СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЕТОД УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ (Case Studies)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Advertisements

Ярославский филиал МИИТ Современные образовательные технологии Технология Кейс – стади Методист: Ползикова Валентина Анатольевна.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Кейс – технологии в учебном процессе. Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных.
Дидактические возможности кейсового метода в образовательном процессе М.Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией модернизации системы.
Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Современные педагогические технологии. США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год Метод изучения экономики В России стал применяться в 80- х.
Использование метода ситуационного анализа (case study) при изучении биологии в старшей школе Из опыта работы учителя биологии школы 27 Печниковой Л.В.
Активные методы обучения: case-study Костанай
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
КЕЙС-МЕТОД (метод конкретных ситуаций, конкретного примера, ситуационный анализ, методика ситуационного обучения, case-study (кейс-стади )
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Возможности использования метода анализа конкретной ситуации (CASE – STUDY) в педагогической практике Каракулова Оксана Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО.
Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова.
Современные педагогические технологии. США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год.
КЕЙС-МЕТОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Составитель: Яшина М.В., руководитель ШМО словесников, учитель русского языка.
CASE-STUDY. Технология обучения на анализе конкретных ситуаций Суханова Е.А., к.п.н., зам.директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, доцент.
Педагогический проект «Активация самостоятельной- познавательной деятельности учащихся с использованием проблемно- ситуативного анализа или кейс-метода.
(case study). МЕТОД КЕЙСОВ - это…. Анализ конкретных учебных ситуаций т.е. метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЕТОД УЧЕБНЫХ КЕЙСОВ (Case Studies)

Case study (кейс-стади) – это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций. Case Study стал одной из основных технологий бизнес-образования на Западе. Метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета.

КЕЙС – это … описание реальной ситуации; описание реальной ситуации; «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE); «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE); события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения; события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения; «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

Требования, предъявляемые к кейсу: соответствовать четко поставленной цели создания; соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иметь соответствующий уровень трудности; отражать аспекты реальной жизни; отражать аспекты реальной жизни; иллюстрировать типичные ситуации; иллюстрировать типичные ситуации; провоцировать дискуссию; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление. развивать аналитическое мышление.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Преимущества метода позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий; позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий; позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета и в контексте других предметов и явлений; позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета и в контексте других предметов и явлений; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации

Навыки, развиваемые кейс- методом Аналитические; Аналитические; Практические; Практические; Творческие; Творческие; Коммуникативные; Коммуникативные; Социальные; Социальные; Самоанализ Самоанализ

ТИПЫ КЕЙСОВ «ПОЛЕВЫЕ» (ОСНОВАННЫЕ НА ФАКТАХ ИЗ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ) «КРЕСЕЛЬНЫЕ» (ОСНОВАННЫЕ НА ВЫМЫСЛЕ АВТОРОВ)

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЕЙСОВ История развития многих организаций за многие годы Несколько предложений на странице Несколько страниц с текстом Описание одного события в одной организации

ИСТОЧНИКИ КЕЙСОВ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ; ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ; ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ; ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ; СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ; РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Виды представления кейсов Виды представления кейсов

Подготовка и обучение кейсовым методам Фаза работы Действия преподавателя Действия студента До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие 3. Принимает или участвует в принятии решений После занятия 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет письменные отчет о занятии по данной теме

Сценарий организации занятий с применением кейс-метода Стадии организации работы над кейсом Стадии организации работы над кейсом

Рабочая стадия работы над кейсом Рабочая стадия работы над кейсом

Завершающая стадия работы над кейсом Завершающая стадия работы над кейсом

Дополнительные методы группового обсуждения «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» Морфологический анализ Морфологический анализ Синектический анализ Синектический анализ

Хороший кейс…(по Беннету и Чакраварти) …рассказывает; …рассказывает; …фокусируется на теме, вызывающей интерес; …фокусируется на теме, вызывающей интерес; …не выходит за пределы последний пяти лет; …не выходит за пределы последний пяти лет; …может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; …может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; …содержит проблемы, понятные студенту; …содержит проблемы, понятные студенту; …требует высокой оценки уже принятых решений; …требует высокой оценки уже принятых решений; …требует решения проблем менеджмента; …требует решения проблем менеджмента; …прививает навыки менеджмента …прививает навыки менеджмента

Применение метода учебных кейсов в процессе преподавания дисциплины «Индустрия гостеприимства» Кейс Цель: Данный тренинг проводится в процессе изучения темы «Ресторанный сервис в индустрии гостеприимства». Направлен на выработку практических навыков поведения в некоторых критических ситуациях, которые могут возникнуть у менеджера ресторана. Приводим две ситуации, которые необходимо обсудить в аудитории. Время: минут. Количество участников: человек. Последовательность проведения: Студентам раздаются распечатанные копии описания ситуации, затем ситуация зачитывается вслух; Студентам раздаются распечатанные копии описания ситуации, затем ситуация зачитывается вслух; Тренер предлагает следующие вопросы для обсуждения: а) каковы ваши действия в подобной ситуации? б) что необходимо сделать, чтобы получить дополнительных поваров? Тренер предлагает следующие вопросы для обсуждения: а) каковы ваши действия в подобной ситуации? б) что необходимо сделать, чтобы получить дополнительных поваров? Обычно студентами высказывается большое количество версий и решений подобной ситуации. Например, поскольку времени до вечеринки не так много, то можно сначала «немного потянуть время», а для этого можно использовать аниматорскую программу (единственный недостаток этого решения - время для аниматорской программы ограничено минутами). Другой вариант: перед подачей основных блюд следует подать аперитив и ряд фуршетных закусок типа канапе, что тоже даст возможность выиграть время. Другой предложенный вариант – привлечение рабочей силы (поваров, помощников поваров) со стороны (из соседнего ресторана, например). Обычно студентами высказывается большое количество версий и решений подобной ситуации. Например, поскольку времени до вечеринки не так много, то можно сначала «немного потянуть время», а для этого можно использовать аниматорскую программу (единственный недостаток этого решения - время для аниматорской программы ограничено минутами). Другой вариант: перед подачей основных блюд следует подать аперитив и ряд фуршетных закусок типа канапе, что тоже даст возможность выиграть время. Другой предложенный вариант – привлечение рабочей силы (поваров, помощников поваров) со стороны (из соседнего ресторана, например). Следующим этапом идет анализ высказанных версий и коллективная выработка стратегии поведения менеджера ресторана в подобных ситуациях. Следующим этапом идет анализ высказанных версий и коллективная выработка стратегии поведения менеджера ресторана в подобных ситуациях.

Ситуация1: Ситуация1: «Нехватка сотрудников на кухне ресторана» «Нехватка сотрудников на кухне ресторана» Салли является генеральным менеджером Pub - одного из лучших ресторанов в городе. Как обычно в пятницу в 6 часов вечера здесь, чтобы поесть, нужно подождать около 45 минут. Кухня испытывает затруднения и опаздывает в приготовлении заказываемых блюд. Очень важно, особенно, если посетитель высказывает жалобу, что он ждет слишком долго, чтобы получить свою еду. Салли ожидает, когда на вечернюю смену придут два повара, отвечающие за главные участки. Сейчас вечера, и ей только что сообщили по телефону, что оба повара простудились и не смогут прийти на работу. Как только она положила трубку, метрдотель сообщил Салли, что в вечера этого дня по графику в ресторане должна быть вечеринка на пятьдесят человек. Салли глубоко задумалась, так как сейчас у нее из шести поваров только четыре. Их производительность очень высока, но время приготовления блюд, несомненно, удлинится. Как Салли может выйти из такой ситуации? Салли является генеральным менеджером Pub - одного из лучших ресторанов в городе. Как обычно в пятницу в 6 часов вечера здесь, чтобы поесть, нужно подождать около 45 минут. Кухня испытывает затруднения и опаздывает в приготовлении заказываемых блюд. Очень важно, особенно, если посетитель высказывает жалобу, что он ждет слишком долго, чтобы получить свою еду. Салли ожидает, когда на вечернюю смену придут два повара, отвечающие за главные участки. Сейчас вечера, и ей только что сообщили по телефону, что оба повара простудились и не смогут прийти на работу. Как только она положила трубку, метрдотель сообщил Салли, что в вечера этого дня по графику в ресторане должна быть вечеринка на пятьдесят человек. Салли глубоко задумалась, так как сейчас у нее из шести поваров только четыре. Их производительность очень высока, но время приготовления блюд, несомненно, удлинится. Как Салли может выйти из такой ситуации?

Ситуация 2: Ситуация 2: «Нехватка запасов в ресторане» Сейчас 9.30 утра, пятница, место действия – ресторан Pub. По графику продукты должны доставить в Салли специально заказала дополнительное количество продуктов на конец недели, поскольку знает, что наступают праздники. В ей позвонили от поставщика и сообщили, что не смогут доставить продукты раньше утра субботы. Салли объяснила сотруднику поставщика, что очень важно привезти продукты как можно раньше. Он извинился, однако заявил, что до утра субботы этого сделать нельзя. К дня на кухне начались перебои с продуктами, в том числе с теми, без которых нельзя обойтись: стейки, цыплята, рыба. Гости начали выражать свое недовольство, так как официантам приходится все чаще сообщать им, что указанных в меню некоторых блюд они получить не могут, т.е. начали создаваться ситуации категории «86». Кроме того, если кухня не начнет своевременно готовить блюда для вечера, это грозит определенными проблемами. По вечерам в пятницу ресторан обычно получает дополнительно от продаж 12 тыс.долларов. Однако, если проблема не будет решена немедленно, то ресторан потеряет много гостей и большую часть прибыли. Сейчас 9.30 утра, пятница, место действия – ресторан Pub. По графику продукты должны доставить в Салли специально заказала дополнительное количество продуктов на конец недели, поскольку знает, что наступают праздники. В ей позвонили от поставщика и сообщили, что не смогут доставить продукты раньше утра субботы. Салли объяснила сотруднику поставщика, что очень важно привезти продукты как можно раньше. Он извинился, однако заявил, что до утра субботы этого сделать нельзя. К дня на кухне начались перебои с продуктами, в том числе с теми, без которых нельзя обойтись: стейки, цыплята, рыба. Гости начали выражать свое недовольство, так как официантам приходится все чаще сообщать им, что указанных в меню некоторых блюд они получить не могут, т.е. начали создаваться ситуации категории «86». Кроме того, если кухня не начнет своевременно готовить блюда для вечера, это грозит определенными проблемами. По вечерам в пятницу ресторан обычно получает дополнительно от продаж 12 тыс.долларов. Однако, если проблема не будет решена немедленно, то ресторан потеряет много гостей и большую часть прибыли.

Последовательность проведения: Последовательность проведения: Студентам раздаются распечатанные копии описания ситуации, затем ситуация зачитывается вслух; Студентам раздаются распечатанные копии описания ситуации, затем ситуация зачитывается вслух; Тренер предлагает следующие вопросы для обсуждения: а) принимаемые меры для решения ситуации; б) кому нужно позвонить в первую очередь, чтобы смягчить проблему? в) как быстро получить необходимые продукты? г) как нужно вести дела, чтобы иметь запас продуктов был постоянно и что нужно для этого делать? д) попробуйте предложить свой вариант действий в подобной ситуации? Тренер предлагает следующие вопросы для обсуждения: а) принимаемые меры для решения ситуации; б) кому нужно позвонить в первую очередь, чтобы смягчить проблему? в) как быстро получить необходимые продукты? г) как нужно вести дела, чтобы иметь запас продуктов был постоянно и что нужно для этого делать? д) попробуйте предложить свой вариант действий в подобной ситуации? После предложенного каждым варианта необходимо коллективное обсуждение ситуации и возможный сценарий развития (негативный и позитивный) и действия менеджера. После предложенного каждым варианта необходимо коллективное обсуждение ситуации и возможный сценарий развития (негативный и позитивный) и действия менеджера.

Литература для кейса: Буйленко В.Ф. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты: Учебное пособие для вузов/ В.Ф.Буйленко. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, Буйленко В.Ф. Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты: Учебное пособие для вузов/ В.Ф.Буйленко. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, Уокер Дж. Введение в гостеприимство: Учебник/ Дж.Уокер. – М., Уокер Дж. Введение в гостеприимство: Учебник/ Дж.Уокер. – М., Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса: учебное пособие/ В.Г.Федцов. – Ростов н/Д: Феникс, Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса: учебное пособие/ В.Г.Федцов. – Ростов н/Д: Феникс, Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие. – М., Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие. – М., 2008.

Благодарим за внимание!