Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию - потенциал и реальность часть 1 Автор вебинара: Соболева О.Б – к.п.н., доцент каф. методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ Дитя мыслит образами, звуками, красками К.Д. Ушинский Ирина Адриановна Серикова кандидат педагогических наук,
Advertisements

LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Работа с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
УМК по химии под редакцией Н.Е. Кузнецовой. При выборе УМК необходимо учитывать: Особенности общеобразовательного учреждения (статус учреждения) Уровень.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Методы обучения в коррекционной школе. (по Е.Д. Худенко) М.А. Расулова ГОУ СО «Берёзовская СКШИ»
Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.
Методический паспорт учебного проекта Автор: учитель математики Фёдорова Н.В. МОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского»
Тема Формирование коммуникативной компетентности на уроках биологии через внедрение ИКТ технологии Учитель биологии МБОУ СОШ 13 г.Александрова Герасимова.
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Дидактическое и методическое обеспечение образования. Образовательная область «Филология» Кафедра языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Аукштыкальните А.Д., учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 27»
1 Творческий проект Выполнили проект: Бойко Сергей Цивинская Виктория Руководитель: Фокина А.Д. учитель технологии Геройская ОШ.
Реализация требований ФГОС в УМК «Начальная инновационная школа»
Формирование учебно- информационных умений на уроках истории Юркин Виктор Юрьевич, учитель истории.
Предмет: Обществознание Тип урока: изучение нового материала на основе обобщения знаний. Тема: Демократическое, правовое государство и гражданское общество.
Определение планируемых результатов освоения основной образовательной программы 9 февраля 2011г.
Транксрипт:

Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию - потенциал и реальность часть 1 Автор вебинара: Соболева О.Б – к.п.н., доцент каф. методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ФГОС Личностное требование к результатам обучения 11: «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера».

ЕГЭ общая эрудиция межпредметные связи примеры в задании С9 (эссе)

Темы курса напрямую связанные с искусством: Искусство как часть духовной культуры. Искусство как форма познания мира. Народная, элитарная и массовая культура. Современная культура – постмодернизм.

II. НАГЛЯДНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ

Наглядность - один из основных дидактических принципов обучения со времен Я.А. Коменского - изображения изучаемых явлений, воспринимаемые органами чувств

Виды наглядности предметная изобразительная словесная

Виды изобразительной наглядности символическая художественная текстовая

Символическая (условно-графическая) наглядность картысхемытаблицы диаграммы графикирисунки Огромное значение в изучении обществознания !!!

Виды художественной наглядности репродукциирисунки карикатурыкомиксы карикатуры комиксыплакатыфотографии (социальные, предметные, художественные)

Использование видов наглядности в разные периоды обучения обществознанию в России Умозаключение в форме силлогизма

Изменение динамики использования видов наглядности на разных ступенях обучения Художественная (рисунки, репродукции и фотографии, плакаты, карикатуры, комиксы). Условно-графическая (схемы и таблицы, графики и диаграммы). В некоторых учебниках обществознания для класса вообще нет иллюстраций.

III. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

всего в исследовании приняли участие 391 человек из них 302 из Санкт-Петербурга: 22 средних учебных заведений разного типа (школ, лицеев, гимназий, интернатов) 89 респондентов из 13 других регионов РФ Характеристика респондентов

Отношение к цветности учебника

Факторы повышения интереса к учебнику

Пожелания относительно видов наглядности в учебнике

IV. НАГЛЯДНОСТЬ В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ( 5 КЛАСС )

1. Иллюстрированность в целом наиболее иллюстрированный и красочный учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова наименее иллюстрированный учебник А.Ф Никитина наивысшее качество полиграфии можно отметить в учебниках ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ»

По способу изображения По объектам изображения (сколько и каких) По дидактическим функциям По отношению к тексту По атрибуции По наличию и типам заданий 2. Параметры анализа наглядности в учебнике

Условно-графическая наглядность по соотношению условно-графической и художественной наглядности – преобладает художественная из условно-графической доминируют схемы больше всего схем в учебнике под ред. А.И. Кравченко в учебнике Л.Н. Боголюбова нет таблиц, но только в них есть карта только в учебнике под ред. Г.А Бордовского есть диаграмма Важность разнообразия видов наглядности и как с ними работать!!!

Художественная наглядность в художественной наглядности в большинстве учебников преобладают фотографии в учебнике А.Ф. Никитина – есть только рисунки баланс между фотографиями, рисунками и репродукциями мы видим только в учебнике Л.Н. Боголюбова кроме того в нем есть одна карикатура

люди природа вторая природа символы ОБЪЕКТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ один объект целиком часть одного объекта несколько объектов

создают наглядное представление о предмете активизируют мыслительную деятельность усиливают эмоциональное воздействие развивают навыки визуального освоения мира воспитывают эстетическую культуру ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ Религии мира. В-Г. 7 класс.Государство. В-Г. 7 класс.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Л.Н. Боголюбов 5 класс Рембрандт. Возвращение блудного сына. Л.Н. Боголюбов

ВИЗУАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Фараон Тутанхамон с женой « Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с древнейших времен стали предметом изобразительного искусства. Присмотритесь внимательно к изображению. Какие качества в отношениях супругов оно иллюстрирует? Кравченко А.И. 5 класс.

Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию - потенциал и реальность часть 2

иллюстрируют текст (то же, что в тексте, но в иной форме) дополняют текст являются самостоятельным источником информации помогают понять и проанализировать текст, организует работу с текстом ОТНОШЕНИЕ К ТЕКСТУ

ИЛЛЮСТРИРУЮТ ТЕКСТ Задание: «Известно, что по сигналу «Тревога» солдат должен успеть одеться за 45 секунд. Сравните утреннюю церемонию пробуждения короля я с этим правилом. Что вам кажется наиболее приемлемым? ( Неизвестный художник. Пробуждение короля. (Туалет короля) XVII век Вентана-Граф. 5 класс

УТОПИЯ ДОПОЛНЯЮТ ТЕКСТ УТОПИЯ Вентана-Граф. 7 класс. На основе текста и иллюстрации расскажите, что вам нравится и что не нравится в утопическом государстве Т. Мора

ОРГАНИЗУЮТ РАБОТУ С ТЕКСТОМ Во время действия какой из советских конституций избирательная компания могла проводиться под лозунгами плаката? Воронцов Вентана-Граф. Право

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ Рассмотри репродукции картин и расскажи, как проводили свободное время раньше и как проводят его теперь. Боголюбов Л.Н. 5 класс.

Л.Н. Боголюбова (после небольшой исторической справки) Рассмотри надпись на памятнике и подумай, почему Кузьма Минин был назван гражданином? «Вентана-Граф»: Может ли один человек изменить ход истории? Гражданская ответственность

Запад или Восток? Вентана-Граф. 7 класс

Экономика. Типы экономических систем. Экономика. Типы экономических систем. Вентана-Граф. 9 класс ЗАДАНИЕ: Докажите, что изображения характеризуют именно централизованную экономику

V. ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Американский учебник 7 класса

Турецкий учебник 7 класса

учебник-тетрадь

Немецкий учебник выпускного класса

Карикатуры (Израиль)Комиксы (Бельгия)

ФинляндияПсихология Сальвадор Дали. Сон, вызванный полетом пчелы. Старшие классы!!!!! Заданий нет! КАЧЕСТВО ПОЛИГРАФИИ

ФИНЛЯНДИЯ ПСИХОЛОГИЯ Происхождение термина «Психология» иллюстрация к тексту задания нет Франсуа Жерар ( ) Амур и Психея.

Главные особенности Очень много иллюстраций Иллюстрации разного вида Методика работы с иллюстрациями разного вида Высокое качество полиграфии Старшие классы – не исключение!!!

ВЫВОДЫ

ТРЕБОВАНИЯ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНИКЕ Нумерация Полная атрибуция Всех видов Наличие заданий Памятки по работе с иллюстрациями Образцы выполнения задании по памяткам Постепенное усложнение заданий Создание банка оптимальных иллюстраций

Спасибо за внимание!