А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лектор: к.п.н., декан Руслан Александрович Лахин.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
«Подготовка и составление научного аппарата исследования. Характеристика методов исследования при подготовке курсовых и дипломных работ»
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
А.М. НОВИКОВ Д.А. НОВИКОВ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Мониторинг как средство управления системой образования Педагогические исследования Гудырева Л.Н. Сыктывкар,2011г..
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-КОМПЛЕКСЕ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Сергей Николаевич Трошков, канд.пед.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Айзенштат Галина Владимировна, кандидат педагогических наук заместитель директора по УР КГАОУ СПО «Краевой колледж предпринимательства»
Транксрипт:

А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется «Общая характеристика работы». Если же говорить современным языком системного анализа, то это будет «Проектирование научного исследования» (как первая, начальная фаза научно-исследовательского проекта каким, по сути, и является диссертация).

По книгам (см. на сайтах По книгам (см. на сайтах

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ ЗАМЫСЕЛ (как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в голове»: в каком направлении хочет двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТУАЛЬНОСТЬИССЛЕДОВАНИЯ (показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально- экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ В НАУКЕПРОТИВОРЕЧИЕ (несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями) В ПРАКТИКЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ («знание о незнании» - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТИССЛЕДОВАНИЯ (то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело) ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ( то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель. В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в «новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее употребительный вариант: 1. ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОСНОВАТЬ МОДЕЛЬ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИИССЛЕДОВАНИЯОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ Наиболее употребительный вариант: ВВЕДЕНИЕ Гл.1. Проблема...в теории и практике 1.1 Состояние проблемы Состояние проблемы Обоснование модели....* 1.2 Обоснование модели....* Гл.2. Как тема исследования 2.1 Детальное описание модели 2.1 Детальное описание модели 2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели Опытно-экспериментальная проверка модели Рекомендации по использованию модели Рекомендации по использованию модели...ЗАКЛЮЧЕНИЕ * Самое общее определение модели: «модель – образ некоторой системы»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ На защиту выносятся (ответ на вопрос: «что защищается?») конструкции: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (приемы, совокупность приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т.д. Новизна исследования Новизна исследования строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д. строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические, графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретическая значимость исследования (образно можно сказать так. Если «новизна» и «на защиту выносятся» отражают – какой научный «кирпичик» был получен в результате исследования, то раздел «теоретическая значимость» отражает – в какое место здания теории этот «кирпичик» следует положить. Обычно этот раздел строится в формулировках: «Результаты исследования дополняют теорию..... в структуре.... Практическая значимость (показывается, что могут дать для практики результаты исследования и что уже дали)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - ДИАЛЕКИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА* * Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.

Методы научного исследования (полный спектр) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ методы-операцииметоды-действияметоды-операцииметоды-действия анализ синтез сравнение абстрагирова ние конкретизац ия обобщение формализаци я индукция дедукция идеализация аналогия моделирован ие мысленный эксперимент воображение диалектика научные теории, доказательство; анализ систем знаний; дедуктивный (аксиоматическ ий) метод; индуктивно- дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта. методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент. методы исследования объекта во времени: ретроспектива, прогнозирование

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследовательские подходы 2 значения В первом значении исследовательский подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно- деятельный подход) и т.д.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по пяти парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержательный и формальный подходы; содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы ( логико- исторический и историко-логический подходы ); логический и исторический подходы ( логико- исторический и историко-логический подходы ); качественный и количественный подходы; качественный и количественный подходы; феноменологический и сущностный подходы; феноменологический и сущностный подходы; единичный и общий (обобщенный) подходы. единичный и общий (обобщенный) подходы. 2 в 5ой степени = 32 варианта ! 2 в 5ой степени = 32 варианта !

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ> ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ > ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ > ПРЕДМЕТ > ЦЕЛЬ > ГИПОТЕЗА > >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА Методологические основы методы