«Открой мои книги….» А. Блок Это настоящий, волею божий поэт и человек бесстрашной искренности. А.М.Горький (1880-1921) Урок литературы в 9 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
Advertisements

Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Презентацию разработала Николаева А. Г, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1»
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Японские трехстишия хокку Выполнила Ененко М.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 63»
. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм – литературно-
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
« Я люблю, и значит я живу!» (по творчеству В.Высоцкого) Литература (развитие речи) 11 класс Недугова Галина Ивановна МБОУ ЦОР с. Рыркайпий Иультинский.
Многоголосие лирики Серебряного века Автор: Ястремская Г.Е., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 66 г.Пензы.
Г. Петропавловск-Камчатский 2010 г.. «Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов... Моя лирика жива одной большой любовью, любовью.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
«Серебряный век». Особым прорывом в поэзии и других видах искусствах стал «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - конец 19 – начало 20 века, русский Ренессанс. Это было верхушечное,
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Глубина поэтического мира Есенина
Я - изысканность русской медлительной Я - изысканность русской медлительной речи, речи, Передо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Урок литературы Урок литературы Учитель русского языка и литературы Сигова Елена Витальевна.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам.
Творчество А.Блока Авторы: Чоп Н.Е., учитель русского языка и литературы, Катюряева А. Ю.,учитель русского языка и литературы. © ИРО, г. Ярославль, 2008.
Транксрипт:

«Открой мои книги….» А. Блок Это настоящий, волею божий поэт и человек бесстрашной искренности. А.М.Горький ( ) Урок литературы в 9 классе.

Цели урока: Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века; подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей сегодняшней жизни и, благодаря такому личностному постижению истории и культуры, попытаться понять мир Блока; развивать умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение, способствовать развитию художественного вкуса подростков.

Словарь урока: Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии – ( ) – эпоха возрождения духовности и культуры. Эскиз – набросок. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.

« «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально». Ю.Тынянов

Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?

«Сумерки века» fin de siecle – «конец века» «Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога. Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния и прибравшие к рукам экономику, доказали, что благородство лишь тормозит прогресс, и, не печалясь, расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе, где не верят в бога и насмехаются над порядочностью». «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из- России!» Ф.М.Достоевский

Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.

«Они писали мазками и точками, намеками и полутонами, не потому, что им так хотелось и что они были символистами. Символистом была действительность, которая вся была в переходах и броженье, вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знаменьем, нежели удовлетворяла». Б.Пастернак Русские символисты

А.Блок: Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты. Замерли далече Замерли далече Поздние слова. Поздние слова. Отзвучали речи – Отзвучали речи – Память все жива. Память все жива г г.

«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова

А.Блок «Ожидание» Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?

Какова стилистическая окраска этого слова? Какова стилистическая окраска этого слова? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Так какое же настроение вызывает это стихотворение? Так какое же настроение вызывает это стихотворение?

«Стихи о Прекрасной Даме» Все люди по природе эгоисты. Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью. Благодаря любви человек осуществляет свое собственное призвание, которое и состоит в способности жить не только в себе, но и в других. Философ Вл.Соловьев То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов Я хочу не объятий: …это только минутное потрясение. Я хочу не слов. Слова были и будут… …Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. А.Блок

«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного, верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна». А.Блок Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его в стан революции.

Домашнее задание Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Прочитайте стихотворения А.Блока «Россия», «Родина».

Автор урока: Горох Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области

Использованные материалы и литература: 1. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда, Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, Портреты А.Блока на сайте: Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: