Сфера, функции, стилевые черты, языковые особенности (синтаксические). Основные произносительные и синтаксические нормы стиля (3 ч.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение об особенностях разговорного стиля речи.
Advertisements

УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
Русский язык и разговорная речь. Культура речи. Т.Б. Фрик, Т.Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ доцент каф. РЯЛ.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Слово Ох и слово Ах Заблудились в трёх соснах. И сказало Ох со вздохом: – Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово Ах: – Ах, как страшно в трёх соснах!
Урок – семинар «Разговорный стиль речи» урок русского языка в 11 классе Составила: Климова Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы,
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Урок - лекция МОУ Суйгинская СОШ учитель русского языка Минеева И.А.
9. Функциональные стили современного русского литературного языка Разделяй и властвуй.
Частица как часть речи. Формообразующие частицы. 8 класс русский язык. Учитель русского языка и литературы: Садыкова Бахытгуль Газизовна Школа-гимназия.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Булат Шалвович Окуджава ( 9 мая 1924, Москва, 12 июня 1997, Кламар, Франция ) советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Урок русского язык а в 8 классе Учитель: Ю.А. Сливченко.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Транксрипт:

сфера, функции, стилевые черты, языковые особенности (синтаксические). Основные произносительные и синтаксические нормы стиля (3 ч.)

« Давай посплетничаем !» Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню : « Ну, привет !.. Я тут скучаю. Приходи - ка на чаёк ! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок ! Нет, не болен,- просто скука ! Если хочешь, то хандра ! Мне молчать - ох, это мука ! Сплетен хватит до утра !»

Цели урока: образовательная: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; уметь доказывать принадлежность текста к разговорному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста; развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища; воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся

Основная задача разговорного стиля- общение Назначение - передача информации Сфера применения- беседа, частная переписка

помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

Разновидности разговорного стиля литературно- разговорный разговорно - бытовой

эмоциональность неподготовленностьнепринужденность простота речи

В лексике, словообразован ии В составе словаВ морфологии:В синтаксисе: использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить); · преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов; · экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный); · частое использование фразеологизмов; широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности аиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений; · преобладание употребления глаголов над употреблением существительных; · редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий; · несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур; · употребление частиц, междометий; · частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении); употребление односоставных и неполных предложений; · отсутствие сложных синтаксических конструкций; · бессоюзие сложного предложения; · частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений; · употребление обращений.

речевые жанры Диалог Рассказ (диалогизированный монолог- долгая речь одного человека) Полилог (разговор нескольких человек)

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ, ОТНОШЕНИИ К СПОСОБУ ОБЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ : ВЛАДЕТЬ ИНИЦИАТИВОЙ В ОБЩЕНИИ, АКТИВНОСТЬЮ ПОЗИЦИИ, СПОСОБНОСТЬЮ К САМОСТИМУЛЯЦИИ И ВЗАИМНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ВЛАДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ : ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ

СИСТЕМА КАЧЕСТВ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ : ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРА САМОНАСТРОЙКИ НА ОБЩЕНИЕ КУЛЬТУРА ЖЕСТОВ И ПЛАСТИКА ДВИЖЕНИЙ КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ

Невербальные средства общения

Речевые ситуации 1реч. ситуация - Вас пригласили на вечер авторской песни и попросили подготовить выступление о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. Какой жанр вы выберете? Обоснуйте! Запишите начало своей речи (См. памятку "Риторический анализ, его разновидности".) Памятка "Риторический анализ, его разновидности" - кто адресант? - кому адресовано данное высказывание? - зачем, с какой целью создается или воспринимается жанр? - где и когда происходит общение? - что говорится (пишется), т. е. какова тема высказывания? - с помощью каких речевых средств (словесных и несловесных) реализован речевой жанр? - удалось ли говорящему (пишущему) реализовать своё коммуникативное намерение? 2. речевая ситуация - Почтальон вручает письмо для соседа, которого нет дома. Какой разговор может произойти между ним и тем, кто открыл двери? Охарактеризуйre речевой жанр. 3. речевая ситуация - Представьте, что в классе возник спор на тему: "Любить себя - эгоизм или благодеяние?" Какую точку зрения Вы будете отстаивать? Какие аргументы и способы доказательства выберете? Какой вывод сделаете?

Письмо А.С.Пушкина 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург. Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, – мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху. Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли? Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера! Прощай. Кланяюсь всем твоим. Будьте здоровы. Христос с вами. 22 июля

Вопросы и задания Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?

Укажите приметы разговорного стиля в отрывках из письма А.П. Чехова к брату Ал. П. Чехову 5 июня 1890 года из Иркутска Европейский брат! Конечно, неприятно жить в Сибири; но лучше быть в Сибири и чувствовать себя благородным человеком, чем жить в Петербурге и слыть за пьяницу и негодяя. Я не говорю о присутствующих. Сибирь есть страна холодная и длинная. Еду, еду и конца не видать. Интересного и нового вижу мало, зато чувствую и переживаю много. Воевал с разливами рек, с холодом, с невылазной грязью, с голодухой, с желанием спать, Такие ощущения, которые в Москве и за миллион не испытаешь. Тебе бы надо в Сибирь! Попроси прокуроров, чтобы тебя сюда выслали. В общем я своею поездкой доволен и не жалею, что поехал. Тяжко ехать, но зато отдых чуден. Отдыхаю с наслаждением. Ну, будь здоров… Благословляю тебя обеими руками. Твой азиатский брат А. Чехов

Вывод Разговорная речь резко выделяется среди функциональных стилей русского языка. Она противопоставлена другим -книжным стилям – фактически по всем признакам. И эта противопоставленность создает благоприятную почву для их взаимодействия, а значит, для развития русского литературного языка в целом. Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами, конструкциями. Книжная речь в свою очередь оказывает влияние на разговорный язык, в который интенсивно вливаются термины. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей – один из главных процессов развития русского литературного языка

Домашнее задание 1. Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в транспорте и запишите оборотов, характерных для устной разговорной речи. 2. Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста): 1. Встреча друзей после летнего отдыха; 2. впечатления от просмотренного кинофильма, спектакля; 3. О своих музыкальных интересах; 4. о своем любимом певце, актере. 3. Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи. Сочинение может быть грустным, а может быть и весёлым, юмористическим. Темы: веник. Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное.

Давайте восклицать, Друг другом восхищаться, Высокопарных слов Не надо опасаться. Давайте понимать Друг друга с полуслова, Чтоб ошибившись раз, Не ошибиться снова. (Б. Окуджава).