В. В. Путин " Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут".
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании". Введены изменения в понятие и структуру государственного образовательного стандарта. Впервые воспитание и развитие личности будет оцениваться как конечный результат освоения образовательных программ.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы, других социальных институтов общества. Задачей любого образовательного учреждения в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система, на него влияет наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, социальное положение, уклад семьи, количество членов семьи, материальная обеспеченность, отношение к ребёнку.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По психическому здоровью семьи делятся на благополучные и неблагополучные. Эмоциональное неблагополучие ребёнка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, приводит к стрессам, неврозам и агрессивности. Неблагополучная обстановка в семье, применение недопустимых приёмов воспитания, унижение человеческого достоинства детей и подростков, имеющих место как со стороны родителей, так и со стороны отдельных педагогов, привели за последние годы к росту случаев детских самоубийств и попыток суицидов.
Из семьи, семейного воспитания исходят у ребёнка представление о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первых трудовых навыках. В российских семьях сложились определённые традиции, которые в деле семейного воспитания имеют непреходящие ценности. В современной семье изменились условия выполнения ею своих важнейших функций: репродуктивной, воспитателььной, хозяйственно- экономической, социально-статусной, досуговой, эмоциональной. Особую озабоченность педагогических коллективов вызывает резкое снижение воспитатель
Семья и школа Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи. Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.
Снижается уровень педагогической культуры родителей; уменьшается влияние родителей при подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Во многих семьях главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. Часть отцов и матерей не проявляют необходимого заинтересованного и участливого отношения к жизнедеятельности своих детей, не оказывают им конкретной помощи в жизненном и профессиональном самоопределении. В отдельных семьях дети растут с искаженными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду. Современное развитие общества требует особой гибкости в семейном воспитании, умения сохранять связь времен и поколений.
Большой и нерешённой проблемой педагогики и педагогов являются педагогическое просвещение и педагогическая культура родителей. Педагогические лектории, специальные семинары для родителей в годы имели положительное влияние на родителей. Еще В.А.Сухомлинский организовывал для родителей средней школы постоянно действующий лекторий, лекционной курс которого по объему и содержанию приближался к университетскому курсу педагогики.
Предметом обсуждения на «Педагогическом лектории для родителей» могут быть следующие проблемы: 1. Как готовить ребёнка к школе? 2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни. 3. Как помочь ребёнку учиться? 4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье? 5. Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье. 6. Семейные конфликты и способы их разрешения. 7. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье. 8. Проблема полового воспитания в семье. 9. Народная педагогика как основа семейного воспитания в семье. 10. Трудовое воспитание в семье. 11. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье. 12. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?
Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений в семье можно выделить семь стилей: Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путём их обсуждения и совместного творческого решения. Сотрудничество - для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка. Паритетные - т.е. равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. Независимые – каждый член семьи действует автономно, якобы уважая свободу и независимость других. Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим. Конфликтные - любые решения семейных проблем приводят к конфликту. Авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ 1. Почитай мать и отца. 2. Проявляй к родителям внимание. 3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации. 4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан. 5. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах. 6. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям только в крайних случаях. 7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудновыполнимые требования. 8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
СЕМЬ ПРАВИЛ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ: 1. Cтремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия и взаимопонимания. 2. Ориентироваться на доброжелательный стиль общения в семье. 3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехи – все вместе. 4. Почитать старших и помогать младшим. 5. Чередовать труд и отдых. 6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники. 7. Стремиться проводить воскресные дни вместе.
Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: - повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе; - консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитателььных педагогических действий педагогов и родителей; - организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи. Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей. Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитателььном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям (1 - 4, 5 - 8, кл.) Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся
3. Взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, - знакомство с бытовыми условиями учащихся; - группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала; - составление программ совместных действий; - анализ результатов совместной воспитателььной деятельности; - мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально- технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.
Основными условиями её реализации могут быть: родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Правила и советы специалистов. 1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка. 4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 5. Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.
Беседа с родителями учащихся будет успешна, если: - удалось избежать противостояния и конфронтации; - удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.
Формы и методы взаимодействия. Университет педагогических знаний это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитателььной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.
Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор сам учитель-воспитательь, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитателььных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Конференция форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги
Практикум это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитательей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности.
Педагогическая дискуссия (диспут) одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута уважение к позиции и мнению любого участника.
Ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, про- водится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Глав- ное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаим- ная заинтересованность.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей.. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитателььного потенциала благополучных семей. Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей.
Семь педагогических правил принципа «Не навреди!» 1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости. 2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки. 3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины. 4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды. 5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности. 6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию. 7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.
Как общаться с родителями ваших учеников? эвристическое предписание 1. Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству. 2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания. 3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания. 4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного. 5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»
Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.
Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.