Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию - потенциал и реальность часть 1 Автор вебинара: Соболева О.Б – к.п.н., доцент каф. методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена
I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ФГОС Личностное требование к результатам обучения 11: «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».
ЕГЭ общая эрудиция межпредметные связи примеры в задании С9 (эссе)
Темы курса напрямую связанные с искусством: Искусство как часть духовной культуры. Искусство как форма познания мира. Народная, элитарная и массовая культура. Современная культура – постмодернизм.
II. НАГЛЯДНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
Наглядность - один из основных дидактических принципов обучения со времен Я.А. Коменского - изображения изучаемых явлений, воспринимаемые органами чувств
Виды наглядности предметная изобразительная словесная
Виды изобразительной наглядности символическая художественная текстовая
Символическая (условно-графическая) наглядность картысхемытаблицы диаграммы графикирисунки Огромное значение в изучении обществознания !!!
Виды художественной наглядности репродукциирисунки карикатурыкомиксы карикатуры комиксыплакатыфотографии (социальные, предметные, художественные)
Использование видов наглядности в разные периоды обучения обществознанию в России Умозаключение в форме силлогизма
Изменение динамики использования видов наглядности на разных ступенях обучения Художественная (рисунки, репродукции и фотографии, плакаты, карикатуры, комиксы). Условно-графическая (схемы и таблицы, графики и диаграммы). В некоторых учебниках обществознания для класса вообще нет иллюстраций.
III. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
всего в исследовании приняли участие 391 человек из них 302 из Санкт-Петербурга: 22 средних учебных заведений разного типа (школ, лицеев, гимназий, интернатов) 89 респондентов из 13 других регионов РФ Характеристика респондентов
Отношение к цветности учебника
Факторы повышения интереса к учебнику
Пожелания относительно видов наглядности в учебнике
IV. НАГЛЯДНОСТЬ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ( 5 КЛАСС )
1. Иллюстрированность в целом наиболее иллюстрированный и красочный учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова наименее иллюстрированный учебник А.Ф Никитина наивысшее качество полиграфии можно отметить в учебниках ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»
По способу изображения По объектам изображения (сколько и каких) По дидактическим функциям По отношению к тексту По атрибуции По наличию и типам заданий 2. Параметры анализа наглядности в учебнике
Условно-графическая наглядность по соотношению условно-графической и художественной наглядности – преобладает художественная из условно-графической доминируют схемы больше всего схем в учебнике под ред. А.И. Кравченко в учебнике Л.Н. Боголюбова нет таблиц, но только в них есть карта только в учебнике под ред. Г.А Бордовского есть диаграмма Важность разнообразия видов наглядности и как с ними работать!!!
Художественная наглядность в художественной наглядности в большинстве учебников преобладают фотографии в учебнике А.Ф. Никитина – есть только рисунки баланс между фотографиями, рисунками и репродукциями мы видим только в учебнике Л.Н. Боголюбова кроме того в нем есть одна карикатура
люди природа вторая природа символы ОБЪЕКТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ один объект целиком часть одного объекта несколько объектов
создают наглядное представление о предмете активизируют мыслительную деятельность усиливают эмоциональное воздействие развивают навыки визуального освоения мира воспитывают эстетическую культуру ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ Религии мира. В-Г. 7 класс.Государство. В-Г. 7 класс.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Л.Н. Боголюбов 5 класс Рембрандт. Возвращение блудного сына. Л.Н. Боголюбов
ВИЗУАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Фараон Тутанхамон с женой « Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с древнейших времен стали предметом изобразительного искусства. Присмотритесь внимательно к изображению. Какие качества в отношениях супругов оно иллюстрирует? Кравченко А.И. 5 класс.
Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию - потенциал и реальность часть 2
иллюстрируют текст (то же, что в тексте, но в иной форме) дополняют текст являются самостоятельным источником информации помогают понять и проанализировать текст, организует работу с текстом ОТНОШЕНИЕ К ТЕКСТУ
ИЛЛЮСТРИРУЮТ ТЕКСТ Задание: «Известно, что по сигналу «Тревога» солдат должен успеть одеться за 45 секунд. Сравните утреннюю церемонию пробуждения короля я с этим правилом. Что вам кажется наиболее приемлемым? ( Неизвестный художник. Пробуждение короля. (Туалет короля) XVII век Вентана-Граф. 5 класс
УТОПИЯ ДОПОЛНЯЮТ ТЕКСТ УТОПИЯ Вентана-Граф. 7 класс. На основе текста и иллюстрации расскажите, что вам нравится и что не нравится в утопическом государстве Т. Мора
ОРГАНИЗУЮТ РАБОТУ С ТЕКСТОМ Во время действия какой из советских конституций избирательная компания могла проводиться под лозунгами плаката? Воронцов Вентана-Граф. Право
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ Рассмотри репродукции картин и расскажи, как проводили свободное время раньше и как проводят его теперь. Боголюбов Л.Н. 5 класс.
Л.Н. Боголюбова (после небольшой исторической справки) Рассмотри надпись на памятнике и подумай, почему Кузьма Минин был назван гражданином? «Вентана-Граф»: Может ли один человек изменить ход истории? Гражданская ответственность
Запад или Восток? Вентана-Граф. 7 класс
Экономика. Типы экономических систем. Экономика. Типы экономических систем. Вентана-Граф. 9 класс ЗАДАНИЕ: Докажите, что изображения характеризуют именно централизованную экономику
V. ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Американский учебник 7 класса
Турецкий учебник 7 класса
учебник-тетрадь
Немецкий учебник выпускного класса
Карикатуры (Израиль)Комиксы (Бельгия)
ФинляндияПсихология Сальвадор Дали. Сон, вызванный полетом пчелы. Старшие классы!!!!! Заданий нет! КАЧЕСТВО ПОЛИГРАФИИ
ФИНЛЯНДИЯ ПСИХОЛОГИЯ Происхождение термина «Психология» иллюстрация к тексту задания нет Франсуа Жерар ( ) Амур и Психея.
Главные особенности Очень много иллюстраций Иллюстрации разного вида Методика работы с иллюстрациями разного вида Высокое качество полиграфии Старшие классы – не исключение!!!
ВЫВОДЫ
ТРЕБОВАНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНИКЕ Нумерация Полная атрибуция Всех видов Наличие заданий Памятки по работе с иллюстрациями Образцы выполнения задании по памяткам Постепенное усложнение заданий Создание банка оптимальных иллюстраций
Спасибо за внимание!