Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: (основные положения).
Advertisements

Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Закон РФ «Об образовании» Ст. 14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением.
Разработка и внедрение специальных федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ Институт Коррекционной педагогики РАО Институт-коррекционной-педагогики.РФ.
ФГОС дошкольно го образовани я ОП ФГОС НОО Стандарт для обучающих ся с ОВЗ ФГОС ООО Специальные требования к структуре программы, условиям и результатам.
КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Проектирование программы коррекционной работы 9 февраля 2011 г.
Кузьмина Людмила Викторовна, методист РЦДО
ФГОС НОО для детей с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
(К докладу на МО) Подготовила Н.Н.Никифорова. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями.
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ Заместитель директора НРМОБУ «ПСОШ 2» Певченко Е.Е.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Построение индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ в рамках ФГОС Чем раньше определяется проблема, тем меньше времени необходимо для того, чтобы.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Транксрипт:

Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка - инвалида. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, возможностям его развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать вторичные нарушения. Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми.

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития. Ранее это наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в изменении ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.

Часть наиболее « благополучных » детей с ОВЗ « уходит » из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы.

На фоне перемещения части наиболее « благополучных » детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной ( коррекционной ) школе растет доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава учащихся массовых и специальных школ являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в коррекционных школах.

Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать государственный федеральный специальный стандарт общего образования для детей с ОВЗ.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ : · начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития ; · ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников ; · использовать специальные методы, приемы и средства обучения ( в том числе специализированные компьютерные технологии ), обеспечивающие реализацию « обходных путей » обучения ;

Особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ : · индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка ; · обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды ; · максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

2.1. Стандарт как общественный договор Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.

В качестве обязательного условия разработки федеральных государственных специальных стандартов общего образования для детей с ОВЗ должно стать его общественное обсуждение.

Разрабатываемый для каждой категории детей с ОВЗ специальный федеральный государственный стандарт общего образования должен стать инструментом инновационного развития Российской образовательной системы

Предметом стандартизации являются : · результаты образования на каждой ступени · структура образовательной программы · условия, необходимые для получения образования.

Предлагается стандартизировать три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения : один из них является цензовым, т. е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и / или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.

Разработаны варианты специального стандарта. Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам : · уровню результата образования, · структуре и содержанию образовательной программы ; · результатам обучения на каждой ступени, · условиям, которые должны быть созданы для его освоения.

Первый вариант специального стандарта ( цензовый уровень ) Второй вариант специального стандарта ( цензовый уровень ) Третий вариант специального стандарта ( не цензовый ) Четвертый вариант специального стандарта ( индивидуальный уровень конечного результата школьного образования )

Представленные четыре варианты специального стандарта рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса : · Знания о языке – речевая практика и речевое творчество ; · Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество ; · Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром ; · Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением ; · Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества ; · Обществознание – практика жизни в социуме

Требования к образовательным результатам следует рассматривать как описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно - правовой формы.

При отсутствии Закона о специальном образовании РФ на первый план выходит правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант.

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов ( в области общей и коррекционной педагогики ), а также кадров, осуществляющих медико - психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.

Финансово - экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.

Материально - техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно - образовательной среды.

Предполагается, что при разработке стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ выделенные образовательные области должны формироваться в соответствии с особыми образовательными потребностями и включать в себя необходимые специфические разделы обоих компонентов, и диапазон требований к результатам освоения содержания образования должен различаться соответственно с возможностями детей разных категорий и их индивидуальными особенностями.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.