Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина Л.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словесность. I.Что такое словесность? Словесность словесный слово - ость- - значение отвлечённости и обобщённости Словесность – всё, что составлено из.
Advertisements

Что такое словесность Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина.
Аллегория Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина Л.Н.
Язык художественной словесности Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области.
Изложение по рассказу Н. Сладкова Урок развития речи в 3 классе Автор: Колодина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 7 Г. Иваново.
Язык драматического произведения (урок словесности в 6 классе) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о.Коломна Московской области.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района.
Презентация к уроку «Что такое текст» подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской обл. Халяпина.
Стили речи Приложение к уроку - семинару автор: Гончарова Н. учитель: Щербак Е.В.
Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить,
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
«Знаки препинания при прямой речи» (урок-закрепление в 5 классе) Учитель русского языка МБОУ СОШ 2 станицы Каневской Каневского района Краснодарского края.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Употребление языка Стилистические возможности слов и выражений. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик, высказываний, адресованных собеседнику.
Транксрипт:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина Л.Н.

Разговорный язык и литературный язык Устная речь и письменная речь – это две формы употребления языка, две формы словесности, типы речи. А разговорный язык и литературный язык – это две разновидности языка. Они могут употребляться как в устной, так и в письменной форме.

Разговорный язык Литературный язык В разговоре слова выражают мысли и чувства. Используется разговорный язык для общения с хорошо знакомыми людьми, в неофициальной обстановке. Преобладают диалоги, особенная лексика и синтаксис. А ещё слова, употребляют для выражения научной мысли, для устного приказа или записи закона, для статьи в газете или выступления на митинге. Средствами слова созданы песни, сказки, загадки, пословицы, стихи, рассказы, романы, пьесы. Здесь используется литературный язык.

Распределим слова Книжные Нейтральные Разговорные Аплодировать – хлопать в ладоши, бить- лупить, бранить – распекать, шляться – бродить, соваться – вмешиваться, голова – башка, обрести – найти. жрать – есть, застрять – задержаться, доход – барыш, свершать – делать. ?

Просторечные слова Главное условие хорошей речи – умение употреблять слова и выражения, необходимые в соответствующей ситуации. Просторечные слова и выражения бывают уместны при общении с близкими людьми.

Анализируем текст Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха Еле жива, а толста, как купчиха! Я её, дуру, накрыл зипуном Сильно дрожала... Не рано уж было. Это отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Литературный или разговорный язык использован в нём? Почему поэт употребил такую разновидность языка и с какой целью использовал просторечные слова? Объясните значение слов: копошится, зипун

Составьте диалог Добрые слова хорошему человеку Добрые слова хорошему человеку Просьба Просьба Ответ Ответ Вежливый отказ Вежливый отказ

Литературный язык Наша речь создаётся в соответствии с нормами русского языка. Эти нормы надо знать, чтобы вас правильно понимали, чтобы высказывание произвело именно такое действие, которого вы хотели. Литературный язык – это нормированный язык. Нормы русского языка обязательны для каждого, кто говорит и пишет по-русски.

Литературный или разговорный язык? Догадливый хомяк Повезло хомяку наткнулся на птичье гнездо. Лежат на земле два большущих яйца. Забирай и пируй! Только вот лапками яйцо не обхватишь выскальзывает. И за щёку не затолкать не помещается. А бросить жалко. Возился хомяк, примеривался, пыхтел, сопел не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо и покатил к себе в нору. Если дело не по зубам, не по лапам головой поработать надо! Н. И. Сладков Выпишите слова и выражения, которые могут быть употреблены только в этой разновидности языка. Какой двойной смысл содержится в последнем предложении?

Литературный или разговорный язык? Осень на реке Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка ещё бежала, но утром на ней был ледок. С каждым морозцем ледок рос. Не было по берегам и куликов, оставались ещё только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и уже больше не таял. Какие нормы языка можно отметить? Какие нормы языка можно отметить? Правила произношения Правила изменения слов Правила написания слов Правила употребления слов Правила соединения слов Правила постановки знаков препинания

Играем со словами Превратите Рыбу в птицу Дерево в грозное оружие Насекомое в дерево Как из травы сделать лебедя? Из домашней птицы – дикого зверька? Сазан – фазан, ракита – ракета, жук – бук. Лебеда – лебедь. Курица – куница. Лебеда – лебедь. Курица – куница.

Информационные источники Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие. – М.: Дрофа, Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009