«Открой мои книги….» А. Блок Это настоящий, волею божий поэт и человек бесстрашной искренности. А.М.Горький ( ) Урок литературы в 9 классе.
Цели урока: Познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века; подготовить девятиклассников к восприятию лирики А.Блока; показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей сегодняшней жизни и, благодаря такому личностному постижению истории и культуры, попытаться понять мир Блока; развивать умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение, способствовать развитию художественного вкуса подростков.
Словарь урока: Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в.в. Серебряный век русской поэзии – ( ) – эпоха возрождения духовности и культуры. Эскиз – набросок. Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.
« «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально». Ю.Тынянов
Вглядитесь в черты А.Блока. А что говорят портреты вам?
«Сумерки века» fin de siecle – «конец века» «Где бог, благородство, любовь? Ученые убили бога. Буржуа, сколотившие в короткий срок огромные состояния и прибравшие к рукам экономику, доказали, что благородство лишь тормозит прогресс, и, не печалясь, расстались с ним. Ну, а возвышенной любви откуда взяться в обществе, где не верят в бога и насмехаются над порядочностью». «Скрепляющая идея совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из- России!» Ф.М.Достоевский
Поэты-символисты – зачинатели серебряного века русской поэзии Вот как определяет цель символизма его теоретик В.Брюсов: теоретик В.Брюсов: «…рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность.
«Они писали мазками и точками, намеками и полутонами, не потому, что им так хотелось и что они были символистами. Символистом была действительность, которая вся была в переходах и броженье, вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знаменьем, нежели удовлетворяла». Б.Пастернак Русские символисты
А.Блок: Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты. Замерли далече Замерли далече Поздние слова. Поздние слова. Отзвучали речи – Отзвучали речи – Память все жива. Память все жива г г.
«Золотая осень» И.Левитана и В.Поленова
А.Блок «Ожидание» Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Попробуем объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какой символ скрывается в этом выражении? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми? Давайте найдем в стихотворении словосочетания, которые и создают атмосферу загадочности. Можно ли назвать эти слова ключевыми? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Попробуем объяснить значение слова «светозарный», не обращаясь к словарю. Что поможет нам это сделать? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение? Свет зари… Какие ассоциации пробуждает это выражение?
Какова стилистическая окраска этого слова? Какова стилистическая окраска этого слова? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратимся к первой строфе. Сравним: дни идут, дни летят, дни текут. Какой смысл вносит глагол текут в предложение? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Обратите внимание на то, как перекликаются начало и конец стихотворения: непонятные дни – светозарные дни. Что помогает превращению «непонятных дней» в «светозарные»? Так какое же настроение вызывает это стихотворение? Так какое же настроение вызывает это стихотворение?
«Стихи о Прекрасной Даме» Все люди по природе эгоисты. Преодолеть зло эгоизма можно лишь любовью. Благодаря любви человек осуществляет свое собственное призвание, которое и состоит в способности жить не только в себе, но и в других. Философ Вл.Соловьев То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. А.П.Чехов Я хочу не объятий: …это только минутное потрясение. Я хочу не слов. Слова были и будут… …Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. А.Блок
«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного, верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна». А.Блок Стремление к подвигу, которое на пороге веков толкнуло Блока в мир мистики, через 17 лет приведет его в стан революции.
Домашнее задание Блок однажды написал: «Только влюбленный имеет право на звание Человека…» Как вы понимаете эти слова? Напишите небольшое эссе на эту тему. Прочитайте стихотворения А.Блока «Россия», «Родина».
Автор урока: Горох Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области
Использованные материалы и литература: 1. Александр Блок. Записные книжки. Москва, "Художественная литература", Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М.: Правда, Крыщук Н.П. Открой мои книги. – Л.:Детская литература, Портреты А.Блока на сайте: Монографический сайт А. А. Блока в Российской Литературной Сети: