День юриста 5 и 6 июня 2014 Симферополь Севастополь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ СРО ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ СРО (саморегулируемых организаций)
Advertisements

Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Осуществление государственного.
В свете реформы гражданского законодательства. Федеральный закон от N 99- ФЗ " О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
Новеллы некоммерческого законодательства: новые правила регистрации и отчетности, правовые условия работы добровольцев Руководитель юридической службы.
ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Новое в гражданском законодательстве, в части корпоративных отношений для саморегулируемых организаций II Международная конференция «Практическое саморегулирование»
Нормативное правовое регулирование в области земельных отношений в Республике Бурятия.
РОСИМУЩЕСТВО Федеральное агентство по управлению городским имуществом.
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
ТЕМА 6 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
ЗАМЕТКИ СУДЕБНОГО ЮРИСТА ИРИНА ГРЕБНЕВА УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР, АДВОКАТ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «ГРЕБНЕВА И ПАРТНЕРЫ» Управление правовыми рисками.
Транксрипт:

День юриста 5 и 6 июня 2014 Симферополь Севастополь

Российские правила ведения бизнеса Перерегистрация крымских компаний и формы ведения бизнеса по российскому праву Владислав Кузнецов Шеф-редактор Юридической справочной системы «Система Юрист»

Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях Лицензирование Виды деятельности, подлежащие лицензированию Единый список видов деятельности, подлежащих лицензированию, в российском законодательстве отсутствует. Некоторые виды деятельности указаны в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Это аналог украинского закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Отдельные виды деятельности, для ведения которых также нужна лицензия, указаны в специальных законах. К примеру, лицензирование банковской деятельности урегулировано Законом о банках и банковской деятельности и подзаконных актах.

Порядок получения лицензии Порядок и сроки получения лицензии, а также перечень необходимых документов закреплены в подзаконных правовых актах для соответствующих видов деятельности. Там же установлены конкретные виды работ и услуги, подлежащие лицензированию. Обратиться за получением некоторых лицензий также можно через сайт госуслуг: Лицензирующие органы Установлены в постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Соискатели лицензии Лицензию может получить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ч. 5, 6 ст. 3 Закона о лицензировании). Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Действие лицензии на территории России Деятельность, лицензия на которую получена в одном субъекте Федерации, можно вести в других субъектах при условии предварительного уведомления лицензирующих органов по новому месту деятельности (ч. 5 ст. 9 Закона о лицензировании, п. 3 постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»). Срок действия лицензии Не ограничен. То есть лицензия действует бессрочно в отношении видов деятельности, которые предусмотрены в Законе о лицензировании (п. 4 ст. 9 Закона о лицензировании). Для видов деятельности, которые не указаны в этом законе, действуют сроки, установленные в соответствующих правовых актах. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Реестры лицензий На сайтах регистрирующих органов можно найти реестры лицензий, по которым можно проверить наличие лицензий у той или иной организации (ч. 6–8 ст. 14, ч. 2 ст. 21 Закона о лицензировании). Из реестра можно узнать о приостановлении/возобновлении действия лицензии (ч. 5 ст. 20 Закона о лицензировании). Сведения о лицензии также можно получить бесплатно в лицензирующем органе по заявлению. Лицензионный контроль Проводят в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». С учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Закона о лицензировании. Закон о защите предпринимателей устанавливает порядок организации и проведения проверок, права и обязанности проверяющих и предпринимателей. На положения этого закона можно ссылаться в случае спора с проверяющими, учитывая обширную судебную практику. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Важные документы Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»; положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Интересные позиции суда: постановление Президиума ВАС РФ от 15 апреля 2013 г /13. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Саморегулируемые организации (СРО) Общие требования к СРО и их членам устанавливает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». На Украине несколько лет назад рассматривали похожий по содержанию законопроект с таким же названием. Какие виды деятельности регулируют СРО Единый перечень в законе отсутствует. Это урегулировано в специальных законах и подзаконных актах. На некоторые виды деятельности Закон о СРО не распространяется (например, деятельность профессиональных участников РЦБ). В таких случаях применяют соответствующие законы (ч. 3 ст. 1 Закона о СРО). Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Что такое СРО и зачем они нужны СРО – это некоммерческие организации, которые (ч. 1 ст. 3 Закона о СРО): создают с целью регулирования определенных видов деятельности; основаны на членстве; объединяют субъектов предпринимательской и (или) профессиональной деятельности. СРО: разрабатывает правила и стандарты деятельности; контролирует их соблюдение (плановые и внеплановые проверки); организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона о СРО); рассматривает жалобы на членов СРО (внеплановые проверки по жалобам); и др. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Требования к СРО По общему правилу должна объединять не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности. Для отдельных видов деятельности законы предусматривают иные правила (например, законы об оценочной или аудиторской деятельности). Кто может быть членом СРО Юридические лица и предприниматели, а также физические лица, которые ведут определенную профессиональную деятельность (например, арбитражные управляющие) (ч. 2, 3 ст. 2 Закона о СРО). По одному виду деятельности можно состоять только в одном СРО (ч. 4 ст. 5 Закона о СРО). По нескольким видам деятельности – в нескольких (ч. 3 ст. 5 Закона о СРО). Добровольно или обязательно (ст. 5 Закона о СРО) По общему правилу – добровольно. Специальные законы могут устанавливать обязанность вступать в СРО. Это относится, в частности, к сферам: строительство, проектирование, ЖКХ, оценка, аудит. Это лишь некоторые виды деятельности. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Таким образом, чтобы вести определенный вид деятельности (например, в сфере строительства), нужно: выбрать СРО; обеспечить соответствие своей деятельности ее требованиям (внесение членских взносов, а также требования к квалификации работников, наличию определенного имущества для выполнения работ и др.); стать ее членом и получить допуск к выполнению работ/оказанию услуг. Размер и порядок внесения членских взносов устанавливает СРО (ч. 3 ст. 12 Закона о СРО). Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Реестры СРО Уполномоченные государственные органы ведут реестры СРО. Например, Ростехнадзор ведет реестр СРО в сфере строительства: На сайте конкретного СРО можно найти требования и порядок вступления, а также организации, предпринимателей и граждан, которые в нем состоят. Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Важные документы Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Дополнительно (на примере строительства): Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. 190-ФЗ; Письмо Ростехнадзора от 11 марта 2014 г /1025 «Об осуществлении саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов»; Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 г. 32; Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Порядок проведения проверок Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Ростехнадзора от 7 мая 2010 г Другие разрешения Помимо лицензий и обязательного членства в СРО, закон может предусматривать и иные разрешения, сертификаты и т. д. Например, разрешение на деятельность такси. Единого перечня видов деятельности, на ведение которых нужно получать разрешения, закон не устанавливает. Такие требования могут скрываться в разных правовых актах. Например, получать лицензию на такси обязывает закон с названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. 69-ФЗ). Право на осуществление отдельных видов бизнеса: когда требуется лицензия и когда – обязательное членство в саморегулируемых организациях

Основные требования к туристической деятельности устанавливает Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные понятия Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Уполномоченный орган в сфере туризма Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ (Ростуризм). Сайт: Особые требования к туристическому бизнесу

Требования к туроператорам (ст. 4.1 Закона о туризме) Туроператоры обязаны: страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам о реализации туристского продукта либо иметь банковскую гарантию исполнения обязательств по таким договорам. В законе такое требование упоминается как финансовое обеспечение. Оно не требуется лишь в частных случаях (ст. 4.1 Закона о туризме). Туроператоры, в сфере выездного туризма (путешествия за границу), должны также состоять в Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма» (Турпомощь). Сайт Это объединение для экстренной помощи туристам за границей. Сведения о туроператоре вносят в реестр на сайте Ростуризма: Свидетельство о внесении в реестр можно получить по желанию. Главное – факт внесения. Особые требования к туристическому бизнесу

Туроператора могут исключить из реестра, если он: не представит сведения о наличии финансового обеспечения на новый срок; будет исключен из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма; ликвидируется; реорганизуется и прекратит деятельность; подаст заявление о прекращении деятельности. Решение об исключении сведений из реестра можно обжаловать в суд. Особые требования к туристическому бизнесу

Переход на российское законодательство До 2015 года на туроператоров Крыма не распространяются требования о финансовом обеспечении и регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров. Туроператорам Крыма и Севастополя, намеренным в 2015 году вести деятельность в качестве российского юридического лица, необходимо: привести учредительные документы в соответствие с законодательством России и зарегистрироваться в ЕГРЮЛ; до 20 декабря 2014 года направить в Ростуризм заявление и документы, необходимые для внесения сведений в реестр туроператоров. Примерные формы заявлений можно найти на сайте Ростуризма. Документы можно подать лично, направить по почте или в электронном виде (через портал госуслуг Ростуризм в течение 5 дней примет решение о внесении сведений в реестр либо об отказе. Услуга бесплатная. Особые требования к туристическому бизнесу

Размер финансового обеспечения Он должен быть не менее: 500 тысяч рублей – для туроператоров в сфере внутреннего туризма или въездного туризма; 30 миллионов рублей – для туроператоров в сфере выездного туризма (если от реализации услуг в этой сфере получено не более 250 млн руб. по данным отчетности на конец отчетного года, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих УСН); 12% объема средств от реализации услуг в сфере выездного туризма по данным отчетности на конец отчетного года – для туроператоров, получивших от реализации услуг более 250 млн руб. по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года). Туроператоры, не осуществлявшие в отчетном году деятельность в сфере выездного туризма, а также юридические лица, намеренные осуществлять такую деятельность и ранее не осуществлявшие ее, должны иметь финансовое обеспечение не менее чем 30 млн руб. В случае, если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, применяют наибольший размер финансового обеспечения. Особые требования к туристическому бизнесу

Срок действия финансового обеспечения Он не может быть менее 1 года. Финансовое обеспечение на новый срок нужно получить не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действующего финансового обеспечения. В этот же срок нужно сообщить об этом в Ростуризм. Также может быть интересно Для привлечения внимания к Крыму Ростуризм организовал Всероссийский call-центр «Путевка в Крым 2014». На сайте путевка-в-крым.рф и через call-центр Ростуризм предоставляет туристам информацию о поставщиках туруслуг, действующих в Крыму. Особые требования к туристическому бизнесу

Важные документы Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Информация Ростуризма «Вниманию туроператоров Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 5 мая 2014 г.; Информация Роспотребнадзора от 30 января 2013 г. «О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма»; Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. 452; Закон РФ от 7 февраля 1992 г «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Особые требования к туристическому бизнесу

Положение о Федеральном агентстве по туризму, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. 901; Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, утвержденный приказом Минспорттуризма РФ от 26 сентября 2011 г. 1117; Порядок представления юридическими лицами, осуществляющими туроператорскую деятельность, бухгалтерской отчетности, утвержденный приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. 175; письма Ростуризма и Роспотребнадзора. Особые требования к туристическому бизнесу

Основные требования устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Ограничения цен, которые устанавливает государство (ст. 8 Закона о торговле): закон может предусматривать государственное регулирование цен или наценок на отдельные виды товаров (в т. ч. максимальный или минимальный уровни); если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта Федерации рост розничных цен на отдельные социально значимые продовольственные товары первой необходимости составит 30 и более процентов, Правительство РФ может установить предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта, но не более чем на 90 дней. Перечень таких товаров и порядок установления цен определены в постановлении Правительства РФ от 15 июля 2010 г Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Особые требования к договорам о реализации товара розничным продавцам В договоре нельзя устанавливать запрет на перемену лиц в обязательстве и ответственность за несоблюдение указанного запрета сторонами (ч. 10 ст. 9 Закона о торговле). Услуги по рекламированию, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение товаров, продавец может оказывать на основании договоров возмездного оказания услуг (ч. 11 ст. 9 Закона о торговле). Не допускается включать в договор поставки следующие условия (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле): о совершении продавцом в отношении поставленных товаров определенных действий; об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение товаров; а также не допускается заключать договор поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение товаров. Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Торговым сетям и их поставщикам запрещено (ст. 13 Закона о торговле): 1. создавать дискриминационные условия, в том числе: а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода с рынка других лиц; б) нарушать установленный правовыми актами порядок ценообразования; 2. навязывать контрагенту условия: о запрете заключать договоры поставки с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность, на аналогичных или иных условиях; об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, которые лучше, чем условия для лиц, осуществляющих аналогичную деятельность; о предоставлении контрагенту сведений о заключаемых договорах с лицами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении поставщиком платы за право поставок таких товаров для торговой сети в функционирующие или открываемые торговые объекты; о внесении платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

о снижении поставщиком цены до уровня, который при условии установления торговой наценки не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже лицами, осуществляющими аналогичную деятельность; о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на товары (за исключением случаев, если это произошло по его вине); о возмещении лицом затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров; о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат товаров допускается или предусмотрен законом); иные подобные условия. 3. осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Нестационарные торговые объекты Размещать нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно только в соответствии со схемой размещения таких объектов, которую утверждают органы местного самоуправления. На территории, относящейся к частной собственности, порядок размещения торговых объектов определяет собственник (ст. 10 Закона о торговле). Порядок включения объектов в указанную схему предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 29 сентября 2010 г Такую схему публикуют: на официальных сайтах органов местного самоуправления и исполнительной власти субъекта Федерации; местное печатное издание (в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов). Если строительство, реконструкция или эксплуатация нестационарного торгового объекта уже начата, то изменения в схему размещения не могут повлечь пересмотр выделенного места (ч. 6 ст. 9 Закона о торговле). Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Ярмарки Организатор ярмарки определяет: план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней – эту информацию организатор размещает на своем сайте; режим работы; порядок организации; порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). В качестве организатора могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели. Торговать на ярмарке могут (ч. 4 ст. 11 Закона о торговле): юридические лица; индивидуальные предприниматели; граждане. Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Важные документы Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции»; Методическое пособие для предпринимателей «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности» (утверждено ФАС России); Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. 772; Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Правила и перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. 530: Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости; Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены; Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения. Письмо Минпромторга России от 27 января 2014 г. ЕВ-820/08 (по вопросам нестационарной торговли); другие отраслевые документы (например, информация Росалкогольрегулирования «Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы» от 22 апреля 2014 г.). Осторожно: закон о торговле. Особые правила, которые необходимо учитывать продовольственным магазинам и их поставщикам. Ответственность за нарушения

Основной документ в этой области, так же как и на Украине, это Закон о защите прав потребителей (Закон РФ от 7 февраля 1992 г ). Он регулирует основные вопросы в этой области: требования к качеству товара (ст. 4); установление срока службы товара и гарантийного срока (ст. 5); ремонт и техническое обслуживание товара (ст. 6); предоставление информации об изготовителе и товаре (ст. 8–10); ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (ст. 12); ответственность за нарушение прав потребителей (ст. 13); ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (ст. 14); компенсация морального вреда (ст. 15); недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя (ст. 16); права потребителя и обязанности продавца при обнаружении в товаре недостатков (ст. 18–25); дистанционный способ продажи товара (ст. 26.1); последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) (ст. 28); права потребителя и обязанности исполнителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29, 30); и другие вопросы. Защита прав потребителей

Большая часть вопросов детализирована в подзаконных актах. Основные документы Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. 55); Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. 55); Перечень технически сложных товаров (постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. 924). В отношении них предусмотрены специальные права потребителей в случае обнаружения недостатков (ст. 18 Закона о защите прав потребителей); Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. 412; Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Защита прав потребителей

Другие документы Правила продажи товаров дистанционным способом (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. 612); Правила продажи товаров по образцам (постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. 918); Правила бытового обслуживания населения (постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 1025); Правила оказания услуг общественного питания (постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. 1036); Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. 569); Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. 1006); Правила предоставления гостиничных услуг (постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. 490); Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. 452); Правила оказания услуг подвижной связи (постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г. 328); Защита прав потребителей

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. 111); Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (постановление Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. 72); Правила оказания услуг автостоянок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. 795; Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. 290; Правила оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. 32; Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. 575; Правила по киновидеообслуживанию населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. 1264; Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г Защита прав потребителей

Организации, ранее зарегистрированные по законам Украины, могут выбрать (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. 124-ФЗ, вступит в силу 1 июля): 1. привести учредительные документы в соответствие с российским законодательством Для этого нужно до 2015 года обратиться в УФНС России по Республике Крым или УФНС России по Севастополю с заявлением по форме Р13001 о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Сведения внесут по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (т. е. это не реорганизация). Организация приобретет права и обязанности российского юридического лица с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Личным законом станет право Российской Федерации. Государственную пошлину при регистрации до 2015 года платить не нужно (ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. 6-ФКЗ). Коммерческим организациям при перерегистрации запрещено указывать, что они некоммерческие, и наоборот. То же самое касается организаций, основанных и не основанных на членстве; 2. или приобрести статус филиала (представительства) иностранного юридического лица на территории России Такой статус приобретут организации, которые до 2015 года не обратятся с заявлениями. Перерегистрация юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и Севастополя

Разъяснения по вопросам регистрации также можно найти на сайте ФНС России, выбрав регион «91 Республика Крым» или «92 город Севастополь». Обращаться с заявлениями не требуется: юридическим лицам, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридическим лицам, участником которых является публично-правовое образование. Перерегистрация юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и Севастополя

Важные документы Федеральный закон от 5 мая 2014 г. 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Письмо ФНС России от 25 апреля 2014 г. «О применении упрощенной системы налогообложения»; Письмо ФНС России от 17 апреля 2014 г. «Об организации учета организаций и физических лиц в налоговых органах Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Письмо ФНС России от 2 апреля 2014 г. СА-4-14/6035 (По вопросам регистрации и перерегистрации в переходный период). Перерегистрация юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и Севастополя

Коммерческие и некоммерческие организации (аналогично предпринимательским и непредпринимательским обществам на Украине) Коммерческие организации Общества: общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; открытые акционерные общества; закрытые акционерные общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Другие: производственные кооперативы, полные товарищества, товарищества на вере. Индивидуальные предприниматели. Физические лица, заявившие о ведении предпринимательской деятельности (юридическое лицо не создается). Организационно-правовые формы юридических лиц, возможные по российскому праву: ООО, ОАО и т.д. В чем разница (требования к размеру уставного капитала, права и ответственность учредителей и т.д.) и какой вариант для каких случаев предпочтительнее

Некоммерческие организации: достаточно много форм, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими законами. Наиболее распространенная и удобная форма ведения бизнеса в России – ООО (общество с ограниченной ответственностью). Преимущества по сравнению с акционерным обществом (АО): быстрая регистрация и маленький уставный капитал; простота корпоративной структуры и управления (немногочисленные требования к корпоративным процедурам); ООО можно сделать закрытым для участия в нем третьих лиц, а в АО так сделать нельзя. Недостатки по сравнению с АО: распоряжение долей немного сложнее, чем распоряжение акцией акционерного общества; сведения об участниках более открыты, чем в акционерном обществе; в АО больше возможностей принимать решения, выгодные только части собственников; АО – более солидно. Организационно-правовые формы юридических лиц, возможные по российскому праву: ООО, ОАО и т.д.

Преимущества по сравнению с индивидуальным предпринимателем (ИП): размер ответственности (ООО отвечает в пределах имущества общества, ИП – личным имуществом); ООО вправе вести некоторые виды деятельности, которые запрещены ИП (например, розничная продажа алкогольной продукции); в ООО может входить до 50 участников, а индивидуальный предприниматель управляет бизнесом единолично; долю в ООО можно продать (продажа бизнеса); ООО – это более солидно. Недостатки по сравнению с ИП: регистрация ООО немного дороже и сложнее; штрафы для юридических лиц могут быть в десяток раз больше, чем для ИП; ООО сложно и долго ликвидировать. Организационно-правовые формы юридических лиц, возможные по российскому праву: ООО, ОАО и т.д.

Наиболее важные изменения 1. Все юридические лица будут относиться к одной из двух категорий: корпоративные; унитарные. То есть появляется новое в российском законодательстве понятие «корпорация» или «корпоративное юридическое лицо» (ст ГК РФ). Это компании, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Кроме того, некоторые виды коммерческих и некоммерческих организаций перестанут существовать. Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью (новая редакция главы 4 части 1 ГК РФ вступает в силу с 1 сентября 2014): что учесть уже сейчас, выбирая форму для своего бизнеса

Корпорации могут быть: коммерческими; некоммерческими. Коммерческие корпорации: хозяйственные общества: ООО и акционерные общества (ст. 87, 96 ГК РФ). Появляется новое деление обществ на публичные и непубличные – в зависимости от размещения акций публично, путем открытой подписки (ст ГК РФ); хозяйственные товарищества: полные и на вере (ст. 69, 82 ГК РФ); хозяйственные партнерства; крестьянские (фермерские) хозяйства (ст ГК РФ); производственные кооперативы (ст ГК РФ). Некоммерческие корпорации: потребительские кооперативы: ЖСК, ГСК и т. п. (ст ГК РФ); общественные организации (ст ГК РФ); ассоциации и союзы (ст ГК РФ); товарищества собственников недвижимости, в т. ч. ТСЖ (ст ГК РФ); казачьи общества, внесенные в специальный госреестр (ст ГК РФ); общины коренных малочисленных народов (ст ГК РФ). Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью

Унитарные организации могут быть: коммерческие; некоммерческие. Коммерческие унитарные организации: государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Некоммерческие унитарные организации: фонды (ст ГК РФ); государственные, муниципальные и частные учреждения (ст ГК РФ); автономные некоммерческие организации (ст ГК РФ); религиозные организации (ст ГК РФ); публично-правовые компании. Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью

Перестают существовать: общества с дополнительной ответственностью; закрытые акционерные общества. С 1 сентября к обществам с дополнительной ответственностью будут применять правила об ООО. К ЗАО – правила ГК РФ об акционерных обществах и правила Закона об акционерных обществах, регулирующие ЗАО, но только до первых изменений в уставе. То есть руководителям ЗАО и ОДО не потребуется специально в связи с этими поправками вносить изменения в учредительные документы. Это можно будет сделать при первом внесении изменений в связи с другими обстоятельствами. Таким образом, нужно учитывать: готовясь создать коммерческую организацию, не стоит рассматривать такие формы как ЗАО и ОДО; готовясь создать некоммерческую организацию, нужно ориентироваться на виды организаций, указанные в части 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ. Там приведен закрытый перечень некоммерческих организаций, которые будут действовать с 1 сентября. Сейчас различные виды некоммерческих организаций предусмотрены в разных законах. Часть из них перестанет существовать с 1 сентября; новые термины (корпорация, публичные и непубличные общества и др.) будут применяться в российском законодательстве. Их дефиниции можно найти в Гражданском кодексе РФ. Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью

2. Принудительная ликвидация и исключение из реестра Расширен круг оснований для ликвидации организации по решению суда (ст. 61 ГК РФ): а) по искам государственных и муниципальных органов в случаях: признания госрегистрации недействительной (в т. ч. при наличии неустранимых нарушений при регистрации); ведения деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО; ведения деятельности, запрещенной законом, либо в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона. Отдельное основание для общественных организаций, благотворительных и иных фондов, религиозных организаций: ведение деятельности, противоречащей уставным целям; б) по искам учредителя (участника) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе, если ведение деятельности становится невозможным или существенно затрудняется. Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью

Также организацию могут исключить из реестра (ЕГРЮЛ), признав фактически прекратившей деятельность, если в течение 12 последних месяцев компания не представляла отчетность и не проводила операций по счету (ст ГК РФ). Таким образом, нужно учитывать: нарушения законодательства могут повлечь как административную или уголовную ответственность, так и ликвидацию компании; брошенные компании будут закрывать принудительно. 3. Усилена ответственность основного общества по обязательствам дочернего (ст ГК РФ) Основное общество будет отвечать солидарно с дочерним по сделкам, заключенным дочерним: во исполнение указаний основного общества либо с согласия основного общества. Таким образом, нужно учитывать: деятельность дочернего общества может повлечь убытки для основного. Реформа законодательства о юридических лицах, которая будет в России осенью

Правовые позиции ВАС РФ, которые пригодятся в работе Заключение договора Постановление Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. 16 О свободе договора и ее пределах Аренда Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. 73 Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды Корпоративные вопросы Постановление Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 г. 28 О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. 19 О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» Постановление Пленума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. 9 О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. 62 О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица

Правовые позиции ВАС РФ, которые пригодятся в работе Исполнение решения суда Постановление Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. 22 О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта Судебный процесс Постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. 99 О процессуальных сроках Постановление Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. 80 Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде Реклама Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»

Обеспечение исполнение обязательств Постановление Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 г. 81 О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации Постановление Пленума ВАС РФ от 12 июля 2012 г. 42 О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. 10 О некоторых вопросах применения законодательства о залоге Недвижимое имущество Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. 54 О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем Постановление Пленума Верховного суда РФ 10, Пленума ВАС РФ 22 от 29 апреля 2010 г. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав Правовые позиции ВАС РФ, которые пригодятся в работе

Правовые позиции Верховного суда РФ, которые пригодятся в работе Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. 9 О судебной практике по делам о наследовании Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. 17 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 июня 2008 г. 11 О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2008 г. 13 О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июня 2012 г. 13 О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. 23 О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

8 октября 2014 III Юридический форум для практиков Государственный Кремлевский дворец, Москва 1. Новые субъекты РФ: особенности правовой работы в переходный период (договоры, корпоративные документы, процесс) Особенности заключения и исполнения договоров с контрагентами в Республике Крым и Севастополе Приведение корпоративных документов в соответствие с законодательством РФ Особенности разрешения споров в судах: арбитражный и гражданский процесс Система регистрации прав на недвижимое имущество 2. Реформа Гражданского кодекса РФ: изменения 2014 года 3. Реформа судебной системы: разрешение экономических споров после объединения высших судов

Юридическая справочная система «Система Юрист» готовые правовые решения на все случаи жизни от судей арбитражных судов и юристов крупных компаний. Плюс все ссылки на правовые документы и арбитражную практику, позволяющие при необходимости провести собственный анализ; уникальный сервис «Договоры» – умеет быстро проверять, надежно хранить и легко находить договоры; полная правовая база – обновляется ежедневно, через Интернет, без участия пользователя; экспертная поддержка: с самыми сложными правовыми вопросами помогут эксперты «Горячей линии»; доступность с любого компьютера, где есть Интернет.

Спасибо за внимание! Владислав Кузнецов Шеф-редактор Юридической справочной системы «Система Юрист»