные понятия мотивации Мотивационный процесс Мотивационный процесс Содержательные.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения.
Этапы планирования потребности в персонале
Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Выполнил Петух В. В.. Мотивация- Это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Транксрипт:

Теория менеджмента

Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Менеджер (англ. manager – manage управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Школы менеджмента

Основателем классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор ( ). Результаты его исследований обобщены в ряде работ, среди которых наиболее крупными являются: "Управление фабрикой" (1903 г.), "Принципы научного управления" (1911), "Показания перед специальной комиссией Конгресса" (1912 г.). Классическая школа управления (1911 г.)

Выдвигая главной целью максимальное увеличение производительности труда, Тейлор предлагал конкретные решения, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства; ведение строго регламента на применение материалов и инструментов; стандартизацию инструментов, рабочих операций; точный учет рабочего времени; исследование трудовых операций путем разложения их на составные элементы и хронометража, установления контроля за каждой операцией и др.

Принципы управления, предложенные Тейлором - планирование, подготовку производства должны осуществлять инженеры, а собственно производить продукцию - рабочие; - техники находят одно решение, которое не обсуждаются; - чем больше разделение труда, тем выше производительность; - чем больше рабочий работает, тем он больше получает; - каждого человека, независимо то квалификации, можно поставить работать.

Система Тейлора получила широкое распространение в первые три десятилетия XX века. В е годы последователями Тейлора стали Генри Лоуренс Гант, Френк и Лилиан Гилберт. Генри Гант Френк Гилберт Лилиан Гилберт

Генри Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму контроля и визуализации выполнения задач в проекте, названную позднее в его честь. Диаграммы Ганта были революционны в 20-ых годах XX века, и применялась в таких грандиозных инженерных проектах как строительство дамбы Гувера, начатое в 1931 г. и в построении сети скоростных автострад США в 1956г.

Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.

Супруги Гилберт показали, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Исследуя технологические операции, они разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации рабочих мест.

Большой вклад в теорию и практику исследования производств внес российский ученый Гастев Алексей Капитонович ( гг.). Его исследования по научной организации труда не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Гастев сформулировал ряд важных правил по организации труда: 1. Сначала продумай всю работу досконально. 2. Приготовь весь нужный инструмент и приспособления. 3. Убери с рабочего места все лишнее, удали грязь. 4. Инструмент располагай в строгом порядке. 5. При работе ищи удобного положения тела. 6. Не берись за работу круто. Входи в работу исподволь. Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилы, а потом уже берись вовсю.

7. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи. 8. Работай ровно (работа приступами, сгоряча портит и работу и характер). 9. Не волноваться ( надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу). 10. Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок (прибрать рабочее место и снова за работу). 11. При удачном выполнении работы не старайся ее показывать, хвалиться. 12. В случае полной неудачи легче смотри на дело ( попробуй сдержать себя и снова начни работу). 13. Кончил работу, прибери рабочее место. Таким образом, перечисленные пункты предполагают выполнение следующих действий и условий: планирование, заготовка, чистота, порядок, установка, вхождение в работу, режим, выдержку и еще раз чистоту и порядок.

Административная школа управления (1916 г.) В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Сферу деятельности администрации он представил в виде шести направлений : 1. Техническая деятельность ; 2. Коммерческая деятельность ( закупка, продажа, обмен ); 3. Финансовая деятельность ( поиски капитала и его использование ); 4. Защитная деятельность ; 5. Бухгалтерская деятельность ; 6. Администрирование ( воздействие на личный состав ).

Им были сформулированы принципы управления : 1. Разделение труда ; 2. Полномочия и ответственность ; 3. Дисциплина ; 4. Единоначалие ; 5. Единство направлений ( одна цель ); 6. Подчиненность личных интересов общим ; 7. Вознаграждение ; 8. Централизация ; 9. Скалярная цепь ( ряд лиц, стоящих на руководящих должностях ); 10. Порядок ; 11. Справедливость ; 12. Стабильность рабочего места для персонала ( снижение текучести ); 13. Инициатива ; 14. Корпоративный дух ( персонал и руководство фирмы ).

Школа человеческих отношений, поведенческая школа (30-60-е гг.) Начало этому направлению положил американский социолог и психолог Элтон Мэйо, которого считают одним из основоположников индустриальной социологии и социологии труда.

Самый большой вклад Мэйо в развитие социологии управления и индустриальной социологии – это знаменитые Хоторнские эксперименты в Вестерн электрик компани близ Чикаго (1927–1932 гг.). Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.

Количественный подход ( по н/в) Количественные методы объединены под общим названием исследование операций. В данном случае разрабатывается модель ситуации. Однако эти методы требуют специальной подготовки менеджеров.

Ситуационный подход (60-е гг.) Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств. Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный подход

Системный подход (70-е гг.) Система - это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Существуют открытые и закрытые системы. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне. Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

Системный подход

Крупные составляющие сложных систем сами являются системами и называются подсистемами. Системный анализ включает : анализ и описание принципов построения и работы системы в целом ; анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения ; установление сходства и различия изучаемой системы и других систем ; перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Модели менеджмента

Планирование Стратегическое планирование – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

Ключевым моментом планирования является выбор общей и частных целей организации. Миссия (mission) (главная цель) – четко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление ее развития (кто мы? что мы делаем?) Формулировка миссии должна отражать: 1. предмет бизнеса организации; 2. отличительные особенности выбранного бизнеса; 3. на каких потребителей ориентирован бизнес; 4. ценности, которых придерживается организация.

Существуют рекомендации по формулировке целей: 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми (например, повысить производительность труда за год на 1%). 2. Цели должны быть ориентированы во времени долгосрочные: на 5 и более лет; среднесрочные: от 1 до 5 лет; краткосрочные: на 1 год. 3. Цели должны быть достижимыми. В этом случае они являются источником мотивации поведения. 4. Цели должны быть взаимно поддерживающими. Под каждую цель необходимо сформулировать задачу.

Ключевым моментом планирования является выбор общей и частных целей организации. Миссия (mission) ( главная цель ) – четко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление ее развития ( кто мы ? что мы делаем ?) Формулировка миссии должна отражать : 1. предмет бизнеса организации ; 2. отличительные особенности выбранного бизнеса ; 3. на каких потребителей ориентирован бизнес ; 4. ценности, которых придерживается организация. Существуют рекомендации по формулировке целей : 1. Цели должны быть конкретными и измеримыми ( например, повысить производительность труда за год на 1%). 2. Цели должны быть ориентированы во времени ( долгосрочные : на 5 и более лет ; среднесрочные : от 1 до 5 лет ; краткосрочные : на 1 год ). Долгосрочные цели формулируются в первую очередь, а среднесрочные и краткосрочные служат для их обеспечения. 3. Цели должны быть достижимыми. В этом случае они являются источником мотивации поведения. 4. Цели должны быть взаимно поддерживающими. Под каждую цель необходимо сформулировать задачу.

Внешнее окружение делят на деловое (операционное) и фоновое (общее). Деловое представляет непосредственные контакты фирмы (например, поставщик А, продавец Б и т.д.). На деловое окружение можно оказывать непосредственное воздействие. На фоновую среду непосредственное воздействие фирма оказывать не может, но должна быть готова к ее влиянию.

Необходимо учитывать влияние следующих видов фона: 1. Политического 2. Экономического 3. Социального 4. Экологического 5. Демографического 6. Рыночного 7. Технологического 8. Международного

После оценки внешней среды необходимо определить обладает ли фирма внутренними силами, для того чтобы реализовать возможности Оно основано на комплексном исследовании различных функций: маркетинг; финансы; производство (операции); персонал; культура и имидж организации.

Для оценки стратегического состояния организации могут применяться различные методы: 1) SWOT–анализ (Strengh – сила; Weaknesses – слабость; Opportunities – возможности; Threats – угрозы); 2) метод ключевых вопросов; 3) метод сценариев; 4) модель пяти сил; 5) метод SPACE (оценка стратегического положения и действий).

После проведения анализа стратегического состояния организации и необходимой корректировки ее миссии, можно перейти к анализу стратегических альтернатив и выбору стратегии. Ограниченный рост (несколько процентов в год). Эта стратегия является наименее рискованной и может быть эффективной в отраслях со стабильной технологией. Она предполагает определение целей от достигнутого уровня.

Рост (измеряется десятками процентами в год) – стратегия, характерная для динамично развивающихся отраслей, с быстро изменяющимися технологиями, а также для новых организаций, которые независимо от сферы деятельности стремятся в короткие сроки занять лидирующее положение. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Сокращение. Предполагает установление уровня ниже достигнутого в прошлом (базисном) периоде. Эта стратегия может применяться в условиях, когда показатели деятельности фирмы приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.

Кроме того, следует рассмотреть еще 3 вида стратегий: 1) глобальные (минимизации издержек; дифференциации; фокусирования; инноваций; оперативного реагирования); 2) корпроративные (стратегия связанной диверсификации; стратегия несвязанной диверсификации; стратегия откачки капитала и ликвидации; стратегия изменения курса и реструктуризации; стратегия международной диверсификации); 3) функциональные (наступательные и оборонительные; вертикальной интеграции; стратегии организаций, занимающих различные отраслевые позиции; стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла).

Матрица возможностей И. Ансоффа

Матрица по Г. Стейнеру

Матрица конкуренции по М. Портеру

Матрица McKincey General Electric Позиция в конкуренции Сильная Средняя Слабая Долгосрочная привлекательность отрасли Высокая Средняя Низкая

Бостонская матрица (Матрица БКГ)

Организационные структуры Линейно-функциональная организационная структура

Дивизиональные организационные структуры Структура организации, построенной по продуктовому принципу

Региональная (географическая) структура

Матричная организационная структура

Мотивация Мотив (от латинского слова moveo двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

теория иерархии потребностей по А.Г. Маслоу, теории «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора, теория «мотивационной гигиены» Ф. Герцберга, Теория Альдерфера, Теория потребностей Мак-Клеланда. Содержательные теории мотивации

физиологические потребности (еда, питье, сон, половые потребности, одежда, жилье); потребности в безопасности и уверенности в будущем (потребности в физической безопасности личности, стабильности, защищенности, потребности в порядке, законах и границах. В преломлении к предприятию это означает охрану труда, страховку, ясную систему норм и правил, защиту от произвола, отсутствие страха потери достигнутых льгот и преимуществ и т.д.) Теория потребностей А. Маслоу

потребность в любви (поскольку нередко путают потребность в любви и потребность в сексе, этот уровень лучше определить как социальные потребности). В это понятие включается чувство принадлежности к чему или кому-нибудь, чувство, что тебя принимают другие, чувство взаимности, привязанности и поддержки, потребности в идентификации личности с целями группы, целями предприятия; Теория потребностей А. Маслоу

потребность в уважении или потребность в дифференциации личности (потребности в признании, уважении, самоуважении, внимании других людей, продвижении по службе, потребности во власти, статусе, титуле, вере в собственные способности) потребности в самореализации (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности, успех в достижении целей, решении поставленных задач, получении и понимании информации, выполнении творческих задач, самостоятельность в принятии и реализации решений, оказании влияния на внешнюю среду путем реализации своих идей и т.д.). Теория потребностей А. Маслоу

Физиологические потребности Потребности безопасности Социальные потребности Потребности в уважении и самоуважении Саморе- ализация Первичные потребности Вторичные потребности Теория потребностей А. Маслоу

Герцберг экспериментально выделил две группы факторов: Гигиенические факторы Факторы мотивации условия занятий спортом достижения зарплата признание отношения с коллегами сама работа отношения с коммандой ответственность политика организации успех контроль рост личная жизнь отношения с защищенность подчиненными статус Теория « мотивационной гигиены » Герцберга

Альдерфер Альдерфер преобразовал пять уровней потребностей по Маслоу в три группы основных потребностей: существования, в связях и росте. Потребности существования касаются выживания (физиологическое благополучие и потребности в безопасности). Потребности в связях подчеркивают значимость межличностных, социальных взаимоотношений, т.е. стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей. Потребности в росте связаны с внутренним стремлением человека к развитию потенциала. Теория Альдерфера

Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы («От работы кони дохнут») У людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили («Я человек маленький, мое дело – сторона») Больше всего люди хотят защищенности Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания Теория «Х» и «Y» Мак-Грегора Люди «Х»

Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль Приобщение является функцией вознаграждения, связанного c достижением цели Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично Теория «Х» и «Y» Мак-Грегора Люди «Y»

Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Это может быть лидер, выдвигающий цели, в которых заинтересован весь коллектива, берущий на себя обеспечение его членов способами и средствами достижения целей, формирующий у членов коллектива уверенность в собственных силах и компетентности и т.д. Теория потребностей Мак Клелланда

Потребность в успехе (достижениях) удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Теория потребностей Мак Клелланда

Люди с высокой потребностью в достижениях: стремятся достичь успеха скорее за счет собственных способностей и усилий, чем за счет командной работы или случайных факторов, обычно более склонны к инновациям, чем другие. Хотя они выбирают умеренно сложные задачи, зато потом постоянно двигаются в направлении более сложных задач. Они постоянно ищут разнообразие и информацию для нахождения новых путей выполнения работы, не могут остановиться или сделать работу наполовину и не чувствуют себя удовлетворенными, пока не приложат максимум усилий, обычно спокойны, редко хвастаются своими достижениями и очень реалистично относятся к своими способностям, считают, что выполнение задачи само по себе несет удовлетворение, не ждут наград и не мечтают обязательно получить соответствующее материальное вознаграждение. Часто рассматривают деньги скорее как форму обратной связи или как оценку их работы. Теория потребностей Мак Клелланда

теория ожиданий В. Врума теория справедливости Д.С. Адамса модель Портера-Лоулера Процессуальные теории мотивации

Затраты труда – результаты (З – Р) человек оценивает соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами и если чувствует, что прямой связи между ними нет, то мотивация будет ослабевать; отсутствие взаимосвязи может иметь место из-за неправильной самооценки работника, его плохой подготовки или неправильного обучения, или из-за того, что работнику не дали достаточно прав или ресурсов для выполнения поставленной задачи. Результаты труда - вознаграждение (Р – В) если человек не будет ощущать четкой связи между достигаемыми результатами и желаемым поощрением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать; если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой; вознаграждение необходимо давать только за эффективную работу. Валентность (ценность) поощрения или вознаграждения Мотивация = З-Р х Р-В х валентность Теория ожиданий В. Врума

Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную (в лучшем случае) работу. Свои усилия или вклад в трудовую деятельность они оценивают по ряду параметров - возраст, пол, образование, трудовой стаж, социальный статус, преданность делу, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится. Полученную отдачу или вознаграждение люди также могут рассматривать комплексно. Оно может включать денежные выплаты (заработную плату и премии), дополнительные льготы, статус, повышение по службе, моральные поощрения, степень внутренней заинтересованности самой работой. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Теория справедливости Д.С. Адамса

Сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут: начать работать менее интенсивно стремиться повысить свое вознаграждение добиваться снижения вознаграждения другим Восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Теория справедливости Д.С. Адамса

Мотивация (усилие или энергия), удовлетворенность и исполнительность рассматриваются как отдельные переменные, сложно связанные между собой. Результаты работы зависят от затраченных усилий, способностей работника и осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько работник уверен в вознаграждении. Вознаграждение, оцениваемое как справедливое, положительно влияет на уровень результативности и на удовлетворенность работника. Степень удовлетворенности, которая в будущем снова станет определять ожидания работника и его результативность, является следствием системы вознаграждений с учетом ее справедливости. Это комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Основные положения: Модель Портера-Лоулера

Контроль Выделяют следующие основные виды контроля: Предварительный контроль осуществляется до начала работ. Основным его средством является реализация определенных правил, процедур, линий поведения, соблюдение которых позволяет развиваться в заданном направлении. Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить какие-либо отклонения от намеченных планов и инструкций, что не позволяет дать развиться этим отклонениям. Для осуществления контроля необходима обратная связь, т.е. данные о полученных результатах. Заключительный (итоговый) контроль осуществляется после завершения работ.

Он выполняет две важные функции: 1. Дает информацию для планирования (если аналогичные работы будут осуществляться в будущем). 2. Способствует мотивации (т.е. обеспечивает справедливое вознаграждение).

Кадровое планирование

Объективное решение о выборе может основываться на следующих характеристиках: образование кандидата; уровень его профессиональных навыков; опыт предшествующей работы; медицинские характеристики; персональные характеристики и личные качества. Кадровое планирование

Формы подготовки резерва кандидатов -замещение руководителей во время их болезни, отпуска, командировки; - прохождение стажировок в других организациях.

Планирование сокращения персонала

Рабочее время. Принцип Парето

Принцип Эйзенхауэра

Организация заработной платы В мире существуют две формы заработной платы: Сдельная (поштучная) - за каждую единицу продукции или выполнение объема работы. Заработок равен числу произведенных единиц изделий, умноженных на расценку. Это преобладающая форма, но ее удельный вес снижается. Повременная - по тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Определяется путем умножения часовой тарифной ставки на фактически отработанное время в часах.

В рамках повременной формы выделяют следующие системы: 1. Простая повременная система оплаты труда работников. 2. Повременно-премиальная система оплаты труда. В рамках сдельной формы оплаты труда выделяется значительное число систем. 1. Прямая сдельная система оплаты труда. 2. Сдельно-премиальная система. 3. Сдельно-прогрессивная система. 4. Аккордно-сдельная система. 5. Коллективной сдельная оплата труда.

Типы производств. Под единичным типом производства понимают форму организации производства, при которой различные виды продукции изготавливаются в одном или нескольких экземплярах ( штучный выпуск ). Каждая единица конечной продукции уникальна по конструкции, выполняемым задачам и другим важным признакам. Производственный процесс изготовления продукции носит прерывный характер. На выпуск каждой единицы продукции затрачивается относительно продолжительное время. На предприятиях применяется универсальное оборудование, сборочные процессы характеризуются значительной долей ручных работ, персонал обладает универсальными навыками. Распространено в тяжелом машиностроении ( производство крупных машин для черной металлургии и энергетики ( турбин )), химической промышленности, в сфере услуг.

Под серийным производством понимают форму организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями) с установленной регулярностью выпуска. Характеризуется постоянством выпуска довольно большой номенклатуры изделий. При этом годовая номенклатура выпускаемых изделий шире, чем номенклатура каждого месяца. Серийный тип производства характерен для станкостроения, производства проката черных металлов и т.п. Серийное производство многообразно и делится на подтипы: мелкосерийное, серийное и крупносерийное. Мелкосерийное тяготеет к единичному, а крупносерийное - к массовому. Это деление носит условный характер. Например, в соответствии с классификацией, предложенной Вудворд выделяются единичное и мелкосерийное производство (Unit Production), массовое (Mass Production) и непрерывное (Process Production).

Под массовым производством понимают форму организации производства, характеризующуюся постоянным выпуском строго ограниченной номенклатуры изделий, однородных по назначению, конструкции, технологическому типу, изготовляемых одновременно и параллельно. Отдельные единицы выпускаемой продукции не отличаются друг от друга ( могут быть только незначительные отличия в характеристиках и комплектации ). Для изделий характерна высокая стандартизация и унификация их узлов и деталей. Массовое производство характеризуется высокой степенью комплексной механизации и автоматизации технологических процессов. Массовый тип производства типичен для автомобильных заводов, заводов сельскохозяйственных машин, предприятий обувной промышленности и др.

В зависимости от типа производств выделяют различные типы планировок производства. При пооперационной функциональной схеме производственные ресурсы группируют по признаку выполняемой работы. Выделяются определенные участки для различных видов обслуживания ( участок двигателей, участок кузовных работ и т. д.). Может применяться в мелкосерийном производстве. При таком типе планировки возникают проблемы, связанные с минимизацией транспортных операций. При фиксированной позиционной планировке изготавливаемое изделие неподвижно, а производственные ресурсы подаются по мере необходимости. Такая планировка используется при реализации различных проектов ( строительных, например ). Эта планировка носит временный характер и сохраняется до окончания работы над проектом.

Для массового производства характерна линейная или поточная планировка, где каждое выпускаемое изделие фактически проходит одни и те же операции обработки. Таким образом, поточное производство характеризуется расчленением производственного процесса на отдельные относительно короткие операции, выполняемые на специально оборудованных, последовательно расположенных рабочих местах - поточных линиях.

Управление качеством Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация. В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты (ГОСТ РФ); отраслевые стандарты (ОСТ); технические условия (ТУ); стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП); стандарты научно–технических обществ и инженерных (союзов, ассоциаций и других объединений) (СТО).

Сертификация – деятельность уполномоченных органов по подтверждению соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта и выдаче документа соответствия. Сертификация может быть : обязательной – для продукции, потенциально опасной для здоровья человека и окружающей среды, а также способной причинить вред имуществу потребителей ; добровольной – по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по спецификации. Сертификат, полученный при этом является дополнительной гарантией качества продукции, что повышает ее конкурентоспособность.

Контрольные карты Уолтера Шухарта Одним из способов достижения удовлетворительного качества и поддержания его на этом уровне является применение контрольных карт. Для управления качеством технологического процесса необходимо иметь возможность контролировать те моменты, когда выпускаемая продукция отклоняется от заданных техническими условиями допусков. Рассмотрим простой пример. Проследим за работой токарного станка в течение определённого времени и будем измерять диаметр детали, изготавливаемой на нем (за смену, час). По полученным результатам построим график и получим простейшую контрольную карту Методы контроля качества

в точке 6 – человеческий фактор; разладка технологического процесса, необходимо его регулирование; – износ оборудования, не возможность его точной настройки

Диаграмма Каору Исикавы Она была предложена профессором Токийского университета Каору Исикава в 1953 г. при анализе различных мнений инженеров. Иначе схему Исикава называют диаграммой причин и результатов, диаграммой рыбий скелет, деревом и т. д.

Диаграмма Парето. Схема, построенная на основе группирования по дискретным признакам, ранжированная в порядке убывания (например, по частоте появления) и показывающая кумулятивную (накопленную) частоту, называется диаграммой Парето. 1 – ошибки в процессе производства; 2 – некачественное сырье; 3 – некачественные орудия труда; 4 – некачественные шаблоны; 5 – некачественные чертежи; 6 – прочее; А – относительная кумулятивная (накопленная) частота, %; n – число бракованных единиц продукции.

Методы регулирования запасов тем эффективней, чем больше информации о спросе. Существуют различные виды спроса на запасы: 1. Независимый - спрос на предметы снабжения не обусловлен планами производства. Например, спрос на готовые изделия, находящиеся в торговле, где большим злом являются запасы нереализованных продуктов. В этом случае применяются системы с фиксированным размером заказа (perpetual inventory system – постоянная система) и с фиксированным интервалом времени между заказами (periodic system – периодическая система). Управление запасами

Система с фиксированным количеством контролирует уровень запасов. Когда уровень запасов падает ниже установленного уровня (точка заказа), выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается одно и то же количество. Эта система используется для предметов, имеющих высокие издержки хранения; относительно непредсказуемый характер спроса; высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов. Иногда определенный уровень заказа связывают со скидкой с цены в зависимости от заказываемого количества. В этой системе важное значение приобретает определение экономически разумного (оптимального) размера заказа.

Система с фиксированным временем предполагает размещение заказов на восполнение запасов с заданной периодичностью. Например, раз в неделю. Заказываемое количество зависит от имеющегося остатка. Эта система используется для предметов, имеющих низкие затраты на хранение, относительно постоянный уровень спроса.

Достаточно широкое распространение на практике имеет система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня. Чтобы избежать завышения объемов запасов или их дефицит, через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, и если после предыдущей проверки было реализовано какое–либо количество товаров, то подается заказ. Размер заказа равен разности между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки.

Существует также система управления запасами, называемой системой Минимум–максимум (система с двумя уровнями, или Ss–система). Она ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа значительны и соизмеримы с потерями от недостатка запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимального желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – максимальным и минимальным.

2. Зависимый спрос - использование запасов прямо зависит от плана производства изделий. Система управления запасами, основанная на зависимом спросе, называется планированием материальных потребностей. Эта система имеет преимущества, связанные с тем, что зависимый спрос можно прогнозировать. В данном случае требуется установить, как при минимальных затратах обеспечить бесперебойную работу предприятия в течение всего времени выполнения заданной производственной программы.

Наиболее сложной и ответственной является задача нормирования запасов. Норма складывается из: 1. текущего среднего запаса; 2. страхового запаса; 3. подготовительного запаса.

Текущий создается для обеспечения производства материалами в перерывах между двумя очередными поставками. Его размер определяется величиной интервала поставки. В свою очередь интервал поставки зависит от грузоподъемности транспорта, особенностей получения материально-технических ресурсов и т. д. Часть величины интервала поставки устанавливается на основе статистического анализа данных об интервалах поставок в прошлые периоды.

Страховой запас обеспечивает готовность складов к поставке даже в случае различных отклонений. Он должен учитывать сдвиг во времени между заказом и поступлением товара, а также случайные задержки и отклонения между запланированным и фактическим потреблением. Обычно он рассчитывается в определенной пропорции к текущему запасу (например, 50%)

Подготовительный запас создается на время подготовки поступившего материала к производственному потреблению. Например, в размере 1-3 дней. В отдельных случаях возникает необходимость создания специальных подготовительных запасов (сушка пиломатериалов, комплектование продукции). Их величина определяется конкретными расчетами.

Нормы запасов могут выражаться в абсолютных (тонны, штуки и т.д.) и относительных (днях) единицах измерения. Выделяют следующие виды потребности: потребность брутто; потребность нетто, первичная потребность и т. д. Под брутто-потребностью понимается потребность на плановый период независимо от наличия запасов на складе (остатка) или производственных заделов. Нетто-потребность рассчитывается как брутто- потребность за вычетом наличия на складе или в производстве.

Экономичный размер заказа

(формула Уилсона, EQO-модель) EQO-модель, определяющая оптимальный объём заказываемого товара, который позволяет минимизировать общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов.

где: Q оптимальный размер заказа; C издержки по размещению заказа и доставке товара; R ежемесячный спрос на продукт; H издержки хранения единицы товара в месяц.

ABC-анализ

ABC-анализ метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. В его основе лежит принцип Парето 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п.

ABC-анализ анализ товарных запасов путём деления на три категории: А наиболее ценные, 20 % ассортимента; 80 % продаж; В промежуточные, 20 % ассортимента; 15 % продаж; С наименее ценные, 60 % ассортимента; 5 % продаж.

По сути, ABC-анализ это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

XYZ-анализ

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах: 1.определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов; 2.группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации; 3.распределение по категориям X, Y, Z. 4.графическое представление результатов анализа.

Категория X ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %. Категория Y ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации от 10 до 25 %. Категория Z потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации свыше 25 %.

Методы управления поставками

метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях), система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях программного планирования, распределения материалов и управления закупками, метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы, система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения. управление цепочками поставок (SCM) представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

Организация складского хранения

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

В основном различают три разновидности складов: 1) единичного хранения; 2) линейного расположения; 3) блочного расположения. 1) 2) 3)

Краткая характеристика складских операций – разгрузка транспорта; – приемка товаров; – размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); – отборка товаров из мест хранения; – комплектование и упаковка товаров; – погрузка; – внутрискладское перемещение грузов.

Хранение товаров на складах

При сортовом хранении каждый вновь поступивший товар присоединяется к имеющимся товарам того же наименования и сорта и возможно, смешивается с ними. При партионном способе хранения каждая партия хранится на складе отдельно, движение товаров по наименованиям и сортам в каждой партии также отслеживается отдельно. Достоинством данного способа хранения является возможность выявления излишков и недостач сразу после реализации товара, а не после общей инвентаризации склада.

Спасибо за внимание!