УМК 2. РАЗДЕЛ 6. Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Advertisements

Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
УралСтройЭкспо. ЭнергоРесурсоСбережение «ЖКХ-Новые стандарты» ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕДОМОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Энергопаспорт и класс энергоэффективности здания. Практика применения тепловизионного контроля в строительстве. ЗАО РПК «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ».
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
Этапы развития теплоснабжения в г. Мытищи 1. Домовые угольные котельные, 1917 – 1950 г. 2. Квартальные угольные котельные, 1950 – 1970 г. 3. Районные котельные.
«Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности к организациям, осуществляющим регулируемые виды.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифные решения в теплоэнергетике на 2012 год.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание с главами муниципальных районов и городских округов Московской области по вопросу.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Государственный комитет РТ по тарифам.
Транксрипт:

УМК 2. РАЗДЕЛ 6. Особенности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе организация разработки схем теплоснабжения МОСКВА 2014 Г.

Потребление энергии в ЖКХ Жилищно-коммунальный комплекс является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии в России (около 30% всего энергопотребления страны). До 75% общего потребления энергии в жилищном секторе - это снабжение горячей водой и отопление. Структура потребления энергии в жилищном секторе России Общий потенциал энергосбережения в жилищном секторе составляет 30-40%, в том числе тепловой энергии %, горячего водоснабжения - до 35%.

Характеристика МКД: причины низкой энергоэффективности Жилой фонд России представлен многоквартирными домами разного типа, этажности, конструктивных особенностей, состава помещений, инженерного обеспечения. Большая часть многоквартирных зданий характеризуется малоэффективным ресурсопотреблением: энергии потребляется в среднем в полтора – два раза больше, чем в таких же домах зарубежных государств с похожим климатом. Показатель удельного энергопотребления зданий в зарубежных государствах около 140 кВт·ч/м2·в год, в России – 229 кВт·ч/м2 в год. Основной причиной низкой энергоэффективности является то, что многоквартирные дома, построенные до 1995 года, проектировались по старым строительным нормам, поэтому не отвечают современным требованиям по тепловой защите зданий (потери тепла через ограждающие конструкции – до 40 %). Современные требования к показателям энергоэффективности зданий и проектированию зданий со сниженным потреблением энергии содержатся в нормативных документах: - СНиП "Тепловая защита зданий"; - Свод правил СП "Проектирование тепловой защиты зданий"; - ГОСТ "Параметры микроклимата в жилых и общественных зданиях"; - СНиПы и (разделы "Энергосбережение").

Классификация МКД по классу энергоэффективности (СНИП ) Буквенное и графическое обозначение Наименование класса энергетической эффективности Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии на отопление от нормативного значения, % Рекомендуемые мероприятия Для новых и реконструируемых зданий AОчень высокийМенее минус 51Экономическое стимулирование BВысокийОт минус 10 до минусТо же CНормальныйОт плюс 9 до минус 9- Для существующих зданий DНизкийОт плюс 6 до плюс 75Желательна реконструкция здания EОчень низкийБолее 76Необходимо утепление здания в ближайшей перспективе

Потенциал энергосбережения МКД Многоквартирные дома имеют самый большой потенциал ресурсосбережения, что объясняется, с одной стороны, достаточно высоким износом инженерных коммуникаций и конструктивных элементов, и как следствие, высоким уровнем потерь тепловой энергии и воды, с другой стороны, низкой обеспеченностью приборами учета, что приводит к отсутствию у граждан стимула к ресурсосбережению. МероприятияТехнический потенциал экономии млн. Гкал% Теплоизоляция стен (вентилируемые фасады)115,430 Эффективные водоразборные приборы65,417 Эффективные окна50,013 Прочее50,013 Теплоотражающие пленки на окнах46,212 Теплоизоляция дверных проемов26,97 Теплоизоляция внутренних трубопроводов систем горячего водоснабжения 19,25 Теплоотражающие экраны за радиаторами11,53 Итого:384,5100

Энергосберегающие мероприятия для МКД Мероприятия по энергосбережению МКД Система отопления и горячего водоснабжения -Промывка трубопроводов и стояков системы отопления. -Ремонт и восстановление изоляции трубопроводов подвальных помещениях -Установка линейных балансировочных вентилей и балансировка системы отопления -Установка термостатических вентилей на радиаторах -Модернизация ИТП с установкой и настройкой аппаратуры автоматического управления параметрами воды в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха -Замена трубопроводов и арматуры системы отопления Система электроснабжения -Замена ламп накаливания в местах общего пользования на энергоэффективные лампы с датчиками присутствия -Замена электродвигателей лифтов на более энергоэффективные Дверные и оконные конструкции -Заделка и уплотнение оконных блоков в подъездах -Установка дверей и заслонок в проемах подвальных и чердачных помещениях -Заделка, уплотнение и утепление дверных блоков на входе в подъезды и обеспечение автоматического закрывания дверей -Замена оконных блоков Стеновые конструкции -Заделка межпанельных и компенсационных швов -Утепление потолка подвала, пола чердака, кровли и наружных стен. -Гидрофобизация стен

Требования законодательства к установке приборов учета в МКД Законодательно-нормативная база в сфере установки приборов учета потребляемых ресурсов: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ «О теплоснабжении»; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г р; Постановление Правительства Российской Федерации от «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Нормативные документы регионального и муниципального уровней: Решение региональной (городской) Думы «Об установлении расходного обязательства по предоставлению субсидий на обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и (или) холодной воды в многоквартирных домах города»; Постановление городской администрации города «Об утверждении Порядка по предоставлению субсидий на обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и (или) холодной воды в многоквартирных домах города»

Особенности энергетических обследований МКД На сегодняшний день требования обязательного энергообследования МКД законодательно не регламентированы, за редким исключением. Согласно ФЗ 261 часть 9 (статья 16) часть МКД подпадает под необходимость проведения обязательного энергообследования. Это : 1.Дома, в которых суммарные расходы на потребление энергоресурсов превышают 10 миллионов рублей в год. 2.Дома, чья управляющая компания проводила мероприятия по повышению энергоэффективности, финансируемые полностью или частично из средств бюджетов любого уровня. В остальных случаях, решение проводить или не проводить энергообследование МКД должны принимать собственники домов. Обязательное энергообследование МКД проводится после капитального ремонта и направлено на выявление класса энергетической эффективности здания.

Особенности организации энергетических обследований МКД Методические рекомендации по проведению энергетического обследования МКД, участвующих в региональных программах по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счёт средств ГК Фонда содействия реформированию ЖКХ утверждены Решением Правления Фонда от 20 мая 2011 года протокол 248. Организация и проведение работ по энергетическому обследованию МКД включает 6 этапов: этап 1, подготовительный, на котором проводится планирование энергетического обследования; этап 2, сбор исходных данных в соответствии с программой проведения обследования; этап 3, сбор общей документальной информации; этап 4, систематизация полученных данных, инструментальное обследование, анализ; этап 5, документирование результатов обследования; этап 6, экспертиза и согласование отчетных материалов. В основу методики проведения энергетических обследований положен принцип приоритета определения потенциала энергосбережения на основании показаний приборов учета и базовых показателей энергоэффективности, что позволяет отказаться от сбора большого объема информации, необходимой для проведения детального теплотехнического расчета при определении расчетного теплопотребления домов без приборов. Для оценки потенциала энергосбережения таких домов достаточно определить расчетное теплопотребление по укрупненным показателям.

Проблемы развития теплоснабжения Снижение надежности источников тепловой энергии (износ теплогенерирующего оборудования, рост количества аварий) Снижение надежности тепловых сетей. (износ и старение тепловых сетей, сети не закольцованы, не имеют резервных перемычек, высокие потрери энергии) Снижение объёмов отпуска тепловой энергии тепловыми электростанциями. Котельнизация (пережог топлива, рост количества мелких котельных, сжигающих газ) Снижение коэффициента использования топлива на ТЭС (несоответствие мощности ТЭЦ их фактической нагрузке, отсутствие механизмов стимулирования развития сетей, когенерации) Высокие потери тепловой энергии ( в 3 раза выше, чем в Финляндии) Тарифы и стоимость тепла для населения ( размер платежей сравним с европейскими странами, в то время как доля расходов в доходах 4,5 %, в Финляндии с 1%) Плохая организация работ по разработке, утверждению и реализации схем теплоснабжения.

Организация разработки и утверждения схем теплоснабжения Ответственность за организацию систем эффективного централизованного теплоснабжения возложена на органы местного самоуправления (ОМС) Утверждение схем теплоснабжения поселений должно было быть выполнено до Утверждение схем теплоснабжения поселений менее 500 тыс. чел., в том числе 128 городов от 100 до 500 тыс. чел. Органы местного самоуправления 36 городов от 500 тыс. чел и более Минэнерго России ОМС с данной задачей не справляются Причины: Позднее принятие НПА на федеральном Уровне Отсутствие финансовых средств Отсутствие мотивации ОМС и административных стимулирующих воздействий за отсутствие схем. Сроки разработки и согласования на муниципальном уровне существенно затянуты, в ряде населенных пунктов к разработке схем не приступали. В настоящее время утверждено 6 % схем теплоснабжения. Из 36 городов разработаны и направлены в Минэнерго 3 схемы теплоснабжения Иркутска, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Схема Новосибирска утверждена г. По схемам Иркутска, Нижнего Новгорода выданы замечания..

Новая модель развития рынка теплоснабжения Устойчивое развитие системы теплоснабжения Повышение эффективности Тарифы Прочее Повышение эффективности производителей Оптимизация загрузок тепловых источников Повышение эффективности потребителей Тариф альтернативной котельной RABв тепловых сетях Решение проблем перекрестного субсидирования Учет модели Рынка электроэнергии Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) Субсидии

Направления развития системы теплоснабжения Считать приоритетным направлением развития систем теплоснабжения использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с обеспечением ее энергетической эффективности. Для обеспечения притока инвестиций и повышения надежности и качества теплоснабжения необходимо осуществить переход к новой модели регулирования рынка теплоснабжения, основанной на принципах функционирования единой теплоснабжающей организации в системах централизованного теплоснабжения и поэтапного (на основе пилотных проектов) перехода к определению предельного значения стоимости тепловой энергии на основе стоимости тепловой энергии от «альтернативной котельной». При разработке новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и механизмов ее реализации считать одним из приоритетов необходимость эффективной загрузки конкурентоспособных объектов тепловой генерации с теплофикационной нагрузкой. До внедрения новой модели ОРЭМ рассмотреть вопрос необходимости корректировки особенностей функционирования работы ТЭЦ на оптовом рынке электроэнергиии мощности в текущих условиях.

Целевая организация отрасли- единая теплоснабжающая организация с регулированием по тарифу альтернативной котельной ТЭЦ Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) Система централизованного теплоснабжения Котельная Тепловые сети Организация работы ЕТО как Единого центра ответственности –технологическая основа надежного функционирования и развития систем теплоснабжения Единая теплоснабжающая организация Реализует тепловую энергию по фиксированным тарифам для конечных потребителей, собирает платежи, покупает тепло и услуги по передаче у других компаний Имеет полномочия по оптимизации работы системы –загрузке мощностей, разработке программы развития системы теплоснабжения Отвечает за надежность, бесперебойность и качество теплоснабжения Потребители Тариф альтернативной котельной Применяется как price cap или как целевой уровень тарифа для конечных потребителей

Мероприятия по повышению энергоэффективности рынка теплоснабжения 1. Принятие решений по ключевым вопросам Определение ЕТО до утверждения Схем теплоснабжения (города > 500 тыс. чел.); Тарифное регулирование с учетом «альтернативной котельной»; Распределение топлива на ТЭЦ по новому «тепловому» методу; Определение показателей качества и надежности в теплоснабжении; Переход на долгосрочное тарифное регулирование; Дестимулирование без учетного потребления тепловой энергии; Введение социальной нормы потребления в теплоснабжении; Целевая форма функционирования: МУП, аренда, концессия; Ликвидация перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергии; Изменение условий участия ТЭЦ на ОРЭМ, в том числе корректировка системы диспетчирования; Модификация системы рассмотрения разногласий между регулируемой организацией и регулятором; Оценка потенциала повышения эффективности в теплоснабжении; Определение источников финансирование модернизации систем теплоснабжения; Принятие «Дорожной карты» по реализации принятых решений. 2.Стимулирование разработки Схем теплоснабжения. 3.Реализация пилотных проектов в теплоснабжении (8-12 городов > 500 тыс. чел.).

Нормативно-методическая база разработки схем теплоснабжения Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. 190-ФЗ «О теплоснабжении»; Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Постановление от г. 808 «Об организации теплоснабжения в Российской федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения (утв. приказом Минэнерго РФ и Минрегионразвития РФ от г. 565/667)

Структура схемы теплоснабжения Раздел 1. Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа Раздел 2. Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей Раздел 3. Перспективные балансы теплоносителя Раздел 4. Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии Раздел 5. Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей Раздел 6. Перспективные топливные балансы Раздел 7. Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение Раздел 8. Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций) Раздел 9. Решение о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии Раздел 10. Решение по бесхозяйным тепловым сетям Обосновывающие материалы

Порядок заключения и реализации контрактов на теплоснабжение Порядок заключения контрактов на теплоснабжение определен Постановлением Правительства РФ от г. 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" : Установлены порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации; Регламентирована процедура заключения договора теплоснабжения (объем поставляемой теплоэнергии, режим ее потребления, тепловая нагрузка соответствующих установок, параметры качества теплоснабжения, порядок расчетов, ответственность сторон и пр); Закреплены особенности заключения договора теплоснабжения; Установлены правила ограничения и прекращения подачи теплоэнергии. Урегулирован порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.