МОУ начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск - Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Advertisements

Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
Колесникова Е.В учитель русского языка и литературы.
Бурелом. Иван Иванович Шишкин. Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - (фр. paysage,
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский. Урок литературного чтения во 2 классе в образовательной системе «Школа 2100». ТЕМА:
Описание. Сочинение-описание.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Литература как искусство слова 5 класс «Шаг за горизонт» (первый урок литературы в 5 классе)
Сочинение – повествование по картине В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке» Русский язык, 3 класс год.
Что такое миниатюра ? В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Особенности композиции рассказа О.Генри «Дары волхвов»
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
Произведения этого автора: «Лягушка - путешественница» "Сказание о гордом Аггее» «Очень коротенький роман» «Из воспоминаний рядового Иванова» «Трус» «Сказка.
Литературная сказка и её особенности. Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин.
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Транксрипт:

МОУ начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск - Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна

Характеристика героя (героини). Примерные произведения: Л. Пантелеев «Честное слово», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»,П. Ершов «Конёк – Горбунок», А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» 1. Когда написано произведение. 2. Когда происходит действие. 3. Каков характер героя (героини). 4. Изменился ли его (её) характер, как это происходило. 5. Какие черты характера героя (героини) нравятся автору. Как он показывает своё отношение к нему. 6. Какие черты характера героя (героини) не нравятся автору. Как он показывает своё отношение к нему. 7. Отношение к герою (героине) других персонажей произведения. Менялось ли оно в ходе описываемых событий. 8. Выразите своё мнение о герое (героине). Менялось ли оно в процессе чтения.

Главный герой (героиня) и второстепенные персонажи. Примерные произведения: С Маршак «Двенадцать месяцев», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», А. Милн «Винни Пух и все, все, все…», А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Д. Родари «Приключения Чиполлино». 1. Назовите главного героя (главную героиню) и объясните, почему он (она) главный (главная). 2. Назовите второстепенных героев и героинь. Объясните, почему они второстепенные. 3. Сравните главного героя (главную героиню) с важнейшими второстепенными персонажами. 4. Как автор относится к важнейшими второстепенными персонажами. 5. Выразите своё отношение к важнейшим второстепенным персонажам.

Портреты персонажей. Примерные произведения: М Твен «Приключения Тома Сойера», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», В. Драгунский «Девочка на шаре», Д. Родари «Приключения Чиполлино», В, Одоевский «Мороз Иванович». 1. Что такое портрет. 2. Общий взгляд на персонаж или подробное описание. 3. Роль деталей в портрете. 4. Роль сравнений в портрете (с животными, с растениями, с неодушевлёнными предметами, с явлениями природы). 5. Портрет как способ передачи характера персонажа. 6. Портрет или отдельные детали портрета(насупленные брови, пристальный взгляд, сжатые губы и т.д.) как способ передачи настроения, переживаний, мыслей персонажа. 7.Почему, сравнивая персонажей, мы не в последнюю очередь сравниваем их портреты.

Роль пейзажа в произведении. Примерные произведения: И Никитин «Русь», А. Пушкин «Осень», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», К. Паустовский «Прощание с летом», Ю. Нагибин «Зимний дуб». 1. Что такое пейзаж. 2.Приёмы изображения природы (реальное или вымышленное место, откуда смотрит наблюдатель, широта взгляда, время года, время суток, освещение, цветовые и звуковые эпитеты, отдельные детали пейзажа, сравнения, олицетворения). 3. Роль пейзажа в произведении (раскрытие характера и внутреннего мира героя, раскрытие настроения героя в данный момент, создание фона для действий героев, связь пейзажа с характером повествования.

Пейзаж в ряде произведений одного автора. Примерные произведения: А. Майков «Осенние листья» и «Осень», А. Пушкин «Зимнее утро» и «Вот север тучи нагоняя…». 1. Что такое пейзаж. 2.Приёмы изображения природы (реальное или вымышленное место, откуда смотрит наблюдатель, широта взгляда, время года, время суток, освещение, цветовые и звуковые эпитеты, отдельные детали пейзажа, сравнения, олицетворения). 3. Взгляд писателя на природу и взаимоотношения человека и природы.

Пейзаж в ряде произведений разных авторов. Примерные произведения: И Бунин «Первый снег» и А Пушкин «Зимнее утро»,Б. Пастернак «Золотая осень» и А, Пушкин «Осень», Б. Пастернак «Золотая осень» и Н. Некрасов «Славная осень!». 1. Что такое пейзаж. 2. Сходство и различия приёмов изображения пейзажа. 3. Роль пейзажа в произведениях этих авторов: сходство и различия 4. Взгляды писателей на природу и отношения человека с природой: сходство и различия.

Человек и природа. Примерные произведения: Н. Некрасов «Рубка леса», Г. Скребицкий «Лебеди», З. Александрова «Белая черёмуха», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», К. Паустовский «Заячьи лапы» 1. Отношение автора к человеку и природе. 2. Человек – часть природы. Подчиненность человека законам природы.. 3. Человек – член общества. Подчиненность человека законам общества. 4. Соответствия и несоответствия законов природы и законов общества. 5. Участие человека в жизни природы и природы в жизни человека.

Бытовые детали. Примерные произведения: А. Чехов «Ванька», Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Г. Сенкевич «Янко-музыкант», Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе». 1. Что называется бытовой деталью. 2. Насыщенность произведения бытовыми деталями. 3. Виды бытовых деталей (одежда, домашняя утварь, мебель, инструменты, книги и т. д.). 4.Цвет, материал, звук, отмечаемые при описании деталей. 5. Роль бытовых деталей при характеристике персонажей. 6. Роль бытовых деталей при развитии событий. 7. Отношение автора и героев к описанным предметам быта.

Образы животных. Примерные произведения: В. Гаршин «Лягушка – путешественница», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», П. Ершов «Конёк – Горбунок», А. Куприн «Слон»., К. Паустовский «Кот – ворюга», Л. Толстой «Лев и собачка», Б. Житков «Храбрый утёнок». 1. Сказочные и реальные животные. Их сходства и различия. 2. Животное (сказочное или реальное) как главный герой произведения. 3. Животное (сказочное или реальное) как друг и помощник человека. 4. Раскрытие человеческих качеств через описание характера животного. 5.Моё отношение к описываемому животному.

Сюжет произведения. Примерные произведения: В. Гаршин «Лягушка – путешественница», Сказка «Марья Моревна», В. Одоевский «Городок в табакерке» 1. Понятие о сюжете. 2. Основа сюжета данного произведения. 3. Главные сюжетные линии. 4. Второстепенные сюжетные линии. 5. Определение завязки, кульминации, развязки и эпилога. 6. Раскрытие характеров героев в сюжете. 7. Сюжет как средство раскрытия художественного замысла.

Смысл названия произведения. Примерные произведения: Л. Пантелеев «Честное слово», К. Паустовский»Прощание с летом», «Корзина с еловыми шишками», В. Гаршин «Сказка о розе и жабе», В. Драгунский «Англичанин Павля». 1. Как содержание текста подсказало его название. 2. Удачно ли, по – твоему, писатель назвал произведение. Обоснуй своё мнение. 3. Придумай несколько других названий для этого произведения.

Описание помещения. Примерные произведения: В. Короленко «Дети подземелья», А. Линдерген «Карлсон, который живёт на крыше», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». 1. Что это за помещение, в каком здании или строении находится, на каком этаже. 2. Какую роль играет описываемое помещение в произведении. 3. Размеры помещения. 4. Двери (сколько: открыты, закрыты, заперты), окна (сколько: открыты, закрыты, наличие штор). 5. Освещённость (светло, темно, полумрак, источник света). 6. Убранство помещения (жилое, нежилое, богатое, бедное, пышное, скромное, порядок, беспорядок, чистое, грязное). 7. Наличие мебели (перечислить). 8. Картины и другие украшения. 9. Прочие подробности.

Описание здания. Примерные произведения: А. Линдерген «Карлсон, который живёт на крыше», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 1. Что это за здание, что в нём находится (жилой дом, общественное здание). 2.Высота, прочие размеры. 3. Форма здания и материал. 4.Цвет. 5. Расположение дверей, окон, балконов. 6. Различные украшения. 7. Прочие детали.

Описание города. Примерные произведения: Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»,А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 1. Название города, в какой стране расположен, является ли столицей. 2. Реальный город или вымышленный (если вымышленный -то сказочный или нет). 3. Какие дома преобладают (каменные, деревянные, высокие, низкие, красивые, обычные) 4. Размеры города, окружен ли крепостной стеной и рвом (описание стены и рва) 5. Улицы города (узкие, широкие, извилистые, прямые) мостовые (грунтовые, каменные, асфальтовые). 6. Что находится в центре города, где живёт правитель, кто он. 7. Чем занимаются жители. 8. Особенности этого города.

Описание пейзажа. Примерные произведения: И. Бунин «Листопад», А. Пушкин «Зимнее утро», С. Аксаков «Осень», И, Тургенев «Степь». 1. Время года. 2. Время суток. 3. Неживая природа на земле (горы, горные долины, реки) и в небе (цвет неба, облака, тучи, молнии, солнце, звезды). 4. Растительный мир (лес или отдельные деревья, ягоды, грибы, поваленные деревья, пни). 5. Строения ( деревня, отдельные дома, сказочные избушки, крепостные стены, частоколы, мельницы). 6. Люди (большая группа или отдельные люди, указать где находятся, если их не так много – дать описание каждого человека). 7. Животные (какие животные, большая группа или отдельные животные, указать, где находятся, если их не так много, дать описание каждого животного).

Характер литературного героя. Благородный вежливый великодушный Верный весёлый грубый Глупый добрый добродушный Доверчивый жадный жестокий Заботливый застенчивый злой Ласковый лживый любопытный Мудрый мужественный нежный Надёжный обидчивый откровенный общительный объективный подлый Порядочный преданный приветливый Ранимый равнодушный скупой Романтичный скромный спокойный Справедливый терпеливый терпимый Трудолюбивый трусливый умный Хвастливый хитрый храбрый честный щедрый эгоист

Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей.

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Деталь – от французского – подробность, мелочь. Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Художественная деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае деталь используется, чтобы наглядно представить описанное.

Сюжет – от французского – предмет. Цепь событий в литературном произведении. В основе сюжетного действия лежит конфликт. Построение сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Завязка - начальный момент развития событий, изображённый в художественном произведении. Часто возникновение конфликта между действующими лицами. Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия. Развязка - заключительный момент в развитии действия художественного произведения, т. е. завершение действия, разрешение конфликта

Литература: С. А. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать сочинения» Издательство ГРАМОТЕЙ 2006