Аналитический центр «Новая Социальная и экономическая политика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Advertisements

Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Круглый стол G-6 Накопленный дефицит инвестиций в жилищной сфере России:
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Экономическая и социальная политика государства. Вопросы: 1. Экономические функции государства. 2. Социальная политика: понятие и типы. 3. Показатели.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
«…Стратегической целью социально-экономического развития республики до 2020 года является превращение Чувашии в динамично развивающийся, инновационно активный,
1 Заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов: влияние на показатели деятельности регионов Лев Фрейнкман и Михаил Прядильников.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Обзор Государственных Расходов : основные выводы и рекомендации Семинар «Управление государственными финансами в Республике Беларусь: текущая ситуация.
Как справиться с крупными денежными переводами: Пример Армении Нинке Омес Международный Валютный Фонд Постоянный представитель в Армении.
Транксрипт:

Аналитический центр «Новая Социальная и экономическая политика»

Вызовы во внутренней и внешней политике Недоверие к институтам власти Протесты в регионах Угрозы территориальной целостности и государственному устройству …развиваются на фоне экономического спада, причины которого накапливались годами и во многом связаны с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику, избыточной концентрацией властных полномочий в центре и глубоко укоренившейся системой государственного патернализма 2

Проблемы и вызовы в экономической политике (1) Высокий уровень вмешательства государства в экономику: Высокая доля ВВП, перераспределяемая через бюджет Расходы правительства (сводный бюджет + социальные фонды),% ВВП: – Польша – 41,4 (2013) – Украина – 50,5 (2013) Высокая налоговая нагрузка на бизнес 164 место из 189 стран по показателю легкости уплаты налогов (МБ, 2014) Высокая доля государственной собственности в экономике Доля госактивов в Украине оценивается в 30-35%ВВП, тогда как в ЕС 15-25% ВВП. Высокий уровень централизации принятия экономических решений: Объем и направления региональных инвестиций определяются в центре При непосредственном участии местных властей распределяется менее 40% средств государственного бюджета, выделяемых на проведение расходов капитального характера в регионах (без учета расходов на объекты государственного значения) Доля местных налогов и сборов в общих доходах местных бюджетов не превышает 3% (1,4% в 2011 г., 2,4% в 2012 г., 3,3% в 2013 г.) УкраинаЕвропа и Центр. АзияОЭСРПольша Число платежей (в год) Время на уплату налогов (часы в год) Общая налоговая ставка (%, прибыли)54,938,741,341,6 3

Результат: Громоздкий госаппарат, большие регуляторные барьеры для бизнеса и высокий уровень коррупции * (100 наилучший результат) Низкая эффективность использования госинвестиций За 2009 – 2013 гг. объем господдержки угольной отрасли увеличился с 6,8 до 15,4 млрд. грн., тогда как добыча угля на госшахтах упала с 38 до 24,1 млн. тонн; Несмотря на значительный объем отремонтированных и построенных дорог под Евро -2012, в рейтинге ВЭФ по индикатору качество дорог Украина занимала 120 место в 2009 г. и 144 место в 2013 г. Для сравнения Польша в 2009 г. занимала 127 место в рейтинге ВЭФ, а в 2013 г. – 105. Одна из наиболее энергозатратных экономик в мире Даже с учетом доли энергоемких отраслей в структуре экономики, энергоэффективность Украины составила 55% в сравнении с ЕС в 2012 г. На отопление квадратного метра площади в Украине тратиться вдвое больше энергоресурсов, чем в европейских странах со схожим климатом. Рейтинг/ индексУкраинаПольша Эффективность правительства (МБ)*3272 Верховенство права (МБ)*2672 Индекс экономической свободы, Heritage-WSJ (из 177 стран)16151 Индекс свободы, Freedom House Частично свободная страна Свободная страна Индекс восприятия коррупции, Transparency international *2660 Индекс легкости ведения бизнеса (из 189 стран)11245 Проблемы и вызовы в экономической политике (2) 4

Результат: Дотационные регионы и отсутствие стимулов работать лучше В 2013 г. из 692 местных бюджетов (областные бюджеты (27), бюджеты районов (488) и городов областного значения (177)), которые имеют прямые взаимоотношения с госбюджетом, только 33 (или менее 5%) были бюджетами – донорами. 95% местных бюджетов – дотационные. Все областные бюджеты – дотационные. В 2013 г. донорами бюджета были 4 районных бюджета и 29 бюджетов городов областного значения (включая г. Донецк, Днепропетровск, Запорожье). Низкие темпы экономического роста в среднесрочной перспективе, высокий двойной дефицит (бюджета и счета текущих операций), растущий государственный долг, нестабильность национальной валюты УкраинаПольша ВВП, млрд. дол. (2007) ВВП, млрд. дол. (2014)* Темпы роста номинального ВВП (07-14),%230 Среднегодовые темпы роста реального ВВП (07-14),%0,253,6 ВВП на душу населения (2013), тыс. дол Консолидированный дефицит бюджета (2013),% ВВП6,14,2 Дефицит счета текущих операций (2013), % ВВП9,31,5 Госдолг (2014)*, % ВВП52,746,6 Изменение курса национальной валюты к доллару (07-14)*,% Источник: Госслужба статистики Украины, City bank, Deutsche bank, JP Morgan Проблемы и вызовы в экономической политике (3) 5

Патернализм и социальный популизм: Темпы роста зарплат бюджетников и пенсий опережает темпы роста экономики: – за гг. номинальный ВВП вырос в 2 раза, а минимальная зарплата в 3,0 раза, средняя зарплата –2,4, средняя пенсия –2,5 раз Число получателей льгот и субсидий по состоянию на 2014 год составляет треть населения В Украине одна из самых раздутых сетей государственных учреждений здравоохранения и образования в Европе. По количеству больничных коек на 10 тыс. населения мы на 2 м месте в Европе (Беларусь – 1 е место) 6 Проблемы и вызовы в социальной политике (1) ПоказательУкраинаПольшаЧехия Количество больничных коек на населения86,662,370,1 Количество больниц на населения5,422,472,42 Количество государственных ВУЗов на 1млн. Населения9,43,62,5

Результат: Пенсионный фонд остается дефицитным ( ,8 млрд. грн.), и это увеличивает риски нестабильности выплат пенсий в среднесрочной перспективе Льготы слабо достигают малообеспеченных граждан, многие льготы невозможно обеспечить финансово – Низкая адресность: 90,2% получателей льгот не являются малообеспеченными (выше прожиточного минимума 1200 грн. для трудоспособного населения). Для бедных домохозяйств все виды соц. поддержки составляют лишь 5% от их дохода – Низкий уровень охвата поддержкой бедных слоев населения: лишь 6% бедных получают помощь для малообеспеченных, 3,5% получают жилищные субсидии – годовая сумма расходов на льготников составляет 40 млрд. грн., но в госбюджете предусмотрено лишь 8,5 млрд. грн. Неконкурентная система здравоохранения и образования: плохие показатели здоровья населения и качества образования 7 Проблемы и вызовы в социальной политике (2) ПоказательУкраинаПольшаЧехия Количество ВУЗов в мировом топ-500 («Шанхайский» р-г)021 Рейтинг высшего образования и обучения (WEF, 2013) Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет71,176,678,1 Показатель младенческой смертности на 1000 рожденных8,74,13,2 Показатель смертности на населения (HFA, 2013)

Необходима перезагрузка экономической и социальной политики в Украине Экономическая политика: Макроэкономическая стабильность Экономические стимулы для бизнеса вместо административного и фискального давления Стабильный и благоприятный бизнес климат, стимулирующий отечественные и иностранные частные инвестиции Прозрачность государственных финансов Низкий уровень коррупции Защита прав собственности и справедливая судебная система Расширение экономической самостоятельности регионов Социальная политика: Вывод из тени заработных плат Устойчивая пенсионная система Стимулы и возможности бюджетным работникам зарабатывать больше в зависимости от качества предоставляемых услуг Целевой характер социальной помощи как основа социальной защищенности Высокая эффективность социальных инвестиций Это означает: Пересмотр роли государства в экономике страны; развитие современных рыночных механизмов вместе с новой системой государственного регулирования, дающего простор для инноваций, частной инициативы и роста эффективности реального и социального сектора 8

Миссия и цели Миссия: Способствовать построению эффективной социальной рыночной экономики в Украине как основы устойчивого экономического роста, высокого качества социального развития и социальной защиты населения Цели деятельности: содействовать разработке и реализации экономической политики, направленной на повышение роли рыночных институтов в развитии экономики страны, укрепление макроэкономической и финансовой стабильности, улучшение инвестиционного климата помогать разработке и реализации социальной политики, основанной на высокой эффективности предоставления различных социальных услуг (включая услуги здравоохранения и образования), повышении их доступности для населения и уменьшении социального неравенства формировать общественное мнение путем организации диалога и распространения знаний о развитии новой социальной рыночной экономики способствовать развитию гражданского общества и демократических ценностей помогать формированию современного научно-исследовательского сообщества в Украине 9

Направления исследований Экономический рост и международная экономическая интеграция Расширение экономической самостоятельности регионов в рамках единой экономики Украины Развитие реального сектора и инфраструктуры, проблемы энергоэффективности Улучшение бизнес-климата и дерегуляция в сфере предоставления бизнес- и административных услуг Повышения качества и доступности услуг здравоохранения Модернизация системы профессионального образования Современный рынок труда и система социальной защиты 10

Первые проекты: Стратегия привлечения инвестиций в экономику Украины 11 Как преодолеть политические риски и что означает политическая стабильность для инвестора? Как достичь макроэкономической стабильности? Что нужно менять в фискальной и монетарной политике? Как укрепить банковский сектор? Борьба с коррупцией в сфере разрешений и государственного контроля бизнеса: Есть ли шанс у Украины попасть в топ-100 стран рейтинга легкости ведения бизнеса? Привлечение инвестиций в энергетику, транспорт и сельское хозяйство Что необходимо для эффективной работы механизма государственно-частного партнерства? Как преодолеть барьеры на привлечение частных инвестиций в социальную сферу и развитие человеческого капитала? Рекомендации будут представлены на Международной инвестиционной конференции в мае 2014 года

Первые проекты: Доступность лекарств Почему в Украине цены на многие импортные лекарств выше, чем цены на эти лекарства в соседних странах? Что показал пилотный проект по реимбурсации стоимости лекарств от гипертонии? Как обеспечить справедливую конкуренцию на фармрынке среди производителей, дистрибуторов и розничных сетей? Что нужно изменить в регистрационных и разрешительных процедурах в соответствии с европейскими практиками? Как НДС повлиял на ситуацию на фармрынке? Как усовершенствовать механизмы ценообразования на лекарства в бюджетных закупках и в амбулаторном лечении? Возможности и границы использования механизма реимбурсации для различных групп препаратов? Пути повышения территориальной доступности лекарств? Проведение круглого стола совместно с EBA и другими заинтересованными сторонами в мае 2014 года 12

Первые проекты: Индикаторы энергоэффективности ЖКХ Украины Задекларированные реформы и госпрограммы по повышению энергоэффективности остаются нереализованными. Необходимо формирование новой политики с эффективной постановкой задач, включая инструмент мониторинга их выполнения. Таким инструментом являются современные индикаторы энергоэффективности: 1) оценка возможной экономии энергоресурсов от повышения энергоэффективности; 2) выставление целевых показателей энергоэффективности для ЖКХ на региональном уровне; 3) мониторинг прогресса выполнения поставленных задач; 4) определение регионов, где инвестиции в энергоэффективность ЖКХ дадут наибольший эффект. Демонстрация возможности доведения тарифов до себестоимости без заметного ухудшения благосостояния населения после повышения энергоэффективности до европейского уровня. Оценка энергоэффективности и потенциала энергосбережения в ЖКХ по областям в сравнении со странами ЕС Представление результатов запланирована на VII Международном инвестиционном Саммите DIIS 16-го мая 13

Спасибо за внимание!