Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет Скульптура головы Платона.
Advertisements

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
Древние мыслители о мире и человеке.. Мифы древности. Мифология-миф(предание) логос(учение)
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
Домашнее задание : § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
10 класс обществознание урок 4. Рассмотреть этапы становления общественной мысли в XVII – XX вв.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Обществознание 10 класс Тема: История воззрений на общество 1. Основные взгляды мыслителей на общество в истории человечества. 1. Основные взгляды мыслителей.
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: XVIII век - эпоха Просвещения. Презентация к уроку новой истории в 7 классе (учебник Юдовской А.Я.)
ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕКА В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ «Труд – отец богатства, земля – его мать». У. Петти (1623 – 1687), английский экономист.
Эпоха Просвещения. Просвещение Просвещение это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Эпоха Просвещения время преобразований. Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVIIXVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве.
Политическая мысль древнего востока
Транксрипт:

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова Ольга Владимировна

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология Миф Миф в переводе с греческого – предание, сказание Логос Логос – слово, учение

Существует несколько тематических циклов мифов: Космогонические - мифы о происхождении человека и человеческого общества Индейская мифология

Индийская мифология Кельтская мифология Антропогонистические - мифы о происхождении человека и человеческого общества

Вещая птица Симург - Иранская мифология Бог Огня - Английская мифология Китайская мифология Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён

Этрусская мифология Славянская мифология Скандинавская мифология

В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют две идеи Идея творения: Мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном Идея развития: Мир постепенно Развился из некоего Бесформенного состояния – Хаоса, воды или яйца и т.д.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в. Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»

Философия зародилась на Востоке в Древней Индии Индийская мифология Шива и сын его Сканда Мифология Древнего Китая

Веды сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка ) Веды

Индийские мыслители считали: «Всё, существующее на Земле, имеет живую бессмертную душу и, поэтому, нуждается в поклонении» Закат солнца над Гангой в Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу и поклоняются ей в форме олицетворяющей её богини Ганги

Мир богов Мир людей Пространство, где процветает райская жизнь Социальная структура отражает космическую иерархию Демоны, духи обитатели Многочисленных адов Они не имеют никакого выбора и полностью зависят от тех условий, в которые попали

Мир людей Брахманы – мудрецы, толкователи Вед Кшатрии – воины, правители Вайшья – класс земледельцев и скотовод Судры – слуги Белый цвет благости и святости Красный цвет власти и страстей Жёлтый цвет умеренности и трудолюбия Черный цвет означал невежество

Даосизм Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе

Цель философов-даосов: Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие Дао

Суть учения: В мире существует два начала – Инь (темное, женское), которое рассматривается как пассивное ожидание и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то Даосская монада, изображающая концепцию Инь-Ян

Человек должен следовать двум целям: Оберегать себя от опасности Стараться прожить как можно дольше

Конфуций (552 – 479 гг. до н. э.) Разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными Конфуций

Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на трёх принципах: Гуманности Соблюдения ритуалов и обрядов Практического воплощения нравственных форм жизни

Поведение человека должно отражать законы, на основе которых существует вселенная Основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков Человек должен осознавать собственную судьбу, которую ему не дано изменить Человек должен сосредотачивать свои усилия на том, что подвластно его воле Суть учения

«Правильное» государственное устройство Конфуция Государство Глава: Император – «наместник Бога на земле» Слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников Отношения между людьми регулируются моральными нормами

Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет Скульптура головы Платона

ОбществоГосударство Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»

Платон выделял 3 стадии общественного развития Династия, состояние общества без бедных и богатых, без писанных законов, властью распоряжались старейшины родов и передавали её по наследству Аристократия – эпоха, когда возникают большие поселения людей, существует законодательство и выборная власть. В этот период появляется государство Идеальное государство, основанное на принципе справедливости

Государство делится на три группы: Правители-философы Воины-стражи, обеспечивающие порядок Группа земледельцев и ремесленников

Модель идеального государства Платона Государством управляют мудрецы - философы Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег Отсутствие частной собственности Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована Общая цель : забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Ученик Академии Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей) Скульптура головы Аристотеля копия работы Лисиппа, Лувр.

Государство Общество Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими, полномочиями господства, власти

Аристотель выделял 3 формы объединения людей Семья Селение Государство

«Правильные» формы правления Монархия Монархия – власть находится у наследного, законного представителя Аристократия Аристократия – власть лучших представителей народа Демократия Демократия – власть осуществляют все граждане

«Неправильные» формы правления Тирания Тирания –единоличноеправление, установленное в результатенасильственного захвата власти Олигархия Олигархия – власть немногих; Власть, принадлежащая небольшой кучке богачей Охлократия Охлократия – власть толпы

Основные задачи государства Недопущение чрезмерного роста политической власти личности Предотвращение излишнего накопления имущества гражданами Удержание в повиновении рабов

Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился Платон на фреске Рафаэля Санти Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа

Авторы Английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк Т. Гоббс Д. Локк

Теория божественного происхождения общества Государство – результат договора граждан, сознательно ограничивших часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав

Т омас Гоббс Первоначальное, естественное состояние человека – «война всех против всех» Люди стремились выйти из этого состояния путём заключения «общественного договора», то есть учреждением государства Государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности

Джон Локк Естественное состояние основано на организующем начале – закон природы Гражданское состояние возникает тогда, когда люди отказываются от естественной власти и обращаются за защитой к закону Цель государства: сохранение свободы и собственности, приобретённой посредством труда Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Вольтер ( ) - французский философ- просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник; был сторонником Равенства граждан перед законом Свободы слова Неприкосновенности частной собственности Ввёл термин « философия истории » Конституционной монархии

Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте здание обмана». «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать». Вольтер

Жан Жак Руссо ( ) - французский писатель, мыслитель, композитор Считал, что причина перехода к гражданскому состоянию – частная собственность и имущественное неравенство Выступа за защиту мелкой собственности Сторонник республики

«Республика более всего приближает людей к равенству» Ж. Ж. Руссо «Когда-то люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось» Ж. Ж. Руссо

Адам Смит ( ) Английский экономист и философ «Булочник печёт вкусные булки не из любви к человечеству» А. Смит «Люди, работая на себя, работают на других» А. Смит «Дайте человеку голую скалу в частную собственность, и он превратит её в цветущий сад» А. Смит

Адам Смит В основе общественных отношений лежит разделение труда Для процветания экономики страны необходимы следующие условия: 1.Частная собственность 2.Невмешательство государства в экономику, низкие налоги 3. Отсутствие препятствий для развития личной инициативы

В социальной структуре А. Смит выделил основные классы Наёмные рабочиеКапиталисты Крупные земельные собственники Различая их по источникам дохода Заработная плата ПрибыльРента

Представители Французские философы А. Сен-Симон (1760 – 1825), Ш. Фурье (1771 – 1850) и английский социалист-утопист Р. Оуэн А. Сен-Симон Ш. Фурье Р. Оуэн

Сущность теории Создание идеального общественного строя - социалистического Социалисты-утописты

Характерные черты «идеального» общественного строя Социальная гармония и общность интересов всех граждан Свободный творческий труд Равноправие в возможности применения своих способностей Государственное планирование в производственной сфере и в сельском хозяйстве Труд обязателен Все создаваемые блага распределяются по труду

Г. Гегель Немецкий философ конца XVIII - начала XIX вв. Под «гражданским обществом» понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей Г. Гегель

Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он выделяет три исторических ступени и соответственно три типа общества Восточный мир АнтичностьГерманский мир

О. Конт (1798 – 1857) Французский философ и социолог Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни О. Конт

Теория Конта включает в себя три идеи Закон трёх стадий развития Классификация наук Социальная статика и социальная динамика

Закон трёх стадий Теологическая: люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы Метафизическая: абстрактное отражение объектов (причины, необходимость и т.д.) Позитивная: достижение подлинно научных знаний

«Иерархия основных наук» Математика Астрономия Физика Химия Биология Социология Социологиях базируется на достижении предыдущих наук

Г. Спенсер ( ) Английский философ и социолог. Разработал теорию эволюции общества как целостного организма. Г. Спенсер

Выделял два типа общества «Военное» - с принудительным характером сотрудничества людей «Промышленное» - основанное на добровольном сотрудничестве

Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы Производящую Распределяющую Регулятивную

Средства социального контроля «Страх перед живыми» (законы, охраняемые государством) «Страх перед мёртвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов)

Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в ХХ в.