LOGO Технология организации самостьоятельной работы студентов Даутова О.Б,, к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г Санкт-Петербург,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное.
Advertisements

LOGO Технология организации самостоятельной работы студентов Ка федр а педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г Санкт-Петербург, 2010.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Доктор педагогических наук, профессор Сафонова О.А. Лаборатория педагогических инноваций.
LOGO Оптимизация подготовки специалистов в условиях освоения ФГОС СПО Берестнева В.А., зав.кафедрой экономических дисциплин СМОЛЕНСК ОГБОУ СПО СПЭК.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение СПО г. Москвы Образовательный комплекс «Юго-Запад» Порядок организации образовательного.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся ГОУ НПО «ПУ-14»
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Методическое обеспечение организации самостоятельной работы студентов.
При организации Самостоятельной работы студентов необходимо руководствоваться следующими документами: Положение о самостоятельной работе студентов; Положение.
Транксрипт:

LOGO Технология организации самостьоятельной работы студентов Даутова О.Б,, к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г Санкт-Петербург, 2008

«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания» П.Фани, А.Мамфолд

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) обязательные часы аудиторной работы 50% 40% 20% программа изучения каждой дисциплины обязательные часы самостьоятельной работы студента 50% 60% 80% Спец Бак Маг

Расчет часов на С/Р соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостьоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. расчет объема часов С/Р у нас производится вычитанием из часов трудоемкости часов аудиторной нагрузки в рамках учебной программы.

Формы самостьоятельной работы аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Понимание с/р вид деятельности, метод обучения, форма организации деятельности, средство обучения и т. д.

«Три кита» самостьоятельности УМЕНИЕ МОТИВ ВОЛЯ Самостоятельность

Три компонента познавательной самостьоятельности Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию

Показатели умственной самостьоятельности 1) перенос знаний и способов действий в новую ситуацию ( Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова - Меллер, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн); 2) свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане (П.Я. Гальперин, Я. А. Пономарев); 3) возможность применять общие принципы при решении задач (С. Л. Рубинштейн).

Самостоятельная работа в дидактике высшей школы как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, как средство вовлечения студентов в самостьоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Признаки самостьоятельной работы наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения действия; проявление сознательности, самостьоятельности и активности в процессе решения поставленных задач; наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы; владение навыками самостьоятельной работы.

Главный признак самостьоятельной деятельности без помощи преподавателя Каждое выполняемое студентом действие цель ставит сам подчинено цели осознается

Цель с/р – организация самостьоятельной познавательной деятельности «Самостоятельная познавательная деятельность характеризуется умственной активностью, самостьоятельным исследованием при решении обучающимся всей задачи или одного из ее вопросов» [Кириллова Г.Д., 1996]

Цель (идеальная модель результата) Мотив (побуждает и направляет) Потребность (побуждает деятельность) Действия, операции Средства (идеальные и материальные) Предмет Результат удовлетворяющий потребность

Модель построения УПД методом действия проблема задачи для решения отбор информации и методов выбор действий обмен опытом деятельности презентация продуктов и решений оценка-экспертиза решений анализ-рефлексия опыта деятельности оценка развития компетенций самооценка роста достижений планирование дальнейшего обучения

Что такое самостьоятельная работа в ФГОС? вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата /Наумова Л.К., Акулова О.В./

Меняется роль преподавателя и студента Позиция преподавателя Позиция студента Не изложение готовых знаний, а организация активной самостьоятельной деятельности студентов. Научиться можно только самому

LOGO Роль ППС в организации самостьоятельной работы обучающегося Click to add your text

Деканат факультета определяет правильность установленных кафедрой требований и условий выполнения заданий; составляет график самостьоятельной работы и ее контроля по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам; выделяет в расписании учебных занятий день самостьоятельной работы; контролирует деятельность кафедр факультета по организации самостьоятельной работы студентов.

Команда преподавателей образовательной программы: планирует самостьоятельную работу студентов в рамках образовательной программы по семестрам; согласовывает виды самостьоятельной работы в рамках различных учебных курсов устанавливает связь материала со смежными теоретическими курсами, между теоретическими знаниями и производственной практикой; устраняет дублирование учебного материала; информирует студентов и преподавателей о графике самостьоятельной работы на семестр;

Кафедра: определяет основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостьоятельному получению знаний; определяет конкретное содержание материала, подлежащий самостьоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом; определяет способ изложения его в методической литературе; определяет бюджет времени студентов; разрабатывает элективные курсы по научной организации труда студентов, основам научного исследования; включает вопросы организации самостьоятельной работы студентов в содержание пропедевтических курсов; обеспечивает контроль организации и качества выполнения самостьоятельной работы студентов; составляет график самостьоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и срок выполнения работ и представляет его в деканат факультета; анализирует эффективность самостьоятельной работы студентов, вносит коррективы с целью активизации и совершенствования самостьоятельной работы студентов; осуществляет мониторинг развития навыков самостьоятельной работы студентов и вырабатывает рекомендации по их совершенствованию.

Преподаватель: Согласовывает виды и темы заданий, сроки представления результатов самостьоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостьоятельную работу. Проводит консультации (индивидуальные и групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания. Проводит инструктаж по методике выполнения задания. Осуществляет промежуточный контроль хода выполнения заданий. Оценивает результаты выполнения заданий. Преподаватель как член команды образовательной программы определяет содержание самостьоятельной работы, её формы и объём;

Преподаватель: Разрабатывает необходимое учебно- методическое обеспечение самостьоятельной работы по курсу, Составляет график индивидуальных и групповых консультаций, который согласовывается в команде преподавателей и с деканатом. Осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку студентов в самостьоятельной работе, включает студентов в рефлексию проведённой работы и оценивает её результаты. С/Р студентов отражается в тематическом планировании преподавателя по курсу на весь период изучения курса.

Миссия преподавателя при организации самостьоятельной деятельности мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свою учебу; создать условия для совершенствования информационной компетентности; способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, исследовательской, проектной и творческой деятельности; формировать у обучающихся системное мышление на основе самостьоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Взаимосвязь преподавания и учения при организации С/Р I. Подготовительный этап II. Целеполагание Целеполагание обучающегося III.Консультирование Деятельность IV. Контрольно- оценочный этап Контроль и самооценка деятельности деятельности V. Аналитический этап Согласование Образовательный запрос Результат ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕНИЕ Рефлексия деятельности деятельности Согласование

Подготовительный этап 2 шаг TEXT Коррекция уч.прогр., (введение тем для с/р, примеры типовых заданий Отбор видов самость. учебной работы Разработ ка заданий для с/р. Расчет количества часов и суммы баллов, за задания с/р. Разработка технологи ческой карты. Разра ботка УМК. 4 шаг 3 шаг 5 шаг 6 шаг 1 шаг

При разработке заданий для С/Р студентов следует учитывать: примерные нормы времени для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; практическое назначение задания, которое предстоит решать будущему учителю: характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостьоятельных заданий; постепенное нарастание сложности и проблемности.

Примерные нормы времени для реализации с/р Работа над конспектом лекции 0,2 ч. на 1 лекцию Подготовка к практическому занятию 1 - 1,5 ч. Подготовка к семинарскому занятию 2-4 ч. Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы 2-4 ч.

Примерные нормы времени для реализации с/р Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы ч. на 1 лекцию Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов 3-6 ч. Консультация по сложным, непонятным вопросам 0,3 ч. на 1 л. Подготовка к зачету 8 ч. Подготовка к экзамену 20 ч.

Примерные нормы времени для реализации с/р Написание реферата 6 ч. Подготовка доклада к конференции 10 ч. Подготовка тезисов к публикации 2 ч. Участие в НИРС2 ч. в неделю при наличии темы Подготовка наглядных пособий примерно 2 ч. на пособие

В тематическом планировании преподаватель отражает: темы учебной программы, которые студент осваивает самостьоятельно; темы, которые студент осваивает по индивидуальному плану; темы индивидуальной С/Р; виды заданий; сроки выполнения заданий; критерии оценки самостьоятельной работы.

Этап целеполагания Преподаватель предъявляет студенту технологическую карту самостьоятельной работы по дисциплине Студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостьоятельной работе в частности

Консультирование Преподаватель выполняет роль консультанта по образовательному запросу студента. Типы образовательного запроса: Информационный; Ресурсный; Технологический; Учебный; Психологический.

Модели консультирован ия Экспертное ПроектноеПроцессное Оценка работ, выполнен ных студентами Сопровождение УИРС, НИРС и проектных работ студентов Сопровождение студента при реализации им образовательной программы.

Задачи преподавателя ориентировать студента; мотивировать его учебную деятельность (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес к её рассмотрению); представить материал (ввести новые знания в ранее усвоенный контекст); объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения); развить полученные знания (дать дополнительный материал для более детального ознакомления с вопросом); закрепить усвоенное (дать возможность выполнить действия и проверить его адекватность);обсудить решение, его соответствие ситуации; содействовать развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств (развитие характера, профессиональной этики, воспитание черт терпимости и социальной ответственности).

Рефлексивный этап Оценивание учебных достижений обучающихся

Аналитический этап Преподаватель анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.

Технология организации самостьоятельной работы студента На втором уровне – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность На первом уровне – преподаватель управляет деятельностью студента.

Механизм реализации Студент самостьоятельно (или с помощью преподавателя) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений, и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии

Комплекс условий при организации С/Р возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута реализации С/Р; 1 2 системная организация оценивания учебных и личностных достижений студентов; 3 совместное планирование и запуск С/Р студентов как необходимый этап технологии; 4 использование кредитно-зачетной системы, накопительной системы оценивания С/Р; информационно-методическое и нормативное обеспечение С/Р студентов. 5

LOGO Классификация видов самостьоятельной работы студентов

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов Гельвеций

Классификация заданий для С/Р По дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие. По уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие) По методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику По типам решаемых задач. Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.

Три измерения С/Р студентов 1 вид деятельности 2 ведущая компетенция 3 форма организации

Типы самостьоятельных работ: реконструктивные комбинированные /используют задания, которые требуют не только ранее усвоенных знаний об изучаемом объекте, но и уже сформированных действий с учебным материалом / Творческие / характеризуются высокой степенью познавательной самостьоятельности студентов, используются проблемные задания/

Нетрадиционные технологии и приемы организации самостьоятельной работы студентов

Разработать анкету и провести анкетирование Составить библиографию, Обзор сайтов Обработать результаты ЗАДАНИЕ Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции Комплексное задание

Литература: 1. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N ин/15 «Об активизации самостьоятельной работы студентов высших учебных заведений» 2. Загашев И.О., Заир-Бек Е.С. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 3. Загашев И.О., Заир-Бек Е.С., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 4. Соколова И.Б.Основы самостьоятельной работы студентов.- Армавир, 2002.

LOGO Вперед мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас

LOGO