Технология составления анкеты. Анкета (от франц. enquete) – 1) составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социология. Проведение исследования. Автор: Шиварев Павел Васильевич Гимназия 176 «Еврогимназия» учитель обществознания В лекции использованы материалы,
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Краткая характеристика методов научного исследования.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Отношение между дошкольным учреждением и родителями С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Тест ( в переводе с английского испытание, проба, исследование) это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках.
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Методы сбора социологической информации
Презентация по философии на тему «Аналитические методы»
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
1 Система обучения ЭТП Методика проведения полевого обучения.
Задание 1 Консультирование с коллегами Планирование изменений Заполнение формы стр.32.
Транксрипт:

Технология составления анкеты

Анкета (от франц. enquete) – 1) составляемый исследователями, аналитиками опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение; 2) опросный лист, содержащий сведения о заполняющем его лице, требующийся органам, лицам, которым предоставляется анкета, например, листок по учету кадров, заполняемый при приеме на работу.

Роль опроса в социологическом исследовании. Важная особенность наблюдения в социологии выплывает из связей наблюдателя с объектом наблюдения и заключается в том, что не может быть лишено чисто человеческой черты эмоциональности восприятия. Если явления неживой природы могут не вызывать эмоции у наблюдателя, то социальные явления, их восприятия и интерпретация вечно эмоциональны. Социологу нередко необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны наблюдению и не находят полного отображения в разных документах, которые анализируются, отбираются для исследования.

Главная цель опроса широта охватывания разнообразных сфер социальной практики.

Анкетный опрос один из важных методов выяснения сути тех или иных явлений, событий, общественной мысли

Формулировка вопросов в анкете осуществляется из потребностей реализации программ исследования. Формулировка программных вопросов, которые выражают научную цель исследования, и их перемена в индикаторы основной вопрос всей техники опроса.

Вопросы о фактах получение высказываний как информации о социальных явлениях как признаках. Эта информация напрямую касается структуры совокупности личностей как сферы, которая исследуется.

Вопросы о знании получение разных теоретических суждений, концепций как сведений, которые свидетельствуют о информированности респондента. Это вопросы об экономических показателях, о возможностях повышения квалификации. Ответы на вопросы помогают точнее обнаружить структуру установок интересов, указывают на ряд включенности индивида в коллектив.

Вопросы об общественной мысли ответы на эти вопросы чаще содержат оценки. Мысль в сравнении со знаниями менее стабильная. Ответы об общественной мысли сильнее обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроения. Возраст, характер, мнение как идейно-политическая позиция, степень образования и другие индивидуальные особенности существенно влияют на стабильность как помогать мысли. Формирование мысли определяется способом включенности индивида в разномыслие общественного развития, его политической активностью. Социально-исторический опрос и разные отклонения в социальной и духовной сфере также играют роль в формировании общественной мысли.

Вопросы о мотивах поведения и деятельности социальных структур имеют определенную цель: определить мотивы поведения, ситуации.

Основные условия опроса наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования; создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих; тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Порядок исследовательских действий 1. Определение цели и задач наблюдения (для чего наблюдать и с какой целью?). 2. Выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать?). 3. Выбор ситуации наблюдения (в каких условиях наблюдать?). 4. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?). 5. Выбор способа регистрации наблюдаемого события (как вести записи?). 6. Обработка и интерпретация полученной при помощи наблюдения информации (каков результат?).

Как составить хорошую анкету

Шаг 1. Выявите цель анкетирования. Прежде чем приступать к составлению текста анкеты – выясните цель анкетирования. Просто что-то узнать – это не цель, цель – применить эти результаты. Поэтому представьте, что результаты у Вас уже есть и начните действовать. Напишите отчет об исследовании. Это может быть пресс-релиз по результатам исследования для СМИ, отчет для руководства или план действий для компании, или анализ общественного мнения, путем проведения онлайн опроса. В отчете будут фигурировать виртуальные цифры – на их место Вы подставите потом реальные значения. Но вот количество мест Вы распределяете уже сейчас. Задавайте в анкете те вопросы, ответы на которые Вы будете использовать в отчете анкетирования.

Шаг 2. Подберите целевую аудиторию. Целевая аудитория – это важно. Если анкетирование проводится среди сотрудников компании, посетителей тематического форума, клиентов – то задача практически снимается. Если же к анкете будут иметь доступ представители нецелевой аудитории, например, при публикации на сайте, то полезно указать один или несколько вопросов-фильтров, по ответам на которые в дальнейшем будут отсеяны лишние ответы. Самый простой пример вопроса-фильтра – половая принадлежность. Если опрос нацелен на женщин, то мужчины (или кто себя таковым считает), могут быть легко отсеяны из результатов. Бывают и более сложные вопросы-фильтры, когда требуется провести отсев по нескольким параметрам или по косвенным признакам (например, количество автомобилей в семье вполне отражает уровень дохода, хотя и не является его однозначным показателем)

Шаг 3. Формулируйте вопросы кратко и четко. Что спросите – то Вам и ответят. Вопрос надо формулировать четко и коротко. Если надо добавить в текст вопроса пояснение – используйте мелкий шрифт. Формулировка – очень сложная задача. Например, на вопрос "Есть ли у вас автомобиль?" не все водители могут ответить утвердительно, ситуация когда у водителя нет личного транспорта достаточно распространена. Поэтому, если цель – узнать, ездит ли человек вообще, и спрашивайте: "Вы водите автомобиль?". Если важна частота: "Сколько времени вы проводите за рулем". Похожим образом, избегайте вопросов с туманной формулировкой: "Любите ли Вы домашних животных?" вместо "Есть ли у Вас дома домашние животные?". Если Ваша аудитория – покупатели корма, то наличие кошки может оказаться важнее любви к ней... Инструкции в тексте вопроса давать нежелательно. Так нагляднее.

Шаг 4. Правильно подбирайте варианты ответов Для закрытых вопросов (вопросов, где респонденту предлагается выбрать один из возможных ответов) важно подобрать список ответов хорошо покрывающих реальное множество ответов. Обычно с этим затруднений не бывает, но если вариантов ответов очень много, а важных для Вас – несколько, укажите вариант "Другое" и предоставьте респонденту возможность вписать это "другое". Возможно, Вы узнаете что-то новое из этих "лишних" ответов. Указывайте разумное множество вариантов ответа.

Шаг 5. Подберите каждому вопросу свой тип В анкетах бывает несколько типов вопросов: открытые, закрытые, табличные, рейтинги и т.д. В интернет-анкетах есть некоторые отличия, на которые следует обратить внимание и подобрать вопросам правильный тип. Например, вопрос "выпадающий список". Он идеально подходит для длинных перечней, но важно помнить следующее: а) первый пункт должен быть или пустым или незначимым: "Пожалуйста, выберите", "Укажите", "---" – так как этот пункт выбран по умолчанию и будет засчитан как вариант ответа даже если реально респондент на вопрос не отвечал; б) по той же причине нет смысла делать этот вопрос обязательным к ответу; в) сортировать список лучше по алфавиту, но самые частые варианты ответа ставить вверх

Шаг 6. Не увлекайтесь разбивкой анкеты на страницы 30 страниц по одному вопросу на каждой – утомят респондента очень быстро. Даже если он и заполнит анкету, аккуратность заполнения будет под большим вопросом, и как итог – результаты анкетирования могут не отражать действительные значения.

Шаг 7. Разбивайте длинные анкеты на страницы Длинная анкета на одной странице тоже плохо – страницу приходится постоянно пролистывать вниз, а от вопросов рябит в глазах. Старайтесь делать столько вопросов на страницу, сколько помещается на экране без необходимости пролистывания. Конечно, экраны у всех респондентов разные, но в среднем это 1024 х 768 (по данным на конец 2008 года). Если Вам тяжело прикинуть – делайте не больше 7 вопросов на страницу. Советуем учесть этот фактор при создании анкетирования онлайн

Шаг 8. Сделайте благодарственную страницу После того, как респондент заполнит анкету, он обычно видит стандартную страницу, где его благодарят за ответ. Напишите на ней свой текст, несмотря на то, что ответ уже отправлен – это оставит у респондента приятное впечатление. Можете перенаправить его на свой сайт или специальный раздел сайта для тех, кто заполнил анкету. Если Вы считаете возможным делиться с респондентами результатами исследования – можно перенаправить их на текущие результаты анкетирования.

Шаг 9. Протестируйте анкету Перед рассылкой анкеты обязательно ее полностью протестируйте. Заполните несколько раз. Прикиньтесь аккуратным респондентом и неряхой, на некоторые ответы дайте неправильные и абсурдные ответы (такие и в реальности будут...). Лучше всего – разошлите анкету тестовой группе (коллегам по отделу, друзьям, опубликуйте в блоге для узкого круга лиц). Дело в том, что после запуска анкеты в "большое плавание" – у Вас будет минимум средств для внесения исправлений (например, удаление или добавление вопросов может войти в противоречие к уже собранным ответам). Обязательно просмотрите результаты тестового опроса. То ли это, что Вы хотели получить.

Шаг 10. Публикуйте и проверяйте опять После публикации анкеты на сайте, проделайте путь рядового респондента: нажмите на опубликованную ссылку, заполните анкету, отправьте, посмотрите, что получится потом. Свой ответ Вы сможете потом легко удалить, а такая прогонка позволит обнаружить досадные ошибки

«Неправильные» вопросы сложные вопросы большого логического объема, не «вмещающиеся» в список закрытий, даже если последний содержит 10–15 и более пунктов; вопросы, содержащие разного рода логические пороки («двойной» вопрос, противоречиво сформулированный вопрос, неоднозначный по смыслу и т.п.); вопросы, содержащие презумпции, противоречащие знаниям или представлениям респондента; вопросы, знания или представления о которых вообще отсутствуют в сознании респондента; вопросы, в которых респондент не находит того типологического случая, к которому относится он сам (к примеру, если спросить в анкете, кто в основном занимается ребенком, отец или мать, а реально ребенок живет у бабушки, то респондент, строго говоря, не может ответить на такой вопрос, хотя в действительности он обычно как-то на него отвечает).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!