П.Г. Щедровицкий заместитель директора института философии, член правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад», советник генерального директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адам Смит, 1776 г.: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он.
Advertisements

Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
Экономика и её основные участники План. 1 Что такое экономика? 2. Зачем нужна экономика 3. Основные участники экономики.
Тема: Доходы и расходы семьи. Экономика. 10 класс.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
LOGO Виды издержек и их экономическое значение. LOGO Проверка домашнего задания.
Тема 10: Рынки факторов производства. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1.Образование прибыли (Где возникает прибыль: в производстве или на рынке ) 2. Распределение прибыли (Кто присваивает прибыль) 3. Норма прибыли и ее экономическая.
ЧЕМ ОПАСНА БЕЗРАБОТИЦА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА?
Тема 5 Трудовые ресурсы связи и их использование.
Труд и экономика На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают. Один ответил: «Камни ношу» Другой сказал:
Производитель на рынке. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА Д/З: §12.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия.
Тема урока: «Главные вопросы экономики» Проверяем ответы по слайдам.
Ограниченность экономических ресурсов.. Зачем знать и изучать экономику ? Экономика – это способ организации деятельности людей, направленной на создание.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания лицея 62.
Жан Батист Сэй (5 января 1767, Лион – 15 ноября 1832, Париж) – французский экономист, представитель классической школы политэкономии.
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Экономический рост и развитие. Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего продукта (ВВП) как в абсолютных.
Транксрипт:

П.Г. Щедровицкий заместитель директора института философии, член правления Центра стратегических разработок «Северо-Запад», советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» Лекция 1. Человеческий капитал в контексте увеличения глубины разделения труда г. Красноярск 12 декабря 2013 г. Цикл лекций «Человеческие ресурсы и человеческий капитал в контексте углубления разделения труда: диалектика влияния»

Мировой банк, Доклад 2009 г.: «…В ближайшие несколько десятилетий средний американец будет зарабатывать в 100 раз больше среднего замбийца, а продолжительность жизни первого будет на 30 лет больше. Если ситуация не изменится коренным образом, то ребенок, родившийся в замбийской деревне вдалеке от столицы страны Лусаки, проживет в 2 с лишним раза меньше ребенка, родившегося в Нью-Йорке, и за свою недолгую жизнь будет зарабатывать всего лишь 1 цент на каждые 2 доллара, заработанные его сверстником- ньюйоркцем. Житель Нью-Йорка получит в течение жизни доход в размере около 4,5 млн долл. США, а житель замбийской деревни – менее долл. США. Боливиец с 9-ю классами образования зарабатывает в среднем 460 долл. США в месяц (по ППС в ценах США). В США тот же самый человек заработал бы почти в 3 раза больше. Нигериец с 9-ю классами образования заработал бы в США в 8 раз больше, чем в Нигерии. Эта «географическая надбавка» весьма велика во всех развивающихся странах» 1. 1 Всемирный банк «Доклад о мировом развитии. Новый взгляд на экономическую географию», Почему возникают диспропорции в оплате труда и качестве жизни? 2

1 1 Эрик Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. Почему человек производит разный уровень дохода, будучи включенным в различные системы кооперации? 3 Эрик Райнерт, норвежский экономист, задал вопрос: «Носильщики в аэропорту, водители автобусов, персонал в гостинице, продавцы в магазинах работали ничуть не менее эффективно, чем их коллеги в Норвегии. Почему же люди здесь так бедны?.. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. способен изготовить 4 мяча за час. Мячи продаются в США по цене 15 долл. После обострения политической ситуации на Гаити одной из причин, по которой президент Жан-Бертран Аристид был свергнут, была его попытка поднять минимальный уровень заработной платы с 33 до 50 центов в час большая часть производства была перенесена в Гондурас и Коста-Рику. В этих странах зарплата выше, чем на Гаити. На Коста-Рике он составляет чуть более одного доллара в час... Зачем надрываться за 50 центов в час на Гаити, если твой брат во Флориде зарабатывает как минимум 6,4 долл. в час и регулярно высылает деньги домой?» Почему это происходит? Почему, как недавно подсчитал Всемирный банк, водитель автобуса во Франкфурте получает реальную зарплату в 16 раз большую, чем не менее профессиональный водитель автобуса в Нигерии?.. Лучшие в мире изготовители мячей для бейсбола, национального американского вида спорта, живут на Гаити, в Гондурасе и Коста-Рике. Мячи для бейсбола шьют вручную, так как механизировать их производство невозможно. Зарплата у рабочих крошечная: на Гаити она равна 30 центам в час. Чтобы изготовить один мяч, надо сделать 108 стежков; каждый работник

4 I. Увеличение глубины разделения труда – источник повышения его производительности и экономического роста

Хроника развития представлений о разделении труда Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» описывает пример Э.Л. Карла. Целый ряд мыслителей-экономистов использовал и развивал представления о РТ: Фейт Людвиг фон Зекендорф в «Der Teutsche Fiirstenstaat» («Германское княжество») уже понимал, «как важно иметь в городе представителей разных профессий», и что для того, «чтобы государство функционировало, необходимо изменить его экономическую базу, набор присущих ему профессий и отраслей и их географическое расположение». © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. А. Серра XVII в. (точные годы жизни не установлены) 1 Э. Райнерт. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. Стр.104, Антонио Серра в «Breve trattato» («Краткий трактат», полемика с Марком Антонио де Сантисом) вводит представление о РТ. сформулировал рецепт богатства страны так: богатство состоит из растущей отдачи и максимального разделения труда, т. е. из увеличения количества профессий и видов деятельности. Англия – хрестоматийный пример бедной страны, сумевшей стать богатой… для экономии на масштабе, с ее разделением труда и многочисленными новыми ремеслами, большое население стало важным условием экономического роста» 1

Хроника развития представлений о разделении труда 6 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co Чарльз Бэббидж в «Экономике производства и машин» рассматривает тему РТ, с одной стороны, технически, когда предлагает и обосновывает модель аутсорсинга («на разных фирмах существуют какие-то одинаковые операции и, если количество этих фирм достаточно, то операция может выделиться - на аутсорсинг может быть выделено только то, для чего существует спрос»). С другой стороны, он «усовершенствовал смитовский принцип РТ, внеся в него значение разделения навыков, или разделения умственного и физического труда» Ч. Бэббидж, «Первый министр финансов США Александр Гамильтон в 1791 г. подал правительству Отчет об обрабатывающей промышленности Соединенных Штатов, в котором предложил инструментарий, подобный к тому, что использовал Генрих VII. Гамильтон поставил перед Америкой те же цели: усилить разделение труда и увеличить сектор обрабатывающей промышленности» 1. Александр Гамильтон е - Фридрих Лист в «Национальной системе политической экономии» описывает значение РТ для развития экономики Германии и любой страны. Ф. Лист,

7 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co Сергей Юльевич Витте в лекциях для великого князя рассматривает значение РТ для экономического развития страны: «Еще в большей степени, нежели простое сотрудничество, увеличивает производительность труда разделение его, или сложное сотрудничество, при котором взаимная помощь оказывается посредством разделения или специализации труда между многими лицами или группами их, находящимися между собой в известной связи» 1 С.Ю. Витте, А. Маршалл, С.Ю. Витте. Лекции для Великого князя. Гл Альфред Маршал в «Экономике промышленности» (1889), «Принципах экономической науки» (1890), «Промышленности и торговле» (1919 ) «…вводит тезис о локализации экономической деятельности: «...промышленники собирались в густонаселенных районах (districts). В этих районах происходило дальнейшее РТ или специализация; отдельные отрасли (trades) стремились в особые места (localities)». Маршалл рассматривал фирмы, принадлежащие одному промышленному сектору. Он считал, что близость фирм одной и той же отрасли увеличивает инновационные возможности целой индустрии». Хроника развития представлений о разделении труда

Естественное и технологическое разделение труда Адам Смит, 1776 г.: Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по- видимому, следствием разделения труда 1. Добыча каменного угля, Донецкая обл., Украина Естественное разделение труда обусловлено различием условий и средств деятельности, всегда использует преимущества человека, предприятия, города, территории или страны и определяется: климатическими условиями распределением природных ресурсов геоэкономическим положением территории Производство булавок, XVIII в. 1 Тянет проволоку Выпрямляет проволоку Обрезает проволокуЗаостряет конец Обтачивает конец для насаживания головки 2-3 операции - изготовления головки Насадка головкиПолировка булавки … Упаковка булавок Виноградник, р-н Божоле, Франция Булавок в день 18 операций рабочих 1 – 20 более Технологическое разделение труда является результатом специально организованного мышления по операционализации и усложнению деятельности того или иного типа, увеличивает ее производительность, снижает себестоимость единицы продукта и повышает уровень зарплаты. Оно определяется: развитием инструментов достигнутым ранее уровнем специализации деятельности и человека © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 8 1 А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов

С к. XVI в. начал восхождение к расцвету Заандам. «С 1600 в условиях быстрого расширение производства структура голландского судостроения несколько раз значительно менялась» 3. «Централизованное строи- тельство и РТ привлекает всех этих рабочих и дополнитель- ных мастеров, способствует дальнейшему сокращению расходов и ускорению строительства и ремонта» 2. «В 1600 г. в Заандаме строились военные суда по заказам из Франции, Англии, Швеции и Дании» 1. Пример создания Нидерландами технологической СРТ при сооружении судов в нач. XVII в. Плотник Конструктор мачт Кузнец Производитель блоков (платформ на мачтах) Производитель тросов Скульптор Кузнец (якоря и гвозди) Верфь в р-не Заана, 1650 г. В р-не Заана в 1608 г. насчитывалось 13 верфей, а в уже порядка 60. «Город стал торговым портом, и со временем в нем возникли сотни предприятий смежных производств: лесопильного, маслобойного, канатного, сухарного и др., где работало до 15 тыс. наемных рабочих. Такая концентрация производства не имела себе равной в Европе и была высшим достижением в мануфактурном производстве» 1. За 1 т водоизмещения «к концу XVII в. голландский корабль стоил от 1/3 до 1/2 стоимости английского» 3. «В XVII в. в Амстердаме, Роттердаме, Заандаме ежегодно строилось до 1 тыс. средних и крупных судов, ½ которых шла на экспорт. Английский флот на ¼ был построен на голландских верфях» 1. Стекольщик Производитель фонарей Котельщик Производитель флагов Производитель компасов Производитель парусов Бурильщики Конопатчик Год1560 Количество верфей много мелких Кол-во человек н/д Кораблей в год Средний тоннаж судна Общий тоннаж торг. флота, метр. тонн 232 тыс. Год1636 Количество верфей 150 крупных Кол-во человек 10 тыс. Кораблей в год Средний тоннаж судна Общий тоннаж торг. флота, метр. тонн 420 тыс. Реализация конструкции Использование труда, материалов Технические вопросы Владелец / мастер 2-3 бригадира >100 бывших подмастерьев Заключение контракта Разработка конструкции Поставки сырья Ср. доход гульденов Исполнение указаний бригадиров Учет инструментов Ср. доход 350 гульденов 3 Специализации: СРТ на судоверфи: + экспорт флейтов в Англию, Францию, Швецию и Данию 1 История Европы. От средневековья к новому времени С Technology and industrial organization: Dutch shipbuilding to Byron Heath. Discovering the Great South Land © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 9

– себестоимость х/б тканей снизилась в 2,73 раза, – 10,7 раз. «К 1803 – вывоз пряжи и х/б тканей по стоимости превысил вывоз шерстяных тканей, на экспорт шло уже до ½ всей продукции» 3. Пример создания Англией технологической СРТ в производстве х/б тканей в XVIII в – Производство текстиля в Англии в упадке. …одна из причин безработицы в текстильной промышленности… – слишком большая доля одежды англичан изготовлена из экспортированных из Индии тканей. А. Мортон: «Прекрасные х/б ткани ввозились из Индии и были очень популярны…» 2 СРТ в отрасли – система раздачи сырья предпринимателем на дом ремесленнику. 1 Текстильная промышленность: XVI в. ( 2 Тарасов А. Г-н Фергюсон, пламенный фальcификатор // «Скепсис», ( 3 Осн. этапы развития капитализма свободной конкуренции ( История мировой экономики / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Рост производительности труда в х/б ткачестве, 1771=100% 1780-е-1820-е - прядение перешло из дома ремесленника на фабрику Протекционизм: 1700 – постановлением Парламента запрещен ввоз индийских х/б тканей. Смена материала: дорогое сукно вытесняется дешевой х/б тканью. Доля х/б в экспорте Великобритании % % % % % % % «…количество прядильных фабрик в Англии возросло в 10 раз и достигло 200., в Манчестере, имевшем 2 хлопкопрядильные фабрики в 1782 г., их число в 1802 г. дошло до 52» 3. Реконструкция производительности обработки 110 фунт. пряжи Инструментчасов Индийское ручное ткачество Мюль-машина Кромптона (1780) веретенная машина (1790)1 000 Машины на паровой тяге (1795)300 Автомат-машина Робертса (1825)135 Наиболее эффект. машины (1990)40 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Пример создания Фордом технологической СРТ при внедрении конвейера Форд-Т стоил $ Даже фабричный рабочий получил возможность его купить Стандартизация комплектующих и выпуск 1-й модели. Конвейер. Рабочие делают 1 операцию из нескольких или 1-го трудовых движений, не требующих особой квалификации. Широкая реклама. 1-я сеть дилеров (продают + ремонтируют) в гг. 1 => снижение себестоимости Детали производятся для каждого автомобиля отдельно. Долгая ручная сборка. Предприятие, имеющее более развитые инструменты и СРТ (или включенное в более развитую СРТ) богатеет 11 Каждые 10 сек с конвейера сходил готовый автомобиль Автомобиль – роскошь, очень дорог: большинство – $ , класса люкс – до $2500. Даже средний класс не мог себе его позволить – средний работник получал $100 в мес. Рост производительности труда С 1913 г. (внедрение конвейера) 13 лет Форд производил больше автомобилей, чем все его конкуренты вместе взятые. Продано Форд Т: 1-й год – более к 1914 г ~ к 1927 г. (снят с произв.) – Создан новый институт – средний класс, источник спроса на Форд-Т: зарплата рабочих доведена до небывалых для США 1914 г. $5 за 8 час. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Пример создания корпорацией Boeing технологической СРТ на базе конвейера и создания композитных модулей Создание СРТ по производству композитов (в Boeing-787 их 50% по весу), в которой работает более 300 тыс. чел., позволило корпорации Boeing перейти от стапельной к конвейерной сборке самолетов на з-де в Сиэтле, на котором работает около 300 чел., со значительным ростом производительности сборки Boeing-787: сборка 14 дней, в цеху до 25 самолетов, значительная доля отходов при обработке металлических поверхностей Boeing-787: сборка – 3 дня. Boeing-737: 48 в месяц. Складские запасы ниже в 2 раза, практически отсутствуют отходы => ниже стоимость сборки и самолета Boeing-747: композитное крыло стало в 2 раза тоньше, сам стал длиннее на 6 м (+2 блока по 3 м = +180 кресел) => ниже стоимость перевозки и обслуживания на 1 человека Источник: 2011 The Boeing Company 12 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Намотка будущих модулей из углеволокна в Японии, Италии и США Сегодня производительность труда характеризует не отдельное предприятие (например, з-д в Сиэтле по конвейерной сборке самолётов, на котором работает 300 чел.), а СРТ в целом (к примеру, СРТ, выстроенную Боинг для создания и логистики композитных модулей, в которой работает около 150 тыс. чел.). Источник: 2011 The Boeing Company Автоклавы – обжиг намотанных частей корпуса Сборка модулей в Японии, Италии и США Завод в Сиэтле – сборка самолетов из модулей на конвейере: Boeing-737 – до 38 в месяц. Складские запасы ниже в 2 раза, практически отсутствуют отходы => ниже стоимость сборки и самолета Boeing-747: композитное крыло стало в 2 раза тоньше, сам стал длиннее на 6 м (+2 блока по 3 м = +180 кресел) => ниже стоимость перевозки и обслуживания на 1 человека Перевозка готовых модулей в Сиэтл на Dreamlifter Центр интеграции производства и продукта Понятие производительности труда сегодня характеризует не отдельное предприятие, а СРТ в целом 13 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

На мировом рынке сегодня конкурируют системы разделения труда Например, концерну Аэробас для создания А380 в конкуренции с СРТ, выстроенной Боингом для создания Боинг-787, только для производства наиболее крупных частей планера понадобились предприятия, расположенные в 10 городах Франции, Германии, Испании и Великобритании. Реализация проекта увеличения глубины РТ приводит: не только к росту экономических показателей самой созданной СРТ и на территории, где она расположена (экономическому росту), но и к экономическому спаду в конкурирующих СРТ с более низким уровнем РТ и на территориях, где они локализованы © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Динамика объемов производства а/м в США в 1-й трети ХХ в. свидетельствует, что в этот период эффективно воспроизвести конвейерную СРТ Форда ни удается никому. Далее других продвинулись в этом направлении Шевроле и Плимут. 15 Лидера, увеличившего степень разделения труда, трудно догнать © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Пример перехода от ремесленного к мануфактурному производству кораблей на стапелях в Заандаме в Северных Нидерландах в начале XVII в. Пример перехода в Англии от ремесленного ручного прядения к прядильным фабрикам в XVIII в. Пример перехода от ручной к конвейерной сборке автомобилей и их частей Г. Фордом с 1913 г. Пример перехода корпорацией Боинг к конвейерной сборке композитных модулей, произведённых в Японии, Италии и США, на заводе в Сиэтле в 2010 г. Более производительные СРТ вытесняют менее производительные Ситуация 1 с проблемами в СРТ, в т.ч. проблемой повышения конкурентоспособнос- ти с другими СРТ Проект увеличения глубины РТ на базе новых инструментов Ситуация 2: в конкретной СРТ реализован проект увеличения глубины РТ, она получает преимущества перед другими 16 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. ПрошлоеБудущее Настоящее Эволюция СРТ лежит не только в основе экономического роста, но и экономического спада.

17 II. Горизонтальное и вертикальное РТ. Понятия глубины РТ и инновации

прошлое * настоящее Выплавка металла Про-во древесины Выделка кожи Ручное про-во частей а/м Ручная сборка а/м Добыча руды Лесоза- готовки Ското- водство гг. «…мне пришла в голову идея построить легкую паровую тележку, которая могла бы заменить конную тягу главным образом в качестве трактора при чрезвычайно тяжелой пахотной работе. В то же время мне пришла мысль, …что совершенно тот же принцип мог быть применен и к экипажам и к другим средствам передвижения» г. Форд поставил проблему создания повозки без лошади для увеличения мобильности рабочих и предпринимателей г. Сборка а/м Форд осуществляется на небольшой фабрике. Форд: «Я покупал двигатели и добрых 90% различных частей». Перед Фордом стояла проблема улучшения качества и логистики, снижения стоимости частей а/м, технологические цепочки производства которых контролируются другими предприятиями. Эти показатели не устраивали его с точки зрения достижения стратегической цели создания а/м для среднего класса гг. «…мне пришла в голову идея построить легкую паровую тележку, которая могла бы заменить конную тягу главным образом в качестве трактора при чрезвычайно тяжелой пахотной работе. В то же время мне пришла мысль, …что совершенно тот же принцип мог быть применен и к экипажам и к другим средствам передвижения» г. Форд поставил проблему создания повозки без лошади для увеличения мобильности рабочих и предпринимателей г. Сборка а/м Форд осуществляется на небольшой фабрике. Форд: «Я покупал двигатели и добрых 90% различных частей». Перед Фордом стояла проблема улучшения качества и логистики, снижения стоимости частей а/м, технологические цепочки производства которых контролируются другими предприятиями. Эти показатели не устраивали его с точки зрения достижения стратегической цели создания а/м для среднего класса. 18 При постановке стратегических целей люди сталкиваются с тем, что для их достижения не достаточно существующей СРТ – развернутых «горизонтальных» технологических цепочек, имеющихся в них инструментов, знаний и т.д. будущее Проблемы, с которыми столкнулся Г. Форд, которые нельзя было решить за счет существовавших горизонтальных технологических цепочек © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 1 Г.Форд. Моя жизнь, мои достижения. Глава 1.

настоящее Выплавка металла Про-во древесины Выделка кожи Ручное про-во частей а/м Ручная сборка а/м Добыча руды Лесоза- готовки Ското- водство Проект работ по созданию а/м Формирование дилерской / обслуживающей сети Разработка проекта дилерской обслуживающей сети и требований к ней Создание конвейеров Закрепление рабочих за операциями Нормировка процесса производства Функциональный анализ а/м Разработка треб. к частям и матер. Исследование французской стали Разработка треб. к производству Опытное литье в при темп С Испытания Проект работ по созданию новых материалов Испытания Проектирование частей Пр-во опытных экземпляров Проект изменения организации работ Описание процесса производства и разбиение его на операции Планирование логистики Конвейерная сборка частей а/м Конвейерная сборка а/м Доставка а/м дилерам прошлое Реконструкция проекта вертикального разделения труда для создания а/м для среднего класса 19 Разработка проекта ванадиевой стали Проект ванадиевой стали Изучение технологии двигателя и самого двигателя Разработка ключевых требований Черчение (конструи- рование) двигателя и трансп. средства (Разработка треб.) и поиск материалов и инструментов Проект работ по созданию двигателя Разработка проекта Проект а/м как состоящего из частей Разработка проекта конвейера Проект конвейера Проект дилерской сети будущее Строительство Испытания Для достижения цели массового производства качественного и доступного по цене для среднего класса а/м Форд разработал оргпроекты работ по созданию новых материалов, двигателя, а/м (состоящего из стандартных частей) и изменения старых технологических цепочек производства, продажи, обслуживания и логистики. Проект двигателя Проекты частей Оргпроекты «вертикальных» технологических цепочек, реализация которых должна была перестроить «горизонтальные» технологические цепочки и обеспечить разрешение проблемы создания а/м для среднего класса

Выплавка ванадиевой стали настоящее будущее Выплавка металла Про-во древесин ы Выделка кожи Ручное про-во частей а/м Ручная сборка а/м Добыча руды Лесоза- готовки Ското- водство Выделка кожи Ското- водство Лесоза- готовки Про-во древесины Добыча руды прошлое 20 Испытания Хроника создания Г. Фордом системы вертикального и горизонтального РТ Каждая из созданных вертикальных технологических цепочек обеспечила Форду возможность заменить не устраивающий его элемент горизонтальной технологической цепочки или создать в ней новый элемент, который в старой СРТ отсутствовал. Реализация оргпроектов вертикальных технологических цепочек увеличила «глубину» РТ в системе в целом. Каждая из созданных вертикальных технологических цепочек обеспечила Форду возможность заменить не устраивающий его элемент горизонтальной технологической цепочки или создать в ней новый элемент, который в старой СРТ отсутствовал. Реализация оргпроектов вертикальных технологических цепочек увеличила «глубину» РТ в системе в целом Функциональн. анализ а/м Разработка треб. к частям и матер Испытания Пр-во опытн. экземпляров Опытное литье 1900 С 1908 Про-во частей а/м и двигател я Оптимизация логистики 1917 Проектирование частей Исследование французской стали Разработка треб. к производству Формирование дилерской / обслуживающей сети Продажи (дистрибьюторская сеть) и обслуживание Разработка требований к дилерской обслуживающей сети С 1903 Перевозка а/м речным и океанским транспортом Изучение разв. технологии газового двигателя и дв. Отто Черчение и строит-во опытного 4-хтакт. газов. двигателя Черчение и строит-во 2х-цил. газ. двигателя для велосипеда Анализ инф. о создании экипажа без лошадей Решение проблем искры и трансмиссии Конструирование и стр- во экипажа без лошади Испытания Отказ от уст-ки на велосипед 1890 Конвейерная сборка частей а/м Разбиение процесса производства на операции Создание конвейеров Закрепление рабочих за операциями Описание и нормировка процесса производства Конвейерная сборка а/м 1913 Пр оек т Проект работ по созданию а/м Формирование дилерской / обслуживающей сети Разработка проекта дилерской обслуживающей сети и требований к ней Создание конвейеров Закрепление рабочих за операциями Нормировка процесса производства Функциональный анализ а/м Разработка треб. к частям и матер. Исследование французской стали Разработка треб. к производству Опытное литье в при темп С Испытания Проект работ по созданию новых материалов Испытания Проектирование частей Пр-во опытных экземпляров Проект изменения организации работ Описание процесса производства и разбиение его на операции Планирование логистики Конвейерная сборка частей а/м Конвейерная сборка а/м Доставка а/м дилерам Разработка проекта ванадиевой стали Проект ванадиевой стали Изучение технологии двигателя и самого двигателя Разработка ключевых требований Черчение (конструирование) двигателя и трансп. средства (Разработка треб.) и поиск материалов и инструментов Проект работ по созданию двигателя Разработка проекта Проект а/м как состоящего из частей Разработка проекта конвейера Проект конвейера Проект дилерской сети Строительство Испытания Проек т Проект ы 1905 Разработка проекта ванадиевой стали Пр оек т 1910 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения» Различение горизонтального и вертикального разделения труда © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. «Форд ввел на заводе атмосферу постоянного творческого соревнования, когда каждый сотрудник мог и даже обязан был предложить собственную идею оптимизации производственного процесса. Рабочие, чьи идеи приживались, получали щедрое вознаграждение. Конвейерная сборка стала прямым следствием подобных рацпредложений» 1. Г. Форд: «…Хотя мы и имеем большой штат ученых механиков, они не строят автомобили – они здесь только для того, чтобы облегчать другим производство. Наши обученные рабочие и служащие – это люди, занятые опытами, машинисты и изготовители инструментов и образцов. …они слишком хороши, чтобы терять свое время на предметы, которые могут быть лучше сделаны при помощи изготовленных ими машин» 2. Различим: горизонтальное РТ – сформированные за счет работы по РТ горизонтальные технологические цепочки на предприятии или состоящие из ряда предприятий, а также «отпечаток» рабочих мест в этих цепочках на социум; вертикальное РТ – система РТ в мышлении, которая организует поведение людей и превращает его – воспользуемся термином Льюиса Мамфорда – в машины, выстроенные из людей = системы горизонтального РТ. Мышление Поведение Деятельность 21

22 Понятие глубины разделения труда Уровень специализации Уровень кооперации Уровень плотности управления Уровень кооперации. Если мы разбили эту деятельность на части, разложили ее по предприятиям-поставщикам, исполнителям отдельных видов работ, то после этого система управления еще должна собрать их в целое. Они должны иметь возможность вступить в коммуникативные и кооперативные связи, согласовать ТЗ, синхронизировать сроки, согласовать программные продукты, требования и технические характеристики продукта, контрольно-приемные этапы. Уровень «плотности» управления – уровень «плотности» рефлексивного охвата деятельности другими деятельностями, нацеленными на ее изменение (проектирование, инжиниринг, управление стоимостью, логистика, исследования и т.д.) и создающими для нее «организованности» разного типа, например, знания, проекты, инструменты, материалы, способы и т.д. Эти организованности, попадая в «управляемую» деятельность, изменяют течение ее процессов в соответствии с ценностями и целями деятельностей, осуществляющих управление. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Уровень специализации – уровень разбиения сложной деятельности на составные части, уровень операционализации каждой такой части, количество стандартов, норм, процедур, технических средств, обслуживающих каждый такой компонент.

Работа по увеличению глубины РТ Предприниматель для разрешения проблем в СРТ, которые он фиксирует по отношению к своим ценностям: формулирует требования к новым инструментам и материалам, необходимым для снятия этих проблем; разрабатывает оргпроекты вертикальных технологических цепочек, которые должны заменить неэффективные деятельности в горизонтальных технологических цепочках и способствовать разрешению проблем; организует эти технологические цепочки на базе новых инструментов и материалов и тем самым осуществляет инновации. Уточним представление об инновациях на основе примера Форда и представлений об увеличении глубины РТ: Сами по себе научные открытия и изобретения не являются инновациями. Научные открытия, изобретение новых инструментов (например, паровой машины, ДВС, конвейера и т.д.) и материалов, формирование из них «пакетов» (например, технологической платформы а/м и дорог с твердым покрытием) стимулирует, а их отсутствие – ограничивает увеличение глубины РТ. 23 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Представление об инновации Научные открытия, изобретения, создание новых инструментов и технологий Инновациями становятся только те научные открытия и изобретения, которые меняют систему разделения труда.

24 III. Инновации осваиваются в СРТ «пакетами» или «технологическими платформами»

В основе цикличности экономического роста лежат технологии 1 Bert de Groot. Essays on economic cycles Википедия. 3 Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. «Английский инженер Гайд Кларк ( ) работал на британских ж/д. Он был убежден, что обнаружил длинный цикл колебаний данных. В своей работе 1847 г. «Physical economy a preliminary inquiry into the physical laws governing the periods of famines and panics» 2 он исследовал периоды голода, хороших и плохих урожаев на основе изменения цен и пришел к выводу, что между кризисами проистекает цикл 54 года (который как раз приходился на 1793 и 1847 гг.)» 1. Якоб ван Гельдерен и Саломон де Вольф в 1910-е годы предположили, что причиной волнообразности экономического развития является технический прогресс 3. Н.Д. Кондратьев «Эту мысль почти одновременно продуктивно развивал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев, на большом эмпирическом материале показав, что смена пакета технологий вызывает цикл экономического развития длинной в лет» © В. Алейник, П. Щедровицкий и Co.

Реконструкция технологического содержания «длинных волн» Н.Д. Кондратьева 1 1-я длинная волна ( гг.)2-я длинная волна ( гг.)3-я длинная волна ( гг.) 1735 г. - технология использования кокса в металлургии 1745 электрический конденсатор г. - универсальная паровая машина Уатта 1767 Прядильная машина Дж. Харгривз 1769 Кольцепрядильная машина 1775 Подводная лодка, Д. Бушнелл 1775 Трамвай на конной тяге 1776 Секундомер, Швейцария 1777 Циркулярная пила 1783 Воздушный шар 1784 Бифокальная линза: Б.Франклин 1785 Механический ткацкий станок 1791 Пароход: Джон Фитч 1794 Металлообрабатывающий станок 1795 Консервирование 1798 Вакцинация: Э. Дженнер 1798 Литография: И.Зенефельдер 1799 Сеялка: Э. Спунер … усовершенствование паровоза и строительство ж/д изобретение турбины портландский цемент чилийская селитра первый автомобиль открытие индукции (Фарадей), электромагнитный телеграф телеграф Морзе первый колесный пароход открытие гальванопластики (Якоби) паровой насос, паровой молот изобретение ротационного пресса бурение с постоянным током воды высокого давления швейная машина устройство кабеля Бессемеровская сталь … 1870 – динамо-машина постоянного тока вакуум-насос Шпренгеля сверлильный станок газовый мотор электропередача с постоянным током электрический телефон Томасов метод производства стали электрический локомотив Сименса электрическая ж/д электросварка и ковка электрический трамвай трансформаторы, 1-я электростанция пост. тока в Нью-Йорке бензиновые двигатели 1886 – ГЭС и сети переменного тока Вестингауза электропередача переменного тока … Открытия, новые технологии и инструменты накапливаются в течение многих лет, а реализуются «пакетами» или технологическими платформами: 26 Реконструкция технологического содержания «больших циклов» Н.Д. Кондратьева 1 Реконструировано по данным: Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л. И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. © В. Алейник, П. Щедровицкий и Co.

Сегодня существует ряд периодизаций экономических циклов: Периодизации экономических циклов Периодизация длинноволновых циклов в экономических исследованиях 27 АвторыПервыйВторойТретий Четвертый ПятыйШестой Н. Кондратьев Й. Шумпетер …? К. Перес …? С. Глазьев Авторы Аграрное общество ПерваяВторая Третья Четвертая Э. Тоффлер ~ 8000 лет д.н.э. – сер. 18 в.– нач. 21 в. – …? Рабочая группа проекта Industrie 4.0, ФРГ - кон. 18 в. – нач. 20 в. нач. 20 в. – 1970-е 1970-е – 2010-е 2010-е –…? Д. Рифкин- кон. 18 в. – нач. 20 в. нач. 20 в. – 1970-е 1970-е –…? Периодизация промышленных революций Но все авторы согласны с тем, что важнейшую роль в смене этапов цикла играет создание пакета новых технологий. © В. Алейник, П. Щедровицкий и Co.

«…не только совершенно четко прослеживается наличие в наших статистических рядах всех трех «волн», но и очевидной становится их связь с предпринимательской деятельностью, предпринимательской прибылью, нарушением равновесия, вызываемым, вне всякого сомнения, появлением новых отраслей промышленности, а также процессом де-классирования и реакции, образующим отходящие от нее «волны-ответвления»… Й. Шумпетер связывал появление технологических инноваций и «больших волн» экономических циклов с предпринимательской деятельностью 28 © В. Алейник, П. Щедровицкий и Co. 1 Й. Шумпетер. Теория экономического развития …мы твердо придерживаемся того мнения, что то или иное лицо в принципе является предпринимателем, только если оно «осуществляет новую комбинацию» оно перестает быть таковым, когда учрежденное им «дело» начнет дальше функционировать в рамках кругооборота, и что поэтому предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается так же редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем... Функция изобретателя и вообще технического специалиста не совпадает с функцией предпринимателя. Предприниматель может быть одновременно изобретателем, и наоборот, но в принципе это всего-навсего случайность» 1. …известное определение, восходящее к Ж.-Б. Сэю: функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать, факторы производства. Хотя эту функцию приходится «в установленном порядке» ежегодно осуществлять и в рамках кругооборота, но чем-то особым, отличным от обычной административной деятельности ее выполнение бывает лишь в первый раз при внедрении новшества, при ведении дела (Unternehmung) в нашем понимании. Тогда это определение совпадает с нашим.

29 IV. Факторы, стимулирующие / ограничивающие увеличение разделения труда

Увеличение глубины РТ Достаточное количество населения, в т.ч. квалифи- цированного Масштаб рынка Создание новых инструментов и их пакетов Работа по увеличению глубины разделения труда ограничивается / стимулируется рядом факторов Углубление РТ должно быть синхронизировано с процессами обеспечения этих факторов. Рассмотрим подробнее эти факторы, фокусируясь на факторе «пакетов» технологий. созданием новых инструментов (технологий) и их «пакетов» (технологических платформ) Формы пространственной фиксации деятельности на территории наличием достаточного количества населения, в т.ч. квалифицированного Разработка новых более эффективных инструментов и сборка их в «пакет» (технологическую платформу) позволяет создать вокруг них новую технологическую СРТ с большей глубиной разделения труда Увеличение степени операционализации деятельности требует большего количества человек, в т.ч. квалифицированных, которые эти операции будут выполнять. Для этого необходимы человеческая база и институты превращения ее в «человеческий капитал», который не является прямой функцией от количества населения Например, кластер («сгусток» деятельности) обеспечивает условия для плотности коммуникации и управления, заранее незапланированный обмен инструментами, технологиями и людьми, копирование новых специализаций и видов деятельности, установления новых связей кооперации и углубления РТ. формами пространственной организации деятельности на территории 30 достаточностью масштаба рынка Возрастающий за счет роста производительности труда и числа работников объём продукции необходимо продать, иначе достичь экономической эффективности невозможно © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

I. Создание новых инструментов и технологий Перевозка а/м речным и океанским транспортом Пароходы для перевозки а/м Выплавка стали Выделка кожи Ското- водство Лесоза- готовки Про-во древесины Добыча руды Испытания 1910 Функциональн. анализ а/м Разработка треб. к частям и матер Испытания Пр-во опытн. экземпляров Опытное литье 1900 С 1908 Про-во компонентов частей а/м и двигателя Оптимизация логистики 1917 Проектирование частей Исследование французской стали Разработка треб. к производству Формирование дилерской / обслуживающей сети Продажи (дистрибьюторская сеть) и обслуживание Разработка требований к дилерской обслуживающей сети С 1903 Изучение разв. технологии газового двигателя и дв. Отто Черчение и строит-во опытного 4-хтакт. газов. двигателя Черчение и строит-во 2х- цилиндрового опытного газового двигателя для велосипеда Анализ инф. о создании экипажа без лошадей Решение проблем искры и трансмиссии Конструирование и стр- во экипажа без лошади Испытания Отказ от уст-ки на велосипед 1890 Конвейерная сборка частей а/м Разбиение процесса производства на операции Создание конвейеров Закрепление рабочих за операциями Описание и нормировка процесса производства Конвейерная сборка а/м Разработка проекта ванадиевой стали Разработка проектов пароходов Ванадиевая сталь Газовый двигатель Др. части а/м Автомобиль Конвейер Создание «пакета» инструментов и технологий – фактор, стимулирующий / ограничивающий увеличение глубины РТ II. Сборка технологи- ческой платформы Форда Т III. Системные требования к элементам а/м и инструментам Копирование ванадиевой стали Конвейер Крупнейшие корабли, созданные для прохождения мостов Нью-Йоркского канала Пароход (Англия) Газовый двигатель, Н.Отто (Германия) А/м с бенз. двигателем, Бенц (Германия) Трансмиссия, Панар и Левассор (Франция) Ванадиевая сталь, Франция Массовое производство, Г. Форд (США) IV. 31

Город (страна) Онтарио (Канада) 1908 Бирмингем (Англия) 1914 Буэнос Айрес (Аргентина) 1919 Копенгаген (Дания), Кадис (Испания) 1922 Антверпен (Бельгия), Йокогама (Япония) 1923 Триест (Италия) 1924 Стокгольм (Швеция), Амстердам (Нидерланды) 1925 Париж (Франция), Джелонг (Австралия) 1926 Берлин (Герм), Хельсинки (Финляндия), Каир (Египет) 1928 Анкара (Турция) 1931 Бухарест (Румыния) 1932 Азамбужа (Португалия), Афины (Греция) 1938 Будапешт (Венгрия) 1 Поэтому рост масштаба рынка стимулирует увеличение глубины РТ, а невозможность нарастить объем рынка – сдерживает. В 1920-х гг. Форд владел 75% рынка, охватывая 36 стран на 3 континентах. 32 Увеличение масштаба рынка – фактор, стимулирующий / ограничивающий увеличение глубины РТ * фабрика занята военными заказами 1 Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения». 2 Ford Motor Company: «Форд в Европе: первая сотня лет» Динамика продаж и цен Форда-Т 1 ПроданоЦена, $ * Экспансия сборочных з-в Форда в гг. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Рост производительности и численности задействованного персонала за счет увеличения глубины РТ приводят к увеличению объемов производства. Дополнительно произведенный товар нужно, иначе увеличение степени РТ окажется экономически неэффективно.

Это решило проблемы с ценой и качеством деталей автомобиля, их логистикой, но чрезвычайно осложнило логистику рабочих и их жизнедеятельность: Г. Форд: «Промышленность… никоим образом не должна концентрироваться в одном единственном фабричном здании, а должна принимать в расчет связанные с производством расходы по перевозке и затруднения из за дальности расстояния должны составлять законный максимум, потребный для одной фабрики. Этим самым разрешилась бы трудная задача – доставлять рабочих на место работы и обратно. Не было бы перенаселенных рабочих жилищ и всевозможных неестественных обиталищ, которые являются ныне неизбежным следствием колоссального производства, требующего поселения вблизи него огромного количества рабочих» – открыт 1-й завод Форда в Детройте на Пикет стрит – запущен «самый современный завод в автомобильной промышленности» – «Хайленд парк» – открыта «Фабрика в Дирборне (к 1928 г. стала крупнейшим производственным комплексом в мире») – в Нортвилле близ Детройта построена «маленькая фабрика вентиляторов» «довольно большая фабрика строится сейчас во Флэт Роке, приблизительно в 15 английских милях от Детройта» – открытие завода в Руж Ривер. Создание инфраструктурного пакета и форм пространственной организации СРТ на территории – фактор, стимулирующий / ограничивающий увеличение глубины РТ 33 В 1908 г. СРТ на базе технологического пакета а/м была реализована на единственной фабрике Г.Форда в г. Детройте на Пикет стрит: Г. Форд: «Мы установили на площади в 1 кв. фут больше машин, чем какая-либо фабрика на свете» 1 52 км 39 км 12 км 16 км 29 км Хайленд парк Руж Ривер 1 Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения» © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Год Кол-во работник. Площадь, акров Кол-во а/м в год Кол-во а/м в год на 1 чел , , , , , ,4 1922

Достаточное количество персонала, в т.ч. квалифицированного – фактор, стимулирующий / ограничивающий увеличение глубины РТ 34 © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. 1 Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения» Г. Форд: «Главная трудность, несмотря на большое предложение, состоит не в том, чтобы найти заслуживающих повышения, а желающих получить его» 1. Г. Форд: «Наше бюро служащих никому поэтому не отказывает на основании его прежнего образа жизни – выходит ли он из Гарварда или из Синг Синга, нам все равно; мы даже не спрашиваем об этом» 1. Г. Форд: «… сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, и… его движений до мин. предела. По возможности ему приходится выполнять одно и то же дело, одним и тем же движением» 1. Горизонтальное РТ Вертикальное РТ В результате снижения требований к квалификации персонала для занятия мест на конвейерах в горизонтальном РТ ключевым для обеспечения достаточности персонала стало: наличие на территории инфраструктур, обеспечивающих быстрое и недорогое перемещение трудового ресурса к местам, где выполняется работа по увеличению глубины РТ; мобильность персонала в стране. Г. Форд: «…мы никогда не приглашаем компетентных лиц. Каждый должен начинать с нижней ступени рабочей лестницы – старый опыт у нас ни во что не ставится» 1. Уникальный объект деятельности – увеличение глубины РТ на различных автомобильных конвейерах, которых более не было в мире, привел к тому, что на предприятиях Г. Форда персонал для занятия мест в вертикальном РТ пришлось готовить самостоятельно.

1 Генри Форд «Сегодня и завтра». 2 Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения». 3 Peterson J.S. American Automobile Workers, Увеличение глубины РТ в одной индустрии требует и дает импульс увеличению количества персонала в целом ряде обслуживающих и сопутствующих индустрий В 1920-х гг. корпорация Форда владеет 88 заводами: ~ 60 – на территории США (24 заняты производством, 36 сборкой) ~ 20 – за границей производство аэропланов угольные шахты производство кокса и побочных продуктов свинцовые шахты железные шахты стальные заводы литейные заводы машиностроение производство а/м и тракторов стекольное производство производство иск. кожи озерный транспорт льняные плантации Увеличение глубины РТ в производстве а/м потребовало выстроить СРТ между предприятиями, которая будет поставлять на сборочные заводы материалы, части а/м и собирать их. Часть этой СРТ Г. Форду пришлось создать внутри своей корпорации: Для создания этого фрагмента СРТ по производству а/м Г. Форду пришлось нанять на работу более человек (в 1929 г чел. работало только в автомобилестроит. кластере в р-не Детройта) производство фордита просветительские учреждения океанский транспорт производство тканей производство электрических батарей производство генераторов производство бумаги производство частей а/м производство иогансеновских предохранителей производство электроустановок производство водяных фильтров мельницы кино госпитали с/х и скотоводческие фермы производство радио типографии производство фотоприборов кузницы производство паровых турбин производство электролокомотивов лесные разработки лесопильные заводы известковые заводы заводы по хим. обработке дерева производство приспособлений для гидроэлектр. установок овощные магазины магазины обуви и одежды мясные лавки железные дороги выработка медной проволоки производство цемента и имеет: © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

36 Увеличение глубины РТ в автомобилестроении оказало целый ряд последствий на персонал в США Увеличение глубины РТ в автомобилестроении оказало целый ряд последствий на персонал других индустрий, социальное разделение труда, мобильность населения и формирование мегаполисов, формирование среднего класса в США: Рост объемов грузовых и пассажирских перевозок Снятие кадровых проблем производств при конвейеризации Глобализация рынка и производства а/м – культурный образец для др. индустрий Формирование мегаполисов, мобильность в которых основана на а/м транспорте Борьба с коммунизмом: формирование среднего класса Социокультурная ассимиляция иммигрантов и с/х населения Оцифровка, нормировка и оптимизация производства а/м – образец для др. индустрий Создание дилерских и обслуживающих сетей Операционализаци я и машинизация др. производств Рост мобильности населения и связности территории Внедрение сборочного конвейера и развитие СРТ при производстве а/м Обслуживание покупателей на протяжение жизненного цикла а/м Вовлечение рабочих в управление: организация кружков качества © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

37 V. Понятие человеческого капитала

1676 г., «Политическая арифметика»: Петти рассчитал сравнительную стоимость разных профессий: «Моряк в действительности равен 3-м крестьянам». Он утверждал, что богатство общества зависит от типа занятий людей и их способностей к труду. Например, взрослого Петти оценивал в два раза дороже, чем ребенка. В дальнейшем мыслителями «в основном использовались 2 метода стоимостных оценок человеческих существ: стоимость производства и процедура капитализации заработка: Первая процедура заключается в оценивании реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования (net of maintenance) на производство человека; вторая – заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода)» Понятие человеческого капитала в экономике. Уильям Петти 1 У.Петти. Экономические и статистические работы. М., Первая попытка систематического анализа способностей человека к труду как фактора экономического развития была сделана У. Петти. У. Петти: «Весь род людской имеет такую же стоимость как и земля, будучи по своей природе столь же непреходящим… Ценность основной массы людей, как и земли, равна 20-кратному годовому доходу, который они приносят» 1. «Вильям Петти оценивал величину запаса человеческого капитала капитализацией заработка как пожизненной ренты, с рыночной ставкой процента; величину заработка он определял путём вывода личного дохода из национального дохода» г., У. Петти, «Слово мудрым»: «Если 6 млн. людей стоят 417 млн. фунтов стерлингов, то каждый человек стоит 69 ф. ст. или каждый из 3 млн. работников стоит 138 ф. ст., а это 7 годовых доходов, считая примерно по 12 пенсов в день; при этом не учитывается избыток заработка над стоимостью средств существования». Население Англии и Уэльса млн. чел.4,85,86,06,3 Уильям Петти, © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

1 Вильям И. Джиянг (William Y. Jiang). Человеческий капитал. Перевод В. Кузнецова Понятие человеческого капитала в экономике. История вопроса «Столетие спустя Адам Смит и другие классики экономической теории также признали концепцию человеческого капитала. Адам Смит в 1776 г. в своем известном трактате "Исследование о природе и причинах богатства народов" указал, что благосостояние народа определяется главным образом числом рабочих и качеством их навыков. В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие "недополученный" или "упущенный" доход» 1. «Уильям Фарр усовершенствовал методику У. Петти для оценивания человеческого капитала. Его метод заключался в исчислении сегодняшней стоимости будущих чистых заработков индивидуума (будущие заработки минус личные затраты на жизнь), причем Фарр брал поправки, учитывающие возможность смерти, в соответствии с коэффициентами смертности. Эрнст Энгель предпочитал метод цен производства для оценивания денежной ценности человеческих существ. Он считал, что выращивание детей стоило затрат их родителям, эти затраты могут быть оценены и взяты как мера денежной стоимости детей для общества. Теодор Витстейн (XIX в.) рассматривал человеческие существа как основные фонды (капитальные товары) и использовал подходы к оценке человеческого капитала, разработанные У. Фарром (капитализированный заработок) и Э. Энгелем (цена производства)» 2. Эрнст Энгель, Адам Смит, Уильям Фарр, Якоб Людвиг, © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

1 Г. Беккер, «Человеческий капитал. Теоретический и эмпирический анализ» Понятие человеческого капитала в экономике. Гэри Беккер Понятие «человеческого капитала» использовал Теодор Шульц. Его последователь Гэри Беккер, работая в ООН, переместил это понятие в рамку оценки эффективности вложений в образование. Беккер рассматривал человеческое поведение как рациональное и целесообразное и применял к нему такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т.п г., Г. Беккер: «Человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» 1. «Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошёл дальше средней школы. Издержки обучения наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т. д.) в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», то есть доход, недополученный учащимися за годы учёбы. По существу потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учёбу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли. Согласно его подсчётам, инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги» 2. Теодор Шульц, Гэри Беккер, 1930 г.р. За разработку принципов теории человеческого капитала Т. Шульц и Г. Беккер получили Нобелевские премии по экономике в 1979 и 1992 г. Беккер смог экономически рассчитать стоимость вклада образования в формирование человеческого капитала, но он допустил ошибку, т.к. считал, что стоимость человеческого капитала обусловлена исключительно образованием © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Деятельность, рабочая сила и труд 41 Вложения в человеческий капитал в разный ситуациях дают разный эффект, потому что мы имеем дело с разными системами использования рабочей силы = разными СРТ. Фактически, ответ на вопрос, почему К. Маркс отстаивал трудовую теорию стоимости, заключается в том, что он «заимствовал» из теории Д. Рикардо представление о труде и поместил его в контекст исторически развивающейся деятельности. Деятельность есть функциональная структура. Рабочая сила и компетенции превращаются в труд, будучи включены в разные системы организации (или кооперации) деятельности, которые обладают разной глубиной РТ и вследствие этого – разной его производительностью. «Рабочая сила» есть показатель способности человека совершать работу. Работа может быть измерена в человеко-часах. © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Разделение деятельности и мышления Мы можем сказать, что формируется «человеческий капитал», и человек или группа готовы к включению в работу по увеличению глубины РТ на отдельном предприятии, если они самоопределены и занимают места: 1)в социальном разделении труда; 2)в разделении труда между предприятиями / международном разделении труда; 3)в разделении деятельности и мышления. 42 Понятие человеческого капитала © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co. Работа по РТ на отдельном предприятии Социальное разделение труда РТ между предприятиями и международное РТ

Факторы, стимулирующие / ограничивающие капитализацию человеческого ресурса 43 Образование Подготовка Личный опыт Доступ к информации Рынок труда Мобильность Здравоохранение Здоровый образ жизни Среда обитания Социальный и экономический контекст показывает, используется ли человеческий капитал эффективно в системе разделения труда, или существуют барьеры, снижающие отдачу на инвестиции в человеческий капитал Блок среды обитания и здоровья схватывает то, как различные географические, экологические и физиологические факторы влияют на человеческий капитал Блок подготовки и образования включает образование, личные навыки, таланты и опыт участия в деятельности (в т.ч. в инновационных проектах), личные программы развития © П. Щедровицкий, В. Алейник и Co.

Щедровицкий П.Г. член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» заместитель директора Института философии РАН по развитию Лекции гг.: Канал на YouTube: