Цель курса «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»: Формирование компетенций для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кирюшкина Д. О. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого.
Advertisements

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» брошенный вперед; происходит от лат. «projectus» брошенный вперед; это процесс создания прототипа,
Лекция 3. Технология социального проектирования 1.Сущность и понятие социального проектирования 2.Структура и логика социального проектирования 3.Предпосылки.
Организация работы с общественными организациями, волонтерами, студенческими отрядами. Практическое занятие по группам 14 сентября 2015 г. г.Уфа
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
Термины «проект», «проектирование» происходят от лат. «projectus» брошенный вперед процесс создания прообраза реального или возможного объекта, состояния,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Этапы планирования потребности в персонале
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Транксрипт:

Цель курса «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»: Формирование компетенций для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к субъектам реальной действительности. Тема лекции: СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Цель лекции: Формирование когнитивных и личностно- ориентированных компетенций по определению сущности социального проектирования, его методик и этапов проектирования.

План лекции. 1. Объект и субъект социального проектирования. Определения терминов, целей, параметров и характеристик, средства социального проектирования. 2. Методики социального проектирования. 3. Этапы проектирования. Матрицы идей, «вживание в роль», метод аналогий, мозговой штурм, синектика Проблемная ситуация, социальный заказ, социальный паспорт, цели проекта, задачи проекта, прогноз на основе исследований, прогноз нормативный, верификация и корректировка, модель, конструкт, проект.

Определение термина «социальное проектирование» Социальное проектирование- Социальное проектирование- это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. При проектировании социальных объектов должен учитываться субъективный фактор. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Процесс социального проектирования иногда также называют "социальным конструированием".

Цель социального проекта Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. Проект отражает будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно- энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных. Социальный проект рассматривается как один из компонентов целенаправленной деятельности для решения социальных проблем в различных областях деятельности.

Параметры социального проектирования - социальный объект - противоречив; у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); на социальный объект влияет много объективных факторов; существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта

Термины социального проектирования. Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это -процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Цель проектирования – создание объекта, удовлетворяющего определенным требованиям, обладающего определенным качеством (структурой) Проектирование означает определение версий или вариантов развития, например, какого-то явления, которое подлежит изменению.

Понятия социального проектирования. Назовем и рассмотрим некоторые понятия, близкие по смыслу к понятию «проектирование». Это следующие понятия: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Объект и субъект социального проектирования. Планирование - научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций в развитии того или иного явления и его реализации и претворения в интересах общества.

Объект и субъект социального проектирования. Предвидение - в узком смысле - предсказание, в более широком - предпочтительное знание о событиях или явлениях, которые существуют, но не зафиксированы в наличном опыте. Предвидение может быть простым предвосхищением, предугадыванием, основанным на биологических и психофизиологических способностях (начальная ступень), и собственно предвидением (высшая ступень) - человеческим представлением о будущей судьбе самого себя, своих качеств, своего окружения и ближайшей контактной микросреды. Научное предвидение основывается на выявлении закономерностей развития явления или события, когда известны причины его зарождения, формы функционирования и ход развития

Объект и субъект социального проектирования. Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Объект и субъект социального проектирования. Конструирование – одна из форм инженерной деятельности, сформировавшаяся с приходом эры серийного массового производства. Конструирование – направлено на создание нового, а не на слепое копирование имеющихся образцов. Результатом конструкторской деятельности является готовая конструкция технического устройства или системы, материализуемая затем в процессе изготовления. С точки зрения социального проектирования – конструирование весьма близко по целям, задачам и исполнению к созданию структуры (конструкции) проекта, а результатом является реализация проекта.

Объект и субъект социального проектирования. Моделирование – создание образа будущего проекта, опираясь на реальные теоретические знания и опытные данные, а затем дальнейшее превращение абстрактного объекта в экспериментальную модель создаваемого проекта. Обобщенная теоретическая модель (схема ) становится универсальной относительно данного класса рассматриваемых проектов за счет процедуры синтеза, позволяющей проецировать созданную модель (схему) на класс потенциально возможных (гипотетических) проектов определенного типа.

Субъект социального проектирования. Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объект и субъект социального проектирования. Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

Объекты социального проектирования. человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.); разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.);

Информационный массив Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационный массив", который является главным источником социального проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания "информационного массива" - материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание с помощью информационного массива социальных проектов.

Параметры научно разработанного социального проекта Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Это следующие параметры: 1)наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают; 2)наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа; 3)наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.

Условия разработки проекта Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки: он должен быть создан на научной основе, не противоречить нравственным нормам, выражать общепринятые социальные ценности, выражать социальный заказ, быть эффективным с точки зрения реализации, не содержать противоречий, должен быть предназначен для реализации.

Средства осуществления социального проекта К средствам осуществления социального проектирования относятся те ( технические, математические и логические ), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Методики социального проектирования Методики – это способы достижения цели. Построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Методики проектирования: методика матрицы идей, методика вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, синектика.

Методика матрицы идей Разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты с учетом интервалов изменения этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. С использованием нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений.

Методика «вживание в роль» Стремление глубже понять, как будет реализован проект, учет интересов и желаний людей – вот что такое «вживание в роль». Этой методикой должен владеть проектировщик, который прежде всего внимательно изучает условия, в которых протекает процесс. Методика «вживание в роль» помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования.

Метод аналогий Аналогия (греч., analogia - соответствие, сходство) – сходство между предметами или явлениями в некоторых свойствах, качествах, отношениях; форма мышления, основанная на умозаключении, в котором делается вывод на основании частичного сходства между предметами или явлениями без исследования всех условий. Эмпатия - способность человека почувствовать состояние другого объекта: человека, животного, растения, предмета или явления.

Метод аналогий Существуют эффективно функционирующие предприятия, рабочие поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Они в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Социальный проект может быть создан по аналогии.

Метод аналогий Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Существуют следующие виды аналогий: 1. Личная аналогия. Личная аналогия - это психологический прием, основанный на эмпатии и позволяющий человеку отождествить себя с явлением или предметом, являющимся объектом его исследования.

Метод аналогий 2. Прямая аналогия. Прямая аналогия - это психологический прием направленного ассоциативного мыслительного поиска аналогов исследуемого предмета или явления в различных областях знаний и их сравнения с целью формулирования и решения нестандартной задачи. 3. Символическая аналогия. Символическая аналогия - это психологический прием направленного ассоциативного мыслительного поиска, нацеленного на формулирование исследуемой проблемы путем отождествления ее с различными символами, выраженными в парадоксальной форме. 4. Фантастическая аналогия. Фантастическая аналогия - это психологический прием, основанный на фантазировании и позволяющий получить формулировку (модель) проблемы (задачи), содержащую пути ее решения.

Метод ассоциаций Ассоциация (лат., association – соединение) связь между предметами или явлениями (свойства, отношения), а также между психологическими элементами (ощущениями, восприятиями, идеями), благодаря которым появление одних в определенных условиях вызывает образ или ощущения других, с ними связанных.

Метод ассоциаций Метод ассоциаций, состоит в том, что решение социальной проблемы в одной из сфер общественной жизни подсказывает путь, по которому можно выполнить социальный проект из другой сферы. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы. Метод ассоциаций связан с устранением прежних принципов функционирования объекта и заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Метод ассоциаций предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма: мобилизация всего имеющегося интеллектуального запаса: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Метод мозгового штурма связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Синектика Синектика (греч.) - совмещение разнородных элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Метод синектики предполагает, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость

Синектика Глобально синектический процесс включает в себя два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое; превращение знакомого в незнакомое. Синектика – это метод активизации творческого мышления, основанный на сознательном использовании подсознательных психологических механизмов творческой деятельности. Синекторы – опытные специалисты, использующие этот метод в своей профессиональной деятельности. Синектическая группа – постоянная по составу, разнородная по видам деятельности, хорошо подготовленная, слаженно действующая группа изобретателей-профессионалов, имеющих значительный опыт работы.

Этапы проектирования Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта - изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка - модель - конструкт - проект.

Описание проблемной ситуации. Для уяснения проблемной ситуации надо выяснить: в чем состоит проблема, и какова ее предыстория; что требуется сделать для устранения проблемной ситуации; что мешает устранению проблемы или достижению цели; что дает решение задачи для людей, предприятия и т.д.

Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.

Социальный паспорт Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.

Социальный паспорт Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз): а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация; б) разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы); в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

Цели проекта Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: а) отображение потребности (мотив); б) отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование,программирование действий); в) отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых ине желаемых).

Цели проекта В каждой из установленных целей нужно: выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

Цели проекта Формулировать цели можно графически путем построения «дерева целей». "Дерево целей" - это связанный ориентированный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения. Построение "дерева целей" требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объектов проектирования, внешних условий, материально- технических, финансовых, трудовых, энергетических и других ресурсов, систем ограничений и т. п.

Задачи проекта После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей.

Прогнозирование Социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления.