Программы коррекционной работы как раздела ООП НОО Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с трудностями в обучении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Advertisements

Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Модель коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи Е. Ю. Семенушкина, Е. Ю. Семенушкина, учитель начальных классов учитель начальных классов.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Трудности обучения младших школьников с недостаточным уровнем подготовки к школьному обучению МБОУ «Устьянская СОШ» Буторина И. В., педагог-психолог,
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
МКДОУ «Детский сад 19 комбинированного вида «Малышок» г. Шелехова Развитие предпосылок универсальных учебных действий у детей на этапе дошкольной подготовки.
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС. Диагностика УУД.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Транксрипт:

программы коррекционной работы как раздела ООП НОО Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с трудностями в обучении

Обсуждаемые проблемы: Проектирование программы коррекционной работы. Классификация трудностей в обучении младших школьников. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры: для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школах VII вида или классах компенсирующего обучения. для детей с трудностями в обучении, обучающихся в общеобразовательных школах

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи таким детям; возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей. механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области в области коррекционной педагогики; планируемые результаты коррекционной работы.

Программа может включать в себя 5 модулей: концептуальный диагностико-консультативный коррекционно-развивающий лечебно-профилактический социально-педагогический

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико- психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения В программе коррекционной работы медико- психолого-педагогическое сопровождение. Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учёбе; решение личностных проблем развития ребёнка; формирование здорового образа жизни. Организационно-управленческая форма сопровождения ПМПК.

Диагностико-консультативный модуль составляются программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами- дефектологами) и консультативная деятельность. Составляются индивидуальные образовательные маршруты. В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами: Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; сформированность УУД; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).

Изуче ние ребен ка Содержание работыГде и кем выполняется работа Медиц инское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов. Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с родителями. Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка

Психо лого- логоп едиче ское Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. (учитель). Специальный эксперимент. (психолог). Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель). Специальный эксперимент (логопед).

Социал ьно- педагог ическо е Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности. интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка. Посещение семьи ребенка. (учитель, соц. педагог). Наблюдения во время занятий. Изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. Специальный эксперимент (педагог, психолог). Анкета для родителей и учителей. Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально- типологическими особенностями. Содержание и формы коррекционной работы учителя: - наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; - формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно; - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Условия КРР - формирование УУД на всех этапах учебного процесса; - обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; - установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; - максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; - разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; - использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения: Принцип системности Принцип единства диагностики и коррекции Деятельностный принцип коррекции Учет индивидуальных особенностей личности Принцип динамичности восприятия (уровень сложности, препятствие) Принцип продуктивной обработки информации -навык переноса обработки информации. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала 3 часа, по 15-20мин на каждого ребёнка.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно- профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям 1.Программы повышения профессиональной компетентности педагогов. 2.Психотерапевтическая работа с семьей.

Этапы создания и реализации программы коррекционной работы Первый этап - концептуальный – направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги- дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы.

Второй этап – проектный - включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

На третьем этапе – технологическом - осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого- педагогической диагностики и карт медико-психолого- педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Четвёртый этап - заключительный (аналитико- обобщающий) - включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию. Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.

Организация педагогического сопровождения младших школьников, испытывающего трудности в обучении (в условиях массовой школы) Задачи педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребёнка; помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: трудности в обучении (личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные); психологическое обеспечение рабочей программы; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов.

Основные направления работы учителя: Профилактика трудностей в обучении. Педагогическая диагностика. Развивающая и коррекционная работа Участие в школьном ПМПК. Консультирование. Обеспечение преемственности на разных ступенях обучения и развития. Защита и охрана прав детей.

Условия КРР - формирование УУД на всех этапах учебного процесса; - обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; - установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; - максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; - разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; - использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Индивидуальный образовательный маршрут – персональный, фиксированный путь компенсации трудностей в обучении младших школьников, проектируемый педагогом.

Под трудностями в обучении младших школьников понимаются стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, правил поведения и установления межличностного общения в школе, при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Классификации трудностей в обучении Ф.И.ОТрудностиПричины 1. Н.Г. Лусканова и И.А. Коробейник ов 1) во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками; 2) в выполнении школьных норм и правил поведения; 3) в овладении учебной деятельностью Школьная дезадаптация 2. Р.В. Овчарова 1) в овладении новой социальной ролью ученика; 2) в общении со сверстниками; 3) в развитии школьной мотивации; 4) в учебно- познавательной активности; 5) в овладении способами учебных действий Социально-педагогическая запущенность ребенка

3. В.В. ДавыдовТрудности по грамматике и математике Своеобразие процессов абстракции и обобщения 4. Ю.З. Гильбух1) общее отставание в учении; 2) специфическое отставание по языку; 3) специфическое отставание по математике; 4) отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности; 5) недисциплинированное поведение Характер учебной деятельности 5. Н.П. Локаловаа) по русскому языку и чтению; б) по математике Связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения трудностей обусловлена: 1)несформированностью пространственных представлений; 2)недостаточным развитием процессов звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия; 3)недостатками в развитии познавательных процессов учащихся; 4) недостаточной сформированностью самоконтроля и саморегуляции; 5)некоторыми индивидуально- типологическими особенностями учащихся

6. Г.Ф. Кумарина несформированностью общеучебных интеллектуальных умений: 1)наблюдения, слушания, чтения, обеспечивающие восприятие и понимание материала в связи с поставленными учебными задачами, целями; 2)классификации и обобщения; 3)самоконтроля, самооценки Неготовность к обучению в школе 7. М.А. Павлова, Е.С. Гобова 1) у визуалов связаны с общением, с индивидуально - личностными характеристиками; 2) у аудиалов - с психолого - педагогическими проблемами в познавательной сфере; 3) у кинестетиков - с низким уровнем развития произвольности Причины трудностей в обучении в зависимости от типа восприятия, переработки и хранения информации

8. К.М. Гуревич и И.В Дубровина 1) со скудностью, ограниченностью вербального опыта детей; 2) со слабыми звеньями учащихся по отдельным школьным предметам или предметным циклам; 3) с недостаточным владением формально- логическими операциями Несформированность коммуникативных навыков, специфические трудности по отдельным предметам, из-за несформированности отдельных психических функций 9. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина Конкретные трудности (пропуск букв, неразвитость орфографической зоркости, трудности при решении математических задач и.т.п.) Несформированность приемов учебной деятельности, психолого- педагогические проблемы в познавательной сфере, индивидуально характерологические особенности личности, низкий уровень развития произвольности

Е.Б. Беззубова 1) Познавательные с преимущественным нарушением собственно обучаемости. 2) Личностные - с преимущественным нарушением школьной социализации Нарушения интеллекта и предпосылок (внимания, работоспособности), «школьных навыков» (моторики, счета, чтения, речи) нарушение форм межличностного общения

ТрудностиПричины -личностные; -регулятивные; - познавательные; - коммуникативные; - психомоторные. - Не готовность младшего школьника к обучению, в том числе несформированность универсальных предпосылок учебной деятельности, видов универсальных учебных действий.

Группы младших школьников, испытывающих трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы: Младшие школьники, испытывающие: личностные трудности; регулятивные трудности; познавательные трудности; коммуникативные трудности; психомоторные трудности; комплексные трудности.

Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов (1 класс) 1.Этап наблюдения. Цель этапа: выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные, комплексные.

Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения) ФИ ученика: _________________________ Класс трудностей Трудност и Результат наблюдения (проявилась / не проявилась) Причины трудностей, выявленные по листу наблюдений начало наблюдения конец наблюдения Личностны й 1.1.П.1.-П П.1.-П П.1.-П П.1.-П П.1.-П.5

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик. Цель данного этапа – выявление причин трудностей в обучении ребёнка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника.

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 1. по выявлению личностных трудностей Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Итог о 1Не проявляет интереса к учебной деятельности (самоопределение) 2Проявляет интерес только к игровой деятельности (смыслообразование) 3Не принимает участие в жизни класса (смыслообразование) 4Не соблюдает правил поведения в школе (нравственно-этическое оценивание) 5Не знает основных этических норм и правил (нравственно-этическое оценивание) (нравственно- этическое оценивание)

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 2. по выявлению трудностей (низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ито го 1Не может выполнить инструкцию взрослого 2Не сохраняет условия выполнения задания и цель до конца его выполнения 3Не видит своих ошибок 4Не может исправить свою ошибку даже если на неё укажут 5Затрудняется работать по плану

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 3. по выявлению трудностей (Адекватность причин успеха/неуспеха в учебной деятельности) Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ит ого 1Не адекватно оценивает продукты своей деятельности (рисунки, поделки) 2Избегает выполнения трудных заданий 3Не понимает причин невыполнения задания 4Не принимает отрицательных оценок со стороны взрослых и одноклассников 5Часто отказывается оценивать свою работу

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 4. по выявлению трудностей (уровень объема и скорости слухоречевого запоминания определённого количества слов) Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ит ого 1Затрудняется при повторении правила за учителем, одноклассниками 2Не запоминает задание к упражнению 3Не любит учить стихи наизусть

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 5. по выявлению трудностей сформированности / не сформированности словесно-логического, понятийного мышление Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ит ого Затрудняется в использовании правила при выполнении упражнения Не устанавливает причинно- следственные связи Затрудняется при нахождении лишнего предмета, числа Не владеет операцией сравнения Не может сделать вывода

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 6. по выявлению коммуникативных трудностей Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ит ого 1Не даёт высказаться одноклассникам (общение) 2Не принимает чужую (иную) точку зрения (общение) 3Не соглашается работать в паре, группе (кооперация) 4Не может разделить обязанности в группе (кооперация) 5Не умеет выстраивать своё высказывание (коммуникация как условие интериоризации)

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 7. по выявлению психомоторных трудностей Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Ит ог о 1Не умеет правильно держать ручку (манипулятивная деятельность) 2При выполнении поделок трудно даётся вырезание мелких частей (манипулятивная деятельность) 3Не видит рабочей строки, клетки 4Неровный почерк 5Сильный нажим при письме

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ 8. по выявлению трудностей по умению кодировать/декодировать информацию Ф.И. ученика ________________________ Область наблюдения Итог о 1Затрудняется при соотнесении цифры и числа 2Не может подобрать схему к тексту 3Не может соотнести пару схем 4Затрудняется в составлении текста по схеме

3. Этап построения Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин.

1. Личностные трудности 1 класс Трудности Причины П.1.- П.5. Педаго гическо е наблюд ение Типовые диагностически е задачи для детей 6,5-8 лет Задания З.1.-З (самоопред еление) Отрицатель ное отношение к школе, учебной деятельност и П.1.Не сформирована внутренняя позиция школьника Л.Н.1Беседа о школе (модифицирован ный вариант) (Нежнова Т,А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) З.1.Включать в групповую и парную работу, консультационну ю деятельность Создание ситуации успеха на уроке посредством доступных заданий и положительной оценке («Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

2.1. (смыслообра зование) Не проявляет интереса к получению новых знаний П.2.Не сформирована мотивация учебной, познавательно й деятельности Л.Н.1 «Беседа о школе» (модифицирова нный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.) З.2.Включать в групповую и парную работу, консультационну ю деятельность. Деятельность, направленную на оказание помощи героям интриги (самоопредел ение) Не проявляет интереса к жизни класса П.3.Не сформированы социальные мотивы (социальная мотивация) Л.Н.1«Незавершенна я сказка» З.3.Привлекать к социальным ролям в классе (дежурный, помощник учителя и т. п.) «Помоги герою ответить на вопрос, подтвердить точку зрения, доказать и.т.п»

4.1.(нравстве нно-этическая ориентация) Не может справедливо разделить обязанности, прийти на выручку одноклассник у П.4. Не сформирован ы социальные мотивы (социальная мотивация) Л.Н.1«Раздели игрушки» (норма справедливого распределения) З.4.Включать в групповую и парную работу, консультационну ю деятельность. «Помоги герою ответить на вопрос, подтвердить точку зрения, доказать и.т.п» «Выскажи свою точку зрения»

5.1. (нравстве нно- этическая ориентаци я) Не соблюдае т правил поведения в школе П.5.Не оценивает действия с точки зрения нарушения/собл юдения моральной нормы (не сформированы нравственные ориентиры) Л.Н.1Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже) (учет мотивов героев) «Невымытая посуда» (учет чувств героев) З.5.Привлека ть к социальным ролям в классе (дежурный, помощник учителя и т. п.)

2. Регулятивные 1 класс Трудность Причины П.1.- П.3. Педаго гичес- кое наблю дение Типовые диагностическ ие задачи для детей 6,5-8 лет Задания З.1.-З При выполнении работы не удерживает программу действий до конца. П.1. Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) П.2. Низкий уровень работоспособнос ти Л.Н.2Тулуз-Пьерон (объём и качество произвольного внимания, характеристики работоспособност и (врабатываемость, утомляемость, про­ должительность цикла устойчивой работоспособност и, периодич­ность отвлечений и перепадов в скорости работы) З.1 Рассказать по картинке Найди различия. Найди лишнее Пиктограммы, упражнения на развитие зрительно опосредованной, зрительно- слуховой, ассоциативной, кратковременной памяти З.2 Работа по алгоритму

2.1. Не сохраняет заданную цель до конца выполнения задания П.1..Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) П.2. Низкий уровень работоспособно сти Л.Н.2Тулуз-Пьерон (объём и качество произвольног о внимания, характеристи ки работоспособ ности (врабатывае мость, утомляемост ь, про­ должительно сть цикла устойчивой работоспособ ности, периодич­ ность отвлечений и перепадов в скорости работы) З.3.Работа по алгоритму Расскажи по цепочке Расскажи и выполни по порядку З.4.Смена видов деятельности Работа по алгоритму Расскажи по цепочке Расскажи и выполни по порядку

3.1. Не умеет планировать свою деятельность при выполнении задания П.1.Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) Л.Н.2Тулуз-Пьерон (объём и качество произвольног о внимания, характеристи ки работоспособ ности (врабатывае мость, утомляемост ь, про­ должительно сть цикла устойчивой работоспособ ности, периодич­ ность отвлечений и перепадов в скорости работы) З.3.Работа по алгоритму Расскажи по цепочке Расскажи и выполни по порядку

4.1. Не видит своих ошибок П.1.Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) Л.Н.2Тулуз-Пьерон (объём и качество произвольного внимания, характеристик и работоспособ ности (врабатываем ость, утомляемость, про­ должительнос ть цикла устойчивой работоспособ ности, периодич­ ность отвлечений и перепадов в скорости работы З.5.Найди ошибку Найди лишнее Выбери правильный ответ

4.1. Не может исправить ошибку по указанию взрослого П.1.Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) Л.Н.2Тулуз-Пьерон (объём и качество произвольного внимания, характеристик и работоспособ ности (врабатываем ость, утомляемость, про­ должительнос ть цикла устойчивой работоспособ ности, периодич­ ность отвлечений и перепадов в скорости работы З.6. Найди ошибку и исправь Восстанови порядок по образцу

5.1. Не адекватно воспринимает оценку со стороны взрослого, сверстника, продукты своей деятельности П.3.Не понимание адекватности причин неуспеха в обучении Л.Н.3Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспе ха. З.7.Привлечение к работе в паре, группе. Учить оценивать ответы, работы соседа по парте, одноклассника Учить анализировать свою работу, степень её сложности

3. Познавательные 1 класс Трудность Причины П.1.-П.14. Пед. набл. Типовые диагностические задачи для детей 6,5-8 лет Задания З.1.-З.19. Информационные 2.1. Не понимает язык условных обозначений, затрудняется при работе с учебником, тетрадью и т.п. П.6. Низкий уровень развити я понятий ного мышлен ия Л.Н.5Изучение словесно- логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) З.10.Работ а по алгоритму, по инструкци и взрослого, по образцу. Задания, направлен ные на работу с учебником, тетрадью.

4. Коммуникативные 1 класс Трудность Причины П.1.-П.3. Педагогич еское наблюден ие Типовые диагностическ ие задачи для детей 6,5-8 лет Задания З.1.-З Не учитывает позицию, точку зрения собеседника при работе в паре, группе (Взаимодейст вие) П.1.Нарушения в межличностных отношениях (не преодолён детский эгоцентризм) Л.Н.6«Узор под диктовку» (Цукерман и др.1992, умение работать в паре, прислушиваться к чужому мнению) З.1.Создание ситуации успеха на уроке посредством доступных заданий и положительной оценке Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят.

2.1. Не может согласовать действия с партнёром (партнёрами) (Инициативное сотрудничество ) П. 2. Не сформированы навыки сотрудничества П. 1 Нарушения в межличностных отношениях (не преодолён детский эгоцентризм) Л.Н.6«Рукавички» (Г.А. Цукерман) З. 2. Привлечение к работе в паре, группе. З. 3. Учить оценивать ответы, работы соседа по парте, одноклассника

5. Ппсихомоторные 1-2 классы Трудность Причины П.1.-П.3. Педагоги ческое наблюде ние Типовые диагностич еские задачи Для детей 6,5-8 лет Задания З.1.-З Не может держать правильно орудие письма П.1.Слабое развитие мелкой моторики пальцев рук Л.Н.7Методика А.Л.Венгера «Собирание разрезных картинок» З.1.Развитие мелких дифференцированны х моторных актов и двигательных умений: - вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности; - складывание рисунков – узоров из мелких предметов в ячейки; - рисование геометрических фигур;

2.1. Не может работать с инструментам и П.1.Слабое развитие мелкой моторики пальцев рук Л. Н. 7 Методика А.Л.Венгер а «Собирани е разрезных картинок» З.2.Выполнение гимнастических упражнений (вкл. выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии); Выполнение гимнастики пальцев рук Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженност ь графических элементов, растянутые, разно наклонные буквы, тремор). П.1.Слабо развита мелкая моторика пальцев рук Л. Н. 7 Методика А.Л.Венгер а «Собирани е разрезных картинок» З.3.Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринт»).

4.1. Плохо ориентируютс я относительно себя и другого, в плоскости и в пространстве (не видит строку, не ориентируется на странице) П.2.Недостато чное развитие анализа пространстве нных отношений. Л.Н.7Гештальт- тест Бендер Зрительно- моторная координация З.4.Развитие пространственных представлений (отработка понятий «правый» и «левый», узнавание предмета по контурному изображению, составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором). Диктант пространственных действий (Графические диктанты).

5.1. Сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим П.3.Наруше ние регуляции двигательн ой активности Л.Н.7Гештальт- тест Бендер Зрительно -моторная координац ия З.5.Развитие мелких дифференцирован ных моторных актов и двигательных умений

Индивидуальный образовательный маршрут для младших школьников, испытывающих личностные трудности в обучении Индивидуальный образовательный маршрут ученика ________________ Класс трудностей Трудности Причины трудносте й Задания Результат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась) Личностный1.1.П.1.-П.5.З.1.-З П.1.-П.5.З.1.-З П.1.-П.5.З.1.-З П.1.-П.5.З.1.-З П.1.-П.5.З.1.-З.5.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика ________________ Класс трудностейТрудностиПричины трудностей ЗаданияРезультат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась) Регулятивный1.1.П.1.- П.3З.1.-З П.1.- П.3З.1.-З П.1.- П.3З.1.-З П.1.- П.3З.1.-З П.1-П.3З.1.-З.7.

4 этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения. 5 этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа – выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

Таблица 3. Сводная таблица выявленных трудностей в обучении младших школьников 1 класса