Конкурентоспособность Качество жизни Контексты и условия внедрения тьюторства в высшей школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.А.Суханова, к.п.н., доцент, Председатель правления МТА.
Advertisements

Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
МЕТОДОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы.
ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Индивидуализация образовательного процесса и тьюторское сопровождение в ОУ НПО/СПО Теров Андрей Александрович,
ГОУ СПО Колледж сферы услуг 32 Департамент образования г.Москвы И СПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГАМИ.
Тьюторское сопровождение пилотного введения ФГОС ООО в образовательных учреждениях Л.П.Совина, доцент кафедры управления и экономики образования.
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Основания для разработки тьюторского проекта Материалы программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ»
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Массовая система образования строится и функционирует как институт реализации общественно-государственного заказа. Общественно-государственный заказ включает.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Транксрипт:

конкурентоспособность Качество жизни Контексты и условия внедрения тьюторства в высшей школе

ОБЩИЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ» на семинаре 1. Результат зависит от участников в большей степени, чем от организаторов; 2. Активность и инициатива приветствуются; 3. Глупых вопросов и суждений не бывает; 4. «Вход после 3-го звонка» не приветствуется; 5. Занятость и «крутизну» можно не демонстрировать! 6. Кто бы не пришел на семинар – это правильные люди. 7. ЗАКОН «ДВУХ НОГ»

3 Современное состояние человеческой цивилизации характеризуется следующими, основанными на диалектических законах, особенностями: * массификация и демассификация, * стандартизация и дестандартизация, * отход от прежних форм индустриального производства, * достижение качественно нового уровня субъективизации социальных процессов, * возрастающая плюралистичность общества, * уход от массового социального действия и др. Характеризуя современный этап развития человеческого общества постмодернисты, на наш взгляд весьма справедливо переносят акцент с понятия "мы", определяющего черты индустриального общества (при всем присущем ему индивидуализме), на понятие "я".

4 * Главной ценностью современного мира провозглашен человек, его права и свободы. Все государства мира обязаны защищать права и свободы человека, создать такие условия, чтобы каждый мог достойно существовать, развивать свои способности, найти сферу приложения своих талантов и сил. Ничто не должно угрожать жизни и достоинству человека.

5 * Каждый человек все в большей степени получает определенные возможности влиять на различные аспекты собственной жизни и жизни общества: в экономике, политике, в социальной и духовной сферах. На историческую арену выходит новая социальность – коллективный субъект, понимаемый как сложная сеть индивидуальностей.

6 ОСНОВНЫЕ КОНТЕКСТЫ Направления образовательной политики Направления образовательной политики Вызовы времени и поиск ответов Вызовы времени и поиск ответов Сценарии развития образования Сценарии развития образования Смена парадигмы образования Смена парадигмы образования Требования рынка труда Требования рынка труда Множественность субъектов влияния на образование Множественность субъектов влияния на образование Новое качество образования (ЗУНы + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приращения (опыт, инициатива) Новое качество образования (ЗУНы + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приращения (опыт, инициатива)

В ЧЁМ РАЗНИЦА ? В КОНТЕКСТЕ!!!

8 В этой связи резко возрастает проблема реформирования образования, как социального института, способствующего формированию и развитию индивидуальностей, обладающих самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, компетентностями по решению проблем в ситуации неопределенности и поливариантности, а следовательно и проблема готовности педагогических кадров к модернизации системы образования

Базовые контексты сферы профессионального образования и подготовки кадров 1. Инновационная экономика (т.н. «экономика знаний») - модель развития, построенная на основе ускоренного создания и использования новых знаний и технологий; 2. Концепция развития человеческого капитала 3. Социальный капитал - способность к самоорганизации и совместным действиям ради общего блага. Составляющие СК: доверие, нормы поведения и социальные сети; 4. Информационно-технологическая революция - глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров умственного труда; 5. Интеграция России в единое европейское пространство: политическое, правовое, экономическое, культурное, образовательное.

10 4) Инновационный сценарий предполагает: поиск ответов на вызовы завтрашнего дня при одновременной реализации стабилизационного сценария, выход за рамки системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, использование новых ресурсов и возможностей; опора на заинтересованность семей в развитии потенциала детей; стимулирование активности субъектов образования – потребителей образовательных услуг, в т.ч. потенциальных инвесторов в сферу неформального образования и социализации; опора на потенциал, накопленный в медиасфере, индустрии детский товаров, организациях неформального образования и социализации, лучших ОУ, реализующих не только учебные, но и современные образовательные практики; стимулирование развития сектора неформального образования и социализации за счет механизмов государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиа проекты) и социального партнерства, поддержки (налоговые льготы, гранты) общественных (НКО, религиозные организации, ученические и молодежные общественные объединения) и частных инициатив и т. д.;

11 4) Инновационный сценарий предполагает: развитие инфраструктуры социализации и досуга (клубы, детские и спортивные площадки) по месту жительства; используются существующие и создаются новые (эксплораториумы, музеи науки и техники, игровые центры) социокультурные среды для социализации и развития человека; обеспечение качественно нового уровня индивидуализации образования, нормативно закрепляются механизмы реализации индивидуальных образовательных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного, дистанционного образования, самообразования; переход от содержания ведомственных учреждений и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей образования и социализации; оформление нового типа учреждений - интегрированных социальных учреждений, оказывающее многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения и т.д.

12

13 Актуальность Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение -

Понятие сопровождения «Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» (толковый словарь русского языка под ред. Ушакова) Путник – это путешественник, странник, который находится на перепутье; человек, ищущий временного приюта. Сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Путь– это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление (Словарь В.Даля). Сопровождение – «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» (Е.И.Казакова) 14

15 Актуальность тьюторского сопровождения в ВПО 1.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны личности: Потребность в самоактуализации, самореализации в т.ч. в образовательной, профессиональной деятельности; Разработка и реализация индивидуальных (личных) жизненных, образовательных, профессиональных стратегий, программ, планов…. необходимость приобретения опыта осознанного и ответственного выбора Готовность отвечать на вызовы времени – неопределенность, поливариативность, ускоряющиеся темпы развития, стремительное обновление актуальной информации, знания

16 Актуальность тьюторского сопровождения в ВПО 2.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства: * Вхождение в Единую Европейскую зону знаний: * Ориентация образования на запросы рынка труда * Дифференциация программ относительно получаемых компетенций * Изменение технологий организации образовательного процесса, инфраструктуры образования

17 Актуальность тьюторского сопровождения в ВПО 2.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства: * «Стратегия 2020» * Концепция развития человеческого капитала * ФГОС нового поколения и принцип индивидуализации во ФГОС * Новая система оплаты труда педагогов; * Новые подходы к сопровождению профессионализации

18 Актуальность тьюторского сопровождения в ВПО 2.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества: Концепция образования на протяжении всей жизни Новая социальная реальность и новый социальный субъект – сеть индивидуальностей Ценность человека, его прав, свобод, возможность каждого самоактуализироваться Необходимость формирования гражданского общества Готовность отвечать на вызовы времени – неопределенность, поливариативность, ускоряющиеся темпы развития, стремительное обновление актуальной информации, знания

19 2.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества в т ребованиях рынка труда – это работник, способный: Работать в команде: групповая работа (постановка задачи, разнопозиционность), подготовка продукта, презентация, экспертиза Принимать самостоятельные решения: работа в ситуации неопределенности, перевод неопределенности в задачу, привлечение ресурса, множество вариантов решения, их оценка и принятие решения Мобильно перестраиваться: понимание задачи другого масштаба, рефлексия дефицита средств (старые средства не работают), умение договариваться, наличие и трансформация собственной позиции относительно позиций других, - игра поток (железная дорога) Ставить и решать новые профессиональные задачи Самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества Опробование заказов рынка труда на практике

20 3.Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества в т ребованиях рынка труда – это работник, способный: Мобильно перестраиваться: понимание задачи другого масштаба, рефлексия дефицита средств (старые средства не работают), умение договариваться, наличие и трансформация собственной позиции относительно позиций других, - игра поток (железная дорога) Ставить и решать новые профессиональные задачи, видеть вызовы (социальные, …), мечтать!!! Самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества

ТЬЮТОР (от англ.tutor)- домашний учитель, наставник, репетитор, опекун Тьюторство как одна из институциализированных форм наставничества возникла в XII-XIII вв. в Оксфорде и Кембридже Две системы ВПО: кафедральная и тьюторская Форматы тьюторской деятельности: Собственно тьюторство (консультации и сопровождение обучения: помощь в выборе предметов, курсов, преподавателей, учебных пособий- линии освоения предметов вглубь и вширь, помощь и условия для организации самообразования и саморазвития) Морально-нравственное наставничество (условия для освоения и усвоения университетской корпоративной культуры, правил поведения, норм общежития, ответственность за поведение студентов) Вовлеченность тьютора и приобщение им студента к особому образу жизни 21

Философия образования Возрастная психология, психология развития Педагогика индивидуализации Человек есть возможность Образование – процесс построения своего образа Становление новообразований Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Присутствие человека в образовании, влияние на образование, проектирование своего образования

Основная философско-методологическая категория тьюторства- индивидуализация Индивидуальный подход в образовании- организация процесса обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося Индивидуализация образования предполагает переход на субъект- субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории 23

24 Таким образом, под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.

* МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (по М.П. Черемныху) У – «учитель», Т – «тьютор», СП – «социальный продюсер»

Обязательные элементы образовательного процесса в компетентностной модели Организация мотивации Моделирование деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора Предъявление позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса 26

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер- классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий. Образовательное учреждение должно обеспечить возможность индивидуальных образовательных программ студентов 27

Образовательные программы на основе совр.обр.технолог ий и индивидуальных учебных планов НИРС Практики Проекты: образовательные, профессиональн ые, социальные Места проявления собственного интереса, заказа, постановки целей образования: консультации, события, семинары-тренинги, рефлексивные и проектные семинары Места получения и рефлексии нового опыта: спец.курсы по вхождению, стажировки, волонтерство, события … проба заказ освоение норм деятель- ности приме -нение

Сущность и принципиальная полнота тьюторского действия Сущность тьюторского действия - «личностное картирование» - включает в себя 3 этапа: - создание «избыточной» среды, - навигация образовательного маршрута, - стратегирование (обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта). Полнота тьюторского действия задается ресурсной схемой тьюторского действия (социальный, культурно- предметный и антропологический векторы ресурсного расширения) 29

культурно-предметное расширение антропологическое социальное, расширение инфраструктурное расширение

ТРИ ВЕКТОРА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ обеспечивают полноту тьюторского действия Социальный (тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д. при формировании и реализации педагогами ИППР) Антропологический (тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания) модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей и способностей). Культурно-предметный (тьютор раскрывает образовательный потенциал литературных источников, курсов ПК, помогает осуществить их подбор при формировании и реализации педагогами ИППР) 31

Масштаб индивидуализации и варианты (модели) тьюторского сопровождения 32 Масштаб индивидуализации Формат ИОП Модель/вариант тьюторского сопровождения В рамках одной дисциплины, профессионального модуля, направления Де ИПОД/ПМ план Преподаватель, педагог, психолог с тьюторской компетентностью Образовательные события В рамках ОПОПИУПр Учебная программа Тьютор, наставник с тьюторской компетентностью. Уклад жизни в ОУ Образовательные события В рамках профессионализации ИППРТьютор

Особенности тьюторского сопровождения на разных ступенях образования и профессионализации 33 Дошкольное и начальное общее образование От стихийных познавательных интересов к устойчивым Стихийная профессиональная оптация Подростковая школа и старшая школа Окультуривание познавательных интересов (технология исследовательской деятельности, творчество, метод проектов) Организация предпрофильного и профильного обучения, формирование и реализация ИОП и ИУП, профориентация. Оптация Профессио- нальное образование Сопровождение профессионализации и социализации (особенно в ОУ СПО/НПО). Профессиональная подготовка, адаптация и первичная профессионализация

Модели тьюторства в ОУ * Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. * Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. * Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация ситуация пробного действия, рефлексии способа и результата освоения, организация ситуации применения * Тьютор –навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели * Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал» * Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся –построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности. * Тьюторское сопровождение формирование и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы) 34

тьютор сопровождает процесс самоосмысления и самореализации образовательный и иной опыт студента возможность проб и доработок выбор студента, его осмысленность к собственным действиям образовательная инициатива, как претензия на новые образовательные границы личный контакт, в котором проясняются и доопределяются образовательные запросы и их реализация. преподаватель передаёт предметные знания и умения содержание самого предмета и способов действия в нем концентрация на профессорском слове, действии и образце послушание, исполнительность, подражание ограничение содержательного общения со студентом, тем что надо передать от преподавателя к студенту.

Тьюторское сопровождение- это * Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития; * Соблюдение принципа индивидуализации * Соблюдение принципа субъектности * Соблюдение принципа открытости * Соблюдение принципа вариативности * Соблюдение принципа демократичности, общественно- государственного характера управления образованием 36

Основные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения * Основной метод-работа с вопросом тьюторанта; * Основные формы: индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториал, тренинг, игра; * Технологии тьюторского сопровождения – технологии открытого образования. 37

Варианты тьюторского сопровождения в ОУ СПО Наличие в штате ОУ должности «тьютор» Выполнение тьюторских функций педагогами, ппс, руководителями ОУ и т.д. в рамках их должностных обязанностей Организация особых образовательных событий, предполагающих тьюторское сопровождение (реконструкция исторических сражений, событий; исследовательская экспедиция, образовательное путешествие…) 38

Практика тьюторства Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы в начальной школе Тьюторское сопровождение пробно-поисковой деятельности, проектной деятельности в подростковой школе Тьюторское сопровождение образовательного и профессионального самоопределения Тьюторское сопровождение формирования и реализации профессионального и образовательного заказа, ИППР 39

Проектируемые результаты тьюторского сопровождения в ОУ СПО Самоопределение Самостоятельность Самоактуализация Самообразование (готовность к образованию на протяжении всей жизни) Готовность к профессиональному совершенствованию Формирование и развитие человеческого капитала Профессиональное самосовершенствование 40

Самостоятельность характеризуется наличием трех основных составляющих: Наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий, для проявления индивидуальной активности в данной ситуации. Она предполагает отсутствие внешнего принуждения к какой-либо деятельности, а также возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией. Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью механизмов взаимодействия человека и ситуации. Эти механизмы включают различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии. Они являются своеобразным связующим звеном, необходимым для взаимодействия человека и ситуации. Наличие, сформированности внутреннего активного начала. Под таким внутренним активным началом будем понимать наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия. Спасибо за внимание! 41

Техники сопровождающего «Горизонты»: Создание условий для формирования обучающимся образа будущего. Организация целеполагания в образовании. Проявление сильных сторон и точек роста в достижении цели. 42

Техники сопровождающего «Зеркала» Создание условий для рефлексивно- аналитической деятельности. Организация рефлексии образовательного процесса. Использование открытых форм мониторинга процесса, методов аутентичного оценивания. 43

Техники сопровождающего «Челнок» Соотнесение результатов и целей. Использование открытых форм мониторинга текущих результатов. 44

Техники сопровождающего «Рефлексия» Анализ способов построения, реализации и оценки индивидуальной образовательной программы. Помощь в проектировании перспектив. 45

Техники сопровождающего «Вызовы» Обучение действию в ситуации неопределенности. Создание ситуации преодоления. Помощь в проектировании зоны ближайшего развития. 46

Основные выводы Тьютор появляется в образовании, понятом как открытое Тьютор посредник между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, разными участниками образовательного пространства Тьютор реформирует образовательное пространство для формирования собственных образовательных целей тьюторанта с выходом на индивидуальную образовательную траекторию Тьютор способствует созданию нового типа социальности, строящейся на формировании общественных интересов посредством согласования, а не игнорирования индивидуальных интересов. 47

48 Автор выражает благодарность за возможность при подготовке выступления и презентации использовать материалы открытого доступа: * Экспертной группе 8 «Стратегии 2020»; * Членам Правления и экспертам Межрегиональной тьюторской ассоциации М.П.Чермныху, Е.А. Сухановой, Т.И.Боровковой, З.В.Монасевич, Т.Г.Никулиной и др.

49 Спасибо за внимание! Руководитель-координатор Московского регионального отделения МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», Зам.зав.кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», к.п.н. Теров Андрей Александрович