Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Час занимательной морфемики в 6 классе Знаешь ли ты морфемику?
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: , , факс:
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон.
«Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Морфемика Учитель МОУ СОШ 2 станицы Медведовской Тимашевского района Краснодарского края Приймак Елена Ивановна.
Час занимательной фонетики в 5 классе Фонетика, мы тебя знаем и любим!
Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон.
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Разбор слова по составу позволяет проникнуть в святая святых происхождения слова. Н. М. Шанский.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
УМК «Школа России» Русский язык, 4класс Автор: Малахова Т.С. 1.
Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена учителем русского языка МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Карлиной Ириной Владимировной.
«Как делаются слова?» Урок русского языка в 5 классе Составитель : Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого.
Тема занятия 15: «Основа. Окончание». Цель занятия: Углубить знания об основе слова и окончании.
Тема презентации : Морфемика.. Что такое Морфемика и морфемы ? Морфемика - это раздел лингвистики, который изучает морфемы. Что такое морфема ? Морфема.
Приставки изменяемые и неизменяемого написания. Неизменяемые приставки Русские приставки: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-,
ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ Первое февраля. Классная работа. Тема. Корень слова.
Тема: «Состав слова. Словообразование»(повторение)6-класс. Открытый урок русского языка
Час занимательной морфемики в 6 классе Эти простые сложные слова!
Урок русского языка в 5 классе по теме «Морфемика» (Сказочная контрольная работа) Урок русского языка в 5 классе по теме «Морфемика» (Сказочная контрольная.
Транксрипт:

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: , , факс:

Час занимательной морфемики в 6 классе Знаешь ли ты морфемику? Презентацию подготовила Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ « Гимназия 5 » г.Брянска

Цель занятия расширить знания учащихся о морфемике. Задачи занятия формировать речевые умения и навыки; стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать внимание; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Знаете ли вы… В современном русском языке есть так называемые связанные корни, которые существуют только вместе с приставками и суффиксами: исказить, искаженный, отвергать, опровержение. В русском языке существует полнозначное слово без корня: глагол вынуть. Первоначально в нем был корень –я- с призвуком н: вы-ня-ть, (ср.: об-ня-ть, при-ня-ть). Затем этот звук был вытеснен суффиксом –ну-, обозначающим законченность действия,- вы-ну-ть.

Выбираем капитанов Кто быстрее? Выпишите только однокоренные слова. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит работу. Два первых финалиста- это наши капитаны -набирают команды! Дорога, дорожный, дорогие, подорожник, дороговизна, дорожить, дорогуша.

Конкурс капитанов Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова. ЧИТАЮ, ЧИТАЛ, ЧАС, ВЕЗИТЕ, ЧИТКА, ВЕЗТИ, ЧАСЫ, ЧТЕЦ, ВОЕННЫЙ (ЗАВОД), ВОЕННАЯ (ПОХОДКА), ЧТЕЦЫ, ПРОШЕЛ (МИМО), ЧИТКИ, СКОРЫЙ, ПРОЙДЕТ (МИМО ДОМА), СКОРАЯ (ПОМОЩЬ).

Проверьте себя Читаю-читал; час- часы; везти- везите; читка-читки; чтецы-чтец; военный (завод)-военная (походка), прошел (мимо)-пройдет (мимо дома); скорый-скорая (помощь).

Задания командам: найдите третье «лишнее» горе нагорный горевать море морщины морской водный подводник водитель

Проверьте себя нагорный морщины водитель

Знаете ли вы… В русском языке, в отличие от некоторых других (например, французского), развито образование слов с помощью приставок. Вот самые распространенные (некоторые из них имеют варианты): без-(бес), в-(во), вс-(вс-), вне-, до-, за-, из-(ис-), меж-, между-, на-, над-, наи-, не-, надо-, о-(об-, обо-), обез-, от-(ото-), пре-, по-, под-(подо-), пред-, при-, про-, противо-, раз-(рас-), с-(со-), сверх-, у-, чрез-.

Разминка для команд. Кто быстрее? Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой -слова с одинаковой приставкой. ПОДБЕРЕЗОВИК, ПОДСТАВКА, ОТВОДИТЬ, ПОДУЧИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ, ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ПОДУШКА, ПОДВОДНИК

Проверьте себя Слова с одинаковой приставкой подберезовик подставка подучить подводник Однокоренные слова отводить предводитель

Физкультминутка

Знаете ли вы… Слова жир и пир образовались от глаголов житии и пити с помощью древнего суффикса –р-. При помощи старинного суффикса –ог- от слова пир образовалось пирог, а от глагола творите (с первичным значением «месить, разбалтывать»)-творог. Стали частью корня и другие древние суффиксы:-х- в словах дух, смех, успех; -ц- в слове кольцо (кольцо от коло-круг); -н- в слове окно.

Лингвистическая задача для очень умных детей На уроках биологии вы встретились с терминами тычинка, пестик, лепесток, чашелистик, венчик. Следует ли в них выделять суффиксы? Докажите свою мысль.

Проверьте себя В приведенных терминах нет значения уменьшительности. Без суффиксов –ИК и –ОК они не употребляются. Значит, суффиксы в них выделять не следует.

Лингвистическая задача для очень умных детей С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одно слово?

Проверьте себя С помощью суффикса -ИЩ: НОЖИЩИ.

Задания командам: какие слова неверно разделены на морфемы? С-лез-инк-а Без-грамот-н-ая Подо-бр-а-ть Ус-меш-к-а По-втор-ени-е Пре-крас-н-ый Подо-кон-ник

Проверьте себя У-смеш-к-а Под-окон-ник Слез-инк-а

Задание «на засыпку» Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: «Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня- столов, Миша- столики. Кто из них справился с заданием? (А)только Коля; (Б) только Аня; (В) только Миша; (Г) Коля и Миша; (Д) никто.

Рефлексия Игра «Звонок маме» Позвоните маме и расскажите, чем запомнился вам наш урок занимательной грамматики, что особенно понравилось, что удалось, чему научились?

Домашнее задание Попробуйте дома составить веселые задания для своих одноклассников по темам «Морфемика» и «Словообразование»

Список использованной литературы 1. Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение, Задачи конкурса «Русский медвежонок» Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 5-6 классы.-М.: ВАКО, Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку.-М.: Просвещение,