Исследовательская работа «Изобразительно – выразительная роль причастий» Автор : Ванина Нина Алексеевна Ученица 10 класса МОУ СОШ п.Первомайский, Саратовская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ергалиева Зауре Наурызгалиевна Открытый урок на тему: «Образование действительных и страдательных причастий» 7 «А» класс ГУ СШГ 9 г. Актобе, 2010 год.
Advertisements

Тема исследования: (изобразительно-выразительная роль причастий в тексте)
Плюшкин Презентация учителя рус. яз. и литературы Ивановой Е. И.
Н.В.ГОГОЛЬ «Мертвые души» «Жизнь и быт Плюшкина».
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Изобразительно-выразительные средства языка /на примере романа Гончарова «Обломов»/ Автор: Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы.
«Странные родственники» /урок русского языка в 7 классе/ Урок – исследование на тему: «Отличие деепричастий от наречий»
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Пишем вместе сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Подготовка к сочинению по картине И. Бродского « Летний сад осенью». ТИП УРОКА : урок развития речи. 7 класс.
Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Тема урока Сочинение – описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме Текстоведение. Лексические средства выразительности языка.
Урок развития речи. Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение Выполнила Забелина Светлана Яковлевна учитель русского языка и литературы гимназии экономического профиля г. Смоленск 2009.
Конструирование проблемной ситуации на уроке русского языка.
Текст. Типы речи.. Что можно описывать? Описание предмета места состояния человека состояния окружающей среды (пейзаж)
Текст. Типы речи.
Игорь Эммануилович Грабарь 1871 – 1960 гг.. И. Грабарь «Неприбранный стол».
Транксрипт:

Исследовательская работа «Изобразительно – выразительная роль причастий» Автор : Ванина Нина Алексеевна Ученица 10 класса МОУ СОШ п.Первомайский, Саратовская область, Дергачёвский район, с. Камышово, улица Зелёная, 46/2. Научный руководитель: Шухрина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Первомайский Улица Молодёжная, 7/2.

1) формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы ; 2) совершенствовать умение анализировать текст; 3) раскрыть роль причастий в художественном тексте Цель:

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов. А.Н.Толстой.

Cегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Сегодня нам предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.

Гоголь герасимов

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был в поле живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, избегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшие, как темная пасть; оно все было окинуто тенью,

и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глубины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клёна, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этот густой темноте. В стороне, у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.

Какую картину вы представили, читая текст? Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова «После дождя».Что объединяет художественный текст и картину и чем они отличаются?

В художественном тексте и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем на картине А. Герасимова чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется, что вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома. В тексте Н. В. Гоголя - сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены разные виды деревьев и кустарников, перила, беседка, вороньи гнезда и т. п. Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия? Нам предстоит ответить на вопросы, проведя исследование.

Вопросы для группы 1: 1)К какому типу речи относится данный фрагмент текста? 2)Что описывает автор в тексте? 3)В каком стиле написан текст? 4)Докажите, что Н.В. Гоголь очеловечивает, одушевляет природу? Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.

Вопросы для группы 2: 1) Какими частями речи широко пользуется автор в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами. 2) Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль играют они в описании? Какое звучание причастия придают тексту?

Вопросы для группы 3: 1)Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая? Почему употреблены разные причастия? Только ли для того, чтобы не повторить одно и тоже слово? Какой троп использует автор? 2)Как часто этот троп встречается в тексте? 3)Какую мысль автора он передаёт?

Вопросы для группы 4: 1) Представлены ли в тексте причастные обороты? Какой ритм они создают? 2) Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли? 3) Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

Вопросы для группы 5: 1) Какие изобразительно – выразительные средства языка использует автор? 2) Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?

Вывод: Какова изобразительно – выразительная роль причастий? Как причастия помогают понять идею текста?