1 Автор: учитель математики Иванова В.Ю. Математический праздник «Космическое путешествие» ГБОУ СОШ 625
2 Цель игры: пробудить интерес к космосу, тайнам Вселенной и точным наукам. Ребята в игровой форме знакомятся с различными научными гипотезами. Готовясь к игре, ученики узнают много нового о солнечной системе и нашей галактике. Развивается фантазия и воображение, ребята проявляют свои творческие способности. Веселый праздник нравится школьникам и задает импульс дальнейшему саморазвитию и самообучению.
3 Условия игры: Соревнуются две команды. В конкурсах также могут принять участие активные болельщики. Команда жюри называется «Центр управления полетами».
4 Домашнее задание: 1. Придумать название команды, сочинить приветствие землянам (на языке планеты, с которой прилетели). Гимн и танец жителей планеты, с которой прилетела команда; 2. Подготовить карту звездного неба и рассказ о нашей галактике, солнечной системе и планете, с которой прилетела команда; 3. Презентация космического корабля, на котором прилетела команда; 4. Научно-фантастический рассказ «Цивилизация будущего»; 5. Доклад о достижениях в области астрономии, научных гипотезах и тайнах Вселенной.
5 Этапы игры: 1. «Внимание! Экипажам доложить о готовности к полету!" (Представление команд, приветствие, гимн, танец). 2. Для запуска космических кораблей необходимо вскрыть кодовое слово, зашифрованное в «геометрическом кроссворде».
6 Этапы игры: 3. Конкурс «Испытание невесомости» (по 1 человеку от команды) Участник, сидя на стуле, должен достать руками лежащие на полу вокруг стула предметы, не касаясь пола ногами. 4. «Центр управления полетами предупреждает экипажи об опасности. Прямо по курсу - чёрная дыра. В связи с этим командам предлагается обменяться знаниями». Участники рассказывают о достижениях в области астрономии, научных гипотезах и тайнах Вселенной.
7 Космический лабиринт 5. Наши корабли успешно миновали чёрную дыру, но попали в космический лабиринт. Пройдя его (т.е. получив правильный ответ), экипажи смогут благополучно добраться до Венеры.
8 Проверка глазомера 6. Чтобы не затеряться в космосе и вернуться снова на Землю, всем экипажам надо доложить в Центральное управление полетами, насколько их корабли удалились от Земли. Задание – проверка глазомера: определите на глаз длину траектории полета. (Масштаб карты полета: 1 см = 1 парсек). Парсе́к - распространённая в астрономии внесистемная единица исмерения расстояния. Также необходимо определить величину угла поворота. Тогда откроется коридор в параллельный мир (Сдать данные в центр управления полетами через 1 минуту).
9 Параллельный мир 7. Чтобы покинуть параллельный мир, надо успеть найти выход, который быстро закрывается. Для этого нужно вычислить площадь и периметр меньшего из трех квадратов. Сторона большего квадрата - 4 см.
10 Планета Зазеркалье 8. Следующая остановка – планета Зазеркалье. Космонавты выходят из корабля и попадают на зеркальную поверхность. Прочитайте предложенные вам цитаты с помощью зеркала.
11 Ответы: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир». (И. Гете.) «В огромном саду геометрии каждый найдет себе букет по вкусу». (Д.Гильберт.)
12 Антимир: планеты: истины, лжи и дипломатии 9. Итак, вы попали в Антимир. Здесь вот уже на протяжении 2000 световых лет продолжаются звездные войны. Внимание! Прямо по курсу три планеты: истины, лжи и дипломатии. Экипажам необходимо попасть на «Планету истины». Задание: ставим три точки (планеты) на одной линии и быстро ориентируемся, куда направить машину. Планета, расположенная справа, на вопрос: «Какая планета расположена рядом с вами?» ответила: «Планета истины». Когда тот же вопрос задали крайней слева, она ответила: «Планета лжи», а центральная планета ответила, что она «Планета дипломатии». Определите, какая из них «Планета истины», если жители «Планеты истины» всегда говорят правду, обитатели «Планеты лжи» всегда говорят ложь, а жители «Планеты дипломатии» - иногда говорят правду, иногда - ложь.
13 Конкурс «Метеоритный дождь» 10. Экипажи не могут долго оставаться на «Планете истины», необходимо срочно выбираться из воинствующего Антимира. Центр управления полетами приказывает командам возвращаться на Землю. Но Антимир шлет кораблям метеоритный дождь. Чтобы спастись, капитаны команд должны пройти конкурс. Конкурс: Болельщики завязывают глаза двум капитанам и раскручивают их. Оба капитана должны одновременно несколько раз повернуться вокруг себя, затем обойти стулья («метеориты») и добраться до своих команд. Команды могут помогать своим капитанам - указывать путь (например, два шага влево, один шаг вправо и т. д).
14 Планета сказок 11. Все-таки какие-то метеориты нарушили курс кораблей, и экипажи забросило на планету сказок, к старику Хоттабычу. Выходит Хоттабыч: «Здравствуйте! Что поведать вам, о дорогие мои гости? Пожалуй, я расскажу вам о софистике. Это философское направление, которое до сих пор вызывает интерес к себе. Много веков тому назад (во второй половине V века до н. э) в Греции софисты, иногда в качестве учебных упражнений, с одинаковой степенью убедительности доказывали истинность двух противоположных суждений. Сейчас я вам покажу, как они это делали. Вы же должны разгадать, в чем логическая ошибка данного софисма.
15Софисм Софи́см это ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным». Софисм: – 36 = – 63 4 х х 2 – 4 х 9 = 7 х х 2 – 7 х 9 4 х (7 + 2 – 9) = 7 х (7 + 2 – 9) 4 = 7, т. е. 2 х 2 = 7
16 «Цивилизация будущего» Хоттабыч: «Теперь, когда вы, о прекрасные и мудрейшие ученики, нашли ошибку, я хотел бы послушать ваши научно-фантастические рассказы. (Каждая команда должна была дома подготовить рассказ «Цивилизация будущего».) Команды выполняют задание.
17 Подведение итогов и награждение команд Хоттабыч: «Теперь я не сомневаюсь, что на вашей планете живут великие мудрецы. Я помогу вам, о юные дарования, попасть домой». Космические корабли возвращаются на Землю. Центр управления полетами подсчитывает полученные командами баллы. Подведение итогов и награждение команд.