Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Фаминицын
1 ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Индивидуализация образовательного процесса и тьюторское сопровождение в ОУ НПО/СПО Теров Андрей Александрович, к.п.н., зам.зав. кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО, эксперт МТА
2 Тьюторское сопровождение: ключевые моменты
3 Актуальность тьюторского сопровождения в НПО /СПО Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства: Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года 209. ; Новая система оплаты труда; Принцип индивидуализации во ФГОС Новые подходы к сопровождению профессионализации Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества: Концепция образования на протяжении всей жизни Необходимость формирования гражданского общества Заказ на тьюторское сопровождение со стороны педагога: Потребность в самоактуализации, самореализации в профессиональной педагогической деятельности Построение личной жизненной, образовательной траектории; приобретение опыта осознанного и ответственного выбора
4 Теоретические и методологические основы тьюторства Индивидуальный подход в образовании- организация процесса обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося Индивидуализация образования предполагает переход на субъект- субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории содержание Содержание 1 Содержание 2 Содержание 3
5 Индивидуализация Таким образом, под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому обучающемуся права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.
6 Тьютор. Из истории тьюторства ТЬЮТОР (от англ.tutor)- домашний учитель, наставник, репетитор, опекун Тьюторство как одна из институциализированных форм наставничества возникла в XII-XIII вв. в Оксфорде и Кембридже Две системы ВПО: кафедральная и тьюторская Формы тьюторской деятельности: Собственно тьюторство (консультации и сопровождение обучения: помощь в выборе предметов, курсов, преподавателей, учебных пособий- линии освоения предметов вглубь и вширь, помощь и условия для организации самообразования и саморазвития) Морально-нравственное наставничество (условия для освоения и усвоения университетской корпоративной культуры, правил поведения, норм общежития, ответственность за поведение студентов) Вовлеченность тьютора и приобщение им студента к особому образу жизни Российская модель наставничества XVIII век- Ф.Ц.Лагарп- наставник Александра Павловича (АI) XIX век – В.А.Жуковский – наставник Александра Николаевича (AII) Царскосельский (Александровский императорский) лицей
7 Сущность и принципиальная полнота тьюторского действия Сущность тьюторского действия - «личностное картирование» - включает в себя 3 этапа: - создание «избыточной» среды, - навигация образовательного маршрута, - стратегирование (обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта). Полнота тьюторского действия задается ресурсной схемой тьюторского действия (социальный, культурно-предметный и антропологический векторы ресурсного расширения)
8 ТРИ ВЕКТОРА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ обеспечивают полноту тьюторского действия Социальный (тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д. при формировании и реализации педагогами ИППР) Антропологический (тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания) модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей и способностей). Культурно-предметный (тьютор раскрывает образовательный потенциал литературных источников, курсов ПК, помогает осуществить их подбор при формировании и реализации педагогами ИППР)
9 Особенности тьюторского сопровождения на разных ступенях профессионализации Дошкольное и начальное общее образование Подростковая школа и старшая школа Профессиональное образование От стихийных познавательных интересов к устойчивым Окультуривание познавательных интересов (технология исследовательской деятельности, творчество, метод проектов) Организация предпрофильного и профильного обучения, формирование и реализация ИОП и ИУП, профориентация Сопровождение профессионализации и социализации (особенно в ОУ СПО/НПО)
10 Под профессиональным развитием будем понимать постоянное обогащение направленности, компетентности и развитие общих и профессиональных компетентностей, а также важных качеств, повышение эффективности профессиональной деятельности. Под профессиональным становлением вслед за Ф.Э.Зеером будем считать развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.
11 Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности 2 Оптация (12-16 лет)Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение 3 Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества 5 Первичная профессионализаци я Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд 6 Вторичная профессионализаци я Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность 7 Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
12 Масштаб индивидуализации и варианты (модели) тьюторского сопровождения Масштаб индивидуализации Формат ИОП Модель/вариант тьюторского сопровождения В рамках одной дисциплины, профессионального модуля, направления Де ИПОД/ПМ план Преподаватель, мастер П\О, педагог, психолог с тьюторской компетентностью Образовательные события В рамках ОПОПИУПр Учебная программа Тьютор, наставник с тьюторской компетентностью. Уклад жизни в ОУ Образовательные события В рамках профессионализации ИППРТьютор
13 Тьюторское сопровождение- это Избыточная образовательная среда, среда профессионального развития; Соблюдение принципа индивидуализации Соблюдение принципа субъектности Соблюдение принципа открытости Соблюдение принципа вариативности Соблюдение принципа демократичности, общественно-государственного характера управления образованием
14 Основные формы, методы и технологии тьюторского сопровождения Основной метод-работа с вопросом тьюторанта; Основные формы: индивидуальные и групповые тьюторские консультации, тьюториал, тренинг, игра; Технологии тьюторского сопровождения – технологии открытого образования.
15 Проектируемые результаты тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов Удовлетворенность профессиональной Де Самоактуализация в профессии Самостоятельность и инициатива Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс
16 Самоопределение В самом широком контексте под самоопределением будем понимать сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Другими словами, самоопределение является мыслительно- деятельностным способом реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы. Кем быть? Каким быть?
17 Самостоятельность под самостоятельностью следует понимать системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности
18 Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию. При взаимодействии человека и ситуации самостоятельность личности определяется наличием трех основных ее составляющих: Наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий, для проявления индивидуальной активности в данной ситуации. Она предполагает отсутствие внешнего принуждения к какой-либо деятельности, а также возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией. Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью механизмов взаимодействия человека и ситуации. Эти механизмы включают различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии. Они являются своеобразным связующим звеном, необходимым для взаимодействия человека и ситуации. Наличие, сформированности внутреннего активного начала. Под таким внутренним активным началом будем понимать наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия.
19 самоактуализация Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться - значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого. В российских исследованиях, посвящённых проблеме самоактуализации или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного развивающегося и деятельного (Зайцева Ю.Е., Козлов В.В., Коростылёва Л.А.). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется исследователями как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В.В.Козлов, Н.Н. Обозов) В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.
20 ИППР ИТПР Это программа образовательной и иной деятельности педагога, направленной на его профессиональное развитие, составленная на основе личностных и профессиональных интересов, потребностей и запросов ИППР позволяет учесть запросы и потребности, возможности педагога в условиях конкретного ОУ ИППР позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы профессиональной деятельности педагога, его методическое самообразование Это временной и пространственный порядок реализации ИППР. Учет запросов и потребностей, возможностей педагога, влияющих на его профессиональное развитие
21 ФУНКЦИИ ИППР Нормативная (нормативно определяет и обеспечивает, регулирует проф.развитие) Информационная (информирует о деятельности) в рамках проф.развития) Мотивационная (определяет цели, ценности и результаты профессионального развития ) Организационная (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы проф.развития) Самопределения (позволяет реализовать потребность в самопределении на основе реализации образовательного выбора, а также потребность в самоактуализации)
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контакты: Теров Андрей Александрович Телефон:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.