П ЕДСОВЕТ «П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
Advertisements

L/O/G/O Педагогический совет Тема: « Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития» май 2012год.
Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя Выступление на педагогическом совете подготовила Т.В. Сухова Выступление на педагогическом совете.
Педагогическая поддержка ребенка в процессе обучения Выступление на педагогическом совете подготовила С.П. Яровая Выступление на педагогическом совете.
Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития как инновационная проблема. Подготовила заместитель директора по ВР МОУ «СОШ 11» Подготовила заместитель.
Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя.
П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ МО классных руководителей МОУ Фоминская СОШ.
ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕСС ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Какой идеальный тип человека современности и ближайшего будущего?
Макулбаева Асель Туребековна организатор МОУ Эстонская ООШ «Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития в системе личностно- ориентированного.
Педагогическая поддержка. В законе Об образовании одной из основных целей школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий.
О. С. Газман, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин Педагогическая поддержка ребенка и процесса.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Воспитательная концепция: «Стань Человеком…» Разработала классный руководитель 10 класса Шамсутдинова Зинира Альфритовна.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя 26 ноября МОУ-Ницинская СОШ.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
модернизация Создание условий для развития индивидуальности Авторитарной социоцентрической На гуманистическую личностно- ориентированную направления.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Транксрипт:

П ЕДСОВЕТ «П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ »

В ЫСТУПЛЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ :

Профилактическая работа среди обучающихся предполагает сбор, систематизацию и использование данных о трудных обучающихся и правонарушителях, неблагополучных семьях, окружающей обучающихся микросреде по мест жительства, и на производстве. Мои нынешние 10-а, 10-б классы, в основном сформированы из прошлогодних 9-б и 9-г классов. Ситуация с этими обучающимися сложная, в плане того, что им приходится зачастую и работать, и учиться, так как ранее они были нацелены только на окончание 9 класса, а сейчас им приходится учиться и дальше. Проводился классный час об административной и уголовной ответственности. 7 человек состояли на учете в ОПДН. Сейчас имеют статьи 4 человека. Многие в анкете не пишут о судимости или учете в надежде, что никто об этом не узнает. Работа с такими обучающимися ведется индивидуально. Сразу скажу, что не всегда получается предотвратить беду, так как эти ребята не умеют подчинять личные интересы общим, они выделяются среди сверстников интеллектуальной пассивностью, нравственной неразвитостью, некритично неразвитостью, некритично подражательным поведением. На этом этапе деформированного развития личности несовершеннолетний ещё не правонарушитель, но мотивационная сфера его поведения уже содержит элементы, которые легко могут привести к правонарушению. В чем я здесь вижу психологическую поддержку таким обучающимся – это закрепить и развить нормальный статус поведения обучающегося, вернуть ему интерес к учебе, жизни коллектива, помочь сформировать нормальную структуру интересов и потребностей. Это очень трудно. Ну а что мы, учителя можем, кроме того, что побеседовать, выяснить причины, помочь разобраться и поддержать в сложившейся ситуации человека. Я решила более подробно вникнуть в это. Старалась провести с обучающимися классные часы, выясняла проблемы в правовых знаниях (например, об ответственности за определенный вид правонарушений, водила обучающихся на лекция, которые проводились в школе специалистами УВД). Мои обучающиеся были удивлены тем, что мат и брань – это нарушение порядка в общественном

месте и это наказывается штрафом. Они в разговоре даже не замечают, что они выражаются нецензурно. У меня девочки могут это делать, то есть это многие из наших обучающихся выражаются нецензурно, но не все забываются, контролировать себя. Склонные к правонарушению обучающиеся, как правило, равнодушны к общекультурной информации, привыкли к беспорядочному время провождению. У них развивается привычка к жаргону, половой распущенности, наркотикам, укрепляются связи с преступными элементами. Они втягиваются в борьбу за господство в определенном микрорайоне, учебном заведении. Все эти качества развиваются в большинстве случаев под влиянием семейно- бытового окружении. Я считаю, что надо делать упор на положительные качества личности обучающихся. С той же Ксенией Поповой. Эта девочка сочетает в себе все – и хорошее, и плохое. Есть друзья вне школы, попадает в разные плохие ситуации, уходит из дома, и что? Мать звонит в школу, мне, просит о помощи. Разыскать, вернуть домой. И мне пришлось это делать, разговаривать с ней, так как она наотрез отказалась разговаривать с братом, который угрожал ей милицией. А в результате нашей беседы, она вернулась домой, проблемы решились, сейчас Ксюша в школе, правда, иногда слоняться во время урока, лодырничать на уроках. Но мы, учителя, ее поддерживаем, стараемся обращаться с ней по-доброму, так как она склонна к психическим расстройствам. А есть и положительная черта: она рисует, не отказывается нарисовать газету, поздравляла учителей с праздником. Кроме того, надо формировать у обучающихся перспективу, хотя, конечно, многие не смогут учится дальше в ВУЗах в силу своих способностей. Ну не могу сказать об уроке. Математика сложный предмет, не всем дается. Важно помочь обучающимся преодолеть неуверенность в себе, помочь разобраться, для этого у нас есть специально разработанные карточки – алгоритмы, помогающие обучающимся в решении задач. Классный руководитель 10б класса Таушанкова Н.А.

В 9-3 и 9-4 классах 30 обучающихся, из них – 6 неполных семей, Балуев и Сесюченко живут с отцом, у 4 только мать, двое с бабушкой при живых родителях, причем у Стаса Удалова есть и мать, и отец, живущие каждый своей жизнью и которым не нужен ребенок. С таким ребенком надо говорить только индивидуально, наедине. Стас замкнутый, ранимый и очень обидчивый. Давать оценку такому ребенку при всех нельзя. Дети это понимают как возможность ещё сильнее обидеть, уколоть. Прежде всего таким, как сироты Вольф, Юшков, дети живущие с отцами нужна не только педагогическая, но и материальная поддержка, ласковое слово в первую очередь, чтобы они могли почувствовать себя необделанным ни в чем. Но они же порой и агрессивны именно из-за этой «обделенности». Например, Сесютченко и Балуев часто ссорятся (а это как раз обучающиеся, которые проживают с отцом), порой дело доходит до кулаков. Вот здесь учитель и выступает как лидер: беседует с каждым из них отдельно, выслушивая того и другого, и как беспристрастный судья выносит свой вердикт. И Леня, и Дима к концу полугодия стали спокойнее во всех отношениях. Такое беспристрастное суждение помогает детям учиться, как вести себя с другими людьми, как реагировать на невзгоды и удачи каким быть, как соблюдать заповедь не судите, да не судимы будете. Словом каждый обучающийся индивидуален, и к каждому нужно подбирать свою систему средств, способствующих развитию отличительных признаков себя от других, знать достоинства, и всячески поощрять и подчеркивать его достоинства, а не выставлять напоказ его слабости, отмечая при всех, помогать самостоятельно развиваться, научиться уважать других людей, и не только на уроках литературы, где нравственное воспитание стоит на первом месте и где дана возможность каждому ученику иметь свое мнение о поступках того или иного героя. Сухомлинский говорил: «Человек лишь тогда становится человеком, когда он любит людей». Ведь поступки выражают уровень нравственной культуры. От поступка зависит душевное состояние, мир и покой на душе. Именно мудрое и доброе слово – радость, а бестактное, глупое и злое приносит беду. И учитель как лидер, должен, прежде всего продумывать каждое слово в индивидуальных беседах с детьми и на уроках. Но не только самому, но и учить детей вместе радоваться, сочувствовать, не обижать слабых, учить тому, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Недавно Саша Вольф пришел в новой рубашке, отглаженный, как ребята за него порадовались! (Саша – сирота, у него родители погибли). И я тут же на перемене провела беседу (как продолжение классного часа «Одежда на Руси») о том, что внешняя культура очень важна для человека. Классный руководитель 9-3, 9-4 Спицына Э.А.

Индивидуальный эталон в оценке учебных достижений ученика на уроках биологии Анализ школьной педагогической практики позволяет выявить два типа педагогов, которые используют для создания ситуации успеха разные психологические подходы. Первый тип – это учителя с социальной нормативной ориентацией, пользующие преимущественно общепринятыми эталонами. Второй тип – это учителя с индивидуальной ориентацией, отдающие предпочтение в каждодневной работе индивидуальным эталонам. Я стараюсь различно сочетать индивидуальные и общепринятые эталоны, отдавая предпочтение в повседневной практике применению индивидуальных эталонов, то есть особых для каждого обучающегося, когда результат полученный школьником сравнивается с его же прошлыми результатами, что позволяет выявить динамику общего и интеллектуального развития. Основным критерием, которым я пользуюсь в этом случае является личностный, когда обучающийся сравнивается «с самим собой вчерашним», что и позволяет увидеть его индивидуальные успехи или их отсутствие. Индивидуальные оценки достижений вырабатываются в процессе непосредственной работы с обучающимся, и реализует принцип «Сегодня ты стал лучше, чем вчера». При этом поощряю малейшее продвижение обучающегося, вперед анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. Приведу совсем свежий пример, когда я совершенно искренне сказала Ивану, обучающемуся 8-а класса: «Посмотри, а какие сложные задания ты сегодня выполнил, а ведь недавно у тебя это совсем не получалось. Я думаю, ты серьезнее стал заниматься на моих уроках и теперь смог разобраться даже в трудных вопросах». Применение индивидуальных эталонов помогает мне включению школьников в учебный труд и при этом они испытывают не только напряжение и утомление от интеллектуального труда, но и положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата.

Создавая необходимую в учебном процессе ситуацию успеха каждому обучающемуся так определяю свое место в учебном процессе: 1. Анализирую особенности ситуации и свое место в ней. 2. Делаю осторожные прогнозы. 3. Сильных школьников порицаю за ухудшение, слабых хвалю за улучшение. 4. Поощряю за старания в процессе работы. 5. Чаще использую индивидуальные, разные по сложности задания. Использование индивидуальных эталонов позволяет мне предъявлять требования не только к внешней стороне учебного труда, но и учитывать внутреннее состояние обучающегося, режим его индивидуального развития. Эффективность учебно-воспитательного процесса нужно определять не только уровню знаний, но и комфортности пребывания обучающихся в школе. Приведу высказывания наших обучающихся: «Учителя приветливы и с нами обращаются на равных. Нас понимают, ободряют и во всем помогают. Здесь другая обстановка, чем в моей прежней школе» (Абдулгаязова, Скрыникова, 8-а класс). «Мне нравится здесь потому, что учителя относятся к нам с пониманием и уважением. Для наших учителей главное, чтобы мы понимали материал, а не количество двоек, с удовольствием поставленных, как это было в прежней школе» (Маклакова, Зырянова, 9-б класс). Классный руководитель 12а-б Федотенкова Л.Н.

Педагогическая поддержка и технологии воспитания. В понятие «образование» включаются процессы обучения и воспитания – это общепринятый подход. Норассмотрение образования в другом измерении – как гармонии двух существенно различных процессов: социализации и индивидуализации личности открывает новое качество, как его содержания, так и технологий (обучение, воспитание, педагогическая поддержка). В индивидуализации первичен индивид, общество – вторично. В социализации первично общество (оно – цель), вторичен человек (он – средство для общества). Дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости соответственного вычленения в педагогическом процессе двух компонентов: воспитания и педагогической поддержки (помощи в саморазвитии). В таком случае воспитание берет на себя функцию введения ребенка в социум путем передачи общих, типических для того или иного народа качеств или воспитание – это процесс приобщения человека к общему и к должному (через требования, эмоциональные переживания, партнерское взаимодействие). Главное в процессе социализации – усвоение социально одобряемого, должного для всех. Индивидуализация в образовании – это система средств, сопоставляющая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы: физической, интеллектуальной, нравственной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, выборе смысла жизни, жизненного пути. Иначе говоря речь идет о помощи человеку в личностном самоопределении и самодвижении. Если мы выделяем индивидуализацию, то появляется необходимость выделить и особый педагогический процесс, ее обеспечивающий педагогическую помощь и поддержку ребенку в индивидуальном развитии, то есть в саморазвитии. В систему педагогической поддержки включают и психологическую, и социальную, и медицинскую, так как все они интегрируются образовательным учреждением. Для педагогической поддержки актуален вопрос подростка «Каким быть именно мне?» «Кем быть?» «Как жить?» Смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне) то есть поддерживается развитие самостоятельности человека. Предметом педагогической поддержки таким образом становится процесс совместного обучающимся определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем). Ключевые слова воспитания: проблема педагога как представителя государства, общества, поскольку это ему надо приобщить ребенка к должному. Ключевое слово педагогической поддержки: проблема ребенка. Активное действие не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как часть целого – образования наряду с его другими составляющими: обучением и воспитанием.

Постановка вопроса о педагогической поддержке как подсистеме целого для российского образования является инновационной. В современных школах появились социальные педагоги и психологи, но это и задача классных руководителей, учителей образовательных областей. Воспитание: Обучение: Ценность (отношение к миру вещей Знания о мире. людей, природы).Способы познания. Моральные нормы. Образцы поведения «Я» сам Педагогическая поддержка помощь в решении проблем помощь в познании себя индивидуализация Педагогическая поддержка – это педагогическая деятельность обеспечивающая процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился, то есть это система средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском и так далее, а также помощь в преодоление препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникационной, трудовой и творческой деятельности. Препятствия: Социальные Субъективные Материальные «они» «я» Основные принципы обеспечения педагогической поддержки. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Опора на возможности личности. Вера в эти возможности. Сотрудничество. Доброжелательность. Безопасность, защита прав, свобод, человеческого достоинства. Реализация принципа «Не навреди». Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Этапы педагогической поддержки Диагностический – фиксация факта проблем, контакт с ребенком, вербальная постановка проблемы (проговаривание самим школьником, совместная оценка проблемы). Поисковый – совместный поиск причин проблемы. Договорной – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), заключение договора в любой форме. Деятельностный: действия ребенка и педагога. Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач, осмысление ребенком и педагогом нового опыта. В советские времена содержание воспитания представлялось по направлениям: формирование коммунистического мировоззрения, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое. Все они объединяются моралью как сферой сознания и нравственностью как практикой поведения. Все воспитание – нравственное. Классный руководитель 11а Пухликова В.Д.

Выступление заместителя директора по учебно- воспитательной работе Мухаметшиной Л.Г.

Педагогический совет «Педагогика поддержки и технологии воспитания» Тема выбрана в связи с тем, что с первых дней учебного процесса возникли проблемы с педагогически запущенными обучающимися. И нам необходимо воспитательную систему школы направить на создание условий для реабилитации, адаптации, социализации и развития личности социально запущенных подростков, а это значит, что в условиях современной вечерней школы процесс воспитания имеет специфическое содержание и приобретает формы перевоспитания, а это значит, что система воспитательного воздействия на обучающихся направлена, должна быть, главным образом, на устранение и исправление у обучающихся нравственного и правового отклоняющегося (девиантного) поведения. По анализу контингента обучающихся школы мы видим, что этот контингент разнороден не только по возрасту, но и по уровню подготовленности, социальной зрелости, мотивам обучения, материальному положению и т.д. Это летние подростки, отвергнутые по разным причинам дневной школой, работающая молодежь, несовершеннолетние (60,0%), отбывшие наказание в воспитательно-трудовых колониях (0,5%), подростки, состоящие на учете ОПДН (5,0%), состоящие на педагогическом учете (4,0%), молодые мамы. Обучающиеся проживают в основном в Тракторозаводском, Калининском и Курчатовском районах. Большая часть подростков, долгое время была лишена внимания и любви со стороны сверстников, родителей, учителей. Все перечисленное повышает ответственность вечерней школы перед обществом за воспитание социально запущенных подростков, определяет риск воспитания, накладывает определенные ограничения на принятые критерии эффективности воспитательной системы.

А наша воспитательная система находится в стадии становления. Необходимо изучить физическое, нравственное состояние обучающихся с целью влияния на развитие личности. Определить факторы, препятствующие развитию личности обучающегося и принять меры по оказанию каждому их них психологической помощи (совместно с родителями) и педагогической поддержки. Проводить профилактические мероприятия с детьми и взрослыми с девиантным поведением. Воспитывать в обучающихся нравственное, гражданское и патриотическое воспитание личности (развитие у обучающихся патриотизма, нравственных чувств, а также чувства долга, ответственности). Реализацию этих задач стали осуществлять посредствам различных форм воспитательной работы: предметные недели, конкурсы, классные часы, беседы, викторины, и т.д. Организацией воспитательной деятельности в нашей школе через общешкольные мероприятия: классные часы к Дню Знаний во всех классах; поздравления учителей к Дню Учителя; традиционный концерт к Новому году

Вступительное слово: Вступительное слово: Тема выбрана в связи с тем, что с первых дней учебного процесса возникли проблемы педагогической запущенности, низкой воспитанности учащихся о неуспеваемости и низком уровне творческой активности обучающихся, а также о девиантном поведении, которая в свою очередь включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. Первое Первое из таких форм – делинквентное поведение, на нарушение социально- нравственных форм, но не являющихся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.

Вторая Вторая форма аддиктивное поведение, характеризующиеся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, тяга к азартным играм, наркомания, компьютерная зависимость) Третья форма Третья форма - скрытая форма, школьники неблагополучия характеризующие ребенка пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе. Анализируя контингент школы мы видим, что в школе обучающиеся пришли из разных школ ( 5% ), в основном они педагогически запущенные ( нарушают дисциплину на уроках, пропускают уроки, опаздывают на уроки, нет навыков обучения ) Особенно это характерно для 9 - а, 9-б, 10-в, 10-1, 10-2 и 9-1, 9-2 классов. В школе есть учащиеся с большим перерывом в обучении(7%), характерных для классов.

Поэтому, мы сегодня собрались обсудить тему педагогическая поддержка и технология воспитания. Сначала мы с вами послушаем что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА».

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ В «Толковом словаре» СИ. Ожегова читаем: «Поддержка - помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь.

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Педагогическая поддержка - это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого и предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ____________ Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие САМОпожертвование, САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализация и другие.

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников)

П ЕДАГОГИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить.

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - ОСОБАЯ СФЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По утверждению О.С. Газмана, это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением

Всегда ли можно получить со стороны педагога грамотную поддержку. Сравним два типа школьных технологий и увидим, что педагогическая поддержка возможна только там и тогда, где и когда есть со- действие само­процессам, и только в открытых деятельностных школьных технологиях.

У СЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

У СЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат... Но главное - ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ»

У СЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...» В.Берестов

У СЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Но есть и вторая сторона. О ней хорошо у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит надо дать растущему человеку проявить любовь - к маме, к папе, сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным категориям.

Н ОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ 1- Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по- товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

Н ОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку

П ОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА Полагаться на собственное «Я сам..» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско- обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим певедением и жизненной позицией...

П ОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию.

П ОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало Учиться психолого-педагогической рефлексии собственного развития.

К РИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Основным критерием должен быть постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» Критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы.

П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ Таким образом, педагогическая поддержка (как принцип, позиция и способ педагогической деятельности) предполагает совершенно другую педагогику (педагогическую практику и теорию), в которой всё противопоставлено педагогике воздействия. Педагогика поддержки, которая создаётся в настоящее время энтузиастами гуманного, свободного воспитания, не просто «ориентирована» на ребёнка, она вся зависит от него и определяется им. Именно это позволяет говорить об её иной образовательной (педагогической) культуре. Педагогика поддержки это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребёнка, и взрослого, поскольку они оба гибко меняют своё поведение и сообща строят пространство сотрудничества, чего отродясь не было в педагогике воздействия, ставящей сугубо поверхностные социализирующие цели.

П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ Педагогика поддержки это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть глубинного общения состоит не столько в том, чтобы задать ребёнку направляющий его самоопределение вопрос, сколько стимулировать философское размышление ребёнка по поводу ситуации, подкрепить рефлексию, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком глубинном человеческом (экзистенциальном) общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра »).

Э ТИКА ПОДДЕРЖКИ Этика поддержки часто формулируется самими педагогами, о чём свидетельствуют их работы (педагогу, начинающему практиковать в мягких технологиях, полезно перечитать «Антологию, гуманной педагогики», издаваемую Ш.А. Амонашвили). Этика поддержки это перенос общечеловеческих нравственных императивов в практику свободного воспитания, что предполагает систему особых этических норм, обеспечивающих безопасность и чистоту приёмов, применяемых взрослым во взаимоотношениях с ребёнком.

Э ТИКА ПОДДЕРЖКИ Этика поддержки это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Однако речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди» (хотя и оно очень важно если бы все педагоги следовали бы хотя бы одному этому требованию, в наших школах не было бы педагогического брака!), но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Это необходимо, поскольку даже мягкие его педагогические приёмы не могут, не должны выходить за нравственные барьеры и запреты (приёмы могут стать особенно опасными, потому что мягки и позволяют иному взрослому вкрадчиво залезть в детскую душу).

П РИНЦИПЫ ПОДДЕРЖКИ О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.

П РИНЦИПЫ ПОДДЕРЖКИ Конечно, подобные максимы каждый педагог может конкретизировать, основываясь на собственном опыте и своём стиле поддержки (поскольку у каждого она индивидуальна). В контексте же того, что сказано выше, хотелось бы добавить одну максиму, которая выступает модификацией категорического императива: «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку». В этой максиме содержится суть этики поддержки: её долг благо ребёнка, забота о Другом.

П АМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ Нельзя ставить ученика в неловкое положение; Нельзя неудачи в учении отождествлять с личностью; Не этично в оценке сравнивать одного ученика с другим; Нужно вселять в каждого ученика уверенность в себе; Шуткой можно формировать дисциплину, но шутка не должна быть оскорбительной; Ученики имеют право на ошибки, срывы и заблуждения. Нужно уважать это право; Если учитель не прав - он должен извиниться; Учитель должен уметь смотреть на одного, а видеть всех;

Урок, проведённый без улыбки - пропащий урок; Чтобы получить результат у ребёнка надо работать с взрослыми; Чем меньше дети, тем выше должен быть профессионализм взрослых; Учителя должны помнить, что "мы не воспитываем, а реагируем"; Мальчики и девочки требуют разного подхода в воспитании; "Учить и воспитывать, как молния на куртке. Обе стороны застёгиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка творческой мысли учителя".