«Педагогический мониторинг для подготовки специалистов дошкольного образования» Левшина Н.И., канд.пед.наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Advertisements

Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Декабрь 2013 г. Подготовила: Чекунова И.А. Ведущий специалист комитета по образованию «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО!»
Целевые ориентиры дошкольного образования Колчева Н.И., методист ОДиНОО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
Подготовила: Мамонтова О.П. - методист 2014 г. СП ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад 3 «Красная Шапочка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Концептуальные основания.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий.
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Еремина Т.Ю., методист., ст.преподаватель.
Система мониторинга результатов образовательного процесса Строгонова В.С. Методист МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» города Магнитогорска 2013 год.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Транксрипт:

«Педагогический мониторинг для подготовки специалистов дошкольного образования» Левшина Н.И., канд.пед.наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «МаГУ»

Качество дошкольного образования 1. Качество условий деятельности ДОУ: кадровый потенциал ( особенности профессиональной компетентности ) кадровый потенциал ( особенности профессиональной компетентности ) методические ресурсы методические ресурсы развивающая среда развивающая среда финансы, инфраструктура финансы, инфраструктура

Качество дошкольного образования 2. Качество процессов, реализуемых в ДОУ образовательный процесс; образовательный процесс; коррекционный процесс. коррекционный процесс.

Качество дошкольного образования 3. Качество результатов деятельности ДОУ: Физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка Физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка Знания, умения и навыки Знания, умения и навыки Степень освоения ребёнком образовательной программы, его образовательные достижения Степень освоения ребёнком образовательной программы, его образовательные достижения Степень готовности к школьному обучению Степень готовности к школьному обучению Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей)деятельностью ДОУ Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей)деятельностью ДОУ Главная проблема – выработка стандарта ожидаемых результатов.

А.Н. Майоров: «Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития». В рамках мониторинга –выявление и оценивание проведённых пед.действий, обеспечивается обратная связь о соответствии фактических результатов деятельности пед.системы её конечным целям

Особенности мониторинга оптимальность количества объектов мониторинга оптимальность количества объектов мониторинга непрерывность непрерывность диагностичность диагностичность информативность информативность научность научность обратная связь обратная связь многоуровневость многоуровневость сложность осуществления мониторинга сложность осуществления мониторинга

Схема управления образовательным процессом в ДОУ

Принципы мониторинга: сравнимость данных сравнимость данных объективность информации объективность информации адекватность адекватность прогностичность прогностичность целевое назначение целевое назначение коллегиальность коллегиальность

Функции мониторинга качества образования интегративная, обеспечивающая комплексную характеристику качества образования в ДОУ; диагностическая, позволяющая дать объективную оценку качеству образовательного процесса; экспертная, позволяющая осуществить экспертизу качественного состояния образовательного процесса; информационная являющуюся способом систематического получения релевантной (относящейся к делу ) и валидной ( надежной) информации о состоянии качества образования в ДОУ; прагматическая, позволяющая использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в ДОУ.

Виды мониторинга, которые соотносимы с длительностью, характером проводимого наблюдения, путей сбора информации ( КоротаеваЕ.В.) результативный мониторинг, ориентированный на контролирование конкретных итогов организации образовательного процесса; результативный мониторинг, ориентированный на контролирование конкретных итогов организации образовательного процесса; процессуальный мониторинг, исследующий условия протекания образовательного процесса, приводящие к тем или иным итогам образовательной деятельности; процессуальный мониторинг, исследующий условия протекания образовательного процесса, приводящие к тем или иным итогам образовательной деятельности; комплексный мониторинг ( обычно более длительный повремени протекания), объединяющий процесс, результат и необходимую коррекцию образовательной деятельности. комплексный мониторинг ( обычно более длительный повремени протекания), объединяющий процесс, результат и необходимую коррекцию образовательной деятельности.

Критерии и показатели критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства Критерии и показатели должны оставаться неизменными

Методы мониторинга Эмпирически е методы обсервационные методы наблюдения и самоанализа экспериментальные лабораторный, естественный, психолого-педагогический, обучающий диагностические методы тесты, анкеты, интервью, беседы праксиметрические для анализа деятельности и ее продуктов (хронометраж, профессиограмма, циклограмма, оценка результатов деятельности) методы моделирования биографический метод

Организационны е методы сравнительный метод метод поперечных срезов лонгитюдный метод метод продольных срезов комплексный метод Методы обработки данных количественные методы (шкалирование, карреляционный, факторный, регрессивный анализ) качественные методы (классификация, дифференцирование, категоризация и обобщение материала по качественным показателям)

Формула статистического сравнения ведущих показателей конечных результатов учебного года (по П.И. Третьякову) Уровеньздоровья К 3 = число детей с патологией при поступлении в ОУ* 100% число детей с патологией на выходе из ОУ число детей с патологией на выходе из ОУ УровеньУдовлетв-ныхобразователь ными услугами К О.У. = число удовлетворенных ОУ__ * 100% общее число опрошенных общее число опрошенных

Методы мониторинга качества образования в ДОУ наблюдение; наблюдение; педагогическая диагностика; педагогическая диагностика; изучение продуктов детской деятельности; изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; игровые тестовые задания; проведение контрольно-оценочных занятий; проведение контрольно-оценочных занятий; собеседование с педагогами и родителями, детьми; собеседование с педагогами и родителями, детьми; анкетирование; анкетирование; анализ документации и хронометраж режима дня и др. анализ документации и хронометраж режима дня и др.

Методы мониторинга (ФГТ) низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) высоко формализованные (тесты, пробы, проективные техники, аппаратурные методы и др.) высоко формализованные (тесты, пробы, проективные техники, аппаратурные методы и др.)

Алгоритм действий: определение и обоснование объектов мониторинга; определение критериев и показателей по которым будет осуществляться мониторинг; выбор соответствующих методов мониторинга; подготовка инструментария, технологических карт; определение сроков, периодичности сбора информации; назначение ответственных за сбор информации и анализ результатов мониторинга; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция.

Введение мониторинга в ДОУ это длительное дело Введение мониторинга в ДОУ это длительное дело Педагогический коллектив должен видеть необходимость в мониторинге Педагогический коллектив должен видеть необходимость в мониторинге Мониторинг окупается только тогда когда он «вписывается» в целостную программу развития учреждения, программу повышения качества его работы. Мониторинг окупается только тогда когда он «вписывается» в целостную программу развития учреждения, программу повышения качества его работы. Многоуровневый характер мониторинга предполагает, что первичный мониторинг осуществляют педагоги Многоуровневый характер мониторинга предполагает, что первичный мониторинг осуществляют педагоги

Основания для разработки мониторинга статус образовательного учреждения статус образовательного учреждения должностные инструкции членов коллектива должностные инструкции членов коллектива организационная структура управления в ДОУ организационная структура управления в ДОУ делегирование управленческих полномочий членам коллектива ДОУ делегирование управленческих полномочий членам коллектива ДОУ уровень профессиональной компетентности членов коллектива ДОУ уровень профессиональной компетентности членов коллектива ДОУ разработка и внедрение информационного банка управления образовательным учреждением. разработка и внедрение информационного банка управления образовательным учреждением.

ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N Основные принципы дошкольного образования: 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

ФГОС ДО 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

ФГОС ДО 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

ФГОС ДО 1.7. Стандарт является основой для 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

ФГОС ДО 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. физическое развитие Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, …

ФГОС ДО Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, … Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, …

ФГОС ДО Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

ФГОС ДО Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: оценку индивидуального развития детей; оценку индивидуального развития детей;

ФГОС ДО 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

ФГОС ДО 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

ФГОС ДО 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

ФГОС ДО 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

ФГОС ДО 4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

уровни оценки: уровни оценки: Высокий уровень (показатель ярко выражен и стабилен) Высокий уровень (показатель ярко выражен и стабилен) Выше среднего (показатель выражен хорошо) Выше среднего (показатель выражен хорошо) Средний уровень (показатель присутствует, не стабилен) Средний уровень (показатель присутствует, не стабилен) Ниже среднего (показатель слабо выражен) Ниже среднего (показатель слабо выражен) Низкий уровень (показатель не выражен) Низкий уровень (показатель не выражен) Перевод суммы баллов в уровневый показатель: Перевод суммы баллов в уровневый показатель: Высокий уровень – 4,6 – 5 баллов. Высокий уровень – 4,6 – 5 баллов. Выше среднего - 4 – 4,5 балла. Выше среднего - 4 – 4,5 балла. Средний уровень – 2,5 – 3,9 балла. Средний уровень – 2,5 – 3,9 балла. Ниже среднего - 1,5 – 2,4 балла. Ниже среднего - 1,5 – 2,4 балла. Низкий уровень – 1 – 1,4 балла. Низкий уровень – 1 – 1,4 балла.

Литература Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ// Управление ДОУ- М:2009, 5, с Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ// Управление ДОУ- М:2009, 5, с Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ / И.А.Рыбалова // Управление ДОУ. – Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ / И.А.Рыбалова // Управление ДОУ. – Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ / И.А.Рыбалова // Управление ДОУ. – Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ / И.А.Рыбалова // Управление ДОУ. – Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. / Л. И. Третьяков, К. Ю.Белая. – М.: Новая школа, Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. / Л. И. Третьяков, К. Ю.Белая. – М.: Новая школа, Технология мониторинга качества результатов образовательного процесса в ДОУ: учебно- методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной – Магнитогорск: МаГУ, – 51с. Технология мониторинга качества результатов образовательного процесса в ДОУ: учебно- методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной – Магнитогорск: МаГУ, – 51с.