Цель: Выяснить причины необходимости предоставления медицинских услуг государством бесплатно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
Advertisements

Права граждан в системе медицинского страхования. Выполнили: Учащиеся 9 класса Гордеева О. Мингалимова Л. Руководитель: Учитель истории Ромашкина М.М.
(Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения) Краткое методическое пособие.
Основы медицинского страхования граждан РФ Преподаватель: Помазанова Е.В.
Система предоставления населению необходимой медицинской помощи приобретает в современных условиях значение жизненно важной для сохранения общества и.
1. Что такое обязательное медицинское страхование?
Работа с гражданами в условиях ОМС Прокофьева Ю.В. Начальник информационно-справочного сектора Управления организации защиты прав застрахованных граждан.
Кыргызская Республика Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения КР Права пациентов и их реализация в Кыргызской Республике.
Этические и юридические аспекты в области защиты прав пациентов Шевчук С. – юрист программы ЗдравПлюс.
Выбор медицинской организации и врача при оказании медицинской помощи Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
Судебная защита прав пациентов 1. Cтатья 13 Конституции РК: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод». «Каждый имеет право на получение.
Выбор медицинской организации и врача при оказании медицинской помощи Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
ЗАКОН РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ «О ЗДРАВООХРАНЕНИИ» ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ УО «БГМК» МИЛЬКО-ЧЕРНОМОРЕЦ.
Сила профсоюза – в ее массовости, в сплоченности членов, в энергичном и принципиальном профсоюзном комитете, который: Протягивает руку помощи! Решает.
Практическая реализация Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология" Национальная Ассоциация клинического питания Вице-президент.
Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
(Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения) Краткое методическое пособие.
Система обязательного медицинского страхования в РФ.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
Содержание постановления Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских.
Транксрипт:

Цель: Выяснить причины необходимости предоставления медицинских услуг государством бесплатно.

Действительно, Конституция Украины (в дальнейшем по тексту - КУ) признала жизнь и здоровье человека наивысшей социальной ценностью и провозгласила государство гарантом обеспечения и утверждения прав и свобод человека (ст. 3 КУ). Признав своим приоритетным направлением заботу об охране здоровья человека, государство прописывает и процесс реализации этой конституционной нормы: …здравоохранение обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется безоплатно. (ст. 49 КУ). Прочитав ст. 49 КУ рядовые граждане понимают, что им государством гарантировано получение бесплатной медицинской помощи по средствам государственного финансирования. Но чего конкретно? Каких-то программ. Что такое программы и как они конкретно обеспечивают получение бесплатной медицинской помощи конкретным пациентом, к сожалению, государство не написало. Однако, поставила отвечать за реализацию гарантий на бесплатную медицинскую помощь каждого конкретного медицинского работника государственного или коммунального ЛПЗ. Конечно, не нормативно-правовыми актами, а реалиями жизни. На самом деле, о финансировании системы здравоохранения на остаточном принципе знают все. Но, заболев, каждый конкретный пациент хочет получить качественную медицинскую помощь и обязательно бесплатно. Получить он ее хочет не виртуально задекларированную, а реальную здесь и сейчас от конкретного медицинского работника. И в момент требования такой помощи пациента не интересует факт того, что ЛПЗ получил на предоставление бесплатной помощи аж 7% от реально необходимого. И что для предоставления качественной медицинской помощи врача не обеспечили не только лекарственными средствами, но и элементарными средствами индивидуальной защиты, не говоря уже о мизерной оплате труда и т.д. Вот и выходит замкнутый круг. Вот и выходит замкнутый круг. Оптимисты, конечно, вспоминают о ст. 46 КУ, где провозглашено, что за счет взносов в Фонд по общеобязательному государственному социальному страхованию граждане имеют право на обеспечение социальной защиты в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности. Собрав фискальные документы, они пытаются получить возмещение расходов на лечение в судебном порядке. Однако, таких осведомленных граждан немного. Кроме того, не все знают, что ответчиком в таких делах должно быть государство, а не конкретный врач или ЛПЗ (ст. 56 КУ). На наш взгляд, попытка оказать тотальную бесплатную медицинскую помощь – это утопия. Для решения этой сложной проблемы государство Украина, во-первых, должно внести изменения в ст. 49 КУ касательно сужения круга предоставления бесплатных медицинских услуг. Реально реализовывать декларативную норму о развитии негосударственных (частных) ЛПЗ, возможно, с дополнительными льготами в налогообложении. Таким образом, государство предоставит возможность ввести здоровую конкуренцию среди государственных и частных медицинских учреждений, а человеку – возможность выбрать оптимальный ЛПЗ с медицинскими услугами того качества, которое пациент желал бы получить. Во-вторых, широко ввести смешанную накопительную систему страхования жизни и здоровья человека на основании его паспорта здоровья: общеобязательное государственное, добровольное человека и обязательное за счет работодателя, - что позволит человеку всегда иметь определенные гарантированные средства на случай нетрудоспособности и оплаты медицинских услуг. И, конечно, такие реформы должны в корне изменить условия работы и оплаты труда медицинских работников. Они должны обеспечить уровень заработной платы не ниже среднего для промышленности с поправкой на высокую интеллектуальность труда медицинских работников. Кроме того, обеспечить рабочее место каждого медицинского работника необходимыми условиями и орудиями труда, чтобы он не чувствовал постоянного страха, например, заразиться ВИЧ-инфекцией.

Платная медицина вредна для современной экономики, - уверены многие российские эксперты. По их общему мнению, услуги за деньги были вынужденной мерой в 1990-е годы, тогда они помогали обновить инфраструктуру здравоохранения. Сейчас же они поддерживают недобросовестную конкуренцию, искривляют рынок и развращают врачей. Цель бесплатной медицины - делать людей здоровыми, а платной – получать прибыль. Это отличие настолько принципиально, что Федеральная антимонопольная служба намерена законодательно закрепить запрет государственным лечебно-профилактическим учреждениям оказывать платные услуги. В этом случае система здравоохранения претерпит серьезные изменения и будет разделена на отдельные платные клиники и на общедоступные бесплатные медицинские учреждения.

Во сколько обойдется визит к врачу? Выявление ранних сроков беременности 32 грн. Иммунограмма 144 грн. Консультация невропатолога 128 грн. Консультация гастроэнтеролога 130 грн. Консультация уролога 133 грн. Консультация эндокринолога 134 грн. Консультация маммолога-онколога 135 грн. Консультация кардиолога 132 грн. Консультация аллерголога 132 грн. Консультация офтальмолога 131 грн. Консультация гинеколога 116 грн. Консультация гинеколога с осмотром в гинекологическом кресле 136 грн. Консультация отоларинголога 132 грн. Консультация сексопатолога-андролога 182 грн. Консультация хирурга 131 грн.

Такого не может быть! «Медицина в Украине может быть платной», – ответит вам любой юрист. Существует перечень платных услуг, которые могут оказываться в государственных больницах и поликлиниках. Его еще в 2002 году утвердил Кабмин. И только Кабмин может вносить изменения в этот список. Напомним, согласно вышеупомянутому постановлению Кабинета Министров ныне существует перечень тех медицинских услуг, за которые можно брать деньги с народа. Например, всем известно, что красота требует жертв, в том числе и денежных «пожертвований». Вот поэтому услуги пластического хирурга могут быть платными (исключение – операции по медицинским показаниям, например, исправление врожденного дефекта, такого как «заячья губа»). Кроме того, в список возможных платных услуг входят: анонимное обследование и лечение больных алкоголизмом и наркоманией, лечение бесплодия, оздоровительный массаж, гимнастика, бальнеологические процедуры, операции искусственного прерывания беременности (кроме абортов по медицинским и социальным показателям), медицинские осмотры (для получения выездной визы, профосмотры при приеме на работу, осмотры для получения водительских прав). А также в этот список входят «услуги» по протезированию, коррекции зрения при помощи очков и контактных линз, проведение профилактических прививок. Официально разрешается брать деньги и за диагностику с помощью дорогостоящих приборов (ядерно-магнитный резонанс, УЗИ и др.) и некоторые анализы (к примеру, определение уровня холестерина). В мэрии же давно действующее постановление сегодня расценивают по-своему. Вследствие чего и появился проект распоряжения «Об установлении тарифов на платные услуги, которые предоставляются лечебно-профилактическими государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения».

11 июля 2002 года постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2002 г. N 955 утверждена программа предоставления гражданам гарантированной государством бесплатной медицинской помощи. Во втором разделе программы определен перечень видов бесплатной медицинской помощи. В частности государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения должна подадаватись бесплатная медицинская помощь следующих видов: Скорая и неотложная помощь - на догоспитальном этапе станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, пунктами неотложной медицинской помощи в состоянии, которое угрожает опасности жизни человека; Амбулаторно-поликлиническая; Стационарная - в случае любого острого заболевания и в неотложных случаях, когда требуется интенсивное лечение больного, круглосуточное медицинское наблюдение и госпитализация человека, в том числе по эпидемическим показаниям, детям, беременным и роженицам, больным по направлениям медико-социальных экспертных комиссий, врачебно-консультативных комиссий; Неотложная стоматологическая помощь боьному (в полном объеме - детям, инвалидам, пенсионерам, студентам, беременным, женщинам, имеющим детей до 3 лет); Доврачебная медицинская помощь сельским жителям; Санаторно-курортная помощь инвалидам и больным в специализированных и детских санаториях; Содержание детей в домах ребенка; Медико-социальная экспертиза потери трудоспособности.

По официальной статистике Министерства здравоохранения, количество вакантных должностей врачей в Украине - 46 тысяч 962 человека. Об этом сообщил министр здравоохранения Александр Анищенко на итоговой коллегии Минздрава.

«Платные услуги не нужно вводить, они уже есть. Бесплатной медицины не бывает. Кто- то всегда платит. Речь идет о том, оплачивает ли это государство или же сам частный пациент. Платные услуги есть. Важно, чтобы в наших условиях мы обеспечили необходимым набором медицинских услуг все население на безоплатной основе. Откуда возьмутся деньги? Мы должны работать в рамках тех бюджетных средств, которые на данный момент есть – это примерно 3,5 – 3,7% ВВП», - сказала Ирина Акимова.Бесплатной медицины По ее словам, бюджетные средства необходимо рационально и качественно использовать. «Это то, что называется программно-целевой метод, когда больнице предоставляется широкая возможность самой распоряжаться деньгами», - добавила замглавы Администрации президента.

Господин Сердюк считает, что, сделав медицину платной, можно будет четко контролировать все проплаты. Но к этому вопросу надо подходить постепенно, обдуманно, а не рубить сплеча, представляя новоиспеченные прейскуранты.

Скорая помощь.Согласно закону, любое критическое состояние должно купироваться в ближайшей доступной больнице: «Ургентная (скорая) помощь должна предоставляться ближайшим медицинским учреждением, независимо от формы его собственности, если такое учреждение может предоставить такую помощь». Это «если» относится исключительно к профильности заведения. Иными словами, если вы придете в стоматологию с проблемами гинекологического характера, вполне логично, что вам не смогут помочь. Но если вы обратитесь в дорогую частную клинику с кровотечением, которое необходимо срочно остановить, вам просто обязаны оказать такую помощь, более того, вы не должны за это платить! Существуют специальные государственные фонды, которые компенсируют медицинским учреждениям затраты на предоставление скорой помощи. Будь уверена, ни один врач не имеет права оставить без внимания пациента в состоянии, которое угрожает его здоровью и жизни. Однако важно понимать, что скорая не предоставляет полноценное лечение. В ее в обязанностях стабилизировать критическое состояние, рекомендовать лечение по месту прописки/жительства, при необходимости транспортировать пациента в стационар. Никаких рекомендаций относительно приема лекарств или советов по поводу лечения скорая помощь давать не может!

Количество людей, получивших бесплатную медицинскую помощь?

Если тебя не устраивает обслуживание участковым врачом, ты можешь в письменном виде пожаловаться главврачу, зарегистрировав претензию в приемной или в канцелярии. На такую жалобу обязательно должна быть реакция. Однако, как показывает практика, главврач не всегда заинтересован и способен решить вопрос. Собрав доказательства или имея свидетелей правонарушения, ты можешь обратиться с жалобой в управление здравоохранения при местной администрации или в милицию. Если нанесен серьезный моральный или материальный вред, ты можешь подать иск в суд с требованием получить компенсацию. На сегодняшний день известно много судебных решений в пользу пациентов. Нельзя сбрасывать со счетов общественные организации, которые могут предоставить бесплатную юридическую или консультативную помощь, а иногда даже представлять интересы пациентов в суде. Если дело касается частных клиник или связано с лекарствами, можно привлечь организации, которые занимаются защитой прав потребителей. Как видишь, существует много способов защитить свои права, главное – понимать, что именно нарушено, и уметь это доказать.

В Украине государство ежегодно выделяет 4% ВВП на нужды здравоохранения. То есть, в 2008 году затраты на охрану здоровья составили 32,1 млрд. грн., в 2009 году - чуть больше 36 млрд. грн., а в 2010 году - 40 млрд. грн. В среднем же на одного гражданина приходится около грн. бюджетных денег в год. Для сравнения, в США в 2009 году потрачено $6719 на человека, в Германии - $3465, в России - $698, в Китае - $216. На стационарное медицинское обслуживание народных депутатов и руководящего состава органов государственной власти (около 500 человек) государство только в 2011 году потратит свыше 200 млн. грн. Немалые деньги из бюджета уходят на разного рода загадочные исследования и обслуживание госструктур. И это в то время, когда системе здравоохранения необходимы глубокие структурные изменения, обновление материальной базы, а также оптимизация оплаты труда врачей и медперсонала. Кроме того, на стационарное медицинское обслуживание народных депутатов и руководящего состава органов государственной власти (около 500 человек) государство только в 2011 году потратит свыше 200 млн. грн. Для сравнения, на фундаментальные медицинские исследования предусмотрено только 13 млн. грн., на прикладные научно-технические разработки и на поддержку подготовки кадров - 42 млн. грн. Результат налицо. Эксперты медицинского рынка считают, что целесообразнее направить основной поток финансирования в медицинские учреждения первичного звена оказания медицинской помощи - то есть клиники, которые должны взять на себя 80-90% всех обращений пациентов. "Сейчас основной поток идёт на стационары, что не даёт возможности врачам поликлиник оказывать необходимый спектр услуг на уровне первичного звена. Стационары и специалисты узкого профиля перегружены, по сути, не профильными консультациями, а госпитализациями - теми, которых должны взять на себя семейные доктора", - подчеркивает руководитель управления личного страхования СК "Добробут" Виктор Дмитренко. Еще один путь - система так называемого "подушевого" финансирования, когда деньги выделяются не на койко- день, а на человека. "Для оптимального функционирования такой системы сумма финансирования должна находиться в пределах не менее 1000 грн. на человека в год при условии охвата хотя бы 75-80% населения страны. В таком случае сработает основной принцип страхования: здоровый платит за больного, и оказываемая медицинская помощь будет достаточно качественной", - считает Виктор Дмитренко. Для оптимального функционирования такой системы сумма финансирования должна находиться в пределах не менее 1000 грн. на человека в год при условии охвата хотя бы 75-80% населения страны Также высказываются предложения полностью приватизировать все медицинские структуры, превратив медицину в официально платную, и компенсировать из бюджета лечение только малоимущих слоев населения. Проблема в том, что для реализации любого из сценариев реформирования здравоохранения необходим контроль и прозрачное распределение бюджетных средств, что чиновникам явно невыгодно. Поэтому пока выбор у людей небогат: продолжать платить взятки врачам, приобретать медицинскую страховку либо обращаться за услугами в частные клиники.

Еще года полтора назад вице-премьер Сергей Тигипко очень метко озвучил проблему отечественной системы здравоохранения. По его мнению, пока люди будут платить за койко-места, а не за услуги, коррупция среди врачей будет только процветать. Дело даже не в том, что украинская медицина находится в руках государства. Существуют ведь страны, где и государственная система здравоохранения функционирует успешно. Например, медицинские системы Норвегии и Швеции, известные высокими стандартами медицинского обеспечения, почти полностью финансируются государством. Уровень затрат на здравоохранение - около 9% ВВП. Пациенты оплачивают только около 5% стоимости услуг. Источник финансирования такой щедрости - налоги. В скандинавских странах уровень их чрезвычайно высок - до 50%. Медицинская система децентрализована - существуют несколько уровней: муниципальный, областной и государственный. На уровне государства осуществляется только регламентирование и контроль. Медицинские системы Норвегии и Швеции, известные высокими стандартами медицинского обеспечения, почти полностью финансируются государством. Уровень затрат на здравоохранение – около 9% ВВП В Великобритании на здравоохранение тратится около 8,5% ВВП. Там большинство медицинских услуг также предоставляется бесплатно посредством общенациональной службы National Health Service. Только за некоторые услуги приходится платить. Например, за выписанные врачом лекарства, вакцинацию для путешествий в экзотические страны, стоматологическую помощь и лечение заболеваний глаз. Правда, и там есть недостатки - зарплата врачей зависит от количества, а не от качества услуг. Так что последнее может страдать. Даже в США, где большинство медицинских услуг находятся в частных руках и являются платными, существует система бесплатного медобслуживания для отдельных категорий населения. Она представлена Федеральной системой помощи неимущим, Детской программой медицинского страхования и Программой здравоохранения ветеранов. Правда, правительство Штатов уже не раз признавало существующую систему недостаточно эффективной, так как она обеспечивает полноценное страхование только 15% американцев. Именно поэтому США задумались о реформе и в течение следующих 10 лет потратят на реформу здравоохранения почти $900 млрд. А вот Франция, Германия, Италия и Австрия - это страны, сделавшие ставку на страховую медицину, которую хотят внедрить и в Украине. Большинство населения в этих странах охвачено обязательным медицинским страхованием. Медучреждения финансируются из государственного страхового фонда, пополняемого за счет взносов граждан. Кроме того, в этих странах развито также добровольное медицинское страхование, что обеспечивает высокую защищенность и достаточное покрытие населения широким спектром медицинских услуг

Анализ тенденций развития здравоохранения в Украинепоказал, что существуют следующие предпосылки для развития платных медицинских услуг: 1) бюджетное финансирование не в состоянии обеспечить развитие материально-технической базы, наращивание научно-практического потенциала, материальное стимулирование медработников; 2) спрос со стороны населения, предприятий на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре; 3) создание законодательной базы для оказания платных медицинских услуг.