«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Подготовила воспитатель Буданова В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ «Детский сад 19 «Капелька» Г. Обнинск 2014г.
Advertisements

Элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках географии Элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.
О СОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ Автор: Воспитатель д/с «Сказка» Аладина Людмила Александровна.
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Объединение « Удивительный мир природы ». ЦЕЛЬ: формировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
Маленький исследователь. Программа исследовательского обучения включает три элемента: развитие у детей исследовательских умений и навыков; детскую исследовательскую.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Презентацию подготовили: О. А. Егорова, И. Ш. Аркатова, В.
Я - исследователь. П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Ограниченные возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания собственных.
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС Выполнила учитель ВКК Леженина Н.Т.
Ярусова Н. Н. Воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад 177 «Мерчен»
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу?. Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться?. Для чего вообще знать это? Может, стоит.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
Город Нижневартовск «Формирование умений и навыков у старших дошкольников, необходимых в исследовательской деятельности» Подготовил Воспитатель МБДОУ.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Исследовательская деятельность учащихся на начальном этапе обучения Пухова Л.В.
Окружающий мир, 1 класс Тема урока: «Снег и лёд. Какие свойства имеет снег и лёд?» (урок – исследование) Учитель начальных классов первой квалификационной.
МБДОУ Детский сад 12«Золотой ключик» Удивительное превращение через познание дошкольниками окружающего мира Ануфриева Надежда Иосифовна.
Р ЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЯ « И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ » - ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Коптякова Светлана Георгиевна Воспитатель МОУ «Начальная школа.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Белова И.Г. Учитель биологии высшей категории МОУ Сургутской СОШ.
Современный урок окружающего мира в соответствии с ФГОС Выполнила : Сивер А. И.
Транксрипт:

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Подготовила воспитатель Буданова В.В.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ - ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Знания привыкли передавать в основном через глаза и уши, но очень бы хотелось, чтобы они приходили и через руки и деятельность. Вхождением в науку через свои ощущения, опыт ребёнок сохраняет любознательность. Но опыт или эксперимент не должны быть хоровыми, а индивидуальными, т.е. : «У тебя должно получиться то-то, а как решай сам». Науки ведь потому и называются естественными, что в их основе лежит опыт, эксперимент, наблюдение. Исследования, экспериментирование присутствует во всех видах совместной деятельности индивидуально или коллективно главное это всегда интересно, неожиданно, необычно и для ребёнка выполнимо, относительно быстро происходит и даёт результат. Нельзя упрекать за неудачи, испорченный материал, а важно разобраться почему не получилось. Важно выслушать и услышать ребёнка его мысли, мнение.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ СОСТОИТ В: формировании разных видов деятельности; учёте психологических особенностей и потребностей детей; обращение к жизненному опыту; обогащение знаний и умений в рамках конкретного, интересующего вопроса; интегративность ( объединяет в себе различные методы и приёмы); взаимный интерес; изменение взаимоотношений детей и взрослых в сторону сотрудничества.

УСПЕШНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет ( старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально, кружок.

НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ: Видеть проблемы; Задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определение понятиям; Классифицировать; Наблюдать; Умения и навыки проведения экспериментов; Структурировать полученный в ходе исследований материал; Делать выводы и умозаключения; Доказывать и защищать свои идеи. для этого предусмотрено много упражнений:

1. ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ. ПОД ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЯВНО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ, А ЧАЩЕ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РАБОТЫ И ЗАСТАВЛЯЮТ ЗАДУМАТЬСЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ. «Смотреть на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое. Например: читаем рассказ: « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….» Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами: Ты просто гуляешь… Ты водитель грузовика…. Ты летчик отправляющийся в полёт… Ты ворона, сидящая на дереве…. Зайчик или лисичка в лесу…. Игра « Волшебные превращения» На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть? Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д.

2. ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. 1. Можно специально потренироваться при помощи упражнения «Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой? (Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: « птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», « птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу» Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышляя, задавать вопросы. Для этого используем слова: Может быть…. Предположим …. Допустим … Возможно … Что если … ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО… Воробьи стали размером с орла Люди уменьшились в несколько раз. Слоны стали меньше кошки. ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?

3. ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ: Подбираем и читаем стихотворение с большим количеством разных героев. (Например стих Г.Комаровского и Г. Ладонщикова « У меня друзей немало….») Задание: задать вопросы каждому герою стихотворения = много типов вопросов: установления сходства и различия; установления причинно-следственных связей и др.

4. ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ: Понятия – одна из форм логического мышления. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения, раскрывает сущность понятия либо проясняет значение термина. Определение понятий решает следующие задачи: отличить и ограничить предмет от всех иных; Раскрыть сущность предмета. Сравнение. Позволяет выявить сходство и различие предметов. ( Например, стихотворение И.Бунина «Листопад». Подобрать сравнения для таких объектов слон, попугай, велосипед, дерево) Различие - прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.( яблоко – помидор)

5.НАБЛЮДАТЬ: САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ. 1. Поставим перед детьми яркую игрушку или предмет, много деталей. Рассматриваем долго и спокойно. Затем предлагаем закрыть глаза. Затем убираем и просим детей вспомнить и назвать все детали. 2. Затем вместе вспомнить, что назвали, а что нет. 3. Нарисовать предмет по памяти. 4. Парные картинки, содержащие различия. 5. Найти два одинаковых предмета. 6. Найти ошибки художника

6. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ: 1. Мысленный эксперимент: Что можно сделать из куска бумаги? На что похожи облака? Что будет, если все станут выше ростом? Если бы озеро было столом, чем были бы лодки? с отражениями геометрических тел. ( какая тень соответствует каждому изображению?) Кто самый трусливый, а кто трусливый? ( белка, заяц,воробей, попугай) Представьте мальчик играя в футбол, разбивает окно. Что скажет ему милиционер? Хозяйка этого окна? Бабушка? Его родители? 2. Экспериментирование: Определяем плавучесть предметов. Магнит и металлы. Как вода исчезает.

7. ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ: 1.« Как люди смотрят на мир»: На листе бумаги(на доске) нарисовать несложные композиции из геометрических тел и линий не изображающих ничего конкретного. –«Что здесь изображено?».Выслушав всех - « Кто же прав?» – « Все правы по своему» – « Так как разные люди на мир смотрят по-разному». 2.«Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно) 3.Скажите, на что похожи: Узоры на ковре, Очертания деревьев за окном, 4. Поиск предметов имеющих общие признаки: Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные …блестящие, синие, твёрдые. Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

ЧТО ДАЁТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера. Очень ценно то, что наши дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел...», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями.

ВСЁ ИНТЕРЕСНО НАМ УЗНАТЬ