Педагогический совет Положительная мотивация как средство повышения качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ К МОМЕНТУ ПРИХОДА РЕБЕНКА В ШКОЛУ СИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НОВАЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА.
Advertisements

Курс «Основы социализации» 8 класс Руководитель педагог-психолог Смирнова Т.С.
Как повысить мотивацию к обучению?. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Мотивация Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.) Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
«Мотивация учения в реализации ФГОС» Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
«Формирование положительной мотивации в образовательном процессе»
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения (на основе исследований пятиклассников МОУ школы 168)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ : ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ Бельчусов А. А. ЧГПУ.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Образовательный округ социокультурный центр Ливенская СОШ 1 Единый методический день по теме: «Особенности учебно- воспитательного процесса в малокомплектной.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели.
Транксрипт:

Педагогический совет Положительная мотивация как средство повышения качества образования

Мотив* - это смысл поведения и деятельности человека. Актуальность : одна из острых проблем современной школы – проблема мотивации учебной деятельности. Учебная мотивация – важнейшее условия эффективности образовательного процесса; повышения качества образования успешности в обучении каждого школьника гармоничного развития растущей личности потребности в получении знаний Цель образовательного процесса в условиях модернизации образования – повышение уровня мотивации обучающихся, создание положительной мотивационной среды в образовательном процессе.

Задачи образовательного процесса: Формирование и развитие у обучающегося положительной мотивации к учебной деятельности. Определение путей решения проблемы создания положительной мотивационной среды в образовательном процессе (администрация ОУ, педагоги школы) Возможные пути решения: Выявление уровня мотивации обучающихся на начальной, основной, и средней ступени образования (служба сопровождения, школьный психолог) Изучение уровня владения учителями методами мотивации и стимулирования деятельности обучающихся на уроке (администрация ОУ, руководители школьных МО)

Классификация мотивов Познавательные : связаны с содержанием учебной деятельности, глубиной интереса к знаниям, способам добывания знаний, рациональной (эффективной) организацией труда (учебной деятельности) Социальные : отражают различные взаимодействия обучающихся с другими людьми: Стремление быть полезным обществу Чувство ответственности перед родителями, учителями Желание занять определенную позицию, место среди окружающих, заслужить авторитет Социальное сотрудничество, желание общаться, взаимодействовать с другими людьми Внешние : не связаны с учебной деятельностью ; действия в силу долга, под давлением родителей, учителей; желание получить хорошую отметку и т.д. Внутренние : интерес к самому процессу обучения и его результату; стремление развить какие – либо умения, качества

Технология изучения мотивации учебной деятельности в ОУ 1. Постановка цели: выявление уровня мотивации обучающихся, формирование условий, способствующих ее повышению. 2. Выбор объекта исследования. 3. Выбор формы исследования: микроисследование, анкетирование, наблюдение. 4. Анализ полученных данных. 5. Определение уровня мотивации ( высокий, средний, низкий уровень УМ ) Преобладание познавательных и социальных мотивов Преобладает только внешний мотив Учебная деятельность успешна Возможность формирования внутренних мотивов В организации учебного процесса на уроке и методике преподавания есть недостатки 6. Разработка программы по формированию положительной учебной мотивации

СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ К МОМЕНТУ ПРИХОДА РЕБЕНКА В ШКОЛУ СИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НОВАЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА А) ПОТРЕБНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ (НОСИТЬ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ, РАНЕЦ) Б) ВКЛЮЧИТЬСЯ В НОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ, ЗАНЯТЬ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭТО СУБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

ОБЪЕКТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, С КОТОРЫМИ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ В ШКОЛУ ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ДЕТЬМИ СЕМИ ЛЕТ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2-3 ГОДА СНИЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ УРОВЕНЬ ОБЪЕКТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ПОВЫШАЕТСЯ УСЛОЖНЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ЧЕРТЫ МОТИВАЦИИ 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 2. ШИРОТА ИНТЕРЕСОВ (ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ИХ ИНТЕРЕСУЮТ МНОГИЕ ЯВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ НЕ ВХОДЯТ В ПРОГРАММУ ДАЖЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ) 3. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ШИРОКОЙ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ) 4. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ И ГОТОВНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВЫПОЛНЯТЬ ЛЮБЫЕ ЕГО ЗАДАНИЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОНИМАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ УЧИТЬСЯ

МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИМЕЕТ И РЯД НЕГАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ИНТЕРЕСЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НЕУСТОЙЧИВЫ, Т.Е СИТУАТИВНЫ МАЛООСОЗНАННЫ НЕДОСТАТОЧНО ДЕЙСТВЕННЫ

ДИНАМИКА МОТИВОВ I II III ИНТЕРЕС К ВНЕШНЕЙ СТОРОНЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ШКОЛЕ (СИДЕНИЕ ЗА ПАРТОЙ, НОШЕНИЕ ФОРМЫ И Т.Д. ИНТЕРЕС К ПЕРВЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ТРУДА (К ПЕРВЫМ НАПИСАННЫМ БУКВАМ И ЦИФРАМ) ИНТЕРЕС К ПРОЦЕССУ, СОДЕРЖАНИЮ УЧЕНИЯ ИНТЕРЕС К СПОСОБАМ ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ IV

ТАКОВА КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. ЕСЛИ ПРОСЛЕДИТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ДИНАМИКУ, ТО ОТМЕЧАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ К КОНЦУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.ЭТУ ТЕНДЕНЦИЮ К «МОТИВАЦИОННОМУ ВАКУУМУ» НА РУБЕЖЕ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НАБЛЮДАЮТ УЧИТЕЛЯ, ЕЕ ФИКСИРУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОЧЕМУ? 1. УСТАНОВКА УЧИТЕЛЯ НА СООБЩЕНИЕ ГОТОВЫХ ЗНАНИЙ, НА ИХ ЗАПОМИНАНИЕ. АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА НОСИТ ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ХАРАКТЕР 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ПЛОХОЙ ОТМЕТКОЙ, СНИЖАЮЩЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ И ЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ 1. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ, УВЛЕЧЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. СТРЕМЛЕНИЕ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ВОПРОСОВ 3. СТРЕМЛЕНИЕ ВЫЯСНИТЬ НЕПОНЯТНОЕ 4. АКТИВНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УРОКА (ПОДНЯТИЕ РУКИ, ХАРАКТЕР ОТВЕТА) 5. ДОПОЛНЕНИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ ТОВАРИЩЕЙ 6. ЗАДАВАНИЕ ВОПРОСОВ УЧИТЕЛЯМ И ТОВАРИЩАМ 7. АДЕКВАТНОСТЬ РЕАКЦИЙ НА УСПЕХ, НА НЕУДАЧУ

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЧТО МЕНЯТЬ? СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХАРАКТЕР И УРОВЕНЬ ПОЗНАВТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С УЧАЩИМИМСЯ

МЕТОДЫ, МОТИВИРОВАННЫЕ НА УСПЕХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ: - ДОСТУПНЫ (УСПЕШНОСТЬ – РЕЗУЛЬТАТ ПОНИМАНИЯ ) - РАЗНООБРАЗНЫ (ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РАБОТ)

Мотивация учебной деятельности. Основная школа. 5-8 классы Мотивы учения связаны с потребностями в эмоциональном контакте со сверстниками и самоутверждении. Возникновение стойкого интереса к определенному предмету (постепенно, по мере накопления знаний). Отметка как мотиватор учения (формирует внешние мотивы, но не познавательную деятельность) Уровни учебной мотивации 5 «А»5 «Б»5 «В» Высокий-22 Средний 21- Внешняя мотивация 7512 Низкий 253 Негативное отношение к школе 8107 Уровень учебной мотивации Результаты мониторинга адаптации обучающихся 5-ых классов при переходе на новую ступень обучения (2009 – 2010 уч.год)

Результаты диагностики обучающихся 7-ых классов (2010 – 2011 уч.год.) Цель : выявить наличие проблем и степень успешности обучающихся. Форма исследования : анкетирование. В анкете представлена классификация мотивов учения. Обучающимся предлагалось сделать выбор утверждений по трем параметрам : да, нет, частично Учусь потому, что /для того чтобы 7«А » 7 «Б»7»В»7»Г» 1Потому что интересно ВН Заставляют родители ВНШ Чтобы подготовиться к будущей профессии С Хочу получать хорошие отметки ВНШ Потому что сейчас все учатся С Хочу быть авторитетным в школе С Нравится узнавать новое ВН Нравится учитель С6363 9Хочу избежать плохих отметок ВНШ Хочу больше знать П Люблю заниматься самообразованием ВН Хочу быть первым учеником 3--2

Мотивация учебной деятельности. Средняя школа (9-11 классы) Мотивы обучения преимущественно связаны с социально значимыми потребностями : личные и профессиональные интересы, расширение кругозора и т.д.

Результаты диагностики обучающихся 10-ых классов (2010 – 2011 уч.год.) Цель : выявить наличие проблем и степень успешности обучающихся. Форма исследования : анкетирование. В анкете представлена классификация мотивов учения. Обучающимся предлагалось сделать выбор утверждений по трем параметрам : да, нет, частично Учусь потому, что /для того чтобы 10«А » 10 «Б» 10»В» 1Потому что интересно ВН1281 2Заставляют родители ВНШ314 3Чтобы подготовиться к будущей профессии С Хочу получать хорошие отметки ВНШ974 5Потому что сейчас все учатся С946 6Хочу быть авторитетным в школе С311 7Нравится узнавать новое ВН1578 8Нравится учитель С4-3 9Хочу избежать плохих отметок ВНШ Хочу больше знать П Люблю заниматься самообразованием ВН356 12Хочу быть первым учеником 111