ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ; ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ Подготовила : психолог отделения «Помощи семье и детям» МУ КЦСОН Варненского муниципального района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Advertisements

ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ЛОСЕВА О.П., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.
Мотивация к обучению: как сформировать у школьника желание учиться?
Автор проекта Федорова Анастасия ученица 10 класса Руководитель проекта педагог психолог Иванова Н.В. Томск 2014.
«Психолого - педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО»
МАДОУ «Детский сад 71» г. Перми Психологическая студия для детей раннего возраста и их родителей «Ступеньки общения» Педагог-психолог Дресвянкина Ф.Г.
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К 1 КЛАССУ педагог-психолог МБУ «Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» А.В. Шелуханова.
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ Выступление на родительском собрании в 4-м классе педагог-психолог Полякова Нина Владимировна.
Страна детства. Дети – наше будущее, наше завтра Все мы, тоже были жителями этой удивительной страны, спешили расти, мечтали скорее стать взрослыми.Ваш.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Аспекты готовности ребенка к школе Родительское собрание Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 35 Ермолина Т.В.
Психологические приёмы, способствующие налаживанию продуктивной школьной мотивации.
ПСИХОЛОГ и Я О работе психолога в дошкольном центре развития.
Типы неправильного влияния – жестокое обращение с ребёнком Выступление педагога-психолога МОУ «Гимназия 3 г.Дубны Московской области» МОУ «Гимназия 3 г.Дубны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Средняя общеобразовательная школа 2 г. Пятигорска Выступление на заседании педагогического совета.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО РЕСУРСА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Центр содействия укреплению.
Что такое трудный ребенок? Социально-психологическое сопровождение Социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2» г.Долинск Долгих Елена.
МОУ Усть-Ордынская СОШ 1 им. В.Б. Борсоева. Баймеева Елена Никитична Васильева Надежда Владимировна.
Татьяна Владимировна Сафонова заместитель директора ГОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» Психологические риски участников образовательного процесса при переходе.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ; ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ Подготовила : психолог отделения «Помощи семье и детям» МУ КЦСОН Варненского муниципального района Диговец Татьяна Владимировна

Каждый родитель, родной или приемный Хочет ребенку добра Прикладывает усилия, чтобы ребенку было хорошо Хочет, чтобы ребенок нашел свое место в жизни Хочет, чтобы ребенок вырос умным Хочет, чтобы ребенок вырос добрым

«МЕСТО В ЖИЗНИ» Обычно означает способность адаптироваться в обществе: Получить образование Освоить какую-либо профессию Уметь ладить с людьми

школа Получение необходимых знаний и умений в образовательной сфере Получение необходимых знаний и умений в социальной сфере «набор знаний» и методы обучения «стандартные» Дети из обычной семьи Дети с особыми потребно стями Сталкиваются с огромными трудностями в процессе обучения Для семьи с приемными детьми образование зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность

Учеба – основное занятие ребенка на протяжении всего сознательного детства В каждом ребенке любознательность исследовательский интерес При поступлении в школу у большинства детей энтузиазм гордость С течением времени ситуация для многих детей может измениться

Систематическое обучение Хороший самоконтроль Устойчивая работоспособность Собранность Внимание Психологическая зрелость

На школьные успехи организованность в процессе деятельности влияет иной раз больше, чем интеллектуальная одаренность

К неуспеваемости детей приводят в некоторых случаях Эмоциональные проблемы Жизненные неприятности Плохие способности

Три аспекта обучения навыки и умения способности социальные отношения

Со стороны взрослых и ровесников ребенку требуется оценка помощь Эмоциональная поддержка Социальные отношения

Приемные дети Социальные отношения Утрата семьи Отсутствие родительской любви Отсутствие родительской заботы Дети, не имевшие необходимых условий для нормального развития Подвергавшиеся жестокому обращению и насилию

Социальные отношения Именно родительское безразличие и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей – «социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения

«меня бросили» «я - лишенный родительских прав» Социальные отношения

Дети в трудной жизненной ситуации Низкая самооценка Чувство виныДушевная боль Агрессия Чувствительность к критике Чувствительность к несправедливости Обидчивость КонфликтностьМнительность

Социальные отношения Ситуация обучения Оценка результатов Неизбежное сравнение с успехами других СТРЕСС Я – хуже других Я - плохой

Социальные отношения Доказать, что ученик безнадежно плох, совсем не трудно: для этого учителю достаточно: разговаривать с ним ледяным тоном обращаться преимущественно по фамилии отчитывать за каждую провинность принципиально и строго оценивать все учебные результаты сосредотачиваться на недостатках в работах обсуждать его в присутствии других ребят обсуждать его в присутствии приемных родителей Неприязнь педагога передается соученикам Начинается конфликт «одного со всеми»

Социальные отношения В ответ на неприязнь ребенок с неблагополучным прошлым: 1. Сплачивается с другими «отщепенцами» в классе Легче переживаются общие неприятности На фоне друг друга они не так уж и плохи Дают друг другу принятие 2. Использует обычный «арсенал» средств, сталкиваясь с негативным отношением Драки Порча вещей Обзывательства Демонстрационное воровство

Социальные отношения В этот момент взрослые: педагоги родители психологи Объединяют свои усилия Нет единства Есть вероятность исправления даже тяжелой ситуации Конфликт усиливается, ситуация ухудшается

Социальные отношения К счастью, бывают и другие ситуации. Когда педагогические усилия школы, поддержка семьи и приемного ребенка, терпение и понимание учителей, позволяет «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей. Потому что успех в учебе социально значим, и помогает ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее.

Костя и Филя играют. Они крутят юлу. Малыш Петя внимательно смотрит. Ему дали юлу. Мальчик был рад. Через полгода Ребенок к концу 2 класса читает слов, не умеет считать, писать

Через год олимпиада по математике в классе – призовое место значительно улучшилось чтение обогатился словарный запас повысился статус ребенка ребенок полностью включился в учебный процесс не считает нужным лгать

Неспособных детей не бывает Блокирует талант и способности Отсутствие любящей семьи Жестокое обращение

Очень многие приемные дети талантливы: хорошо рисуют обладают музыкальным слухом имеют гуманитарные способности имеют математические способности Больше половины из них: учатся значительно хуже своих способностей бросают институты не хотят развивать свой дар не придают значения своим способностям ПРИЧИНА Отсутствие воли и энергии

Проблема сломленности жизненной воли – это проблема «духовного наследства», полученного ребенком от своих кровных родителей Первичный характер Безволие и личностная несосотоятельность инфантилизм эгоцентризм жизнь по принципу удовольствия душевная апатия Стремление игнорировать проблемы безответственность и потребительство отсутствие глубоких чувств Вторичный характер Физиологическая зависимость при алкоголизме и наркомании

Самая трудная задача приемных родителей Формирование волевых качеств у приемного ребенка

Таким образом, мы видим, что именно психологические проблемы и последствия жизненной травмы мешают проявиться творческому потенциалу приемных детей, а вовсе не отсутствие одаренности или «отсталость»

С чем приходят в школу дети, имеющие неблагополучный опыт Низкая общая эрудиция Задержка психического развития Эмоциональное неблагополучие Гиперактивность Дефицит внимания

Образовательные проблемы приемных детей неусидчивость невнимательность слабая произвольность недостаток самоконтроля несформированность будущей ролевой комбинации «учитель- ученик» несформированность внутренней позиции школьника ограниченность знаний и навыков негативная учебная мотивация

Рекомендации Что могут сделать специалисты? выяснить жизненную ситуацию ребенка, хорошо знать источники его проблем выявить степень эмоциональных проблем ребенка проводить реабилитационную работу (психотерапия и коррекция поведения) провести хорошую медицинскую диагностику и коррекцию (помощь детского невролога) провести грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний разработать систему развивающих и коррекционных занятий в соответствии с особыми потребностями в образовании для данного ребенка – индивидуальных или групповых дать рекомендации родителям относительно домашних занятий с ребенком проводить регулярный мониторинг развития ребенка и знакомить родителей с его результатами, отражающими динамику развития ребенка

Рекомендации Что могут сделать родители? создать развивающую среду заниматься с ребенком помнить – «аффект тормозит эффект» не сравнивать с другими набраться терпения применять разумные нагрузки

Вопросы можете задать в кабинете психолога на сайте Комплексного центра – Спасибо за внимание!