1 КРУГЛЫЙ СТОЛ «БИЗНЕС НА ТЕРРИТОРИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» Г. МОСКВА, 27 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА 1 Развитие правового регулирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Advertisements

Открытость государственных органов: органов: понятие, элементы, НПА, понятие, элементы, НПА, мониторинг, стандарт мониторинг, стандарт Презентацию подготовила.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Государственный контроль и надзор: что думает бизнес 1.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Ильина Любовь Петровна- заместитель начальника Государственного управления образования Псковской области.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Р.Х. Марданов, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Банка России СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ –
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ( годы)
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Предложения Межрегионального общественного движения (МОД) «Движение против рака» по дальнейшему совершенствованию медицинской помощи населению Российской.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
Транксрипт:

1 КРУГЛЫЙ СТОЛ «БИЗНЕС НА ТЕРРИТОРИИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» Г. МОСКВА, 27 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА 1 Развитие правового регулирования контрольно- надзорной деятельности в Российской Федерации, Республиках Казахстан и Беларусь Ведущий научный сотрудник ИЗиСП, Оксана Олеговна Журавлева

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РБ дублирование полномочий и функций контрольных и надзорных органов; недостаточная открытость деятельности контрольно-надзорной системы и ее результатов (результаты проверок не публикуются, имеет место фрагментарное освещение результатов в печати, отсутствует статистика аварий, нарушений безопасности, несчастных случаев в регулируемых сферах); постоянное расширение видов контроля и надзора, которые не охватываются Указом 510 Президента РБ; нет общественного контроля (кроме профсоюзов); отсутствие ежегодного открыто публикуемого мониторинга состояния контрольной и надзорной деятельности в РБ, а также в отдельных органах; отсутствие единой системы подходов к ведению ведомственной отчетности РК (Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы) избыточное дублирование контрольно- надзорных функций; недостаточная открытость деятельности контрольно-надзорной системы и результатов ее деятельности (результаты проверок не публикуются, имеет место фрагментарное освещение результатов в печати, отсутствует статистика аварий, нарушений безопасности в регулируемых сферах); несовершенство действующей системы управления рисками при планировании проверок (небольшой перечень критериев, простые методики, отсутствие принципа проверки на противоречивость показателей), не все органы используют СУР; неопределенность на уровне закона критериев изменения группы риска и соответствующих процедур; избыточность и пересечение сфер контроля и надзора; постоянное увеличение сфер контроля и надзора, которые выводятся из под действия Закона РК «О контроле и надзоре в РК»; несоразмерность санкций и широкий диапазон, как следствие слишком широкое усмотрение при назначении наказаний; отсутствие ежегодного открыто публикуемого мониторинга состояния контрольной и надзорной деятельности в РК, а также в отдельных органах; отсутствие единой системы подходов к ведению ведомственной отчетности РФ (в том числе, по данным Доклада Министерства экономического развития Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) 2013 г. ): дублирование отдельных видов контроля; неоправданно высокая степень усмотрения должностных лиц при проведении проверок; отсутствие системы учета рисков при планировании всех проверок; отсутствие разграничений полномочий по осуществлению государственного надзора со стороны гражданских и силовых ведомств; непосредственное возбуждение дела об административном правонарушении как легальная возможность проведения дополнительной внеплановой проверки; проблемы правоприменительной практики в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, неоправданно высокие санкции за нарушение обязательных требований; неопределенность в отношении того, распространяется ли Закон 294-ФЗ на отдельные виды контроля или нет; наличие значительного количества видов контроля (надзора), в отношении которых гарантии Закона 294-ФЗ не распространяются или распространяются не в полной мере, их число постоянно растет; отсутствие публикаций о результатах проверок; неопубликование статистики неблагоприятных случаев по контролируемым областям, а также сопоставления влияния проверок на деятельность подконтрольных субъектов и последующее состояние всей сферы РБ РК РФ

3 ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ СИСТЕМ РБ, РК, РФ ИСХОДЯ ИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОЭСР (ОБОБЩЕНИЕ ЛУЧШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТРАН ОЭСР) ПринципРБРКРФ Обоснованность контроля и надзора имеющимися данными и сведениями (определенность предмета проверки, способ обоснования данными и доказательствами, регулярная оценка результативности КНД) +++ Приоритет использования возможностей рыночных механизмов, частноправового сектора и сил гражданского общества для поддержания соблюдения законодательства по сравнению с проведением государством проверок -- + (СРО) Использование системы оценки рисков (риск-ориентированного подхода) и соразмерность++–/+ Гибкость регулирования (контрольно-надзорные мероприятия должны быть согласованы с профилем и характером ведения отдельных видов предпринимательской деятельности) +++ Наличие государственной политики в сфере контроля и надзора (наличие долгосрочной стратегии и дорожных карт ее реализации) ___ Координация осуществления проверочных функций с максимально возможной консолидацией (снятие избыточного дублирования и перекрытия функций, минимизация бремени проверок, ложащегося на проверяемого субъекта и максимизация эффективности) + _ – Обеспечение прозрачности, профессионализма и ориентированности на результат надлежащей структурой управления и кадровой политикой Использование информационных и коммуникационных технологий для максимально возможной концентрации проверок на рисковых областях, координации и совместного использования информации, а также для оптимального использования публичных ресурсов Обеспечение публичной властью ясности правил и процессов контроля и надзора Прозрачность и соблюдение законодательства должны быть обеспечены через использование таких инструментов как руководства, проверочные листы ++–/+

4 принять концепции повышения эффективности контрольно- надзорных систем, подготовить дорожные карты по их реализации, осуществлять ежегодный мониторинг и опубликовывать его результаты; опубликовывать результаты проверок и иных форм контроля, статистику аварий и несчастных случаев по контролируемым областям, а также результаты сопоставления влияния проверок на деятельность подконтрольных субъектов и последующее состояние контролируемой (поднадзорной) сферы при условии соблюдения гарантий основных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, требований национальной безопасности; ежегодно готовить и опубликовывать доклады, отражающие состояние контрольно-надзорной деятельности в государствах РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВАМ-УЧАСТНИКАМ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:

5 РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВАМ-УЧАСТНИКАМ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (1): закрепить в концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности общие единые принципы осуществления контрольной и надзорной деятельности (в том числе: презумпции добросовестности проверяемого субъекта; приоритета предупреждения и профилактики нарушений законодательства; планирования контрольной и надзорной деятельности на основе системы управления рисками); выработать критерии оценки эффективности национальных контрольно-надзорных систем в сфере регулирования предпринимательской деятельности, принять единые статистические индикаторы, позволяющие их оценивать и сопоставлять их эффективность, в том числе в разрезе малых, средних и крупных субъектов предпринимательства, а также по отраслям; проводить на регулярной основе сопоставительное исследование состояния национальных контрольно-надзорных систем, а также ход реализации концепций государственного регулирования предпринимательской деятельности, выявлять лучший опыт и вырабатывать рекомендации по совершенствованию национального нормативно-правового регулирования и практики правоприменения;

6 РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВАМ-УЧАСТНИКАМ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (2): использовать при регулировании отношений в сфере предпринимательства преимущественно гражданско-правовые меры воздействия по сравнению с административно- правовыми мерами во всех случаях, когда это возможно без ущерба безопасности потребителя, нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц ; осуществлять регулярный функциональный анализ национальных мер административно- правового воздействия и практики их применения государствами членами ТС с целью исключения несоразмерности, дублирования на основе синхронизированного по сферам анализа плана, информационный обмен по определенным согласованным сторонами формам внутри ТС с предоставлением информации ЕЭК; осуществлять регулярный анализ национальных мер административно-правового воздействия в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и практики их применения государствами членами ТС не только с учетом количества и размера наложенных штрафов, но и улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществлять информационный обмен по определенным согласованным сторонами формам внутри ТС с предоставлением информации ЕЭК;

7 РЕКОМЕНДАЦИИ ГОСУДАРСТВАМ-УЧАСТНИКАМ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (3): осуществлять регулярный мониторинг (сопоставление) изменений в национальных системах мер административного воздействия и практики их применения, а также степени восприятия (имплементации) национальным законодательством рекомендованных наднациональными органами подходов; проводить регулярный анализ национальных мер административно-правового воздействия в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и практики их применения государствами членами ТС не только с учетом количества и размера наложенных штрафов, но и улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществлять информационный обмен по определенным согласованным сторонами формам внутри ТС с предоставлением информации ЕЭК с использованием ИИСВВТ ; осуществлять регулярный мониторинг (сопоставление) изменений в национальных системах мер административного воздействия и практики их применения, а также степени восприятия (имплементации) национальным законодательством рекомендованных наднациональными органами подходов.

8 Благодарю за внимание