Cистемная инженерия PraxOS Версия 1.0. 22-май-142 системная инженерия: это выгодно Системная инженерия -- это способ уменьшить затраты за счет исключения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подход системной инженерии к управлению жизненным циклом PraxOS Версия 1.01.
Advertisements

Система управления жизненным циклом строительства и модернизации производственной системы. Возможности применения стандартов системной инженерии ISO 15288,
ISO/IEC 15288:2008 Системная инженерия - процессы жизненного цикла систем PraxOS версия 1.0.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Подход системной инженерии к управлению жизненными циклами объектов использования атомной энергии 26 марта 2009 г.
Модернизация – инженерный взгляд на проблему. Объектом управления при решении задачи модернизации является Инновация. В соответствии с логикой закона о.
СИСТЕМНЫЙ ИНЖИНИРИНГ 1. Со второй половины 20 века существенно возросла сложность проектируемых объектов и характер их воздействие на общество и на окружающую.
Тел.: (+7 499) , интернет: © 2009 ООО«Баллистика» Технологический процесс создания сайта Путь успешного внедрения, минимизация.
Что служба главного инженера подрядчика должна знать о проекте АЭС Конев Ю.Н. – Заведующий лабораторией современных технологий проектирования АЭС НИУ МЭИ.
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
Лекция 3. Структурная декомпозиция работ проекта.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Управлять производством: Опыт и результаты ЗАО «Невский завод» Воронцова И.Г. ЗАО «ЭП-Аудит»
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
2 Модель ЖЦ ИС – это структура, описывающая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения в.
Лекция 3. Структурная декомпозиция работ проекта.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Новое в ITIL v.3: От теории к практике Москва, 2008 Бартенева Мария руководитель отдела ITSM-консалтинга.
Транксрипт:

Cистемная инженерия PraxOS Версия 1.0

22-май-142 системная инженерия: это выгодно Системная инженерия -- это способ уменьшить затраты за счет исключения переделок (исправлений разных типов ошибок). Уменьшает коэффициент экспоненты убытков на масштабе, поэтому зависит от масштаба проекта. Уменьшение стоимости для Мелких проектов на 18% (при оптимальной доле работ системной инженерии 5%) Средних проектов на 38% (%20) Крупных проектов на 63% (33%) Очень крупных проектов на 92% (37%)

22-май-143 Главные идеи системной инженерии Общий междисциплинарный язык, позволяющий договориться участникам проекта Покупка информации, уменьшающей проектные риски. Исправление ошибок на как можно более ранней стадии, когда это относительно дешево – идея жизненного цикла.

22-май-144 Стандарты системной инженерии Международные стандарты (базовый стандарт -- ISO «Системная инженерия - процессы жизненного цикла систем») Стандарты закупок Минобороны США, NATO, европейских военных Стандарты профессиональных организаций (IEEE). Используются в крупных проектах: военных, строительных (туннели, мосты), атомной энергетике (ITER)

22-май-145 Подход системной инженерии к управлению жизненным циклом Системная инженерия – это гармонизация подходов: системного (назначение, границы и элементы системы) процессного (деятельность и акторы) архитектурного (методы описания и их группировка) жизненного цикла (4D-эволюция системы) оценки зрелости процессов (стадии ЖЦ процесса) оценки специальных свойств системы (процессные выписки) Подход (approach) - способ сущностного описания. Практики зависят от сущностного описания.

22-май-146 Системный подход Система имеет: –назначение, элементы, границу системы с окружением, связи элементов (в том числе с окружением) –Описания: полное, включающее архитектурное –Стейкхолдеров (имеющих к ней интересы) –процессы, которые с ней выполняются в ходе ее жизненного цикла Система никогда не бывает «вообще», система всегда конкретна (поэтому слово «система» пишется только в общетеоретических текстах, употребление слова «система» вдобавок к названию конкретной системы излишне). Примеры систем: АЭС, ГЭС, самолёт, процесс, информационная модель, подход. Система может включать людей и организации.

22-май-147 Процессный подход Процесс: деятельность, разделенная на практики (элементы деятельности, activities), которые выполняют (ролевые) акторы (actors, agents, «деятели») над/c системой. Процессы выполняются над/с системой (система эволюционирует под действием различных процессов – это и есть ЖЦ) Взаимодействуют не процессы, а их Акторы (Акторы организованы). Описать «связи процессов» = нужно назвать акторов и трансакции между ними (подход DEMO). Роли описаний процессов: а) as is – для анализа б) to be – нормы процессы состоят из (по ISO TR 24774): а) (под)процессов (до 3х уровней вложенности) б) практик, которые сами состоят из работ

22-май-148 Договориться о терминологии Из чего состоит организация? Что существенно в организации? По материалам компании FutureModels

22-май-149 Описание процесса (из практик) Описание группы процессов (из процессов) Опорное (функция: что и зачем) Принципиальное (конструкция: как) Выполняемое (инструкция: норма) Историческое (измерения, отчеты, задания, прогнозы) Архитектурное

22-май-1410 администриров ание компетенция полномочияответственность производство Внедрить процессы в жизнь (регламенты на уровне линейных менеджеров, контракты с внешними организациями) Администрирование – договориться, кто что кому когда делает. Производство – делать то, что надо. Не больше, и не меньше. Убедиться, что все производство администрируется (то, что надо делать совпадает с тем, что договорились делать). Айтишники не могут прописать правила администрирования (не могут устанавливать полномочия). Айтишники не могут прописать правила производства (не могут задавать технологию проектирования и строительства).

22-май-1411 Приоритеты перехода к системной инженерии Договориться о теориях и практиках, которые лягут в основу процессов жизненных циклов для разных систем. Договориться, кто в организации какие практики будет обеспечивать. Сделать так, чтобы в назначенных организационных местах появились люди, владеющие нужными теориями и практиками, и эти люди эффективно обменивались знаниями для склеивания расширенной организации в одно целое. Дать ресурсы этим знающим людям.

22-май-1412 Кто хозяин процессов на предприятии? По чьим регламентам жить? 1.Проектное управление (Primavera). 2.Процессы/качество – стандарты серии ISO Безопасность/качество – ПОКАС, МАГАТЭ. 4.Заложенные в купленный софт (они там невидимы, но есть) 5.Особенности работы, определяемые специалистами (технологами). 6.Расказанные консультантами по реинжинирингу бизнес-процессов. 7.Стандарты системной инженерии (кто ответственный за их соблюдение?) 8.Оставшиеся обычаи, происхождение и обоснование которых мало кто помнит. Айтишники правила работы не устанавливают и не могут настоять на их выполнении, но почему-то при слове «процесс» всегда зовут их. По материалам компании FutureModels

22-май-1413 Жизненный цикл процесса: вверх по ступенькам зрелости 1. Новые практики как-то (ad hoc) используются, результаты достигаются 2. практики используются и описаны (отрефлектировано, что же именно делается), они обсуждаемы. 3. практики описаны, и то, что делается, определяется этим описанием (дисциплина исполнения правил) 4. Практики систематически пересматриваются и изменяются с целью их улучшения Стадии жизненного цикла

22-май-1414 ISO 15288: «Что делать» 25 обязательных процессов системной инженерии Обеспечения проектов –управление описанием жизненного цикла –управление инфраструктурой –управление портфелем проектов (программой) –управление персоналом –управление качеством Технические сбор требований анализ требований архитектурный дизайн изготовление интеграция проверка (Verification) переход к эксплуатации приёмка (Validation) эксплуатация обслуживание вывод из эксплуатации Проектные управление проектами планирование проекта управление выполнением и контроль проекта поддержка проектов управление решениями управление рисками управление конфигурацией управление информацией измерения Контрактации Закупка Поставка обеспечивают

22-май-1415 Технологическая нейтральность практик международных стандартов Стандарт ISO «Жизнь» Каждый день ты обязан выполнять следующие процессы: –Есть цель: чтобы была энергия; результат: нет чувства голода действия: 1. найти пищу. 2. положить пищу в рот –Работать: Цель: иметь средства на «есть» и «отдыхать». Результат: продукт труда покупается за деньги Действия: 1. найти работу. 2. научиться. 3. выполнять выученные действия для найденной до удовлетворения клиента. 4. убедиться, что деньги заплачены. –отдыхать цель: чтобы не подорвать силы результат: нет чувства усталости Действия: выполнять отдых Здравый смысл, ничего больше («лучшие практики», «хорошие практики»). Ни малейшего намека, как жить! Нужно выбрать способы (методы, технологии, инструменты) выполнения каждой практики. Нужно выбрать организацию работ. Тем не менее, очень легко проверить выполнение.

22-май-1416 Процессы/организация работ и проекты ПРОЦЕССЫ (типовые регламенты, орг. шаблоны) ПРОЕКТЫ (планы и графики) ОБОБЩЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕТ (общие ПРАКТИКИ) УЧЕТ (конкретные РАБОТЫ)

22-май-1417 Вложенность процессов и связи между их акторами Процесс «Управление ЖЦ X» = Σ процессов «Управление Стадией N ЖЦ X» Процесс «Управление Стадией N ЖЦ X» = Σ «процессов ЖЦ» стадии N ЖЦ X 25 обязательных процессов ЖЦ из ISO Стадия 1Стадия 2 Стадия 3 Управление ЖЦ X

18 Разнообразие жизненных циклов СофтКонцепцияРазработкаПоддержкаСписание СистемаИдеяРазработкаИзготовлениеИспользованиеПоддержкаСписание ОборудованиеИдеяПроектированиеИзготовление Эксплуатация и поддержка Списание Персонал Определение требуемых компетенций ПриобретениеОбучение Использование и рост Отставка Здание Визуализация Проектирование сооружения и площадки СогласованиеСтроительство Эксплуатация и поддержка Разборка Природный ресурс ПриобретениеРазработкаЭксплуатацияРекультивация Процесс Определение выхода Графическое представление Описание Пилотное внедрение Использование и совершенствование Ликвидация

22-май-1419 Вариант жизненного цикла непрерывного производства по версии ISO Схема из стандарта ISO :2003г. (по схеме Process Industries STEP Consortium 1994г.)

22-май-1420 «Видение» консорциума FIATECH

22-май-1421 V – модель Идея Функционирование и развитие Требования и архитектура Рабочий проект Реализация Сборка и тестирование Проверка и приёмка Проверка и приёмка Декомпозиция и специфицирование проекта Интеграция и тестирование проекта

22-май-1422 Три основных «проектных» группы описаний жизненного цикла Распределенная информационная модель (факты о проекте) Интеграция: ISO 15926/Gellish (технологический) «процесс» «поток» (логистика) «ценность» (для заказчика) Методы описания (нотации, софт и т.д.): Описания (диаграммы, схемы, матрицы и т.д.) Содержательные взаимозависим ости работ Компетенции ресурсов Заполнение буферов Вероятность завершения проекта в срок Доступность ресурсов Объем того, что нужно сделать Очередность выдачи результатов Качество выполнения работ Организация проекта (кто кому что поручил/пообещал) не видна! Должна быть еще одна точка зрения -- административная!

22-май-1423 Концепция жизненного цикла 1.Общие замечания (кто и как писал Концепцию, где найти свежую версию) 2.Подход к управлению жизненным циклом (опора на какие стандарты) 3.Нормативные клаузы для каждой из основных систем: Опорное описание системы, ее стейкхолдеров и их интересов опорное описание процесса «управление жизненным циклом» Принципиальное описание процесса «управление жизненнцм циклом» Специальные группы описаний (безопасность, надежность и т.д.) 4.Пути реализации Концепции (основные идеи постановки процессов, необходимых для реализации): Управление описанием жизненного цикла Управление инфраструктурой Управление персоналом Управление информацией Управление проектами 5.Оценка управления жизненным циклом (выбор стандарта).

22-май-1424 Подгонка жизненного цикла Жизненный цикл системы есть, даже если он не описан как «процессы». Чтобы его улучшить, нужно его обсудить. Для обсуждения его нужно описать. Для каждого жизненного цикла существует уникальный профиль рисков, зависящих от небольшого числа факторов: –Размер и сложность –Скорость изменений требований –Критичность системы –Доступные готовые компоненты –Организационные и кадровые возможности Одинаковый жизненный цикл для любых систем (одни и те же проверки, одни и те же методы контрактации, одни и те же предоставляемые отчеты и т.д.) не подойдет для всех систем – нужна подгонка. Подгонка заключается в адресном принятии практик системной инженерии, максимально отвечающим на имеющиеся риски.

22-май-1425 Покупка информации Максимальные риски – в начале проекта. Причина ошибок – отсутствие информации. Часто информацию можно купить (например, создав прототип, или проведя исследование). Покупать информацию нужно как можно ближе к началу работ – там она приносит максимальную пользу.

22-май-1426 Баланс плана и гибкости Гибкость: одновременная работа над требованиями, архитектурой (проектом), рабочей документацией, сооружением и т.д. – итерации в рамках каждого этапа. План: синхронизация различных жизненных циклов за счет прохождения комплексных проверок (результатов предыдущих этапов и планов на следующий этап), фиксация версий. Признать, что в жизни всегда присутствует гибкость. Но эта гибкость не отражена в нормах и правилах, поэтому ее нельзя использовать в полную силу на пользу делу. Для подгонки процессов жизненного цикла использовать специальные методы увеличения гибкости при сохранении плановой дисциплины, например ICM (подход приращения обязательств).

22-май-1427 Доказательства Вместо «отчета по этапу» происходит доказательство приемлемости рисков по соответствию требованиям -- техническим, соблюдения сроков, непревышения бюджета и т.д.. Форма – рассмотрение материалов «дела» независимыми экспертами (аналогия с судом). Происходит на границе стадий жизненного цикла. По итогам принимается решение: –Доказательств недостаточно, продолжить работу в рамках предыдущей стадии –Доказательств достаточно, проект закрыть ввиду неприемлемости рисков его реализации. –Доказательств адресуемости рисков достаточно, перейти к работам следующей стадии жизненного цикла.

22-май-1428 Интеграция оборудования, программного обеспечения и людей У оборудования, ПО и людей абсолютно разные жизненные циклы ПО и людей «забывают» включать в жизненный цикл системы. Это влечет огромные риски. Нормы и правила ориентированы на жизненный цикл оборудования. Методы интеграции на сегодняшний день слабо разработаны, нормы и правила их не отражают.

22-май-1429 Техническая платформа, «Проект» Что проектируется «с нуля», что перепроектируется «глядя на прототип», а что просто «перештамповывается»? Что выносится за скобки жизненного цикла системы? Повторноиспользуемость результатов работы – огромный резерв уменьшения стоимости системы. Обычно есть три разных жизненных цикла: –Технологической платформы –Конкретного «проекта» –Конкретной системы

22-май-1430 «Сетецентрические» системы из систем Объединение уже готовых систем (часто с разными собственниками и автономными жизненными циклами) в новую систему, свойства которой отличаются от свойств составляющих ее систем. Примеры: –Объединение разных предприятий для большого проекта (организационная инженерия) –Единая энергетическая система Мало методических материалов, самая актуальная тема на сегодня Основной механизм: стандарты

22-май-1431 Моделеориентированность Зачем нужна моделеориентированность: – уточнение представления системы для разных целей – связь разных представлений о системе по клику мышки (или составление «сводного отчета» по разным базам данных), за счет чего Это сверхвыгодно: по оценке NIST для больших проектов выигрыш до 30% от стоимости системы Моделеориентированность противопоставляется документоориентированности. Дело не в электронной форме документа, а в другом отношении к их содержанию (так, база данных – не документ, а документы для нее либо «первичка», либо «выписки»). Стандарты интеграции данных (прежде всего – ISO 15926).

22-май-1432 Структурированные данные – основа для моделеориентированного подхода Бумага Электронные образы документов Файлы приложений Структурированные данные Подшивка и поиск Отслеживание и мониторинг Процесс создания и использовани я Управление Информацией Жизненного цикла Больше сложность форм и стоимость перехода от бумаги Больше сложность процессов и бизнес-выгоды Программы 3D Word Excel AutoCAD TIFF PDF Модель данных Контент- менеджмент ISO XML Схема предложена компанией INVESYS

22-май Общая информационная платформа ИЛИ 2. Общая интеграционная (софтверная) платформа ИЛИ 3. Общая документационная платформа. Количество и качество проектной информации контракт инжиниринг 2-4 года Ввод в эксплуатацию 6 месяцев Эксплуатация и ремонт years Сдача от ижиниринга к эксплуатироующей организакции «На документах» Устаревание данных «На файлах приложений инжиниринга» «На информации» DXF / DWG Онтологические стандарты DXF / DWG Prima vera Contr. Sys. интеграция данных XML Устаревание данных Схема предложена компанией INVESYS

22-май-1434 Моделецентрический подход к управлению информацией строительства электростанций описан в ISO Стандартизует интеграцию данных, подготовленных в разных стандартах Стандартизует 4D-онтологию Стандартизует способ, которым приложения соединяются и обмениваются информацией (архитектуру платформы) Использует стандарты W3C (интернета)

22-май-1435 Спасибо за внимание Анатолий Левенчук Виктор Агроскин TechInvestLab.ru +7 (495) Дополнительные материалы: