Нижегородский институт развития образования муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15. Борского района Нижегородской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Advertisements

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского.
L/O/G/O Технология формирования критического мышления через чтение и письмо МБОУ СОШ 174 МБОУ СОШ 174.
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций студентов на уроках русского языка и литературы Улаханова А.Г.,
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
Новые педагогические технологии Технология развития критического мышления.
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Транксрипт:

Нижегородский институт развития образования муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15. Борского района Нижегородской области Приёмы технологии развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования ключевых компетенций. Нижегородский институт развития образования муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15. Борского района Нижегородской области Приёмы технологии развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования ключевых компетенций. Автор: учитель начальных классов МОУ ООШ 15 Автор: учитель начальных классов МОУ ООШ 15 Поливанова Светлана Владимировна. Поливанова Светлана Владимировна. П.Ситники. П.Ситники.2010.

Цель: показать, что использование приёмов Технологии развития критического мышления в педагогической деятельности способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формирует их ключевые компетенции. Задачи: Задачи: Содержательная – формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции; Содержательная – формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции; Коммуникативная – воспитание и укрепление в личности ориентации на сотрудничество в работе и общении; Коммуникативная – воспитание и укрепление в личности ориентации на сотрудничество в работе и общении; Психологическая – развитие позитивной мотивации личности; Психологическая – развитие позитивной мотивации личности; Управленческая – формирование и развитие эффективного управления учебно-воспитательным процессом. Управленческая – формирование и развитие эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

Современный педагогический процесс Познавательная деятельность + Ключевые компетенции Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д. Внешние ресурсы: информация,люди, группы и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов. Ключевые компетентности – результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

ТРКМЧП – теория развития критического мышления чтения письма. ДЭВИД КЛУСТЕР ДЭВИД КЛУСТЕР профессор, преподаватель американской литературы, Хоуп-колледж, Холланд, швад Мичиган, США. Критическое мышление не обязано Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как собственные. Критическое мышление – это нечто Критическое мышление – это нечто заведомо хорошее, некое умение, которое позволит нам преуспеть в 21 веке.. «Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения» Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.

ТРКМЧП – теория развития критического мышления чтения письма. Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д. Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.

ТРКМЧП – теория развития критического мышления чтения письма. Критическое мышление это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю (Г.К.Селевко). критическое мышление есть мышление самостоятельное, создаёт мотивацию, начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

Технология ТРКМЧП Классификационные параметры технологии 1.Философская основа: гуманистическая, природосообразная. 2.Методологический подход: коммуникативный. 3.Ведущие факторы развития: социогенные. 4.Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. 5.Вид социально-педагогической деятельности: сопровождение. 6.Тип управления учебно воспитательным процессом: взаимообучение. 7.Преобладающие методы: диалогические. 8. Организационные формы: любые. 9. Преобладающие средства: вербальные + программированные + аудиовизуальные электронные. Аспекты целей технологии РКМЧП Аспекты целей технологии РКМЧП формировать новый стиль мышления; формировать новый стиль мышления; развивать базовые качества личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности; развивать базовые качества личности: критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности; формировать культуру чтения, умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; формировать культуру чтения, умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, стремление к самообразованию и самоорганизации; стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, стремление к самообразованию и самоорганизации; научить работать в команде, выполнять разные роли. научить работать в команде, выполнять разные роли.

Ведущая идея педагогического опыта рассмотрение возможности включения в традиционный урок приёмов ТРКМЧП рассмотрение возможности включения в традиционный урок приёмов ТРКМЧП

Покажи мне, и я запомню Скажи мне, и я забуду Дай мне действовать самому, и я научусь. Работа в парах. Обсуждение в группе. Работа группы с консультантом.

Основные приёмы ТРКМЧП 1 Инсерт 2 Закладка 3 Таблица "ПНИ" 4 Ключевые слова 5 Кластер 6 Синквейн 7 Аргументированное эссе 8 Мозговой штурм 9 Зигзаг 10 Три шляпы

Основные приёмы ТРКМЧП, используемые в процессе преподавания «Работа с текстом» (инсерт). «Работа с текстом» (инсерт). «v» – уже знал «+» - новое «-» – думал иначе «?» – есть вопросы

Основные приёмы ТРКМЧП, используемые в процессе преподавания Приём « Написание диаманты» Приём « Написание диаманты» Например, при изучении Например, при изучении произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» составили такую диаманту: Старуха Старуха Злая, жадная Злая, жадная Сидит, прогнала, бранится Сидит, прогнала, бранится Пряла пряжу, ловил рыбу Пряла пряжу, ловил рыбу Закинул, отпустил, отвечает Закинул, отпустил, отвечает Добрый, послушный Добрый, послушный Старик Старик Лекция с остановками Лекция с остановками –Что вы теперь думаете? О героях? –Что вы теперь думаете? О героях? –Как будут развиваться события? –Как будут развиваться события? –Какие "умные" поступки совершит собака? –Какие "умные" поступки совершит собака? –Какого героя мы называем умным? Посмотрим, как развернутся события дальше. –Какого героя мы называем умным? Посмотрим, как развернутся события дальше.

Прием «Кластер» Тема «Состав почвы» «Окружающий мир» в 3 классе. почва бактерии минерал ьные земля камни соли воздух вода перегной песок глина

Приёмы «Ключевые слова», «Зигзаг» 4 класс. Т: `Составление текста по опорным словам`. Урок О.М. 3 класс. Тема `Органы чувств` с использованием приёмов РКМ `Зигзаг 2`. Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я напоминаю. (китайская пословица)

Приём «Свободное письменное задание» (синквейн) Тема: «Земля, как планета».: Тема: «Земля, как планета».: Земля. Земля. Красивая, голубая. Красивая, голубая. Вращается, притягивает, живёт. Вращается, притягивает, живёт. Земля планета Солнечной системы. Земля планета Солнечной системы. Общий дом. Общий дом. Тема «Разнообразие растений» Тема «Разнообразие растений» Растение. Растение. Зелёное, многообразное. Зелёное, многообразное. Рождается, дышит, питается. Рождается, дышит, питается. Растения заселяют нашу планету Земля. Растения заселяют нашу планету Земля. Жизнь Жизнь Приведу пример на отвлеченную тему: Каникулы Каникулы Долгожданные, но недолгие. Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно! Ну почему хорошее так быстротечно! Мгновение. Мгновение.

Таблица: «Знаю – Узнал –Хочу узнать – (ЗУХ)» ЗНАЮУЗНАЛХОЧУ УЗНАТЬ грибы съедобные и несъедобные грибы солят растут под деревьями название грибов грибница беловатые нити нити заменяют деревьям старые корни грибы-плесени дрожжи-это грибы Что такое гриб- чага? Окружающий мир, 3класс. Тема « О грибах » На уроке математики при решении задачи ЗнаюУзнал новое Хочу узнать подробнее Переменные и действия над ними Как найти сумму нескольких чисел Как подсчитать суммарную температуру

Приёмы постановки вопросов: Толстый и тонкий вопрос. ТОЛСТЫЙТОНКИЙ Объясни почему…? Почему вы думаете…? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

На все вопросы у нас есть ответы. Работаем в группах Литературное чтение Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс (1-4) УМК «Школа России» Приёмы РКМ используемые на уроке: «Верите ли Вы» «Стратегия ключевых слов» «Чтение с остановками» «Толстые и тонкие вопросы» «Синквейн» Синквейн Ёжик Колючий, пугливый. Пыхтит, шуршит, шлёпает. Ёжик охотится по ночам. Хищник.

Литературное чтение А.И. Куприн "Слон" 3 класс (1-4) УМК «Школа России» Приёмы РКМ используемые на уроке: « Верите ли Вы» «Зигзаг 2» «Синквейн» Работа в группах. Заполняем лист самооценки. Стадия вызова «Верите ли Вы» -Верите ли вы, что каждый -из вас талантлив и уникален? -Верите ли вы, что лошадь -может ночевать в одной -комнате с человеком? -Верите ли вы, что животное -может стать членом семьи? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки ? -Верите ли вы, что мы -сегодня откроем для себя - «простую истину»?

Критическое мышление Технологические этапы Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия ВызовОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Методы отслеживания. КритерииПоказателиПараметры Методы отслеживания 1.Развитие критического мышления. 1.Умение ставить вопрос. Допустимый уровень – умение ставить разные типы вопросов. Средний уровень – умение ставить простые вопросы и обобщающие. Низкий уровень – умение ставить только простые вопросы «Вопросительны е слова» -приёмы «Составления кластера», «Маркировка текста».

Методы отслеживания. 2.Развитие логического мышления Умение обобщать, анализировать, устанавливать – причинно следственные связи. Высокий уровень- 90 баллов. Норма – баллов. Близко к норме – баллов. Низкий баллов Методика Э.Ф.Замбицявиче не. 3.Применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях. Способность проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности других. Метод наблюдения.

Заключение Из изложенного можно сделать вывод,что использование приёмов ТРКМЧП актуальноспособствуютразвивают -развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы; --формирует умение аргументированно высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения -лучшему запоминанию изученного материала; --активизируют деятельность учащихся на уроке; --развитию познавательной деятельности -способность формулировать мысли; -помогают лучше понять причины явлений; -заставляют задуматься о необходимости качественного результата.

Уроки с использованием приемов технологии РКМЧП Уроки с использованием приемов технологии РКМЧП УрокПриемы Занятие по ПДД. Тема: Виды дорог в населенных пунктах. Перекресток. «верите ли вы, что…», «инсерт» Занятие по ПДД. Тема: Виды транспорта. «чтение с остановками», «кластер» Урок русского языка. Тема: Словоизменение имен существительных, 4 класс «дерево предсказаний», «инсерт», «кластер» Урок природоведения. Тема: Тундра, 4 класс «кластер», «бортовой журнал», «сравнительная таблица» Урок окружающего мира. Тема: Разнообразие животных, 2 класс «кластер», «инсерт» Урок чтения. Тема: Виктор Драгунский «Друг детства», 1 класс. «чтение с остановками», «синквейн» Урок чтения Тема: «Жила – была баклуша», 2 класс. «зигзаг»

Уроки с использованием приемов технологии РКМЧП Урок чтения. Тема: В.Бианки «Мышонок Пик», 2 класс. «зигзаг-2» Урок чтения. Тема: Е.А. Пермяк. Сказка «Пастух и Скрипка», 3 класс «чтение с остановками», «синквейн», «прогноз» Урок чтения. Тема: Даниил Хармс «Про собаку Бубубу» «чтение с остановками», «синквейн» Урок математики. Тема: Множество решений неравенств, 3 класс. «верите ли вы», «инсерт» Урок Окружающий мир. Тема: «Глаз – орган зрения»,3 класс. «верите ли вы»,»зигзаг» Урок Окружающий мир. «Пожарная безопасность», 2 класс «работа в группах», «чтение с остановками»

Участие в Международных конкурсах «Русский Медвежонок», «Кенгуру».

Литература Литература О.Л. Кораблев, Р.Д. Хабибуллин, Л.А. Хабибуллина Пути и методы экологического образования и воспитания. Дети, природа, общество. Н.Новгород. Ю.Николаев, – 370 с. О.Л. Кораблев, Р.Д. Хабибуллин, Л.А. Хабибуллина Пути и методы экологического образования и воспитания. Дети, природа, общество. Н.Новгород. Ю.Николаев, – 370 с. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004. Заир-Бек С.И., Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя. –СПб: Альянс «Дельта» Заир-Бек С.И., Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. Пособие для учителя. –СПб: Альянс «Дельта» Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. – М., НИИ школьных технологий, с.288. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. – М., НИИ школьных технологий, с.288. Чтобы никто не отмолчался / Уильям Дж. Брозо // Перемена. – Vilnius, с Чтобы никто не отмолчался / Уильям Дж. Брозо // Перемена. – Vilnius, с А. А. Гин. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя /А.А.Гин.- 8-е изд.-М., Вита-Пресс, с. А. А. Гин. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя /А.А.Гин.- 8-е изд.-М., Вита-Пресс, с. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы C Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы C

Литература Литература Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, С Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления//Критическое мышление, логика, аргументация/Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, С Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии C Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии C Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с. 2. Слевко Г. К.. Энциклопедия образовательных технологий» М., Слевко Г. К.. Энциклопедия образовательных технологий» М., Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – – – С Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – – – С Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, – 256 с. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, – 256 с. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара, Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. – Самара, Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля Центр «Эйдос» Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля Центр «Эйдос»