Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цыбулько Ирина Петровна руководитель федеральной предметной комиссии по русскому языку, ведущий научный сотрудник ФИПИ, кандидат педагогических наук Государственная.
Advertisements

Задачи: Развивать умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте; Сформировать умение анализировать содержание читаемого текста, вычленять отдельно.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2012 году. Характеристика структуры и содержания КИМа 2012 года Изменен формат задания А2 Задание А26 перенесено на.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2012г. В рамках интернет-конференции "Августовский педсовет ФИПИ" были опубликованы документы с планируемыми изменениями.
2011 ГОД A2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ? 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 села Толстово-Васюковского» Будённовского района Ставропольского края.
Изменения в КИМ ЕГЭ и ГИА по русскому языку 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 по сравнению с КИМ ЕГЭ 2011 Изменен формат задания А 2.
ЕГЭ по русскому языку – 2013 год______________________________Изменения в демоверсии ЕГЭ 2012 (2013) года в демоверсии ЕГЭ 2012 (2013) года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КИМ-2019 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ЕГЭ 2013 Принципиальных изменений нет. 1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2012 году Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ 28» Ширяевой Н.А.
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
2012 ГОД A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) донельзЯ 2) взЯла 3) граждАнство 4) нАверх 2013 ГОД A1 В каком слове.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Мастер-класс учителя русского языка и литературы Пушкиной М.И. на тему «Пишем сочинение на ОГЭ. Задание 15.3» Районное методическое объединение учителей.
Транксрипт:

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

А 1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) позвони Им 2) рвалА 3) гр Ажданство 4) давно Ишний

А 2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никельь являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А 3 Укажите примяр с ошибкой в образовании формы слова. 1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

А 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, 1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме. 3) требуются конкретные примяры. 4) мы имяли в виду главным образом его словарный запас.

А 5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений. 3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём. 4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

А 6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами. 2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. 3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности. 4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12. (1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)…промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наимяньшую уязвимость от огня противника.

А 7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение. 2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого. 3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия. 4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

А 8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении? 1) Однако 2) Даже 3) Несмотря на это, 4) Следовательно,

А 9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) стали машины (предложение 5) 2) корабли в упор палили (предложение 2) 3) вывести из строя (предложение 3) 4) матросы старались завладеть (предложение 4)

А 10 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. 1) сложное бессоюзное 2) сложноподчинённое 3) простое с однородными членами 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А 11 Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени. 1) 5 2) 2 3) 6 4) 4

А 12 Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5). 1) вежливость 2) соотношение 3) ошибка 4) поправка

А 13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связан(3)о с использованием фольклорных традиций: имя(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 2, 4

А 14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) прогр..пассивный, с..функционировать, возр..ст 2) в..рховье, разв..твление, ш..питаться 3) отб..ракет, орнам..нт, прогр..суммировать 4) осл..плённый, к..снялся, сув..рините

А 15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный 3) на..греться, сверх..инвестиции, из..скать 4) бар..черный, с..язвить, обез..яна

А 16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) произнес..шь, преобрази..мой 2) относ..шься, распущу..нный 3) засмотр..шься, замет..вшей 4) перекинь..шь, сломал..нный

А 17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? А. никель..вый Б. достра..вать В. приветл..во Г. осгуд..вать 1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А 18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно? 1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам. 2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров. 3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно. 4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А 19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. 2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. 3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. 4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

А 20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А 21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А 22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать». 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4

А 23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. 4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

А 24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют Народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А 25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников. 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4

А 26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2

А 27 Прочитайте текст. Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и Места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками Загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных)вод. Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

А 27 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов. 2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику. 3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. 4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требуют жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30, B1–B8, C1.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота.

(6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло. (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу.

(11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно. (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию.

(15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*) * Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

А 28 Какое высказывание не соответствует содержанию текста? 1) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными. 2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма. 3) Людей объединяют совместно пережитые трудности. 4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

А 29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? 1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3. 2) Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7. 3) В предложениях 9–11 представлено повествование. 4) Предложения 12–15 содержат рассуждение.

А 30 Укажите предложение, в котором используются антонимы. 1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

Часть 2 Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

Укажите способ образования слова УГРОЗА (предложение 4). Ответ: ___________________________. В 1

Из предложений 7–8 выпишите страдательное причастие. Ответ: ___________________________. В 2

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ (предложение 11). Ответ: ___________________________. В 3

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

Среди предложений 7–11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________. В 4

Среди предложений 5–10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________. В 5

Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение, в состав которого входят придаточные причины. Напишите номер этого сложного предложения. Ответ: ___________________________. В 6

Среди предложений 4–8 найдите предложение, которое связанно с предыдущим при помощи указательного местоимяния и лексического повтора. Ответ: ___________________________. В 7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов: 1) фразеологизм 2) литота 3) ряды однородных членов 4) ирония 5) метафора 6) антонимы 7) синтаксический параллелизм 8) экспрепассивный повтор 9) восклицательные предложения Ответ: АБВГ Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1.

Часть 3 Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С 1

Ответы:

Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), невчерный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

задания Ответ задания Ответ А13А163 А22А174 А34А182 А44А191 А51А203 А62А212 А72А221 А81А234 А93А242 А102А251 А112А261 А124А272 А134А284 А142А293 А152А302

Часть 2 За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл; за невчерный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

задани я Ответ В1 бессуффиксный В2В2 пережитые пережитый В3 управление В49 В59 В611 В76 В86351

Часть 3 Информация о тексте Примярный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?) 1. Людей объединяют «пережитые трудности и кризисные моменты».

Часть 3 Информация о тексте Примярный круг проблем Авторская позиция 2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?) 2. Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Часть 3 Информация о тексте Примярный круг проблем Авторская позиция 3. Проблема «формальных» связей. (Почему «формальные» связи могут быть хуже одиночества?) 3. «Формальным» связям свойственно притворство, которое порождает пустоту.

Информационные ресурсы: Проект подготовлен к общественно-профессиональному обсуждению. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по русскому языку подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».