основная схема работы менеджера не "знание ==> действие", а «мышление ==> деятельность» Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы управлять. Огюст.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Advertisements

Менеджмент и менеджер
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Тема 4. Модели принятия решений Концептуальные модели развития человеческого общества (организации) в целом Органическая модель предполагает, что.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
Теория систем и системный анализ Тема4 «Системный анализ: методы системного анализа »
Мотивационные карты. Содержание Что такое мотивационные карты Способы выявления мотиваторов Как может помочь знание мотиваторов Пример из практики.
Индивидуальные стили принятия решений
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Транксрипт:

основная схема работы менеджера не "знание ==> действие", а «мышление ==> деятельность» Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы управлять. Огюст Конт Thinking is more interesting than knowing, but less interesting than looking Johann Wolfgang von Goethe Менеджмент включает четыре подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. 1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов. 2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения. 3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды. 4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Прицип ПроцессРезультат Принцип координации Власть, или координация Осуществление координации Эффект координации Скалярный процесс лидерстводелегирование Функциональная дефиниция Функциональный результат Законодательно установленный, определяющий все другое функционализм Прикладной, или исполнительский функционализм Оценочный, или интерпретативный функционализм причинно-следственная модель организации, или логические законы Муни-Рейли

«Принцип» в модели Муни-Рейли употребляется в двух смыслах – дескриптивном и нормативном. С одной стороны, он описывает самые характерные, типичные черты современных организаций. С другой стороны, координация как самый универсальный принцип, предписывает персоналу организации определенный набор обязанностей и прав, которые реализуются в совместной деятельности (кооперации). Нормативная сторона принципа координации заключается в том, что принципы (каждый в своей области) требуют определенных и строго увязанных между собой действий. Принцип координации как норматив обязывает согласовывать должностные функции и рабочие места не только по вертикали, но и по горизонтали. Скалярный принцип (английское scale – лестница, движение вверх, карьера) означает иерархическое построение организации, расположение уровней управления сверху вниз. Функциональная дефиниция (или принцип) обязывает видеть три и только три базовых организационных функции – детерминирующую, прикладную и интерпретативную.

Analytical Thinking Job requires analyzing information and using logic to address work-related issues and problems. Critical Thinking Using logic and reasoning to identify the strengths and weaknesses of alternative solutions, conclusions or approaches to problems… Пример группового мышления: Парадокс Парадокс Абили́на (англ. Abilene paradox) заключается в том, что группа людей может принять решение, противоречащее возможному выбору любого из членов группы из-за того, что каждый индивидуум считает, что его цели противоречат целям группы, а потому не возражает. Парадокс был описан Джерри Харви:англ. Джерри Харви Harvey, Jerry B. (Summer 1974). «The Abilene Paradox and other Meditations on Management». Organizational Dynamics 3 (1).

Однажды в жаркий вечер семья фермеров играла в домино на крыльце своего дома до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин (Техас) (располагающийся в 85-ти км. севернее) отобедать. Жена сказала: «Звучит неплохо». Муж, несмотря на то, что поездка обещала быть долгой и жаркой, подумал, что надо бы подстроиться под других, и произнёс: «По-моему, неплохо; надеюсь, что и твоя мать не откажется». Тёща же ответила: «Конечно, поехали! Я давно не была в Абилине». Дорога была жаркой, пыльной и долгой. Когда же они наконец приехали в кафетерий, еда оказалась невкусной. Спустя четыре часа они, измученные, вернулись домой. Один из них произнёс неискренне: «Верно, неплохая была поездка?». Тёща на это сказала, что она бы лучше осталась дома, но поехала, раз уж остальные трое были полны энтузиазма. Муж сказал: «Я поехал лишь чтобы доставить остальным удовольствие». Жена произнесла: «А я поехала, рассчитывая на радость остальных. Надо быть сумасшедшим, чтобы добровольно отправиться в эту поездку». Тесть сказал, что он предложил это лишь потому, что ему показалось, что остальным скучно.домино Абилин (Техас) И они сидели, ошеломлённые тем, что поехали в поездку, которой никто из них не хотел. Каждый из них предпочёл бы спокойно наслаждаться теплым майским вечером.

Этот феномен является примером группового мышления. Он легко объясняется социологией, подтверждающей, что человек редко совершает поступки, противоречащие поступкам его группы. Социальные сдерживающие факторы часто подавляют проявление истинных чувств и реализацию желаний отдельного индивидуума. Парадокс Абилина широко применим к принятию управленческих и маркетинговых решений, а в тимбилдинге известен как «Обманчивый успех единодушного принятия решения в команде». Groupthink sets in when members of a group begin to think alike. It can be caused by managers who discourage dissent, or it can develop when they offer so much praise about an idea that no one dares to question it.группового мышления социологиуправленческих маркетинговыхтимбилдинге

Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость "ситуационного мышления". Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут лучше способствовать достижению целей в конкретной ситуации. При этом простого указания на то, какие переменные сильнее всего влияют на результат (являются релевантными), явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей организации. Основная сложность заключается в том, что все многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны и их нельзя рассматривать независимо друг от друга. Одним из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». Задача ситуационного подхода - связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации.

Lately, weve seen an explosion of situational thinking. Dov Seidman, the C.E.O. of LRN, which helps companies build ethical cultures, likes to talk about two kinds of values: situational values andsustainable values. -устойчивые - Leaders, companies or individuals guided by situational values do whatever the situation will allow, no matter the wider interests of their communities. A banker who writes a mortgage for someone he knows cant make the payments over time is acting on situational values, saying: Ill be gone when the bill comes due. People inspired by sustainable values act just the opposite, saying: I will never be gone. I will always be here. Therefore, I must behave in ways that sustain my employees, my customers, my suppliers, my environment, my country and my future generations.

THE GROWTH OF SITUATIONAL THINKING Development of the situational approach in social work was initially driven by the emergence in the late 19th century of various concepts of social reconstruction inspired by developments in the physical sciences, biology, and sociology (Franklin, 1986). One of the offshoots of these new ideas was the philosophy of pragmatism, which emphasized process and experimentation instead of fixed qualities and mechanistic explanations (Franklin; James, 1967; Thayer, 1973). A key idea in the pragmatic approach is that human situations, or "contexts in which human intelligence, purposes, and action affect what is experienced" (Thayer, p. 113), are both the starting point and basis for all human learning and development. Such ideas especially appealed to social workers, who found all their work heavily influenced by the environmental and social contexts in which their clients were engaged.

И мы, конечно, замечаем в самих себе, что только разум способен к науке, но ему могут содействовать или препятствовать три другие способности, а именно воображение, чувство и память. Декарт, правило У111. Для познания вещей нужно учитывать лишь два условия, а именно нас, познающих, и сами подлежащие познанию вещи. В нас имеется только четыре способности, которыми мы для этого можем воспользоваться, а именно разум, воображение, чувство и память. Конечно, один лишь разум способен к постижению истины, однако он должен прибегать к помощи воображения, чувства и памяти, с тем чтобы мы случайно не оставили без внимания нечто находящееся в нашем распоряжении. Что же касается вещей, достаточно исследовать три пункта, а именно: сначала то, что очевидно само по себе, затем как познается нечто одно на основании другого и, наконец, что из чего выводится. Правило Х11. Если мы вполне понимаем вопрос, его надо освободить от любого излишнего представления, свести к простейшему вопросу и посредством энумерации разделить на возможно меньшие части. Правило XIII В большинстве случаев полезно также чертить эти фигуры и представлять их внешним чувствам для того, чтобы таким способом легче удерживать нашу мысль сосредоточенной. Правило XV

фундаментальный метод Эдварда Мэтчетта а) мышление стратегическими схемами. Сюда, по-видимому, относится следующее: 1) способность заранее выбрать стратегию (т. е. последовательность или сеть действий или мыслей менеджера); 2) способность сравнивать достигнутое с намеченным; 3) способность разрабатывать стратегии. б) мышление в параллельных плоскостях - способность отстраненно наблюдать за своими и чужими мыслями и действиями; так рекрутер во время интервью одновременно участвует в беседе с кандидатом на вакантное место и направляет ее. в) мышление с нескольких точек зрения – это определение целей через функции сотрудника или отдела организации, продукта или услуги. При этом используются контрольные перечни. г) мышление "образами", синтетическими архетипами сознания, символами, ассоциациями. Например, поиск образа взаимосвязей между задачей управления, процессом и решением. д) мышление в основных элементах (тэчтемах, по Мэтчэтту). Их можно собрать в 7 групп (варианты решений, варианты суждений, стратегий, тактик, отношений, понятий и препятствий).

Менеджмент – это управление процессами и влияние на людей и отношения между ними. Это управление процессами путем воздействия на людей, осуществляющих эти процессы посредством своей деятельности, и это воздействие на людей и их отношения путем осуществления процессов, изменяющих социальную среду. Связи "люди – процессы" закольцованы, но в этом кольце находится и сам менеджер – и чтобы дать предприятию импульс развития, т.е. создать новое качество функциональной системы и социальной среды предприятия, он использует в качестве механизма, задающего "пусковой" процесс, собственную деятельность, основанную на собственном мышлении.

Почему это сложно? Whether working with people personally or professionally, it is easy to come up with assumptions about peoples situations, characteristics, and environmental, social, and cultural factors that have caused them to behave, communicate, react, interpret, and view the world around them. In this paper, I will discuss how we as human service professional must rely on our beliefs, ethical values, and experiences as well as familiar and cultural background, and immediate and larger systems contexts to assess each clients diverse set of circumstances. I will also discuss human service staff I may find difficult to work with, the various types of clients I may encounter, areas I may need to improve as a human service professional, and strengths I possess.

Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных концепции. 1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений. 2. Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. Например, предложение увеличить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение мотивации на какое-то время. Но, сравнивая рост затрат с полученными выгодами, можно прийти к выводу, что такой прием может разорить организацию. 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях внешней и внутренней среды организации.

Метод критических инцидентов. Определяем работу как основу поведения, ориентированного на результат. Для этого полезно ежедневно вести записи – фиксировать неприятные события, а также Ваши меры по их нейтрализации. Полезно также научиться составлять профиль работы в парном исполнении (приятные-неприятные события, веселые-грустные, смогли контролировать их – не смогли). These are just some of the most commonly used job analysis methods. There are other more specialized methods that enable professionals to define the job better.

Диагностика – вид социально-психологической профилактики менеджмента Пример: Патогенная флора работников Вирус 1. Streptococcus Pontus, или стрептококк понтовый Вакцинация от Streptococcus Pontus (вариант первый) Вакцинация от Streptococcus Pontus (вариант второй) Вакцинация от Streptococcus Pontus (вариант третий) Вакцинация от Streptococcus Pontus (вариант четвертый) Вирус 2. Herpes Creativis, или герпес креативный Вакцинация от Herpes Creativis Вирус 3. Salmonella Terminus, или cальмонелла терминологическая Вакцинация от Salmonella Terminus Вирус 4. Varicella Spagettis, он же - лишай лапшеухий Вакцинация от Varicella Spagettis Вирус 5. Staphylococcus Vasiatka, или «стафилококк Васятки» Мельников, Алексей. RЫNКIНГ, или Особенности национального бренд- менеджмента. –М.:Вершина, с.

Глава 2. Не худо бы нам это перенять… Люблю я, братцы, мимикрию Мимикрическая флора Люблю Штамм 1. «Васятка придумал дизайн и/или название» Штамм 2. «Васятка придумал продукт или сорт продукта» Штамм 3. «Васятка придумал стиль оформления» Штамм 4. «Васятка разработал концепцию или позицию» Штамм 5. «Васятка продвигает свою продукцию именно так» Штамм 6. «Васятка придумал продукт. Не такой, как мой, но чем­-то похожий по свойствам...» Штамм 7. «Все Васятки делают это» стиль

Литература Акофф Р. Л. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, с. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, с.Ансофф И. Дойль П. Менеджмент. СПб.: Питер, с. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, с. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: ДЕЛО, с. Barnard C.I. The Functions of the Executive. /Harvard University Press: Cambridge, MA Fayol H. Industrial and General Administration. Geneva: International Manag. Inst., Mayo E. The Human Problems of Industrial Civilization. New York: Macmillan, Taylor W.F. Principles of Scientific Management. New York: Harper & Row, 1911.

Эннеаграмма девятиугольная фигура из двух фигур, вписанных в круг (всего три фигуры). «Показывает общность закона семи и закона трёх". Термин происходит от двух греческих слов, ennea (девять) и grammos (что-то написанное или нарисованное). Понятие "Эннеаграмма личности" предполагает, что каждому типу личности (энеатипу) свойствен свой отличительный образ мышления и выражения эмоций. Они утверждают, что "эннеаграмма ныне широко применяется во многих областях, включая бизнес, психотерапию, коучинг, искусство, здравоохранение, воспитание, образование и духовный рост".психотерапиюкоучинг

Эннеаграмма – это геометрическая фигура, которая описывает девять фундаментальных личностных типов и взаимосвязей

де Бонно, Эдвард. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. -М., Джонс,Дж. Методы проектирования/ Дж.Джонс. –М.: Мир, Альтшуллер, Г. С. Профессия - поиск нового/ Г.Альтшуллер. -Кишинев: Картя молдовеняске, Щедровицкий Г.П., Дубровский В.Я. Общая концепция методики// Теоретические и методологические исследования в дизайне. – Труды ВНИИ технической эстетики, вып.61, ч.II. –М., 1990.

Enneagram 9w1 sp/so Perceiving – понимающий, judging - оценивающий

Методы/ этапы АБВГДЕЖЗИК Социоло гические ++ Статист ические +++ Экономи ческие Математ ические +++ Эксперт ные оценки Экспери менталь- ные + Психоло гические ++

Выбор методов исследования. А – сбор информации Б – формулировка проблемы В – концептуализация проблемы Г – операционализация Д – моделирование Е – определение целей и задач Ж – определение альтернативных решений З – прогнозирование и оценка И – сравнение альтернатив К – формулирование рекомендаций

Когнитивный подход в менеджменте. Основная цель – объяснить, каким образом следует использовать когнитивные модели в процессе решения управленческих задач.

Знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы управлять. Что же такое "знание"? С точки зрения специалистов по инженерии знаний достаточно следующего определения: "Знание - это основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики (иначе фактические знания), а также стратегии принятия решений в этой области (иначе стратегические знания)". Т.о., знание складывается из 7 элементов (рисуем эннеаграмму). Наиболее распространено деление знаний на декларативные (знание - что) и процедурные (знание - как). Декларативное знание относится к знанию теоретического типа и предполагает умение объяснить, почему что-либо происходит. Процедурное знание является практическим знанием и означает какие- либо умения, навыки.

Процедурные знания в свою очередь могут быть: инструктивными (знание рецептов приготовления пищи, инструкций к бытовым приборам и т.д.); ситуационными (умение действовать в конкретных ситуациях). Последние годы внимание ученых привлек третий тип знания, которые Шоттер назвал знанием "изнутри" - знание культуры данной социальной системы. Такие знания могут носить неявный характер, недоступный "непосвященным". Шоттер Джон. Shotter J. Университет Нью-Гемпшир, Британия. THE SOCIAL CONSTRUCTION OF OUR 'INNER' LIVES, 'Truth is not to be found inside the head of an individual person, it is born between people collectively searching for truth, in the process of their dialogic interaction' (Bakhtin, 1984, p.110).

Как же хранятся знания в голове человека? Когнитологи делят системы представления знаний на три основных типа: системы правил, семантические сети и структуры отношений. Модели репрезентации знаний первого типа включают понятия и процедуры, закодированные в виде правил типа условие - действие. Правила могут использоваться для определения категориальной принадлежности объектов и для предсказания того, как данные категории будут меняться в ответ на какие- либо воздействия. Модели этого типа чаще всего применяются в промышленных экспертных системах.

Среди структур отношений – а это третий тип представления знаний - наиболее популярна теория фреймов М.Минского, в которой предполагается, что "человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ, прототип), называемую фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей (слотов) сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов". Для обозначения организованных единиц стереотипной информации, которые создаются людьми в типовых ситуациях, Р.Шенк ввел понятие скрипта. В виде скриптов в памяти хранятся стандартные последовательности действий, а также "общепринятые" последовательности причинных связей. Минский, М. Фреймы для представления знаний. –М., с. (первый перевод на русский 1974 г.). Аuthor of seven books, including The Society of Mind (1985). В этой книге Марвин Минский объясняет, как не умеющие мыслить части могут образовать мыслящее целое, дает классификацию фреймов: статические и динамические (сценарии), пространственные – комната и видовые (иерархия понятий), в т.ч. глобальный пространственный фрейм (GSF) = геополитика!!! Фрейм – это основа восприятия, хранения информации, мышления и языковых форм общения, – это структура данных для представления стереотипной ситуации (:8)

Когнитивные карты Когнитивные карты относятся к тому же классу систем представления знаний, что и фреймы. Конкретную проблему можно представить в виде когнитивной карты или фрейма (сумма слотов). Интересно, что данный термин появился задолго до возникновения когнитологии в работе выдающегося американского психолога Э.Толмена "Когнитивные карты у крыс и человека" (1948). Анализируя поведение крыс в лабиринте, Толмен пришел к выводу, что в результате беганья по лабиринту у крысы формируется особая структура, которую можно назвать когнитивной картой окружающей обстановки. «Именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие ответные реакции, если вообще они имеются, будет в конечном счете осуществлять животное». Когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное описание картины мира индивида, точнее ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации. На математическом языке когнитивная карта называется знаковым ориентированным графом. Под контуром в графе понимается замкнутый ориентированный путь, все вершины которого различны. Контур, усиливающий отклонение, является контуром положительной обратной связи, а контур, противодействующий отклонению, - контуром отрицательной обратной связи. Японский ученый М. Маруяма назвал эти контуры соответственно морфогенетическими и гомеостатическими.

Маруяма доказал, что контур усиливает отклонение тогда и только тогда, когда он содержит четное число отрицательных дуг или не содержит их совсем, в противном случае это контур, противодействующий отклонению. Действительно, в случае четного числа отрицательных дуг противодействие отклонению будет само встречать противодействие. Если число отрицательных дуг нечетно, то последнее противодействие отклонению не встречает противодействия. В классификации Маруямы три основных стиля: иерархический (Н-тип), индивидуальный (I-тип) и морфогенетический, состоящий из двух типов (S-тип и G-тип)

Рассмотрим более подробно типологию Масао Маруямы ( ). 1. Особенности понимания и запоминания: Н-тип склонен к ранжированию и классификации, последовательному восприятию и пониманию, поиску регулярности и общих черт, предпочитает четкие древовидные категориальные схемы. I-тип старается различить и изолировать отдельные события и явления, каждое из которых рассматривается как уникальное и не связанное с другими. S-тип стремится к целостному охвату взаимосвязанных явлений, распознает эмерджентные свойства систем, обусловленные связями между элементами, а также считает, что значение и смысл явлений зависят от контекста. G-тип во многом близок S-типу, но обладает значительно большим творческим потенциалом, изобретает новые модели, находит новые контексты и новые значения, способен давать множественные интерпретации.

2. Концепции знания: Н-тип полагает, что существует объективное знание, независимое от наблюдателя; ценит общие правила выше, чем ситуационные знания; считает, что различия в восприятии явлений обусловлены ошибками; доверяет только результатам количественного анализа. I-тип считает, что знание состоит из конкретной информации, необходимой для каждого вида деятельности. S- и G-типы склонны рассматривать явления с различных точек зрения, полагая, что разносторонний анализ ведет к более глубокому пониманию проблемы. 3. Социально-психологические черты личности*: Н-тип верит в универсальность заданной иерархии ценностей, существующие институты, социальные роли и статусы; люди данного типа верны принятым социальным конвенциям, склонны к этноцентризму. I-тип ценит независимость, верит только собственным оценкам, не доверяет властям, восстает против принятых социальных норм и предписаний, склонен не доверять режимам и традициям. S- и G-типы ценят сотрудничество, коллективные формы деятельности, приводящие к взаимной пользе. При этом G-тип обычно лидер, генератор новых идей, ценностей, смыслов. Ему удается найти новые формы взаимодействия, генерировать новые ситуации и контексты. G-тип обладает гибкостью и креативностью, позволяющими ему иногда отклоняться от действующих стандартов, вводя новые нормы и правила.

Маруяма считает, что выявленные им особенности когнитивных стилей совершенно недостаточно учитываются в существующих школах менеджмента. Обучение персонала в американских фирмах основано на четко структурированных программах и курсах. Материалы излагаются в вербализованной форме, аудиовизуальное сопровождение играет вспомогательную роль. Обучение заключается в передаче информации и запоминании инструкций. Такая концепция обучения ориентирована в основном на когнитивный стиль Н-типа. Японские фирмы обучают персонал, ориентируясь не на инструкции, а на приобретение индивидом собственного опыта действий в различных ситуациях. Предполагается, что такая методика позволяет персоналу лучше справляться с неожиданно меняющимися обстоятельствами. Крупные европейские корпорации делают упор не на обучение, а на подбор необходимых кандидатур. Традиционные подходы в менеджменте рассматривают процесс формирования рабочих групп и коллективов как подбор кадров с необходимым набором специальностей. При этом совершенно недостаточное внимание уделяется гармоничному сочетанию различных когнитивных стилей. Особенно большое значение сочетаемость когнитивных стилей имеет для транснациональных корпораций Studies in the Intellectual History of Tokugawa Japan. Translated by Mikiso Hane. Princeton: Princeton University Press.Princeton University Press

Когнитивный стиль - совокупность критериев выбора предпочтений при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Это система средств и индивидуальных приемов, которые использует человек для организации своей познавательной деятельности. У различных авторов в качестве характеристик когнитивного стиля фигурируют: поиск и использование большего или меньшего объема информации, предпочтение необработанных или агрегированных данных, число используемых правил интеграции информации, число генерируемых альтернатив, время, отводимое на принятие решений, использование качественной или количественной информации. Часто основанием для классификации выбирают такие характеристики когнитивного стиля, как полезависимость - поленезависимость. Поленезависимость - умение выделять объект из контекста, отражает способность человека концентрировать внимание только на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, умение отбрасывать все лишнее, т.е. не зависеть от окружающего задачу шумового фона. Считается, что поленезависимые индивиды значительно эффективнее решают проблемы, чем полезависимые.

конкретность абстрактность; В основе конкретности-абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для "конкретных" индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.

сглаживание заострение; Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Впоследствии специально подчеркивалось, что данный стилевой параметр обнаруживает себя в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов, характеризуя, таким образом, чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий ригидный гибкий познавательный контроль; Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

низкая высокая толерантность к нереалистическому опыту; Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он расценивает как правильные и очевидные. Толерантные субъекты оценивают опыт по их фактическим характеристикам, тогда как нетолерантные субъекты сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям.

фокусирующий сканирующий контроль; Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных признаков. Соответственно, одни испытуемые оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации, выделяя при этом ее объективные детали (полюс широкого, или сканирующего, контроля). Внимание других испытуемых, напротив, оказывается поверхностным и фрагментарным, при этом оно фиксирует явные, бросающиеся в глаза характеристики ситуации (полюс узкого, или фокусирующего, контроля). импульсивность рефлективность; Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа.

узкий широкий диапазон эквивалентности; Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований. когнитивная простота сложность; Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты). Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности). другие (шкалы опросников Майерс-Бриггс, NEO PI-R, др Майерс-БриггсNEO PI-R

Значительный практический интерес представляют интегральные, комплексные характеристики когнитивного стиля, используемые в прикладном системном анализе и теории менеджмента. Так, Акофф делит людей на четыре типа в зависимости от стиля решения практических проблем: 1) реактивист - тот, кто стремится вернуться назад к золотому веку. Люди данного типа обычно рассматривают проблему по частям, а не системно; 2) инактивист - тот, кто слишком привязан к настоящему, предпочитает поэтапные, удовлетворительные решения, избегая реальных перемен. Для таких людей важнейшая цель - выживание социальной системы; 3) преактивист - тот, кто ориентирован в будущее, приветствует перемены, верит в точные методы прогнозирования и возможность найти оптимальные решения; 4) интерактивист - тот, кто не хочет вернуться в прошлое, не хочет законсервировать настоящее, не согласен принять вычисленное кем-то неизбежное будущее и готов применять методы интерактивного планирования

От Сейды до Соби подать рукой, Но поезд наш неспешен, как дрезина. Наличие простого магазина Пугает всех, как дедка с бородой. А чем еще заняться, если мы По куим час на каждом полустанке Кукуим, как утиные пацанки На озере в преддверии зимы. Мы сотни верст держались, как могли, А под конец в глубоком перегоне По-европейски в Азию зашли, Оставив песни в стареньком вагоне! Да здравствует полярная полундра! Пока горами не сменилась тундра, Встречают нас на каждом перегоне Ханты-мансийки, а по-коми Югра И вот Урал врезается в окно. Мы целый год готовились к маршруту, Но оценить величие минуты Мешает всем вагонное стекло. И мы не виноваты, что такой Нам выпал путь - неспешный, как дрезина. Наличие на Сейде магазина Пугает всех, как дедка с бородой. Андрей Широкоглазов-Николай Морозов